Студопедия — Прошение крестьян деревень Буинского уезда министру внутренних дел А.Е. Тимашеву с жалобой на притеснения со стороны местного православного духовенства. 23 декабря 1868 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Прошение крестьян деревень Буинского уезда министру внутренних дел А.Е. Тимашеву с жалобой на притеснения со стороны местного православного духовенства. 23 декабря 1868 г.






Документ отражает стремление властей рас­ширить влияние православия в крае, удержать в этой вере принявших ее татар. По действовавшим в России нормам, православным воспрещалось при­нимать какую-либо иную веру.

Его высокопревосходительству господину министру внутренних дел генерал-лейте­нанту Тимашеву нижеподписавшихся Сим­бирской губернии Буинского уезда кресть­ян татар всепокорнейшее прошение.

Лет 150 тому назад прадеды наши приняли хри­стианство, но умерли, не приведя в эту веру своих детей. Деды и отцы наши оставались в магометанстве, а за ними и мы. Между тем, русское духовенство по метрическим книгам вело поколение наших праде­дов — номинально христианское. Оно не исправля­ло у нас никаких христианских обрядов, нас не кре­стили, не венчали, не исповедовали, не причащали и не хоронили русские священники, но, являясь толь­ко в наши деревни, справлялись о родившихся и умерших и записывали нас в книгах русскими име­нами по своему усмотрению; так что из нас не знает никто русского имени. Если духовенство встречало отказ в сведениях подобного рода, то жаловалось на­чальству, за то, что будто бы мы отступники от хри­стианской веры. Следствием этих жалоб было то, что многих из наших одножителей выслали в Си­бирь, а остальные продолжали жить по снисхож-

дению русского духовенства. Некоторые пытались предстать пред лицо монарха на это невыносимое положение, шестьма прошениями, на которые еще не получили разрешение, но между тем были схва­тываемы полициею и как зачинщики и бунтовщики ссылались в Сибирь; так что достаточно было одно­го доноса священников или оговора какого-нибудь злонамеренного человека, могущего обвинить кого-либо из нас будто бы в подстрекательстве к отступ­ничеству от христианской веры1. Обращаться к мул­лам с просьбами исполнении над нами магометан­ских обрядов мы тоже не смели, опасаясь мести рус­ского духовенства, да и сами муллы не хотели ви­даться с нами. Тем не менее мы, воспитанные по закону магометанской религии, продолжали жить в вере отцов, исполняя магометанские посты и празд­новали «курбан»2.

Подобного рода обстоятельство до той степени нас стесняет, что мы в существе своего быта не мо­жем вступать в браки, не токмо обращением по сему предмету к местным муллам, но и к русскому духо­венству, так как сие последнее духовенство, зная, что мы не имеем малейшего основания христианской веры, согласия на это полагать не может и не долж­но. И мы, находясь в таковом стеснительном поло­жении постоянно, остаемся при исполнении браков на влиянии русского духовенства, невыносимо пре-

следуемые административною властью начальства, которое распорядилось следующим образом, что чле­ны Берганского волостного правления решились на следующие противозаконные поступки довершени­ем нам обид. По предположенному на нас духо­венством в пользу церквей налогу в неизвестном количестве и при сем случае самовольно забрано у нас имущество, и куда оное обращено, нам неизвес­тно. Из просителей у Ибята Мязитова забрано само­вар в 10 руб. сер[ебром], перину в 10 руб. сереб­ром], у Халита Мавлютова тоже перину в 10 руб. сер[ебром] и лошадь в 30 руб. сер[ебром]; Ахметя Юсупова лошадь стоимостью 40 руб. сер[ебром]; Негаметуллы Юсупова корову в 20 руб. сер[ебром]; и когда из нас Ибят Мязитов и Негаметулла Юсу­пов, находясь в крайности, просили приостановить сей забор и дать нам на сие некоторую льготу, нас в волостном правлении засчитано ослушниками и со­ставлено на нас приговоры. Имея в виду, что выше­упомянутые наши жалобы должны находиться в рассмотрении Вашего высокопревосходительства, на которые мы, не получа по сие время разрешения, вынуждены вновь утруждать особу Вашу, обратить в лице монарха внимание на наше невыносимое тер­пение, и дабы положить конец сему делу на даль­нейшее время преследование нас в очередной систе­ме, так что из среды нас жалобщиков по оговору лишь одного ничтожного лица, имеющего малозначитель­ный вес, солдата, Азей Амиров и Мязит Мавлютов, будто бы неисполнители наказной православной веры, подвержены тюремному заключению; к осво­бождению коих до особого разрешения не обращает­ся со стороны начальства влияния закона, и они, запутанные в вере, страдают совершенно безвинно. Потому покорнейше просим: ограждая нас от само­вольных заборов нашего последнего имущества по налогу на нас в административно-частном свойстве, учинить высоконачальничье распоряжение, так как

мы по сему предмету вместе с сим обратились с жа­лобою к господину симбирскому губернатору. В от­ношении же прискорбного нашего существования в вере, согласно нашего ходатайства по данным про­шениям благоусмотрению Вашему высокопревосхо­дительству, не оставить правосудного распоряжения...

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 8. Д. 746. Л. 148-150 об. Опуб­ликовано: журнал «Гасырлар авазы — Эхо веков», 2001, №3-4. С. 53-54.

2. Историк Н.Н. Фирсов о движении та­тарских крестьян 1878 г.

 

Фирсов Николай Николаевич (1864-1933) — историк, доктор русской истории, профессор

Ка­занского университета. В 1923-1929 гг. возглав­лял Научное общество татароведения. Оставил тру­ды по экономической истории России, истории кре­стьянских движений ХУП-Х1Х вв., биографичес­кие очерки о российских исторических деятелях, в том числе о Г.Р. Державине.

...В 1878 г,, когда еще не улеглись в мусульман­ском населении Казанской губернии чувства, выз­ванные русско-турецкой войной, — бестактные дей­ствия казанского губернатора Скарятина вызвали протест и волнение татар в нескольких волостях Спасского и Казанского уездов.

Во «всеподданнейшем годовом отчете» Скарятин говорит.очень глухо, что возмущение вспыхнуло из-за предъявленных татарам страховых ведомостей, состав­ленных волостными правлениями, на основании инст­рукции Казанского губернского земского собрания, как производить страхование строений от огня. Многие татарские сельские общества не приняли страховых ведомостей и отказались от подписания приговоров, так как среди татарского населения прошел слух, «что

приговоры», пишет губернатор, «эти касались не страхования строений, а относились собственно к об­ращению их в православную веру». Дальше он пояс­няет, почему возник этот слух: «слух», сообщал он царю, «об обращении» татар в православную веру рас­пространился вследствие неизвестно кем распущен­ных нелепых толков о том, что в каждой татарской деревне будут достроены каланчи и повешены коло­кола, где их и станут приводить в православие, что мальчиков шестилетнего возраста отберут в русские училища и там окрестят и тому подобных слухов са­мого бессмысленного свойства». Так говорил губерна­тор. Но как современник, я могу сообщить, что тогда передавали за вполне достоверное распоряжение самого губернатора Скарятина поставить в каждой татарской деревне столб и повесить на нем колокол для набата во время пожара и для звона во время сильных мете­лей, а это распоряжение, которое стали было приводить-в исполнение, и вызвало «волнения и беспорядки».

В чем же они заключались? По рассказу губерна­тора, в Спасском уезде в одной деревне (Старые Урга-ры, Марасинской волости) татары «угрожали стано­вому приставу и волостному старшине, а в двух обще­ствах были отобраны у сельских старост должностные печати, с нанесением одному из них побоев, за приня­тие им инструкции о взаимном земском страхова­нии». В Казанском уезде, в трех волостях — Болыпе-Менгерской, Болыпе-Атнинской и Мамсинской — «волнения и беспорядки», по словам губернатора, вы­разились «еще с большей силой». Здесь во всех на­званных волостях, «самовольно были сменены волост­ные старшины и сельские старосты и избраны вместо них новые; в первой из названных волостей нанесе­ны угрозы исправнику, избит приходский мулла, по­могавший ему в увещании крестьян к послушанию и полицейский стражник, муллу защищавший; во вто­рой — изорваны все бумаги, находившиеся в волост­ном правлении и прибиты сельские старосты; в пос-

ледней же — изгнаны проживавшие в ней 12 рус­ских промышленников, под угрозой смерти в случае возвращения, прибиты три полицейских стражника, а волостной писарь не только избит, но и подвергнут истязаниям»...

Как же прекращались эти «волнения и беспо­рядки»? Губернатор сообщил царю, что «в виду ско­рейшего прекращения... буйства и ослушания» он сам явился на места происшествий с батальоном солдат в 500 чел. и «вынужден был прибегнуть к более кру­тым и резким мерам», по его собственным словам; но в чем заключались эти «более крутое и резкие меры»—он не говорит ни полслова. Ибо воинская ко­манда, по его же сообщению, «не была употреблена в дело» и «произвела» только «сильное впечатление и оказала большое нравственное влияние». Так красно­речиво говорит губернатор; но сохранился документ, напечатанный в № 1-2 «Вестника Научного общест­ва татароведения»1, рисующий нам совершенно дру­гую картину. В этом документе-жалобе сообщается: татары были возбуждены, во-первых, тем обстоятель­ством, что инструкция о страховании строений от огня, будучи циркулярно разослана в каждое сельское об­щество, долго не оповещалась, чем воспользовались разные, враждебные магометанам, лица, чтобы толко­вать «инструкцию» в «превратном смысле», во-вто­рых, самая формулировка цредписаний была не ясна, огульна и заставляла думать, что все §§ инструкции одинаково обязательны как для православного, так и для магометанского населения, при чем некоторые из этих §§ прямо противоречили магометанскому зако­ну; последнее «бросалось в глаза»; вследствие этого, татарское население нескольких волостей послало к казанскому губернатору депутацию для выяснения и

устранения указанного противоречия. Скарятин, буд­то бы, разъяснил, что смутившие тата𠧧 не относят­ся к мусульманам, и дал им в этом смысле письмен­ное удостоверение. Но депутация не успела еще до­ехать до своих мест, чтобы успокоить своих единозем-цев, как губернатор Скарятин с полицейскими чина­ми и войском явился в селение Большие Менгеры и произвел здесь жестокую расправу над толпой крес­тьян от 11 до 80-летнего возраста численностью до 1000 человек, вызванных из Атнинской и Мамсин-ской волостей. Он велел встать этой толпе на колени и, окружив ее войском, «стал прохаживаться» среди -нее, «кого рвал за бороду, кому наносил удары в грудь» и пр. Потом перепорол до 800 человек. Пощады не было никому: «от ударов пали жертвами старцы и дети», говорит прошение-жалоба. Избивая, губернатор твердил: «вот вам Мухаммед, вот вам Коран, вот вам за непринятие §§!» Для кормления приведенных сол­дат было отобрано у татар много скота, отчего «многие окончательно разорились». На все это приносилась ми­нистру жалоба, и испрашивалось назначить особую комиссию для расследования незаконных и самоуп­равных действий губернатора Скарятина. Циркули­рующие до настоящего времени воспоминания о рас­сказанном событии в общем подтверждают изложен­ный документ, но в подробностях современники-рас­сказчики дают и нечто иное, отличное от свидетельств документа. Так они говорят, что «волнения и беспо­рядки», выразились между прочим, в том, что татары сделали безуспешную попытку вооруженного сопро­тивления, выйдя против команды с кольями, вилами, косами, но что, как только «бунтовщики» услышали военную музыку, — они сейчас же спрятали свое во­оружение в снег. Началась жестокая экзекуция. Гу­бернатор Скарятин, по рассказу старожилов-татар, при­казал испуганным татарам встать прямо в снег на колени, морил их в таком положении несколько ча-

сов, ругался над Магометом и собственными каблука­ми бил по головам, в заключение велел всех нещадно перепороть. Это произвело, действительно, такое впе­чатление, что до сих пор среди татар держится преда­ние об избиении Скарятиным насмерть двухтысяч­ной татарской депутации, пришедшей к нему для переговоров, им будто бы отпущенной с миром до­мой, а потом дорогой, по его приказанию, поголовно истребленной...

Фирсов Н.Н. Прошлое Татарии (Краткий науч.поп. истор.ичес. очерк). — Казанъ,1926. — С. 39-40, 41-42.

3. Из дела по прошению старовера мусуль­манина Казанской губернии, Свияжского уезда, деревни Молвиной, Б.Х. Ваисова о разрешении ему устройства староверского мусульманского медресе. 12 августа 1881 г.

 

Вайсов (наст, фамилия Хамзин) Багаутдин Хамзович (1810-1893) — основатель и руководи­тель ваисовского движения. Учился в медресе в Ка­зани, занимался торговлей в Туркестане и Бухаре. Объявил себя последователем сподвижника Мухам-мада — св. Вайса. В 1862 г., ссылаясь на якобы по­лученное разрешение императора Александра II, от­крыл молитвенный дом, где учил «истинной вере». В 1884 г. был арестован за неуплату податей. Опре­делением Казанского окружного суда был признан одержимым сумасшествием в опасной форме и по­мещен в Казанскую окружную психиатрическую лечебницу, где и скончался через восемь лет.

Слушали: Прошение старовера мусульманина Казанской губернии Свияжского уезда Косяковской волости, деревни Молвиной Багаутдина Ваисова, поданное в губернское правление 4 сего августа, сле­дующего содержания (прописать все прошение)...

Приказали: Так как в прошении старовера му-

сульманина Казанской губернии, Свияжского уез­да, Косяковской волости, деревни Молвиной Бага­утдина Хамзина Ваисова заключается описка в Вы­сочайшем титуле, вместо слова «всероссийский» написано «всей-россии», что противно 1 пун. 24 ст. 2 часть X том; и, кроме сего, в Высочайшем титуле, вопреки приложенной к 205 ст. этого же тома и части формы прошения, пропущены слова «Государь Всемилостивейший»; независимо от сего в проше­нии Ваисова вопреки 224 ст. пун. 3 помещены поно­сительные и укорительные выражения, для магоме­тан, именно: 1) есть указ в России [о] самозванц[ах], изменник[ах] татар[ах]; 2) татары молодые летами и здоровые как мужского и женского пола являют­ся пьяницами, фанатиками, поступают в публичные дома, а женщины — старухи нищенки делаются пред богатыми татарами своднею; 3) после таких фанати­ков, чародеев, извергов и распутных женщин и де­виц; 4) не читают молитву за православного царя, молятся и читают молитву за царя турецкого; а под­пись просителя на прошении, учиненная на татар­ском языке, в противность 206 ст. 2 часть X т., не переведена на русский язык, их прошение это, на основании 224 пун. 1 и 3, 206 и 225 ст. 2 часть X т., возвратить Багаутдину Хамзину Ваисову с надписью по месту жительства его в гор. Казани, в Ново-Та­тарской слободе, в своем доме через Казанское го-родовое полицейское управление, а дело кончить.

НА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1923. Л. 1-2 об. Опубликовано: жур. «Гасырлар авазы — Эхо веков», 1996, №3-4. — С. 147.

4. О татарском просветительстве второй по­ловины XIX в.

 

Наиболее важным результатом всего предшест­вующего развития татарской общественно-философ­ской мысли является становление во второй полови­не XIX в. татарской светской философской мысли

просветительской направленности. Это период эпохи Нового времени для татарского общества и культуры, когда появляется значительный слой татарских мыс­лителей, светски образованных личностей, предпри­нимателей, осознающих себя представителями татар­ской нации и стремящихся поднять культурный уровень татарского народа на европейский уровень. На смену купцам — представителям старинных династий (Апаковых, Азметьевых, Бурнаевых, Юну-совых), жившим на протяжении столетий в ладах с властями и довольствовавшимся размеренной, спокой­ной жизнью своих мусульманских приходов, пришли коммерсанты нового типа (Галеевы, Галикеевы, Каза­ковы). Последние были в основном выходцами из де­ревень, с помощью коммерческой жилки, энергии, прагматизма добившимися больших состояний. Они почти все прекрасно знали русский язык, имели связи с русской купеческой средой. Предприниматели нового типа, сохраняя известную верность мусульманским традициям, стремились привести их в соответствие с современной действительностью. Они выступили глав­ными меценатами1 в финансировании всего нового, передового в татарской среде.

Правда, и в этот период ислам продолжает гос­подствовать в духовной жизни татарского общества, но он уже не мог приостановить процесс секуляри­зации2 культуры, проникновения светского знания.

...Особенность взглядов Фаизханова и Насыри состоит в том, что в их мировоззрении светское на­чало преобладает над религиозным, является доми­нирующим, определяющим суть их мировоззрения....У Марджани религиозный и светский пласты ми­ровоззрения взаимодополняют друг друга.

...Развитие светских тенденций, секуляризация татарской культуры сопровождались интересом к

русской культуре и науке, стремлением овладеть современными естественнонаучными знаниями. Од­нако против сближения с русской культурой выс­тупала основная масса татарских духовных служи­телей, остававшихся на старых, консервативных по­зициях, согласно которым все немусульманское — неверное, а значит, еретическое1. Они всячески пре­следовали интерес к светскому знанию, философии и естественным наукам...

В результате татарское общество разделилось на два лагеря по вопросу о необходимости овладения знанием Нового времени. Одни (X. Фаизханов, Ш. Марджани и К. Насыри) ратовали за проникнове­ние светского знания в татарскую культуру, мирное сосуществование философии и религии. Они доказы­вали необходимость овладения русским языком — языком контактов с русской интеллигенцией, про­никновения светского знания. Другие — их было большинство (Ш. Мухаммадиев, Исмаил б. Муса) — признавали необходимость получения мусульманс­кого образования, ориентированного на средневеко­вые традиции, проповедовали покорность, подчине­ние духовным и светским властям. Борьба между этими направлениями приобретала различные фор­мы...

...Татарские просветители 60-80-х годов (X.Фа­изханов, Ш. Марджани и К. Насыри) создают произ­ведения гуманистического звучания, центральная проблема которых — человек со всеми его интереса­ми, нуждами, чаяниями и мечтами о светлом буду­щем...

Татарские просветители подвергли критике «изжившие» методы преподавания, застой в нацио­нальной культуре, отстаивая новый образ жизни, прогресс и свободу человеческого разума.

...Для татарского просветительства была харак­терна также борьба против любых форм косности и фанатизма1 в общественной жизни и вступление на путь прогресса, т.к. для большей части татарско­го общества были присущи средневековые, патриар­хальные отношения в быту, которые, согласно про­светительским взглядам, необходимо было изменить с помощью распространения научных знаний и при­общения к современным достижениям западноев­ропейской и русской культуры.

Просветительская философия самым тесным образом связана с политикой, моралью, юриспруден­цией, практикой общественной жизни. И именно эти части философии также определяют суть фило­софской части Просвещения. В определенной сте­пени эти черты свойственны и татарскому просвети­тельству.

Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.— Казань, 2001. — С. 144—147.

5. Учебный план казанского медресе, руко­водимого Ш. Марджани. 1860 г.

 

1. Грамматика (по учебникам) Кафия — 2 лекции, Шархе мулла — 2 лекции (в неделю).

2. Эстетика (Балягат) по Талхису — 1 лекция.

3. Логика мантык (по учебникам) Шамсия — 2 лекции, по Тагзибу — 2, по Сулляму —2.

4. Древняя философия — по Хикмат-уль-айн — 1 лекция.

5. Философия религии (по учебникам) Тагзиб-уль-калям — 2, Шархе-акаид — 2, мулла Джалямн — 1.

6. Методика законоведения по Таузыху — 1 лекция.

7. Законоведение. Мухтасар-уль-викая — 1, Шарх-уль-викая — 1, Хидая — 1, фараиз — 1.

8. Мораль. Айн-уль-ильм—1, Тарикат-уль-Мухаммадия — 1.

9. Хадис (изречения и сообщения о поступках Мухаммеда) Мишкатль масабих — 1.

Марджани. Сб. статей. — Казань, 1915. — С. 106.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 400. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия