сентября 1971 года
Приехал к малому перерыву. Прошли показания экспертов. Они твердо заявили, что Кустов здоров и вменяем. Теперь будут прения сторон. Вывели Кустова, лицо землистое, бегающие глаза. Сегодня он в клетчатой куртке, в руках узелок со сменой одежды, жена принесла... Говорил с защитником Кустова. Судя по всему, человек он дельный. Подробно объяснил мне юридическую суть — убийство из хулиганских побуждений, т. е. 102-я статья. Беспричинное убийство. А тут, он считает, причина была. Накапливалось взаимное | раздражение, взаимная ненависть. Это убийцу не (339) обеляет, но статью, возможно, удастся изменить. С тем адвокат и пошел обедать. А я стоял и думал: как же мне вникнуть, разобраться в этих юридических нюансах? Если писать буду...' И пришло мне в голову только одно — хорошо, что я не адвокат Кустова... Вышла из своей комнаты судья, на ходу о чем-то переговариваясь весело с женщиной-заседателем. Прошел мимо прокурор со вторым заседателем. Это они — обедать... А я все стоял... Подошла ко мне Власенкова: «Завтра Вите 25 лет исполняется...» Как раз завтра и будет приговор. О родителях. Будто снова он жив, И будто снова они хоронят его. То есть все, что-то делалось, связанное с Виктором,— похороны, сороковины, следствие, суд — все в ряд, и вот, как объявят приговор, то уж — конец... Когда убили Витю, сестра его, Люся, была в роддоме. И все спрашивала мужа: «Почему никто не приходит? Неужто Витьке неинтересно на племянницу посмотреть (палата на первом этаже)». Ей ничего не говорили, боялись, что молоко пропадет. А уж когда она сильно беспокоиться стала, мать Ольга Тимофеевна собралась с силами, пришла под окно палаты. «Что с тобой, мама, ты черная вся?» — «Радикулит замучил, дочка...» А Василий Петрович стоял за углом и плакал, подойти не решился, сказал, что не выдержит. «Скажите Люсе, что я в рейсе...» Прокурор, заключительная речь: «Природа определила смерть как освобождение. Освобождение от старости... И как же противоестественно, когда обрывается молодая жизнь...» В перерыве услышал фразу. «У меня не тогда голова болит, когда пьяный, а когда тверезый». И еще: «Пропади оно все в пропасть...» Об узости духовного мира. Об отставании запросов нравственных от материальных. О жизни в свое брюхо... Преступления без корней (нравственных, экономических, социальных) не бывает. Ибо из чего-то же (340) они должны были «произрасти». Не святым же духом; не в безвоздушном пространстве. Без социальных корней — это если сумасшедший, не сознающий, что творит. Корни пьянства есть, надо их находить, исследовать. Вне этого борьба с явлением невозможна. Причина пьянства — безыдейность. Человек без идеи. Она может быть всякая (толкую расширительно). Идея — мировая революция. Идея — познание, научное открытие. Идея — хорошо работать, заслужить уважение. И такая идея — дом построить, автомобиль купить, кооперативную квартиру... Ничего нет — нечем жить. Не «нет идеи», а «была — утратил». Убедился в тщете усилий... Разуверился. Опять-таки расширительно: утратил высокие идеалы «вообще» или утратил веру в себя «в частности» (нередко это значит, что большего ждал от себя, чем мог надеяться). Все помнят по книгам, фильмам: революционные матросы — трезвые, анархисты — пьяные. Они в кино выпили океан... В жизни, я полагаю, встречались и трезвые анархисты и сильно пьющие красногвардейцы. А в принципе — верно. Речь об увлеченности идеей... Людям скучно! «Не тогда башка трещит, когда пьяный, а когда тверезый». С одной стороны, обыкновенно, с другой — необыкновенно. Статистика свидетельствует, что дел таких много. Убийства из хулиганских побуждений есть единица статистическая. А бытовые убийства — их отдельно не учитывают. У нас убийства из корысти — ничтожный процент. Центр тяжести перенесен на бытовые убийства. Когда из корысти — объяснить возможно, а когда бытовое — разводим руками... Хулиганство. Явление это с иностранным наименованием хорошо привилось на нашей почве. До революции не было такого состава преступления. Проблемы не было. А сейчас чуть не половина сидящих в тюрьме... Снижение порога мотивации — тоже явление. В законе хулиганство определено неясно. Что оно, мы толком не знаем. Поступки, грубо нарушающие (341) общественный порядок, ярко выраженное неуважение к обществу. Границы самого явления зыбки. Сюда мы тащим все, что не умеем назвать иначе. Грустная картина. Ездим в метро, смотрим телевизор, пользуемся всеми благами цивилизации, а уровень человеческих отношений низок невероятно. Люди ведут себя страшно. Людям скучно. 75 процентов убийств, 96 процентов хулиганства — в пьяном виде. Проблемы преступности нет, а есть проблема алкоголизма. Но она страшнее, ее трудней преодолеть. Видимо, с пьянством покончить труднее, чем с преступностью. Оно — массовое. Не всякий пьяница — убийца, но 75 процентов убийств в пьяном виде, не всякий хулиган, но 96 процентов хулиганств в пьяном виде. «Нравы Растеряевой улицы». И теперь хочется использовать это название: «Нравы Новых Черемушек, Кузьминок, улицы Строителей». «Нравственные сумерки», по выражению А. Ф. Кони. Отношение к преступности как к серьезному социальному явлению. В капиталистических странах есть социальные причины для преступлений, а у нас нету. Выходит, что мы, марксисты, признаем следствие без причины? Сделали это явление чисто милицейской проблемой. Куда милиция смотрит?! Нравственная наша система... У нас есть тенденция — ужесточать репрессии. Хотим мораль заменить законом. Человек бога не боится, черта не боится — пусть милиции боится. Судим хулигана — социального резонанса нет... Не полезнее ли хулигану смотреть судебное разбирательство о хулиганстве, а не хоккей? Попы, грозя муками ада, обращались к очень важному инструменту морали. Чего человек боится, чем он живет?.. Мы преуспели в формировании идейности, патриотизма. Война подтвердила это. А это не то же, что мораль... Отменили религию, потом самою мораль... Потом начали воскрешать — «человек человеку друг» и проч. Нужна система нравственности. Кто думает об этом, о стройной этой системе? Рыцарство в мальчишках, женственность в девчонках. Честность. Не убий. Не укради. Не возжелай жены ближнего своего. Что этому можно дать взамен? Христианскую мораль разрушили до основанья, а затем? Первые годы: старая мораль еще действовала и плюс революционный (342) энтузиазм — двойная тяга. Затем война. А 45 — 75 годы, тридцать лет — этот отрезок подлинней, чем с 17-го по 41-й. Труд стал легче, мозолей меньше, свободного времени больше. Не соха, не лопата — экскаватор,.. Хлеб перестал потом пахнуть. Пропала забота о хлебе насущном. Новых нравственных ценностей не появилось, усилий сознательно не приложено... Вообще благодаря философии мы идейное отождествляем с моральным. А это вещи разные. Идеология и нравственность исходят из общественного бытия, но надо различать их. Процессы нравственные — кто их изучает? Сосуд нравственный... Взлеты нравственные, идейные (во время войны преступность была низкая). За взлетом следует падение. Мы сформировали советского человека. Но человек не свая... Его надо поддерживать—нужны нравственные импульсы. Систему внедрять с семьи, со школы... У нас 3 миллиона учителей. Из них единицы умеют воспитывать людей. Умение воспитывать не выдается с дипломом учителя. Исцелись, сам, говорят врачу. Воспитай себя, надо сказать учителю. «Не проходите мимо», «Бой равнодушию!» — а речь о нравственном совершенствовании науки. Это государственная проблема. Нравы. В Горьковском горсуде слушается мерзкое дело об изнасиловании. Девятнадцать «лбов»,. молодые парни сидели на скамьях подсудимых (одной скамьи было мало), сзади — потерпевшие, на вопрос, когда это случилось, отвечали: — На аванс... На получку... Даты жизни! Из услышанных разговоров: «Пошли к Васькиным самогонку сидеть...» — «Ой, чиста, что твоя слеза...» — «А у Васькиных хороша самогонка! С первого стакана все поползли... У Митяшиных гуляли — срамота, все тверезые ушли... Кулачье!» Все услышанное говорили женщины. В троллейбусе: а что? Зарабатываю прилично, не Хуже людей могу быть пьян! Через некоторое время опять, еще более убежденно: а что? Не хуже людей зарабатываю... Прилично зарабатываю. И на свои деньги не хуже других могу быть пьян!..(343)
Аграновский А. Избранное: В 2-х тт. М., 1987. С. 335-343.
4.2 ОЧЕРК «ДВУМЯ ЭТАЖАМИ НИЖЕ»
В один из теплых вечеров прошлого года, возвращаясь с работы домой, я увидел у двери соседей выставленную по русскому обычаю крышку деревянного гроба и так оказался втянут в уголовное дело, для меня — страшное, а по мнению юристов — простое и даже заурядное. «Задание редакции?» — спрашивали они. «Нет».— «Но почему же именно это дело? Ни загадок, ни тайн, все открыто, ясно...» — «Мне не ясно»,— отвечал я. Задания действительно не было, и писать об этом яе собирался я, потому что не поручился бы не только за правоту свою, но и за беспристрастие — тут я пристрастен,— однако время шло, а забыть было трудно, суд прошел, на который нельзя печати оказывать давление, и приговор вступил в законную силу, а я все думал об этом и вот все-таки берусь за перо. Соседи мои Власенковы — Василий Петрович и Ольга Тимофеевна. Не могу сказать, что коротко был с йими знаком, но, встречаясь, кланялись, и я знал, что он старый шофер, знал, что она тоже работает, хотя и с больным сердцем, а главное, знал, что семья у них работящая, непьющая, порядочная, тихая; кому-кому, а соседям это видно. Детей у них было двое, бегали в школу, школа у нас во дворе, потом Виктор, первенец, стал рабочим, пошел в армию, вернулся, как-то все быстро, потом я встретил Василия Петровича, очень Довольного: «Витю женим». Вскоре вышла замуж и Люся, дочь Власенковых, осталась с мужем у своих,,& Виктор с женой — у ее родителей. И вот гроб-то этот оказался для Виктора, а убил его тесть, отец молодой жены, тоже шофер. И то, что погиб человек, который рос у меня на глазах, не давало покоя. Будто я мог Что-то сделать и не сделал. Когда днем, в первом часу, приехали в наш дом жена Убитого и теща, дверь им открыл Василий Петрович. «Витю убили»,— сразу сказали они, не умея подготовить его, и он пополз на пол, пал в беспамятстве. (399) Потом привезли Виктора, и он лежал на столе, красивый мальчик. Теперь только увидели все, как он красив. И увидели, что мальчик. «Какой сын...—; говорил Власенков.— Гроб по спецзаказу, у них и гробов таких нету. Рост-то у него какой!» И странной гордостью были исполнены слова маленького сморщенного отца. Не знаю, как писать об этом. Должна же быть какая-то логика, идея, мысль, ну пусть не мысль, мысль — редкость, пусть толковое соображение. В суде убийца начал свои показания так: — У меня не стояло в голове. Даже не ожидал, что у меня нож. Когда ударил, появилось сознание в голове: не прав я... Не могу пояснить, как и почему. Я не имел этой цели. Боюсь, что так оно в общем и было. Разумеется, нож к нему не с неба свалился, нож он искал и нашел в кухне, убийство признали умышленным, но то, что не было оно загодя намеченным, холодно обдуманным, так сказать, запланированным,— это, видимо, верно, и это, на мой взгляд, хуже всего. Шофер Кустов среднего роста и силы средней, темные волосы зачесаны назад, глаза посажены близко, носат. Внешность самая ординарная, нисколько не злодейская. И был он в тот день просто, обыденно, как со всякой своей получки, пьян. Взял, еще с двумя, поллитра белого, переложили красным, пьяный явился домой, и жена – это он считал важным,— жена, а не он, начала скандал: зачем пропил четыре рубля? А у них долг, как раз ему заказали зубы, чем отдавать? Ну, понятно, он разозлился, взял еще трояк, сбегал за «старкой». То есть чушь какая-то, зубы эти, и рубли с копейками, и почему-то подкидной дурак (после играл с женой), еще он бренчал в тот вечер на гитаре и, кажется, смотрел телевизор — извольте теперь копаться в нелепых подробностях жизни. Но ничего иного нет в этом трагическом деле, тут быт, густой быт, только быт, и нет загадок, кроме одной, самой простой и самой неразрешимой. В популярной песенке из телефильма о «знатоках» с рекордным количеством оговорок поется: «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет...» Так вот почему «кто-то» «кое-где» «порой» не хочет? Почему он убил? Поступил ли он согласно или наперекор своей личности? (400) Известно: труд воспитывает. Кустов трудился всю жизнь, ему - сорок два года, а стаж — тридцать лет, мальчишкой стал к станку, это было в войну, вышел вшоферы первого класса, и тут, судя по характеристике, с места работы, претензий нет к нему. Известно: ts былые времена очень многих толкали на преступление - нищета, голод. Шофер автобуса Кустов получал триста рублей в месяц, жена его, контролер ОТК,—жгр, молодые, вторая семья, зарабатывали поменьше, но в месяц на четверых выходило больше семисот рублей, и была отдельная квартира, а в квартире — телевизор, холодильник, приемник, сервант и прочее, что по нынешним представлениям нужно людям для уюта. Корысти, основы большей части «семейных» преступлений прошлого, тут тоже не было. Однако что-то же было, возразят те, кто всегда все знает лучше других. Не может быть, чтобы совсем без причин... Что ж, придется и это писать: скандал у Кустовых тянулся с пяти часов до одиннадцати. С перерывами на «дурака», на гитару, на «старку». Потом пришли дочь с зятем, прошли в свою комнату, стали собираться спать. Кустов снова забушевал. Пьяный, он казался себе умным среди дураков, и не понять ему было, что он дурак среди умных. Когда ударил жену, вышла дочка и взяла мать к себе. Виктор достал раскладушку, помог застелить. А тот все шумел, матерился, и Виктор крикнул ему, чтоб не мешал спать: завтра к семи на смену. Тогда Кустов взял нож, спрятал за спину, ногой распахнул дверь: «Выходи, трус несчастный! Хватит прятаться за бабьи юбки!» Виктор в трусах рванулся к нему и был убит на пороге: пять зверских ран в грудь и живот. В суде потом высчитывали секунды, вымеряли расстояния, выясняли, кто где стоял, кто что говорил, и : все было важно для квалификации, для статьи, для приговора. А для общественного сознания одно важно: как это могло случиться? Вот справка, я получил ее в Министерстве внутренних дел СССР. Профессиональная преступность идет у нас на убыль, «домушники» и «медвежатники» только в детективах лезут на глаза, в оперативных сводках Они сдвинулись на одно из последних мест. Даже уличные происшествия, после известных мер по борьбе с хулиганством, начали сокращаться. Не так быстро, как хотелось бы, но тенденция такая есть. И вот в ряду (401) преступлений против личности (я не касаюсь хищений, взяток и т. д.) все заметнее становится «бытовка» — преступления на бытовой почве, где жертвами чаще всего оказываются знакомые, собутыльники, родичи. В 1971 году среди убийств и покушений на убийство «бытовых» было 66 процентов. — С улиц и проспектов,— сказал мне один из членов коллегии МВД СССР,— ущербная мораль уползает в подворотни, подъезды, квартиры. И оттуда доносятся вопли, не слышные общественности. Сказано образно, я оценил. Но как бороться с этим? Прежде милиция имела дело с «профессионалами», теперь чаще — с «любителями». Прежде преступность была преимущественно трезвая, теперь преимущественно пьяная. Прежде почти всегда были явны мотивы— низменные, подлые, грязные, но хотя бы понятные, теперь они стерты. А что лучше? Так сказать, кем вы предпочитаете быть убитым, любезный читатель, трезвым циником или пьяным подонком? С целью ограбления или «просто так»? Вопрос нешуточный: сама видимая бессмысленность убийства, поразившая меня, оказалась типичной. Это явление (оно наблюдается во всем мире) юристы называют снижением порога мотивации. То есть мотивы тяжких преступлений либо не проглядываются вовсе, либо столь мелки, что два десятка лет назад подсудимого тотчас послали бы к психиатрам на экспертизу. Теперь не всегда посылают. «За что убил?» — «Он меня дураком назвал». Нормален. Выходит, и впрямь, как ни дико это звучит, мы столкнулись с заурядным убийством: вот губитель, вот жертва, вот орудие преступления, и не нужны собаки-ищейки, как дошло до главного — мотивов, корней,— тут все и заволокло. Туман. С утра Власенковы отправлялись в суд. Они не размышляли о мотивах, процентах, статистике преступлений: у них сына убили. Одного. И эту простую человеческую первооснову дела, живя рядом с ними, не мог я забыть. Дочь Власенковых, когда пришла беда, находилась в роддоме, ей не говорили ничего, боялись, пропадет молоко, и навещал ее только муж, тихий парень, добряк, а она сердилась, плакала: неужели Витьке не интересно поглядеть на племянницу? Почему (462) мать не идет? И вот Ольга Тимофеевна собралась с силами, платок повязала, поехала к ней. За день до похорон. «Чего ты плачешь, мама?» — «Внучонке радуюсь».— «Да на тебе лица нет!»'—«Болею все... Замучил радикулит». А Василий Петрович ждал за углом, он бы не смог. Теперь они ездили в суд, день за днем, всю неделю, и это было важно для них. Будто все еще жил Виктор, и делалось что-то, связанное с ним,— схоронили, поставили оградку, сороковины справили, а там следствие, суд, все кряду,— а как объявят приговор, то уж конец. В суде предстали перед ними обломки другой семьи, какой-никакой, а семьи. Когда спросили у Кустова: «Как жили с женой?», ответил: «Двадцать два года прожили». И вот в первую ночь, как обрушилось все, дали жена его и дочь первые показания. Потом выли над гробом, кричали, что только и свету было в доме, когда Виктор пришел. Потом вымыли полы, начали жить дальше — и новые показания, чуть уже по-другому. А к суду с тем пришли, что того все равно не вернешь, а этот в тюрьме и все-таки муж, все-таки отец. На предварительном следствии старшая из них говорила: «Угрожал и замахивался». В суде: «Беспокоил меня». Там: «Выражался нецензурной бранью». Тут: «Один раз выразился». Там: «Часто употреблял спиртные напитки». Тут: «Для меня — часто». Линия была такая, что-де до прихода зятя жили они тихо-мирно, он сам лез на скандал, хотя просили его не лезть, и была, стало быть, взаимная ссора, а не убийство из хулиганских побуждений,— уже смекнула теща, что это обвинение (статья 102, пункт «б») тяжелее. Ей напомнили случай, когда она сама вызывала детей от Власенковых, дочку и зятя: «Приезжайте, спасите, буянит, разбил унитаз!» Было или не было? — Да, действительно...— отвечала она.— Пришел выпимши и еще с собой принес четвертинку. Я ему говорю,— изобразила тоненько: «Володичка, не пил бы ты больше». И уговорила. Пошел он выливать и бутылочку эту выронил. Тут даже судьи улыбнулись. Ну ладно, мог он и так разбить, чего не бывает на свете, но чтобы сам по доброй воле пошел выливать водку!..— научная фантастика. Однако на своем она стояла твердо, кто-то уже научил ее, что от прежних показаний можно (403) отпереться, и ничего ей за это не будет, а суд на том лишь вправе строить приговор, что она скажет в суде. Вызвали дочку, молодую вдову, и тихо стало в казенном зале. Маленькая в мать, носатенькая в отца, в модном плащике, с высокой прической, взошла она на возвышение, и все жалели ее, потерявшую любимого мужа, и ждали, что она скажет. Сказала заученное: «Пока Витя не поселился у нас, все было хорошо».— «А раньше приходилось вам с матерью убегать из дома?» — «Только, когда отец выпимши».— «Часто он пил?» — «Ну, не каждый день и не через день».— «Сколько раз в неделю?» — «Ну, раза два или три». Так оно и вышло: через день. Вспомнила спор из-за телевизора. Пришли они домой, отец смотрел хоккей, а Виктору непременно подавай кино... Судья перелистала папку, лист дела такой-то, страница такая-то: раньше другие были показания. Это она пожелала смотреть кино, она переключила программу, е е ударил отец и обругал, да по обыкновению матом, и за нее заступился после этого Виктор — так или не так? — Ну, да, я хотела кино, а зачем Витя лез? Он ни того, ни другого не хотел, а обязательно, чтоб вышло по его. — Не «по его», а по-вашему. — А он у нас не прописан. Сложность заурядного дела состояла в том, что других свидетелей убийства не было, а эти две от правды тянули в сторону, да только ум их был нерасторопен, движения души примитивны, ложь неуклюжа, мелка, и вылезли наружу все неувязки, натяжки. Тем более что задача их, прямо скажем, была тяжела, обелить пьяницу, который во хмелю всегда был дурен, дочь полуодетую выгонял из дома, жену грозил столкнуть с балкона, зажженные спички бросал ей в лицо и даже бил однажды, как выразилась она, утюжком. «Кто очень уж жалеет злодея (вора, убийцу) и проч.,— заметил Ф. М. Достоевский в своих «Записных тетрадях»,— тот весьма часто не способен жалеть жертву его». В суде-то злодей был робок, каялся, прятал глаза, адвокат справедливо напомнил, что он в ту ночь и себя полоснул ножом (в раскаянье, сказал адвокат), его спасали в больнице. В конце концов можно было (404) понять жену, которая жалела мужа, и дочку, которая не стала отрекаться от отца,— вопрос о свидетельствах ближайших родственников вообще не бесспорен,—но больно уж легко эти женщины предали юношу, из-за них, в сущности, погибшего. На следующее утро теща говорила своей сестре (та подтвердила в суде): «Потому убил, что Витя за меня заступился». А теперь валили все на него, на мертвого: не придет, не возразит, стерпит. «Он у нас не прописан». И хватит об этом. Коллегия Московского городского суда сумела извлечь истину из паутины слов, судья Е. П. Сологубова объявила приговор: по статье 102, пункт «б» — 15 лет лишения свободы. И возглас дочери: — Папочка, ты ни в чем не виноват! Вот так-то. Придется говорить о нравах и о нравственности, что не одно и то же. Есть нравы — свод обычаев, уклад жизни людей, результат их подчинения принятому. И есть мораль: народ знает, хорошо это или плохо. Пить или не пить — это нравы, порицать или одобрять пьянство — нравственность. В тех же «Записных тетрадях», недавно впервые изданных, сказано, что даже «подлец не говорит: так и надо, а воздыхает и чтит добродетель». В каком-то смысле и лицемерие — здоровый признак, ибо, как вспоминает дальше Достоевский, «это есть дань, которую платит порок добродетели». Как-то я получил письмо из маленького южного городка о другом судебном деле. Девочку удочерила учительница, подруга покойной матери, растила со своими, на свои скромные достатки, а та, встав на ноги, подала в суд на приемную мать: пусть вернет сиротскую пенсию за все годы. Пришлось считать, какие покупались туфли, да сколько на питание, да на белое платье к выпускному балу,— в иске ей отказали, конечно, девчонка эта свинья, но нашлись же люди, поддержавшие свинство. Вот что запомнилось: ходит такая по городку, где все друг друга знают, и на нее не указывают пальцами. Ну ладно, никто не мог предвидеть, что Кустов допьется до смертоубийства, но что он пьет, тиранит домашних,—-это ведь знали соседи, а пальцами на него не указывали. И выходил он из дома, и все здоровались с ним, и был он среди них человеком. Потом шел на работу и опять был человеком, хотя и там знали, (405) что пьет, буянит, что дважды уже сидел по пятнадцать суток за мелкое хулиганство. То есть атмосферы не формального, явно выраженного осуждения не было вокруг него, а ведь это единственно могло его остановить. Классический вопрос: «Ты меня уважаешь?» — он не лишен глубокого смысла. Конечно, не всякий пьяница станет преступником, люди разны, иной выпьет — и добродушен, смешлив, сонлив, но две трети убийств совершаются в пьяном виде, почти все случаи хулиганства — в пьяном виде. Не разбирая всех причин пьянства, их слишком много, я обращусь к одной, по мнению социологов, врачей, юристов, очень важной,— обычаям ближайшего окружения. К оценкам и взглядам того круга, ради которого крикнула дочь.убийцы, что он не виноват. Не могу поверить, что действительно она думала так, но возглас явно был рассчитан на одобрение... Видите ли, пьяниц на Руси всегда хватало, но кабак во всяком случае был осужден в сознании народа, сам пьющий знал, что «ослабевать» грешно. А Кустов пил и считал: так и надо. Близкие его страдали от этого и считали: иначе не может быть. Мало того, если бы мать и дочь «упекли» его на принудительное лечение (его же спасая), родня, двор осудили бы их. Так сместились в этом микромире понятия добра и зла. И если худо то, что нравы порочны, то еще хуже то, что нравственность потянули они за собой. Кустов не был законченным алкоголиком, не дошел до того предела, где одно остается — помощь слаборазвитым, он мог еще работать, но был уже, по определению врачей, бытовым привычным пьяницей: алкоголь, который удерживается в крови сорок восемь часов, взял над ним верх. Психика перевернута: «соображая на троих», будет копейки считать, а деньги, нужные больной дочери, пропьет, случайный собутыльник ему друг до гроба, а самые близкие люди – враги. Глядя на эту жизнь, понимаешь, что мало накормить человека, дать ему квартиру, коробку с голубым экраном: страшна материальная нищета, но еще страшнее нищета духовная. Скучно было ему и нечем жить. Ни идеи, ни цели, ни заботы не только высокой, но и самой простой (тоже, впрочем, высокой) — о благе семьи. Даже облегчение труда, даже увеличение свободного времени обернулись во зло: больше стало нерастраченных сил, больше пустых часов. Как сказал (466) один пьющий товарищ: «У меня не тогда голова раскалывается, когда пьяный, а когда тверезый». Слабо еще исследуются причины пьянства и хулиганства, а между тем старые, так сказать, классические мотивы бытовых преступлений, которые годами изучались учеными — ревность, месть, корысть,— отходят на второй план. Корысть сейчас едва ли не на последнем месте (около 8 процентов убийств), а на первом — хулиганство, явление расплывчатое, дикое, непредсказуемое... Все в этих «заурядных делах» должно быть иным — розыск, изучение, профилактика преступлений, а мы, чуть что, взываем привычно к власти: куда милиция смотрит? Но до чего ж мы дойдем, если только милиция будет наводить порядок в нашем доме? Что ж теперь, к каждому застолью выделять усиленный милицейский наряд? Вот вам для раздумий и выводов еще один эпизод, последний. Он уже не связан с проблемой пьянства, но связан (и впрямую) с проблемой отрезвления. На заводе, где служат жена и дочь убийцы, одна из работниц (она была в суде) сказала им в глаза, что она думает о них: «Такого парня загубили!» Те обиделись, подали жалобу, и цеховой «треугольник» велел этой работнице перед Кустовыми извиниться. То есть нашлась одна, указавшая на них пальцем, так ее же и наказали. И она извинилась (иначе, грозили, премии лишат), и вы рассудите теперь цеховых мудрецов, поймите, какой создают они в коллективе нравственный настрой. Нет, проблема, занимающая нас,— она далеко не только милицейская. Это большого масштаба нравственная, общественная, социальная проблема. Мне говорили, что в Заполярье, где потребление спирта отнюдь не меньше, чем в прочих местах, пьяные на улице не валяются. Почему? А там мороз пятьдесят градусов. Ну, может, кто и замерзал, но сильные выжили и, что к чему, соображают. Так вот моральный климат общества действует не слабей: как ни пьян, а штаны посреди улицы не снимет — засмеют. Пишу не для хулиганов: они не читают книг и газет. Пишу не для пьяниц: они, если и прочтут, не поймут. Скажут: «Это не про меня, я-то здоров». Скажут: «Какой я алкоголик, сосед больше пьет, и ничего». (Верно, пока ничего, да у него наследственность другая, здоровье, характер, нервы, и пить он (407) взялся небось не с пятнадцати лет.) А пишу для окружения, для женщин, которые больше всего терпят от пьянства, для настоящих мужчин, которые захотят остановить, спасти, для нормальных людей, которых, что ни говорите, больше.: Вчера зашел я к Власенковым: в доме царит маленькая внучка, все крутится вокруг нее, и надо с нею гулять, надо ее занимать, а она здоровенькая, щекастая, вот уж и улыбаться начала, и оживает лицо Ольги Тимофеевны. Мне она сказала: «Все вижу один сон. Будто Витя с Ирой у нас, собираются ехать к себе, а я им говорю: останьтесь. И будто они остаются...» Пришел Василий Петрович, принес белые бутылочки из детской консультации, и она замолчала, не стала при нем продолжать. Я подумал: все-таки была причина гибели Виктора. Та, что хулиган ненавидит несхожее: не так одет, не так держится, не так говорит. А Власенковы воспитали сына человеком. Таким же, как они сами, добрым, чистым, порядочным. Юноша чужаком попал в перекошенный мир, и был между ним и губителем его овраг. Отказался пить с тестем – «гордец», не матерится – «чистоплюй», женщин не позволяет оскорблять при себе – «интеллигент». И хотя все они выяснили, я думаю, в первые три дня, а дальше обсуждать им было решительно нечего и год (это выяснилось в суде) они не говорили вовсе, тут было яростное столкновение двух жизненных позиций, двух норм поведения, двух семейных укладов. Я простился с соседями и вернулся к себе. Всего два лестничных марша. Самая близкая моя командировка. И самая тяжелая. (409)
1972
|