Студопедия — Символическая жизнь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Символическая жизнь






Жизнь великих духовных персонажей, среди которых могут быть представители областей, не связываемых обычно с "духовностью", на­пример, государственные деятели, поистине ритуален. Любое значи­тельное событие в этих жизнях следует понимать как ритуальное дей­ствие, архетипический характер которого может быть обнаружен со­знанием, которое способно видеть "сквозь" факты существования, вос­принимая место, которое эти факты занимают в жизни человека, рас­сматриваемого как значимое целое. Жизнь значима, поскольку она ста­вит индивидуума и его социокультурное окружение в отношения, кото­рые свершают эволюционные или исторические нужды человечества или какой-то его части. Чем больше существенна потребность, тем бо­лее ощутим архетипический характер событий и жизней.

В жизни человеческих существ, которые по праву именуются Аватарами или Божественными проявлениями, таких, как Гаутама Будда, Ии­сус Христос, Баха-у-лла, или даже Франциск Ассизский, каждое собы­тие обладает символическим значением в свете особенностей данной личности, оплодотворяющей коллективный ум, возвышая до воли к трансформации и трансценденции миллионы людей. Их жизни ритуаль­ны в том смысле, что каковы бы ни были поверхностные биографичес­кие факты, все значительные события имеют "сверхличное" значение как специфические фазы процесса развертывания в соответствии со структурными, космическими и эоническими принципами. Мы можем верить, что каждое движение в таких ритуальных жизнях предопределе­но; Иисус, как полагают, сказал: "Чтобы свершилось Писание". Но с по­нятием "предопределенности" нужно обращаться осторожно. Это не внешнее, навязанное индивидууму извне, то, что часто понимают под "судьбой". Аватар - это не "индивидуум" в обычном смысле слова, свя­зываемом с "эго". Он сам есть тот порядок, та определенность, которая ритуалистически дает структуру жизненной протяженности тела и опре­деляет функции и значение реакций, действий и чувствований и мыслей своего общества. Это воплощение принципа, деятельности, качества бытия, сверхлично определяемого требованиями врмени. В более широ­ком смысле то, что он делает, спонтанно, это инстинктивный ответ на фундаментальные требования человеческой природы, когда для нее приходит время подчинить себя трансформирующей силе циклической эволюции, или, как можно сказать, - Воли Божьей.

В людях меньшего масштаба всегда налицо конфликт между сверх­точным порядком - их "судьбой" - и реакциями личной эго-воли, в той или иной степени определяемости биологическими и психическими вле­чениями. То, что остается от этого конфликта в великих духовных пер­сонах - например, искушение Иисуса, или первоначальное нежелание Будды учить других, - принимает формы, сами по себе архетипические, т. е. оказываются характерными проявлениями самой природы родово­го человека, хомо сапиенса, когда он сталкивается с возможностью со­знательного становления большим, чем он есть как вид в земной биос­фере. События, связываемые с этими внутренними конфликтами и искушениями,

"символичны"; каждое человеческое существо может пере­жить их в аналогичных обстоятельствах. В начале этой книги я говорил о разнице между фактами и символами. Мы всегда должны иметь дело с фактами, элементами актуального опыта, личными и коллективными. Но мы не должны останавливаться на восприятии, регистрации и клас­сификации этих фактов. Мы можем пройти "сквозь" них к уровню вос­приятия понимания, на котором множество фактов может быть прямо и непосредственно (а не только интеллектуально) соотнесено с неболь­шим числом архетипов. Этот "трансфактуальный" процесс интуирования. а на более совершенной стадии - озарения, дает возможность созна­нию постичь сущностное значение фактов, в особенности событий че­ловеческой жизни, посвященной процессу трансформации. Такая "по­священная" жизнь в особенности прозрачна для значения. События, на­полняющие годы такой жизни, "просветлены", прозрачны, они дают свету проходить через них. Жизнь - символическая жизнь.

В сущности, всякая жизнь до некоторой степени символичиа. Внеш­ние события обнаруживают свою цель и функцию для ума, способного проникнуть сквозь видимость и интуировать порядок и значение целого. Если Веденная в целом есть "теофания" - проявление божественной гармонии и Власти то каждое человеческое существо потенциально есгь проявление одного частного аспекта Души, ищущей воплощения в определенном моменте Вселенной, чтобы установить специфические отношения с условиями, существующими в этом месте и в это время. Каждый человек есть или может быть "иерофантом" - буквально "свя­щенным" проявлением. Более того, родовая структура, например, сире­ни, и значимое место, которое она занимает в биосфере, оживают каж­дую весну, но цветок этого года не тот, что появлялся в прошлом или появится в будущем. Архетипическое тождество не исключает экзис­тенциальной разницы. Сущностная структура может циклически воз­вращаться, хотя актуальные события - всегда иные. Существует беско­нечная возможность разрешения фундаментальных проблем существо­вания.

Жить символической жизнью значит жить сверхлично, жить такой жизнью, в которой каждое событие может быть соотнесено с архети­пом, и тем самым обретет "священный" характер. То, что мы называем "мигос" (я употребляю это слово в его греческом звучании, чтобы избе­жать распространенного словоупотребления: "А это все мифы!"), это последовательность событий, ясно воплощающих архетипический ряд фаз фундаментального жизненного процесса, включая метаморфозы и радикальные изменения уровня или мутации. Жизнь Иисуса Гаутами -"митос", миф в этом смысле слова. Сквозь актуальные события, о кото­рых повествует традшщя - причем вовсе не обязательно, чтобы они бы­ли "подлинными", с точки зрения простого существования - проходит священный характер мифа. Когда великого персидского проповедника Баба-у-лла, которого последователи считают Божественной Манифес­тацией, Аватаром новой эры человеческой эволюции, бросили в огром­ную грязную цистерну, почти лишенную воздуха, закованного железны­ми цепями вместе с полутора сотнями преступников, это событие имело

глубокое символическое значение. Исполнено символического значения также то, что в эту подземную темницу вели три ступени; что в течение четырехмесячного заключения этот сын персидского министра получил внутреннее откровение о своей миссии Девы, которая принесла в его со­знание "воспоминание об имени Божьем" (его собственные слова) Это -священные события, как и распятие Иисуса; они приносят восприимчи­вому уму понимание того, что будут значить эти трагические факты для человечества в течение того исторического цикла, который они пред­восхищают. (Баха-у-лла родился в Тегеране 12 ноября 1817 г., на восхо­де солнца. Когда умер его отец, двадцатидвухлетний юноша отказался принять правительственный пост. В 28 лет он был заключен в тюрьму за участие в деле Баба - персидского юноши, потомка Магомета, кото­рый в 1844 году проповедовал конец цикла ислама и появление велико­го деятеля, который откроет новую эру. Баба был казнен, как и тысячи его последователей).

Католики утверждают, что невозможно выяснить, где кончаются "реальные факты" и начинается "миф". Но экзистенциальные факты прошлого имеют для нас сегодня значение лишь постольку, поскольку мы можем обнаружить проявление архетипических принципов в их от­ношениях. Распятие Иисуса, как священное событие или миф, бросает свет Откровения на значение всей Эпохи Рыб, которая ныне приближа­ется к концу. Жизнь Будды озаряет развитие цивилизации на большей части Азии после VI в. до н. э. И ныне, спустя две с половиной тысячи лет, в начале одного из "времен года" десятитысячелетнего цикла (свя­занного с появлением Будды) многочисленная американская и европей­ская молодежь вновь чувствует звучание великого призыва Посредника, Пробужденного. История, которой по большей части учат в наших уни­верситетах, по существу бессмысленна. Она занимается мелкими дета­лями профанических событий, отказываясь принять существование структурных циклических паттернов коллективного "органического" роста и заката обществ. Как говорит А. Тойыби в своей монументаль­ной книге "Изучение истории", человеческие общества и культуры ор­ганичны и цикличны; поэтому изучение их должно предполагать обна­ружение "митоса", мифа, который они воплощают. Значительный миф должен, разумеется, основываться на фактах существования, но факты -это только сырой материал, из которого должно быть извлечено значе­ние. Без такого извлечения архетипа из экзистенции жизнь бессмыслен­на и пуста, если не "абсурдна" - столь распространенное слово среди так называемых "экзистенциалистов", чьи умы попали в плен профанического и хаотического

Значение астрологии в том, что она может трансформировать профаническое и священное, факты астрономии в откровение космическо­го порядка, проявляющегося в клетке или человеке так же, как в Сол­нечной системе или Галактике. Пытаться превратить астрологию в "на­уку", основанную на эмпирических фактах и статистике - значит отри­цать ее сущностную древнюю природу. Астрология имеет дело с "митосом" неба, ее элементы - архетипы. Прожить свою жизнь с точки зре­ния того что символически открывается в карте рождения, значит

встать на точку зрения "освящения" существования. Это не значит - чув­ствовать себя подавляемым "плохими" аспектами и благодетельствуе­мыми "хорошими". Это не значит избегать конфронтации с фактами су­ществования, ища убежища в фантазии псевдо-оккультной "трансценденции". Жизнь требует принятия того, что есть, как оно есть; но это "есть" должно быть предназначенным для вечного.

К сожалению, и само слово "вечность" связывается эскапистски на­строенными умами с жаждой преодолеть биологические ограничения и интеллектуальное давление; так "нирвана" в популярном представлении связывается с представлениями об отрицании и аннигиляции. Эти иска­жения связаны с самыми корнями глубочайших трагедий, ныне испыты­ваемых человечеством. Сознание, способное воспринимать вечностную природу вещей и событий связывает все происходящее с определенны­ми фазами больших или меньших циклов существования. Только при таком отношении к жизни изучение сабианских символов и их примене­ние имеет смысл. Я не хочу утверждать, что 360 символов - совершенно адекватное выражение универсальных архетипических принципов. Но я полагаю, что в тех условиях и в то время, когда эти символы были полу­чены, они имеют необычайное, поразительное значение. Их изучение и применение может помочь обнаружить ценности, обладающие фило­софским духом и острым ощущением постоянной возможности обнару­жения вечного в частном, священного под покровом профанического.

Наше западное общество переживает разложение великих Образов, некогда дававших архетнпическое значение его нередко трагическим начинаниям и фанатическим эскападам и революциям; оно загипнотизи­ровано хаотической повседневностью почти сплошь профанической общественно» жизни. Обращение к архетипическому вызывает насмеш­ку. Однако в последние годы намечается интерес к "вечным" ценностям или к тому, что выдастся за таковые. Все большее число индивидуумов стремится преобразовать свою жизнь в часто наивных попытках "вер­нуться к истокам" к тому, в чем они надеются обрести первоначальный творческий дух нашего общества, или даже к еще древним источникам. Это прекрасно само но себе, но архетипические принципы не найдешь в обращении к мифическому прошлому. "Вечное" - здесь и сейчас. Цикл -Эон окружает нас. Мы живем в нем, так же как пространство Галакти­ки пронизывает каждую клетку нашего тела. Священное находится в профаническом, символическое - в реальном, нирвана - в самсаре. Раз­личие создается нашим отношением к событиям, внешним и внутрен­ним. Для сознания, обретшего понимание цикличности, все проникнуто магией вечности. Каждое событие принимается как необходимая фаза в ритуальном процессе существования, исполненного в каждом моменте внутреннего мира и значения.

Такова символическая жизнь или жизнь мудрости, потому что муд­рость - это безусловно знание того, как Целое свершается в каждый мо­мент через и посредством каждого акта жизни, если только эта жизнь, озаренная любовью без обладания, коренится в уверенности в порядке, красоте, ритмическом взаимодействии и гармонии уравновешивающих друг друга противоположностей, всего неразрушимо наличествующего здесь и теперь.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 475. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия