Ность неавтоматизированно управлять движениями в процессе питательной деятельности.
Различают две разновидности двигательных умении: одни выражаются в умении осуществлять целостную двигательную деятельность, а другие — в умении выполнять отдельные, различные по сложности движения. Умения первой разновидности связаны с необходимостью решать неожиданно возникающие двигательные задачи в изменяющихся условиях игры, борьбы и др. В этом случае двигательная деятельность всегда осознанна и характерна творческим применением уже заученных действий и физических качеств. Что касается других двигательных умений, to они постепенно переходят в навык, при этом развитие умения идет от первоначального овладения техникой движения ко все большему его совершенствованию. Двигательный навык с физиологической точки зрения «представляет собой сложный псиной условный проприоцептивный двигательный рефлекс или двигательный стереотип». В целостном двигательном л юс—-это автоматизированный способ управления движениями. При этом автоматизации, касающаяся способа выполнения каждого отдельного движения, не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной задачи, для контроля движений и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка, в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи. Хорошо упроченный навык, приобретший стабильность, связан с вариативностью двигательного действия. При стабильности навыка можно использовать различные варианты двигательного акта, однако с сохранением основы его техники (например, бег в различных вариантах). В свою очередь вариативность двигательного действия способствует возникновению нового умения более высокого порядка, позволяющего применять освоенный навык в целостной деятельности и отбирать наиболее целесообразные, лучшие варианты выполнения действий. § 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы — систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации и прогрессирования. Они представляют наиболее важные положения педагогики и выражают закономерности воспитания и обучения. Дидактические принципы имеют в своей основе учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Принцип систематичности. Этот принцип является ведущим, пронизывающим весь комплекс мероприятий, используемых в целях физического воспитания и обучения (режим, закаливание, формирование двигательных навыков). Известно, что каждая
система заключает в себе взаимосвязанные части, имеющие определенную последовательность, периодичность, ритмичность. «В основе отражения этой системы в коре головного мозга лежит возникновение динамического стереотипа, причем принцип динамической стереотипии обусловливается особенностями деятельности коры больших полушарий, ее высочайшей пластичностью, т. е. способностью к тончайшему, все время меняющемуся приспособлению к внешней среде для уравновешивания организма с этой средой»1. Все остальные принципы представляют собой взаимосвязанные части этой сложной системы и вступают в деятельное состояние при возникновении раздражителей окружающей среды. Эти раздражители воздействуют на периферические концы анализаторов и вызывают соответствующие условнорефлекториые реакции у человек;! (ребенка). Систематичность проявляется прежде всего в четкой регулярности физкультурных занятий с обязательным регулярным чередованием нагрузки и отдыха для организма, последовательности самих занятий, взаимосвязи различных сторон их внутреннего содержания. Под влиянием систематических занятий гимнастикой, спортом, играми и т. д. в организме происходит перестройка различных систем. Так, например, выяснены биохимические, морфологические и функциональные изменения, которые происходят в крови, в мышечной деятельности, сердечно-сосудистой и других системах организма при регулярной тренировке. В основе всех этих изменений лежит возникающая в процессе занятий условнорефлекторная связь, запечатленная корой больших полушарий головного мозга (А. Н. Крестовников). При прекращении систематических занятий наблюдается угасание возникающих условнорефлекторных связей, снижение уже достигнутого уровня ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ возможностей, а иногда и регресс морфологических показателей, выражающийся в уменьшении удельного веса активной мышечной ткани, изменении ее структурных компонентов и других неблагоприятных явлениях. Таким образом, для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение непрерывности всего процесса физического воспитания, обеспечивающей развитие положительных изменений, вызванных предыдущими занятиями, и закрепление их на последующих (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, игры и упражнения, установленные в режиме дня). Физическое воспитание требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуются двигательные динамические стереотипы. В процессе выработки двигательного навыка образующиеся временные нервные связи бывают неустойчивы и непостоянны. 1 А. Н. Крестовников. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности — естественно-научная основа физического воспитания. М., «Знание», 1&53, стр. 24. К их упрочению ведет целый ряд последующих подкреплений условного раздражителя безусловным. Для эффективного повторения необходима такая система, при которой повторный материал сочетается с новым, т. е. когда процесс повторения имеет характер вариативности (изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие методов и приемов, различие формы и содержания занятий в целом). В таких условиях новые звенья и цепи образовавшихся условных рефлексов надстраиваются на ранее выработанных связях, способствуя прочности всей системы временных связей, заключающихся в этой цепи. Помимо этого, повторения обеспечивают долговременную приспособительную перестройку морфологического и функционального порядка, на основе которых развиваются физические качества. Все это дает возможность закрепить уже достигнутое и создать почву для прогресса в дальнейшем. Что касается детей, то вариативность упражнений вызывает у них ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Следует учитывать, что включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип происходит без резких изменений при условии соблюдения постепенности, иначе новые раздражители могут привести к его разрушению. II. 11. Павлов указывал, что система условных рефлексов представляет собой большую сложность и масса отдельных функций участвует в известном порядке. Главное при этом — постепенность и тренировка. Он подчеркивал, что в педагогике это следует считать основные физиологическим правилом. Принцип сознательности и активности. В процессе физического воспитания и обучения чрезвычайно важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо прежде всего ясно представить, что и как надо выполнить, почему именно так, а не иначе. Приоритет научной разработки принципа сознательности принадлежит П. Ф. Лесгафту, категорически протестовавшему против механического заучивания движений. Лесгафт считал необходимым «...подготовить учащегося ко всякой работе, которую он мог бы производить на основании общих приемов по слову, избегая по возможности имитации, т. е.... приучиться к возможно большей самостоятельности в действии и к волевым проявлениям»1. Это выражается в представлении человеком движений с характерным возникновением в коре головного мозга процесса центрального возбуждения кинестезических клеток. При этом происходит оживление той системы временных связей, которые 1 П. Ф. Лесгафт. Пед. соч., т. 2, М., Изд-во «Физкультура и спорт», 1952, стр. 120.
образовались и закрепились при практическом выполнении упражнения. Причиной центрального возбуждении может быть слово, произносимое вслух, или собственная мысль (внутренняя речь) о том, как выполнено движение. В результате у человека возникает представление движения, аналогичное тому, которое он выполняет практически. Принцип наглядности. Использование этого принципа в физическом воспитании понимается как широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Любое познание имеет начало в чувственной ступени, Формирование движений, их изучение осуществляется во взаимосвязи с показателями всех рецепторов, прежде всего органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, проприоцептивного— мышц, суставов, связок и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его более детальное восприятие, содействуя формированию двигательных навыков, проявлению волевых качеств. В процессе совершенствования двигательных навыков усиливается взаимодействие различных органов чувств, сочетающихся в единый «комплексный анализатор.». '-)то способствует, с одной стороны, более тонкому восприятию, с другой — более обобщенному («чувство снега», «чувство воды»). Однако роль различных органов чувств и характер их взаимодействия может и изменяться. Так, если в начале, при демонстрации нового упражнения и его выполнении главную роль играет зрительный анализатор, то в заключительной стадии эта роль будет принадлежать двигательному, когда вся система движений автоматизируется. Наглядность тесно взаимодействует с осознанностью: то, что осмысливается человеком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором ощущения человека, особенно двигательные, играют важную роль. В связи с тем что одной из задач физического воспитания является всестороннее развитие органов чувств, можно активизировать различные воспринимающие системы, целенаправленно упражнять их методами избирательного воздействия (например, световые и звуковые наглядные ориентиры). Помимо непосредственной наглядности — восприятия окружающей действительности большую роль играет наглядность опосредствованная, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движений, которые не выступают наглядно и скрыты от непосредственного восприятия (например, использование киносъемок, углубляющих представление о движении). Кроме того, чрезвычайно большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое опирается на жизненный опыт ребенка, связано с двигательными представлениями и вызывает живой образ движений. Постепенно роль слова, имеющего значение опосредованной наглядности, возрастает соответственно приобретаемомуопыту человека. При наличии определенного двигательного опыта образное слово вызывает необходимые двигательные представления. Такая взаимосвязь указанных форм наглядности определяется, единством чувственной и логической ступеней познания, что физиологически объясняется взаимодействиемпервой и второй сигнальных систем. Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет особенностей и возможностей ребенка и в связис этим определение посильности предлагаемых ему заданий. В области физического воспитания соблюдение этого принципа особенно важно, так как выполнение различных упражнений оказывает непосредственное воздействие на жизненно важные функции организма и превышение носильной меры физических нагрузок может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возможностей человека и степенью трудности заданий. Установление и соблюдение этой меры — очень сложная проблема. Несмотря на имеющиеся нормативные требования программы, необходим еще верный учет индивидуальных сил ребенка и его подготовленности к более высоким требованиям. Возможности ребенка определяются путем слагаемых данных: испытания по нормативам физической подготовленности, врачебных обследований, непосредственного педагогического наблюдения. Доступность — не отсутствие трудностей, а возможность их: успешного преодоления при мобилизации физических и духовных сил человека. Проверка подлинной доступности, а не только кажущейся, подтверждается или опровергается систематическим врачебно-педагогическим контролем. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Преемственность выражается во взаимосвязи различных форм движений, их взаимодействии и структурной общности. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях, обеспечивающим усвоение нового на следующем занятии. Не менее важно соблюдение постепенности при переходе к все более трудным заданиям. Выше уже говорилось, что новые раздражители должны включаться в выработанный динамический стереотип постепенно, чтобы не вызвать его разрушения. Поэтому очень важным является применение целесообразных средств и методов в целях формирования непосредственной готовности ребенка к выполнению заданий. В связи с этим следует думать об использовании под- 6. Заказ 4997 81
готовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыком. Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий. У каждого ребенка имеются своеобразные функциональные возможности. По-разному протекает процесс освоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку, различна динамика приспособления. При построении системы физического воспитания проблема индивидуализации разрешается в двух взаимосвязанных направлениях: общеподготовительного и специализированного. Общая физическая подготовка по программе детского сада, школы, вуза и т. д. направлена на освоение обязательных жизненно важных двигательных навыков, знаний и достижение определенного уровни развития физических качеств. Индивидуализация при лом осуществляется в своей основе путем подбора методов обучения и воспитания и различных дополнительных средств, индивидуализирующих способы выполнения общих программных требований. Специализированное направление; (например, спортивная специализация у взрослых) ведет к совершенствованию в избранной деятельности. При этом нее содержание занятий строится с учетом индивидуальных склонностей и одаренности. То и другое направление приводит к индивидуализированному физическому совершенствованию. Индивидуализация зависит не только от особенностей того или иного человека: их нельзя не учитывать в целях оптимального обучения и воспитания, однако они не являются определяющими. Задача состоит в том, чтобы улучшать врожденные задатки, воспитывать новые положительные качества, способности, целенаправленно изменять при необходимости типологические особенности высшей нервной деятельности. Принцип прогрессирования (постепенное повышение требований). Основные условия этого принципа заключаются в постановке и выполнении все более трудных новых заданий и в постепенном нарастании объема и -интенсивности нагрузок. Не обновляя упражнений, нельзя достичь широкого круга жизненно важных умений и навыков. По мере же обновления упражнений запас двигательных умений делается богаче, а это способствует более легкому освоению новых форм двигательной деятельности и совершенствованию уже имеющихся. В процессе освоения разнообразных двигательных координации, преодоления возникающих трудностей развивается сама способность координировать и совершенствовать двигательную деятельность. Вместе с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компонен-
ты физической нагрузки. Это обусловливается закономерностями физических качеств — силой, выносливостью, быстротой. Очень важным является то, что степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности нагрузок. Если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, то, чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее приспособительные перестройки, чем интенсивнее нагрузки, тем сильнее- процессы восстановления. Весьма важно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, которые она вызывает, становятся меньше — снижаются энергетические траты, уменьшается легочная вентиляция, минутный объем сердца, частота его сокращений и кровяное давление, меньше становятся биохимические и морфологические сдвиги в составе крови. Функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом заключается биологический смысл приспособления к нагрузкам. Однако как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменении в организме. Для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивать их объем п интенсивность.»то является одной из основных закономерностей процесса физического воспитания. Такая же закономерность существует в процессе воспитания волевых качеств. Они развиваются в условиях, требующих деятельности, проявления этих качеств. Степень волевых проявлений при этом соразмерна величине преодолеваемых психологических трудностей. Без преодоления постепенно возрастающих трудностей, создаваемых физическими нагрузками и специальными заданиями, немыслимо воспитание воли. Основным условием повышения требований в процессе физического воспитания являются уже рассмотренные выше принципы систематичности, доступности и индивидуализации. Прогрессирование требований приводит к положительным результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны, не превышают функциональных возможностей организма (соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям). Обязательным условием также являются последовательность, регулярность и чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен про
чтобы успели произойти приспособительные перестройки, которые позволят подняться на новый, более высокий уровень тренированности. Все рассмотренные принципы по своему содержанию взаимопроникающие и частично совпадают/Все они отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося по существу единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Поэтому все указанные принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи.
§ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ Обоснование Методы, используемые при обучении де- к отбору тей движениям, отбираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советская дидактика опирается на марксистско-ленинскую теорию познания. Процесс учения рассматривается дидактикой как организованная познавательная деятельность, в которой осуществляв вся и постепенно расширяется процесс познания от егоисходного момента — отсутствия знаний к все более точным, полным и совершенным знаниям. В этом процессе познания непременными компонентами являются: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнений, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях, практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений ib игровой (обратной) форме, использованием элементов соревнования. Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элемен- тов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимальною функционального состояния организма и психики ребенка. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы. В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива. В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»). Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования- соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых черт личности.
Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятия (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений). В практической работе с детьми методы обучения переплетаются. Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, в другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей— самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя. Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки. Методические приемы обучения детей движениям. Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка. В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий. При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, 'например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком. В таком случае воздействие по преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же 86 Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движении, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-обратного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях. Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в Правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца- дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он коснется носком ноги ворот-пси «охранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца» снизывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения. Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического -стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.
Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм. Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения во Бремени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное настроение. Ритм в любой деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать. Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменял» характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ножке скачет дождик по дорожке...») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом. Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка. Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у 'них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необ- ходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр, или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и 1. п. Кроме того, словесные приемы заключаются также в четкой; эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком на ширину плеч-ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой!». «Раз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество. Сочетание рифмованных, своеобразных текстов, их музыкальность и ритмичность вызывают эмоциональный отклик у детей, легко запоминаются ими и впоследствии используются в самостоятельных играх. Фольклор воспитывает эстетические чувства и вкус детей, любовь к русскому слову, поэтизирует персонажей игры. К словесным приемам, помимо перечисленных, относится образный сюжетный рассказ. Он применяется в целях развития образной выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ представляет краткое образное описание жизненного или сказочного сюжета подвижной игры. Практически он аналогичен краткому рассказу, сказке (2—3 мин.), вызывающим у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации игры и действий, стимулирующее детей к эмоциональному воспроизведению сюжета игры, к воплощению ее игровых образов. Вместо обычного однотипного объяснения игры, распределения ролей и указания места действия (что уместно в игре несюжетной) воспитатель раскрывает сюжет игры и ее правила в кратком образном рассказе. Например, игру «Коза, козлята и волк» воспитатель начинает так: «Жила-была большая белая коза-мама с красивыми крутыми рогами и добрыми серыми глазами. У нее были маленькие детки-козлятки...» и т. д. Такой прием вызывает у детей эмоции, работу воображения, уточняет представления, побуждает воспроизвести всю ситуацию в действии, стимулирует образность движений.
Сюжетный рассказ может быть использован в различных возрастных группах, изменяясь по характеру изложения. В подвижных играх нередко встречаются тексты, в соответствии с которыми развертывается содержание игры. Например, в младшем группе в игре «Зайки» воспитатель говорит текст: Зайки белые сидят И ушами шевелят. Вот так, вот так, Все ушами шевелят Дети выполняют называемые им движения и действуют в соответствии с текстом (двигают руками возле головы). Все указанные словесные приемы направлены на воспитание сознательного отношения ребенка к своей двигательной деятельности. Они используются воспитателем с учетом имеющегося у детей душного возраста жизненного опыта, общего кругозора,.1 также индивидуальных особенностей. Целесообразное сочетание наглядных и словесных приемов при обучении детей, их взаимосвязь обеспечивают, с одной стороны, конкретность и образность восприятия и воспроизведения движений, а с другой — осознанность детьми выполняемых двигательных заданий — их содержании и последовательности всех э
|