Интересует не сочиненный, воображаемый мир, а мир реальный, в
котором «люди домогаются всего, хватают и расхищают все — ордена, звания, должности, деньги. Живут только честолюбием и алчностью» — Так говорил Виктор Гюго про героев Бальзака. Реалисты в первый раз за всю историю человечества внесли в Искусство тему денег. Город становится основным местом действия. И Если романтики строили свои произведения исключительно на Воображении, реалисты основой творчества стали считать наблюдение и изучение. Бальзак писал: «Французское общество само создает свою историю, а я только его секретарь, записывающей ее». В отличие от Романтизма, герои которого стоят вне общества и как бы издали Печально наблюдают за ним, герои реализма живут интересами самого Общества и связаны с ним общностью многообразных интересов. Реалистический театр — это многочисленная группа великих писателей и актеров: это театр Г.Ибсена и Б.Шоу, это русский театр А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, Л.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького, Грузинский театр Д.Клдиашвили. Это театр К.С.Станиславского, Открывший миру законы сценической жизни реалистического театра. На мгновение вспомним и проведем параллель между учениями о Театре Аристотеля, Буало, Гете, Станиславского. Это история Театральных стилей. На протяжении всей истории человечества, в Разных частях земного шара, как вулканы творческих вспышек, Рождались великие театральные школы, создавшие впоследствии свои Шедевры. Театры потрясали своих современников и звали за собой. Подъем творческой активности всегда был связан с периодами подъема Материального и духовного развития всего общества. ШКОЛА Наверное, было бы неправильно понимать стиль как нечто, однажды Узаконенное и застывшее. Стиль — понятие многообразное и сложное. Разные направления в искусстве одного стиля получили Наименование школ. Школа —это направление в стиле. Школы эти, Которые обычно сосредотачивались вокруг выдающихся мастеров или Целой группы мастеров, имели свои особенности в художественном Методе и занимали в стиле свое неповторимое место. В каждом стиле — десятки школ, и каждая из них — разновидность Одного стиля. Есть направления прогрессивные, подготовляющие и Предугадывающие будущие перемены, и есть школы, которые сами по Себе не создают великого искусства, но готовят почву для этого. В этом Вечном противоречии и противодействии — закономерность развития и Движения. Школы очень отличаются друг от друга, хотя и не теряют Художественных связей со своим стилем. Не надо путать их, а надо Очень подробно изучать и, что самое главное, как можно точнее Определять связь школы с общественной жизнью ее страны и народа, И тогда постепенно перед нашим взором возникнет весь грандиозный Горный массив человеческой культуры. Для того, чтобы изучить его и Понять, разобраться в нем, нужна, вероятно, не одна жизнь. Вот вокруг величайшей вершины (РЕАЛИЗМ) — ореол Разновысотных гор. НАТУРАЛИЗМ, КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (Гоголь, Достоевский), СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Сквозь мягкую дымку Просматривается реалистическое направление чистого цвета, давшее Миру Ван-Гога, Сезана, Гогена, Ренуара, Дега, Родена, а в театре — Макса Рейнгарда. Это ИМПРЕССИОНИЗМ, великое открытие. К концу XIX и в начале XX Веков рождается очень много направлений и школ. Между отдельными Группами художников возникают противоречия в понимании роли и Назначения искусства в общественной жизни. Между ними отсутствует Единая стилистическая направлен ность. Это период, когда Выкристализовываются устои нового мира. Человечество взбудоражено, Человечество ищет новых путей в будущее. Этот процесс проявляется По-разному. Возникают и, не успевая развиться и утвердиться, исчезают ЭКСПРЕССИОНИЗМ, СИМВОЛИЗМ, ФУТУРИЗМ, К УБИЗМ, АБСТРАКЦИОНИЗМ, СЮРРЕАЛИЗМ, МАНЬЕРИЗМ. Можно выделить Еще НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОРОМАНТИЗМ. По сути дела, их все и не Перечтешь. Как бабочки над цветами, мы пропорхали над этими главными Стилистическими царствами человеческой культуры. Все они отражают
|