Студопедия — Глава III ВЛАДЕНИЯ СТРИБОГА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава III ВЛАДЕНИЯ СТРИБОГА






Название главы выбрано отнюдь не случайно, ведь Стрибог —божество пространств, недаром его называют "богом че­тырех ветров". В этой главе мы поговорим об окружающем человека пространстве.

Интересующая нас область ограничена зем­ными пределами, теми пределами, в которых мы живем. Наиболее общее определение про­странства утверждает, что "пространство выра­жает порядок расположения одновременно со­существующих объектов". Мы же, внеся конк­ретизацию в определение, получим, что "про­странство образуется порядком расположения одновременно сосуществующих объектов в пре­делах Земли". А поскольку материя, движение, время и пространство являются составляющи­ми единого процесса, то можно сделать следую­щие выводы: так как неотъемлемым атрибутом материи является движение, то мы можем ут­верждать, что процесс движения возможен толь­ко в определенном пространстве. Движение ма­териальных объектов в пределах материально­го пространства должно иметь направление, и оно существует. Ведь всякий материальный про­цесс развивается от прошлого к будущему, то есть в одном направлении. Это направление задается течением времени, которое определя­ет последовательность существования сменяю­щих друг друга явлений. Если мы сузим широ­ту определений до пределов категориального аппарата физической географии, то получится, что "в физическом пространстве движение ма­териальных объектов возможно только в огра­ниченном числе направлений, что вызвано обус­ловленностью процесса движения, конфигура­цией породившего его пространства".

Кроме влияния пространства на движение объектов внутри него и заданность движения в определенном направлении, следует учитывать скорость движения объектов. Более того, струк­тура нашего четырехмерного пространственно­го континуума находится под большим влияни­ем сил тяготения, которые способны изменять его характеристики.

Думаю, что эти определения помогут по­нять особенности биомеханики человеческого организма и условий, в которых он формиро­вался и существовал. Для нас главное значение имеет физическое пространство, точнее, при­родная среда, в которой сложился русский эт­нос. Природная среда — это не только тип лан­дшафта, почвы, климата, это еще и мириады живых организмов, среди которых существует человек и от наличия которых зависит его вы­живание. Вероятно, поэтому первобытный че­ловек все явления природы считал живыми, спо­собными влиять на его благополучие в худшую или лучшую сторону. В книге о Русской Здраве уже приводился разбор проблемы влияния ландшафта и других природных факторов на эмо­циональное и физическое состояние человека.

Наиболее общими характеристиками, со­здавшими славяно-русскую модель организма, можно считать сильно пересеченный рельеф местности, свойственный для лесной и лесостеп­ной полосы с их многочисленными оврагами, ложбинками и холмами, зачастую поросшими богатой растительностью.

Говоря о влиянии физического простран­ства на этнические особенности биомеханики, следует отметить, что среда обитания сформи­ровала русский тип с особо подвижным плече­вым поясом и сильно развитыми хваткими ру­ками. Кстати, среда обитания, сформировавшая человека европеоидного типа, вовсе не сделала его медлительным или неуклюжим в движени­ях, а, наоборот, создала "сплав высокого ма­невра действия с его резкой порывистой реали­зацией". Достаточно холодный климат, не по­зволявший развиваться земледелию, а точнее, делавший его малоэффективным, вкупе со сре­дой обитания во многом определил и основной уклад существования, создав предпосылки об­разования охотничьих племен. Как известно, охотничьи племена положили начало воинским племенам и кланам. Традиционные орудия про­мысла охотника — лук и копье —стали впос­ледствии неотъемлемыми атрибутами воинов. Кроме того, не будем забывать, что охотничьи промысловые приемы постепенно переросли в систему воинских профессиональных навыков. Взять хотя бы способы преследования добычи, развивающие целую гамму навыков, необходи­мых в ходе ведения войны.

В подтверждение этой теории приведу один из фактов недалекого прошлого, связанный с бытом семьи Лыковых, живших до недавнего времени изолированно от общества в глубине Сибири и ведших натуральное хозяйство, ос­новой которого была охота. Двое братьев Лы­ковых не имели не только огнестрельного ору­жия, но и даже луков, тем не менее они охоти­лись на таких быстрых животных, как олени. Оленя просто загоняли до смерти, преследуя его на протяжении 50-60 километров по тайге, а загнав зверя — разделывали его и отправля­лись с тяжелой ношей назад. Заметьте, бежать нужно было быстро и даже очень быстро, пре­одолевая массу препятствий сильно пересечен­ного рельефа.

Эти феноменальные для современного мира достижения в умении управлять своим телом были вызваны особенностями существования этой семьи, очень близкими к условиям суще­ствования первобытных лесных племен. При­чем, нет ни единого намека, что братьев кто-либо намеренно тренировал, их способности — это результат условий существования, и разви­лись они благодаря наличию естественных ге­нетических предпосылок на базе возможностей нервной системы. Думаю, не стоит опять дока­зывать, что сила, ловкость, быстрота переме­щений и выносливость охотника — это верный гарант его личного выживания и выживания его семьи, выживания рода, наконец. Те же способ­ности стали ценностью в воинских кланах, ро­дах и племенах, так как от их наличия зависело процветание племени.

Как только мы завели речь о ценностях, мы сразу же перенеслись в плоскость культур­ного поля. Как известно, культурное простран­ство ответственно за создание ценностей, норм и знаковых систем. В пространстве культуры мы прежде всего будем рассматривать область, принадлежащую русской национальной культу­ре, и уже в этих рамках рассмотрим поле наци­ональной физической культуры, неотъемлемой составляющей которого является культура дви­жения.

Все мы давно привыкли к тому, что наша жизнь регулируется с помощью знаковых сис­тем. Символы, несущие различную информа­цию, пронизывают все этапы нашего существо­вания. Темой нашего разговора является "язык телодвижений". Основой этой знаковой систе­мы является жест. Неважно, какой формы и содержания будут жесты, главное, что эти дей­ствия несут информацию вовне, а инструмен­том передачи этой информации является чело­веческое тело.

Кстати, с помощью языка жестов обща­ются глухонемые — люди, не имеющие воз­можностей речевого (вербального) общения. Знаковую систему жестов, точнее, язык дви­жения, вполне можно "читать", неважно, бу­дет ли это объятие, рукопожатие, вращение пальцем у виска или удар кулаком, поведение плечами, наконец, просто нарушение дистан­ции и движение в вашем направлении. К со­жалению, в большинстве случаев современные люди разучились "читать движение", что яв­ляется прямым следствием обеднения, а иног­да полной деградации образного мышления.

Язык жестов представляет собой качествен­но отличающуюся от словесного общения зна­ковую систему. Проще говоря, чтобы выразить какой бы то ни было образ через свое тело, вам необходимо уметь с помощью определенного набора движений воздействовать на сферу под­сознания того человека, которому вы хотите донести желаемый образ. Если образные ряды двигающегося и зрителя базируются на общих социокультурных основаниях, то цепочка жес­тов становится понятной сразу, если же, наобо­рот, тип образного мышления одного отличает­ся от образного мышления другого человека, понять им друг друга тем сложнее, чем больше различия в системах образов.

Другими словами, каждая культурная сре­да базируется на ряде весьма специфических образов, которые заложены в подсознании ее представителей. До того как были созданы фо­нетические знаковые системы, то есть способы общения с помощью звуков, в предшествующий этому моменту период зарождающееся челове­чество координировало свои действия с помо­щью "языка жестов". Таким образом, языко­вую систему жестов можно расценивать как ре­зультат, точнее, выразительное средство образ­ного типа мышления, а звуковое общение с по­мощью слов соответствует этапу диалогового, описательного или интеллектуального мышле­ния. Язык жестов — результат развития под­сознания, а вербальный язык — результат раз­вития сознания.

Следуя этой логике, закономерно было бы предположить, что "русский язык жестов" дол­жен был начать формироваться раньше русско­го звукового языка. Для того чтобы фиксиро­вать знания посредством языка, должны суще­ствовать система знаков и правила фиксации их в пространстве. То есть, если есть разговор­ный язык, то должна существовать и письмен­ность. Благодаря этому последнему звену воз­можно опредмечивание человеческой речи и ее распредмечивание, то есть чтение информации, оставленной в знаковой символической форме. Если экстраполировать закономерности, рас­крытые нами посредством анализа звуковых знаковых систем, на проблему языка жестов, то мы придем к следующим выводам.

1) Единицей языка движения является жест.

2) В основе жестов лежат детерминирован­ные этническими особенностями образы, свя­занные с психическим складом генерирующего их народа.

3) Четкая последовательность жестов мо­жет быть признана такой же полноценной язы­ковой формой, как и вербальное общение.

4) Язык жестов имеет вполне четкую на­циональную окраску и находит свое выражение в национальных танцевальных традициях.

5) Этнически обусловленный язык жестов имеет внутри себя функциональные группы, призванные выполнять конкретные социальные задачи (например, боевой пляс, пляс-ухажива­ние, обрядовый пляс и т.д.).

Таким образом, русская национальная культура движения в рамках европейской физичес­кой культуры включает в себя нормы движения (жесты), знаковые системы движения (танцы), а также ценностный аспект, определяющий бытование отдельных норм и систем движения. Язык жестов или телодвижений поныне живет в театральном искусстве в жанре пантомимы, правда, в нем сейчас нет национальной окрас­ки. На Руси этот жанр существовал благодаря скоморохам — наследникам древнерусского жре­чества, процветая в различных формах пляса и многочисленных обрядовых действах.

Однако значимость языка жестов никоим образом не исчерпывается контекстом культу­ры. Не менее важно его значение для социаль­ной сферы. Издревле пошел обычай отмечать общественное положение людей с помощью жестов. Например, снимая шапку перед чело­веком, вы автоматически признаете его выше себя по общественному положению. Из этой же области взаимоотношений вышло воинское при­ветствие. Интересно отметить одну деталь. Воин, даже снимая шапку перед князем, не бил по­клонов, как крестьяне или торговцы, и уж тем более не становился на колени для отбивания земных поклонов, как холопы (рабы). Речь, ра­зумеется, идет о временах язычества, когда не существовало давления христианской идеоло­гии, сделавшей всех рабами единого бога и "вер­ными холопами" единого царя.

Системы жестов у каждой социальной груп­пы были свои. Это обстоятельство отразилось и на приверженности к различным типам таких систем специфического свойства, как способы противостояния. Так, земледельцы тяготели к силовой, жесткой борьбе, где главное было — уметь двигаться на дистанции подавления жиз­ненного пространства. Скотоводческие племе­на тяготели к применению специфического про­мыслового инвентаря в бою, например, кнута и посоха, также была популярна борьба с живот­ными — сбивание с ног быка и т.д.

В целом сословие производителей, соот­ветствующее в образном ряду стихии земли, имело свои специфические формы движения, направленные на увеличение и использование силового потенциала. Воинское сословие сфор­мировало свою систему движения, направлен­ную на использование пластических ресурсов, увеличение силовой выносливости и разрабатывание различных способов контроля над про­тивником. Основная стратегия русского воин­ства заключалась в стремлении контролировать пространство вокруг себя, ведя бой на основе максимального использования двигательного потенциала. Воинством очень активно исполь­зуются вспомогательные и усиливающие резуль­тативность действий инструменты и приспособ­ления — доспех, оружие, специальные приемы. У воинов формируется база для специального обучения подрастающего поколения навыкам и приемам рукопашного боя, тактике и стратегии ведения войны.

Даже самое немногочисленное жреческое сословие тоже имело систему воздействия на противника. Показательным в этом плане явля­ется боевой пляс, произошедший от ритуаль­ных охотничьих плясок, проводившихся в ма­гических целях. Сам боевой пляс не является, однако, в полном смысле слова боеспособным. Противника в нем атакуют не просто с помо­щью технического элемента или отработанного приема, а прежде всего воздействуя на его под­сознание, то есть атакуя его реакцию. Теорети­чески в этом нет ничего сложного или необыч­ного. При совершенном владении своим телом вполне реально можно воздействовать на пси­хику противника. Главным секретом боевого пляса является умение постоянно переключать внимание противника, вызывая тем самым в нем ложную оценку опасности вашего движения. Это можно сравнить с работой иллюзиониста: за многочисленностью и разнообразностью ваших движений противник не должен видеть главной линии движения. То есть ваш противник посто­янно должен отслеживать только те движения, которые вы ему позволяете, постоянно отвле­кая его от "чтения" ваших главных, стратеги­ческих движений.

Разумеется, к этим принципам прилагает­ся большое количество специальных приемов; кроме того, не забывайте, что жрецами воинс­ких культов могли стать только отменные бой­цы, способные поднять умение драться до вы­сот искусства.

 
 

Переходя к рассмотрению структуры про­странства, необходимо отметить, что для того, чтобы ориентироваться в пространстве, необ­ходимо знать направления движения, способы Движения, виды дистанции, уровни стояния и так далее. То есть необходимо знать те возмож­ности, которые нам предоставляет пространство.

рис. 1

 

Поэтому начнем с самого начала, а именно с уровней стояния. Представьте себе человека, стоящего в полный рост в положении, которое в славяно-горицкой борьбе именуется "уключный устав" (У.У.).

Любое действие в славяно-горицкой борь­бе, в том числе при выполнении свили, начина­ется и заканчивается у ключным уставом. Это сбалансированное положение, использующее в основном ограниченную точку пространства ("пяту"). Руки в свободном положении согну­ты перед грудью, ноги на ширине естественно­го шага. Это положение используют для сброса концентрации и для контроля действий против­ника на площадке.

Кроме того, положение "уключный устав" соответствует верхнему уровню стояния, а зна­чит и ведению боя, что называется, "в рост".

Следующим уровнем стояния является положение с наклоненным вперед корпусом и согнутыми в коленях ногами. Из-за особеннос­тей стойки ноги обычно поставлены шире гра­ниц естественного шага. Это положение исполь­зуется как подготовительное для выполнения силового броска и соответствует стадии подго­товки захвата.

 
 

В кулачном бою, да и вообще для сохране­ния маневренности корпуса, в славяно-горицкой борьбе используется положение, именуе­мое "отставной устав", которое так же соответ­ствует среднему уровню стояния и использует­ся как положение, призванное стабилизировать корпус при выполнении технических действий (шаг, удар, элемент защиты и т.д.).

Самым низким уровнем стояния является "пласт" (сравните "распластаться"). Этот уро­вень стояния вынужденный, долго находиться в нем нельзя, особенно при ведении боя со многими противниками. Положения тела в этом уровне могут быть самыми разными, основные из них приведены ниже.

рис. 5

 

"Вприсядку", подсад пластом. Отрыв, глубокий удар ногой из нижнего яруса (рис. 1).

Таким образом, мы имеем три основных

уровня стояния.

1. Высокий уровень (уключный устав, "пята") (рис. 2).

2. Средний уровень (отставной устав, "в наклон") (рис. 3).

3. Нижний уровень ("вприсядку") (рис. 4).

Не следует поддаваться искушению и счи­тать, что какой-то один освоенный вами уро­вень и способ может гарантировать победные результаты.

Для того чтобы овладеть своим телом, не­обходимо овладеть всеми уровнями стояния. Хотя выражение "уровень стояния" относится только к ведению боя "в пяте", то есть в замк­нутой точке пространства. Как только вы начи­наете двигаться, "пята" превращается в уключ­ный устав, а это уже не "уровень стояния", а "уровень движения".

Основных способов движения в русской традиции насчитывается шесть:

1) шагом (вышагивание);

2) подскоком (прыжками);

3) переплясом (ломание);

4) кубарем (кувырком);

5) вприсядку (на корточках);

6) ползком (по-пластунски).

Каждый из способов перемещения по пло­щадке соответствует определенному уровню стояния. Например, шагом и подскоком удобно двигаться в высокой стойке, а кубарем, полз­ком и вприсядку — только в нижнем ярусе.

Особое место в этом ряду занимает пере­пляс, который соединяет в себе способы движе­ния, характерные для верхнего и нижнего уров­ней, тем самым соединяя крайности и образуя правь.

Однако на этом разговор о движении не закончен. Ведь существует еще четыре основ­ных направления движения в пространстве, а именно:

1) движение наружу;

2) движение внутрь;

3) движение вверх;

4) движение вниз.

Схема трех сфер организации движения в организме человека (рис. 5).

Она соотносится с тремя видами технических элементов свили, тремя уровнями стояния, тремя формами движения (простое, сложное, комбинированное), тремя видами дистанции, тремя тактическими схемами. В общем, соотно­сится со всем тем, что образует три основных формы пространственного контроля.

рис. 6

Розетка Перуна символизирует шесть спо­собов движения в свиле и славяно-горицкой борьбе (рис. 6).

 

Схема иллюстрирует способы взаимодей­ствия бойцов на трех дистанциях боя:

— дальняя дистанция (рис. 7),

— средняя дистанция (рис. 8),

— ближняя дистанция (рис. 9).

 

 


 

 

Звезда Перуна символизирует восемь на­правлений движения в пространстве, что соот­носится с древнерусской философской и астро­логической традицией (рис. 10).

Схема восьми направлений движения че­ловека в пространстве (рис. 11).


Восемь направлений движения соответ­ствуют восьми плоскостям нанесения ударов в русском кулачном бою. Восемь направлений движения соответствуют восьми направлени­ям выведения из равновесия в практике борь­бы.

 

рис.11

Если продолжать рассматривать объемную модель направлений движения, то мы обнару­жим, помимо четырех основных, еще четыре дополнительных направления движения, то есть:

1) движение вверх внутрь;

2) движение вверх наружу;

3) движение вниз внутрь;

4) движение вниз наружу.

Перед нами сформировалась объемная пространственная модель движения, состоящая из восьми направлений (4 основных и 4 допол­нительных).

По принципу этой модели формируются восемь основных засечных ударов в русском кулачном бою, а также, применительно к плос­кости земли, восемь направлений выведения из равновесия:

1. выведение из равновесия назад;

2. выведение из равновесия вперед;

3. выведение из равновесия вправо;

4. выведение из равновесия влево;

5. выведение из равновесия вправо — на­зад;

6. выведение из равновесия влево — назад;

7. выведение из равновесия вправо — впе­ред;

8. выведение из равновесия влево — впе­ред.

Таким образом, мы получили восемь на­правлений движения, шесть способов движе­ния и три уровня движения. Овладение этими принципами и составит вашу основную задачу на первых этапах обучения.

К этому необходимо добавить, что славяно-горицкая борьба предусматривает владение тремя видами дистанции: дальний удар ногой (рука с оружием), зона боя в руках, плотная зона боя, что соответствует драке ногами (фех­тованию), кулачному бою и динамической борь­бе, силовой борьбе.

Первая, самая дальняя дистанция боя, со­ответствует на физическом уровне дистанции дальнего удара ногой или рукой с оружием. Таким образом, дистанция А соответствует тех­ническим действиям оружием и ударам ногами (дистанция палочного боя). Дистанция Б, наи­более часто употребляемая для боя руками, от­носится к средней дистанции, на которой удоб­но вести кулачный бой при сохранении возмож­ности динамических бросков. Для последней дистанции характерно взаимодействие в усло­виях подавления жизненного пространства. Это дистанция захватов и силовой борьбы.

Итак, мы получили три формы простран­ственного контроля, которые совпадают с тре­мя дистанциями досягаемости. В основе владе­ния всеми этими формами контроля (А — па­лочный бой и драка ногами, Б — кулачный бой и динамическая борьба, В —силовая борь­ба) лежит искусство передвижения — свиля. Она насчитывает в своем арсенале три груп­пы технических элементов. Подсады направлены на изменение высоты стояния по отношению к противнику. Скруты проваливают ата­ки противника за счет скручивания вдоль оси позвоночника, уводя удар в скольжение. От­рывы призваны уберечь ваше тело, смещая его назад и при этом не уходя с линии атаки.

В тренировочном процессе мы используем три скорости выполнения элементов: медлен­ную, среднюю и быструю. Боевая скорость, разумеется, быстрая; медленная скорость —де­монстрационная, средняя — учебная. Однако не следует забывать, что после освоения техни­ческого арсенала системы тренировки, и бои проводятся только на максимальных скоростях.

Очень многие недоумевают, зачем нужны максимальные скорости выполнения элементов. Например, приверженцы айкидо или системы Кадочникова считают, что все нужно делать мягко и медленно, в этом они видят залог успе­ха. Я считаю такой подход крайне однобоким и остаюсь приверженцем системы Белова, в кото­рой, с моей точки зрения, существует рацио­нальный научный фундамент, отсутствующий в остальных "русских стилях" и многих восточ­ных системах.

Чтобы понять, почему необходимо двигать­ся быстро, нужно вспомнить начало этой гла­вы. Проще говоря, чтобы ваше движение было "не читаемо", нужно делать его быстро, тогда противник, даже если и отреагирует, то все равно с опозданием. Это не значит, что, делая эле­мент быстро, вы должны сильно напрягаться, техника свили подчиняется принципу "быстро и расслабленно".

Кроме того, свиля имеет три тактические схемы. Первая заключается в чисто оборони­тельном способе движения, направлена на по­стоянное избежание контакта с противником. Стиль Кадочникова базируется только на этой тактической схеме, скорость выполнения дви­жения в ней медленная, акцент делается на мягкость, экономию усилий и расслабленность. Несмотря на то что этот стиль использует моди­фицированные элементы славяно-горицкой борь­бы, а также восточных стилей, своего стойкого технического арсенала он не имеет. С моей точ­ки зрения, этот стиль малобоеспособен, теоре­тически не обоснован, с русской традицией он имеет мало общего.

Вторая схема действия, заключающаяся в умении выгодно атаковать после того, как была проведена защита, наиболее распространена во многих школах единоборств и рукопашного боя. Третья тактическая схема свили разработана только в славяно-горицкой борьбе. Заключает­ся она в том, чтобы вызвать нужное вам движе­ние противника. Спровоцировать его сделать такое движение, которое бы позволило зама­нить его в ловушку, можно, только умея воз­действовать на рефлексы противника, как гово­рят в славяно-горицкой борьбе, "атаковав его реакцию". То есть вы активно ведете поединок, показывая противнику одно движение, а после того, как он отреагирует — выполняете другое, то, которое противник не ожидает.


 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия