Функции, понятия, законы и категории философии
А). Функции и понятия Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о функциях. Функция (от лат. functio – исполнение, совершение) – внешнее проявление свойств к.-л. объекта в данной системе отношений (например, функции органов чувств в организме, функции денег в обществе и т. д.). Таким образом, в опрос о функциях философии, это вопрос о том, какую роль она играет в жизни человеческого общества, как и для чего, используются людьми философское знание. Исходя из этого, можно выделить 2 группы основных функций Ф.: 1.Мировоззренческие 2.Методологические. В Мировоз. функц. – выработка системного взгляда на мир – можно выделить два ее ведущущих направления: а) теоретико-познав. – выработка категорий, отражающих наиболее общие связи и от- ношения вещей; б) ценностно-ориентационную - выработка, изучение ценностей, регулирующих поведение Ч., социальной группы. В Методол. функц. Ф. можно выделить следующие направл.: 2. критическая функция - суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов; 3. интегративная - обобщение всех форм Ч.-ого опыта и Зн. (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов); 4. прогностическая (реализуется в построении моделей будущего). В общей схеме их можно будет перечислить следующим образом: мировоззренческая, методологическая, мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, социальная, гуманистическая, прогностическая. Понятие – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. Развитие знаний выражается главным образом в углублении П., в переходах от одних П. (о данных предметах) к другим, фиксирующим более глубокую сущность предметов и, таким образом, представляющим более адекватное их отражение. П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл соответствующих выражений языка. Одна из логических функций П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря чему, П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. П. представляют собой высший продукт мозга, являющего высшим продуктом материи. Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения – сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом П. науки часто создаются вначале лишь на основе гипотетических предположении о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр.,П. атома). Т. обр., в формировании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех зависит от того, насколько точно в них отражается объективная действительность. Всякое П. есть абстракция, что создает видимость отхода П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. Чтобы наиболее точно отражать действительность, П. должны быть, по выражению Ленина, «обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (т. 29, с.131). Весьма существенное положение занимает учение диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего П. класса только и становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса.
|