Доказывает, воздействуя на ум своих читателей или слушателей, что
Положение такого-то класса в обществе намного улучшилось или Намного ухудшилось вследствие таких-то причин. Поэт, вооружась жи- Вым и ярким изображением действительности, показывает с помощью Правдивой картины, действуя на фантазию своих читателей, что Положение такого-то класса в обществе действительно намного Улучшилось или ухудшилось по такой-то и такой-то причине. Один Доказывает, другой показывает, и оба убеждают. Только один — логическими доводами, другой — картинами {выделено мной. — М.Т.). Научное и художественное нельзя рассматривать как абсолютные Противоположности. Наука и искусство не могут вопреки всему Развиваться параллельно, не соприкасаясь. Это две стороны одного Процесса познания. Искусство,.к ак и наук а, отражает жизнь. Но, в отличие от Науки, делает это не с точностью отражающего зерк ала, Которое беспристрастно воспроизводит то, что перед ним, — Всякое отраженное искусством явление есть, в известной Мере, суждение о нем, а, следовательно, и отношение к нему. Искусство Всегда субъективно. В отличие от науки искусство имеет свои специфические признаки: Обобщение; Индивидуальность; Эстетичность; Вымысел. Разница между наукой и искусством заключается, вероятно, в том, что Они представляют собой две проекции одной и той же картины Объективной действительности. Наука ищет общие закономерности для Сотни и тысячи одних и тех же явлений. Для науки, например, очень Важно 100 случаев одного и того же явления. Для нее не важен только Й случай. Наука, изучив 100 случаев, может сделать вывод, Определить закономерность. Наука ищет один закон для всех 100 Случаев. Но для искусства важен именно этот 101-й случай. Единственный случай, который отражает в своей индивидуальности и Неповторимости все остальные. Обобщающий, но не теряющий своей Индивидуальности, он отражает своеобразие личности художника. Вся наука объединилась для создания единой картины мира, и, если Бы Эйнштейн не обнаружил закона относительности, его рано или Поздно обнаружил бы кто-то другой. Но никто, кроме великого Джотто, не Создал бы гениальных, неповторимых фресок в падуанской капелле Скровеньи, никто, кроме Родена, не вылепил бы «Граждан Кале», никто, кроме Ромена Ролана, не создал бы Кола Брюньона.* Они уникальны и Неповторимы, они индивидуальны. И в то же время, как они все знакомы?! * Кола Брюньон был одним из любимых литературных героев M.T. Глава II ОТСТУПЛЕНИЕ В ТАИНСТВЕННУЮ СТРАНУ СТИЛЕЙ Метод художественного творчества, возникший Из глубины мировоззрения, порождает стиль. Производство материальных благ и их распределение среди членов Общества создает определенные экономические взаимоотношения Между людьми. От того, кому принадлежат средства производства, Группе лиц или всему обществу, кто является эксплуататором и Эксплуатируемым, кто получает прибыль и создает накопления, а кто Лишь продает свой труд, зависят производственные отношения членов Общества. Это базис общества, его жизненная структура, его эконо- Мический строй на определенном отрезке развития. Конфликты, существующие в производственных отношениях,, Отражаются в общественных противоречиях и создают необходимость Обосновать и укрепить установившиеся общественные отношения. В Результате этого создается определенная система идей, взглядов, Понятий, которые выражаются в морали данного общества, в религии, Политике, философии, праве, искусстве и т.п. А система определенных Взглядов и идей, которых придерживается данная общественная Формация, есть идеология данного общества. Все формы идеологии Являются так называемой надстройкой над базисом этого общества. Когда экономический базис меняется, меняется и его надстройка. В Период назревания краха абсолютной монархии во Франции, уже в недрах этой формации готовилась новая система идей под лозунгом: «Свобода, равенство, братство!». Рухнул в период Французской революции базис феодального строя, изменилась и его надстройка. «Не
|