Студопедия — ЛУКОЯНОВСКИЙ ЗАДОР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛУКОЯНОВСКИЙ ЗАДОР






 

 

— А кто у вас тут из интересных, выда­ющихся людей?

— Право, затрудняемся сказать.

Захо­лустный, провинциальный город —

чего, собственно, можно от него требовать? Ка­ких выдающихся людей?

Михаил Кольцов

 

В город Лукоянов можно приехать из Москвы, а можно – из деревни Крапивки. От столицы путь не­длинный: восемь часов поездом до Арзамаса и час ав­тобусом. Из деревни добираться трудней: где пешком, где на лошади, где на попутной машине, если тракт не замело. От того, как въезжаешь в Лукоянов, зависит точка зрения. Житель столицы идет по улице, пустын­ной и долгой, вдоль серых заборов и деревянных до­мов, большей частью одноэтажных, и все ждет, когда же начнется город. Увидя на избе табличку «ул. Горь­кого», ждать перестает. Стоят лошади на базарной площади, толкутся люди, народу мало,— в Лукоянове всего-то жителей десять тысяч. Выйдя на заснежен­ную Красную площадь, приезжий видит кинотеатр с колоннами, а за ним красный дом из кирпича — Лу­кояновское педучилище.

В училище приезжают студенты — из Мамлеева, Кельдюшева, Княжевки, Большой Ари, Крапивки; мно­гие впервые покинули село. Ты глянь, какой большу­щий город! Магазины самые разные, фонари на площfди, Дом культуры, райбиблиотека, столовая самооб­служивания, кино с широким экраном. Даже и музей есть. А шуму-то на улицах, а народу, народу: говорят, целых десять тысяч.

Ребята приходят после семилетки, им по четырна­дцать лет. Маленькие, неловкие, озорные и робкие – дети еще в сущности. Словесник читает: «Единствен­ным светлым пятном в его жизни была лысина... Вы как это поняли?»—«А что? Пожил — оплешивел». На первом уроке рисования из всего набора акварели идут в ход две краски (у всех одни и те же): красная и си­няя. Нотной грамоты, само собой, не знают, знают од­ну тональность, три ноты: «Дура я ду-ра я, в дурака влю-би-лася...» Рассказываю это к тому, чтобы ясен был масштаб происходящих превращений.

Четыре года они живут в этом городе, и учатся, и сами к восемнадцати годам становятся учителями на­чальной школы — идут в деревню учить детей. Они ста­новятся хорошими учителями, заявки на лукояновских 'выпускников приходят со всех концов страны — это с любой точки зрения успех, откуда ни смотри.

Теперь я рад представить вам человека, который стоит у истоков чуда. Сам он мальчонкой прибыл в Лукоянов не из столицы — из деревни Крапивки. И в первом своем диктанте сделал шестьдесят ошибок, его никак нельзя было принимать в школу второй ступе­ни. Впрочем, тут уж надо рассказывать по порядку. Его имя: Александр Александрович Куманев.

Учительница еще спросила у него:

— Какой главный город в нашей стране? Он подумал и сказал:

— Казань.

— Почему ты так решил?

— А батя, как выпьет, поет: «Казань – город слав­ный».

— Сообразительный!— сказала учительница, и его приняли. Это было сорок лет назад. И еще ему сказа­ла. Зоя Семеновна (до сих пор он благодарен ей): — Плохи твои дела, Саша. С грамотой совсем худо. Но ты не робей. Ты ведь мордвин? Вот тебе книга — Че­хов, И ты пиши. Все лето пиши. Понимать не будешь, все равно пиши.

За лето он переписал «всего Чехова» и осенью, ког­да вернулся в школу, сделал в сочинении всего семнад­цать ошибок. «Что я увидел, подъезжая к городу Лукоянову» – так называлось сочинение; он увидел, понятно, большущий город.

Потом Куманев учился, потом учил, увлекся точны­ми науками, окончил в университете физмат, треть ве­ка назад пришел в училище преподавателем физики, с 1940 года — директор. Но, я думаю, особую роль сыг­рал в его жизни тот, первый год, когда он хуже всех успевал в группе и его больше всех хвалила учитель­ница. Пожалуй, именно тогда начали складываться пе­дагогические воззрения Куманева.

– Слушайте, вы видели двух одинаковых людей? Почему же мы держимся за эти так называемые еди­ные требования! Справедливость, говорите... Был у нас студент Фролов, он шесть лет работал трактористом и все запятые растерял. И мы ему: лодырь! А он учится изо всех сил, и видно: будет из него учитель. Стихи на­чал писать: «Кругом поля, просторы неоглядные, их год от году я не узнаю. Пою я песню под гармонь трехряд­ную, про девушку любимую мою». Но ошибок сверх нормы. Садись, двойка. Стыдись, тянешь группу назад. Лишаем тебя стипендии. Вот теперь ты в равных усло­виях с маменькиной дочкой, которая живет на всем го­товом, и стипендию получает, и запятые все при ней. Тянись за нею, соревнуйся, у нас для всех единые тре­бования — полная справедливость!

Губы Куманева складываются в презрительную ус­мешку, в черных глазах нетерпеливый блеск: что, мол, молчишь, где твои возражения? Но я не возьмусь сколь­ко-нибудь подробно излагать его доводы, мне нужно только, чтобы вы поняли: человек своеобразен, мысль его остра, углы не сглажены. Он умеет отстаивать свои взгляды, и потому в училище лет десять уже не об­суждают двоек — этой проблемы словно бы не было и нет.

— Пользы от таких обсуждений вижу мало, вред — явный. Мы ведь одно время не столько заботились о нравственном, идейном воспитании, сколько о «накопляемости оценок». Дети это чувствуют. Мальчонка прибежит из школы, так не скажет: «Мама, что я се­годня узнал!» Он дневник сует: «Смотри, что получил». До того дошло, что на педсовет вызывают ученика вместе с родителями. И ругают, пока не выжмут сквозь шмыганье носом: «Я больше не буду». Вот ведь подлец, как долго пришлось «работать» с ним! А он прекрас­ный, гордый мальчик, он точно знает, что к следующе­му диктанту не исправится... Поймите, процесс обуче­ния идет через незнание. И у всех по-разному. Один схватывает быстро, другой медленно. Так не мешайте ему! Если он лжив, груб, лодырь, ябедник — сделайте его человеком. А двойки он сам исправит.

У всякого должен быть, по выражению Гоголя, свой задор. (130)

Когда Куманев говорит о доверии к воспитанни­кам, о том, что не натаскивать их надо, а учить, не только память развивать, но прежде всего умение мы­слить,— тут нет открытия, это ведущие идеи коммуни­стического воспитания.

Но очень важно, что они стали его собственными идеями, преломились в его твердые принципы, в его личные взгляды. Вот без этого, я думаю, не может быть настоящего, с большой буквы Учителя (как, впрочем, и Агронома, Инженера, Врача).

Я записал одну из бесед Куманева со студентами: — Думайте. Ищите. Не бойтесь нарушить педагоги­ческую «режимность». Недавно я был на уроке у од­ной нашей девушки. Аи, умница-красавица! Шел урок истории, она развесила на доске картины — штурм Зим­него, залп «Авроры», очень красочно все рассказала, а после спрашивает: «Что тут нарисовано, кто ска­жет?» И сразу шум в классе. «Революция нарисована!»,, «Вон, вон матрос с лентами!», «Солдат кричит «ура!», «Ух, он им сейчас даст!»—вскочили с мест малыши. В этот момент они сами брали Зимний. А учительнице надо ставить двойку. Все ведь у нее неправильно, все не так. По методике как надо? «Тише, дети. Сядем, ручки на парты. Переходим к опросу. Что дала револю­ция крестьянам в деревне? Все думают... Ты, Настя. Что значит «землю»? Садись. Отвечай ты, Валера, пол­ным ответом: Октябрьская социалистическая револю­ция—что?— дала крестьянам, правильно, землю...» И все по форме правильно, и вопрос законный, и ответ «полный», а вмиг пропало бы все обаяние урока, весь его идейный накал, и наступило бы «школьное состоя­ние души», когда солнышко не светит, и Жучка не ла­ет, а все вокруг только подлежащие и сказуемые.

Вспоминая свои беседы с Куманевым, я вижу, что они шли у нас в каком-то определенном, своего рода музыкальном ритме. Мы говорили, спорили, но стои­ло прозвучать звонку на перемену, как он поднимался с места. Одна стена директорского кабинета была отве­дена под «радиоузел»: то, что передают отсюда, слыш­но по всему училищу. И вот Куманев ставил пластинкуили пускал магнитофонную ленту — музыка звуча­ла всю перемену.

Я понял, что в Лукоянове последовательно, как го­ворится, с заранее обдуманным намерением учат студентов слушать музыку. Вы удивитесь, пожалуй: что ж они, дома, в деревне, радио не слышали, кино не ви­дели? Разумеется, видели и слышали. Но, странная вещь, могучие эти проводники культуры, делающие ее доступной для самых отдаленных мест, в то же время чему-то мешают. Чем больше кино, тем меньше само­деятельности. Чем громче радио, тем меньше слуша­ют его. Это заметил еще Александр Довженко и ска­зал, что раньше в его деревне красиво пели на мосту, а теперь там шумит радио: «Хоть бы оглянулось: как слушают?»

В училище неделю подряд на большой перемене пускали Первый концерт Чайковского для фортепья­но с оркестром. Его, казалось, и не слышали — так, об­щий фон для разговоров и беготни. Потом Куманев сказал: хватит. С месяц звучали другие вещи, но в один прекрасный день вновь он поставил пластинку с кон­цертом Чайковского и тихонько вышел в коридор. С первых мощных аккордов ребята потянулись к динами­кам, притихло училище. Что это было? Прелесть уз­навания? Радиоузел «оглянулся», слушают!

Теперь это в обычае, в прошлый четверг здесь дава­ли Вторую симфонию Калинникова в стереофоничес­кой записи, и зал был полон: четыреста человек. Наз­начены следующие «музыкальные четверги», я видел, как добываются для них программы. После занятий в радиоузле остались Куманев и еще трое энтузиастов, из которых один преподает в училище литературу, а двое других — музыку. Когда общими усилиями был пойман концерт из Москвы, Олег Иванович Казаков, по прозвищу «завмаг», взялся колдовать над магнито­фоном МАГ-59; фонотека пополнилась в тот вечер со­натами Бетховена.

Вообще, чтобы понять жизнь этого коллектива, на­до прийти в училище вечером. Может, некоторую роль играет отсутствие соблазнов большого города, но еже­вечерне и студенты, и преподаватели собираются вмес­те. Четверги, как уже сказано, посвящены серьезной музыке. Среды по решению партсобрания отданы «устному журналу» — сообщениям о новостях науки, техники, литературы и искусства. Часто бывают кон­церты самодеятельности, организуются выставки жи­вописи, при мне их было две — Рокуэлла Кента и Ренато Гуттузо; репродукции вырезали из всех журна­лов, какие могли добыть. Открылась и своя выставка: (132) иллюстрации к сказкам Джанни Родари, выполненные Студентами. Стенгазета «Народный учитель» дала ре­цензию: «Есть крепкие по рисунку работы, есть и бо­лее слабые, но они выигрывают в цвете, в радостном восприятии жизни. Хорошо, что авторы избегают «чисторисования», которое, к сожалению, еще распро­странено в школьной практике...»

Разумеется, в Лукоянове действуют все мыслимые кружки — и хоры, и оркестры, и хореографический, и дирижерский, и радиокружок, и кино, и фото, и мото. Притом если драмкружок ставит «Педагогическую по­эму», то инсценировка написана самими лукояновца-ми. Если кинолюбители снимают фильм, то есть в нем и мультипликационные, очень забавные сюжеты. Ес­ли выступает вокальный ансамбль, то в репертуаре его сложнейшие вещи Моцарта, Бородина, Гречанинова.

Комитет комсомола, свободный от бесконечного разбора двоечников и двоек, принял недавно такое ре­шение: каждый студент должен быть любителем. И знаете, мне по душе эта решительность, каждый! Ты будущий наставник молодежи, ты не можешь быть холодным человеком. Чем увлечен ты, что собира­ешь — репродукции, пластинки, ноты, стихи? Личная библиотека должна быть у каждого! Говорят, в дни выплаты стипендии лукояновский Книготорг выполня­ет половину месячного плана. И нет выпускников, ко­торые не везли бы с собой в деревню библиотеки в двести, триста, пятьсот томов.

Селу нужен сильный учитель. Более сильный, чем Городу. Потому что он для детей все — и музеи, и театры, и картинные галереи... Как-то лукояновцы за­теяли поездку в Москву. Подробно все обсудили на коллективе (эти слова в Лукоянове весомы), на эк­скурсию решили послать только выпускников, дав им (133) «картофельные деньги», заработанные в колхозе на уборке, и «яблочные»— доход от училищного сада. По­том долго сочиняли письмо коллективу Московского педучилища № 1. Рассказали о своей жизни, предложи­ли свою дружбу, к себе пригласили столичных коллег, а под конец попросили, чтобы те приняли их во время каникул в общежитии или в классах; постельное белье, если надо, они захватят с собой.

Ответа ждали полтора месяца.

Пришло две строки за подписью московского ди­ректора. Он сообщил весьма сухо и нелюбезно, что саннадзор запрещает ночлег в «неприспособленных помещениях». И это все.

Ребята, сильно обиженные ответом, прокомменти­ровали его в таком духе, что-де столица пренебрегла «провинциалами» и что куда, мол, им «с суконным ры­лом— в Охотный ряд». Я сказал ребятам, что они не правы. Столичный кругозор и широту душевную выка­зали в этом случае как раз они, лукояновцы. А про­винциалом оказался московский директор. Пусть ему будет стыдно*.

— Вы заходили к Цветкову? — спросил Куманев.— Слушайте, это ведь наш руководитель педкабинета, у него тысячи писем от выпускников — с Сахалина, из Сибири, из Средней Азии. И потом, к вопросам воспи­тания Иринарх Иванович подходит совсем не так, как я. Непременно поговорите с ним: главный мой против­ник. Интереснейшая личность, вечный труженик, бес­корыстнейший...

Конечно, я встретился с Цветковым, как и с други­ми педагогами; многие из них сами здесь учились.

 

*Неожиданное продолжение очерка в жизни. На следующий день после его публикации в Лукоянов пришла телеграмма:

«В любое время будем рады принять у себя 50 ваших студентов и показать им Москву. Подробности письмом. Комитет комсомола Московского энергетического института».

Телеграмма стала событием в жизни лукояновцев, ее зачитали «на коллективе», в тот же день послали ответ, и тут почтальон при­нес новое письмо: «Я москвич, педагог,— писал директор школы Э. Костяшкин,— извиняюсь за отказ московских коллег и от имени учителей и учащихся школы № 544 приглашаю вас остановиться в нашей школе, когда вам будет нужно».

На очередном собрании Александр Александрович Куманев за­читывал уже целую пачку приглашений. Письмо из столичного поли­техникума начиналось энергичным «Приезжайте!!!». Письмо супру­гов Аристовых, Ольги Андреевны и Петра Семеновича: «Присылай­те к нам в Москву по шесть—восемь своих. Если успеют, пусть едут в эти весенние каникулы. Квартира — три комнаты, поживут в боль­шой. Есть газ, ванная. Не стесняйтесь, примем, как своих. Хорошим людям всегда рады. В любое время года, если вашим ребятам понравится у нас, примем...»

И еще письма, и еще, и все без позы, без громких слов, с под­робными описаниями, как проехать от вокзала, сколько минут езды до центра, каково расположение комнат, какие будут предоставлены постельные принадлежности. Так снова, в который уж раз, подтвер­дилось, что хороших людей куда больше у нас, чем плохих.

Я подсчитал: если бы лукояновцы захотели воспользоваться все­ми полученными приглашениями, то им пришлось бы разослать в учебные заведения и на частные квартиры больше тысячи человек. А ехать должны были двести студентов. Летом они были в Москве. (134)

В подшивке «Литературной газеты» (не московской, а лукояновской стенной,— она издается в училище уже четырнадцатый год) я увидел стихи Димы Надькина, студента первого курса. Подобно Куманеву, он прибыл в Лукоянов из деревни, из села Иванцева, тоже морд­вин, после педучилища окончил университет; сейчас Дмитрий Тимофеевич преподает здесь литературу и русский язык. В той же подшивке я обнаружил фото­графию знаменитого «Дома Кашириных», в котором рос Горький. Было написано, что ее прислал воспитан­ник училища, деревенский паренек Миша Бутусов, и за этим тоже маячило будущее человека — здешнего историка, автора книги «Лукояновцы в борьбе за Со­ветскую власть», основателя Лукояновского народного музея.

Я познакомился с этими людьми, говорил с ними, смотрел, как они работают, и вот что более всего ха­рактерно: истинные ученики Куманева, они не повто­ряют учителя, а ищут своих путей.

Надькин — ярый любитель поэзии. С его приходом в училище «пониманье стихов» резко превысило преж­ние нормы, это видно по библиотечным формулярам. Ребята перестали просить, как бывало: «Ирина Павлов­на, нате вам «Евгения Онегина», дайте что-нибудь ху­дожественное». Студенты педучилища учатся вырази­тельному чтению и по программе должны декламиро­вать те самые стихи, которые будут «проходить» с ма­лышами. У Надькина они читают Пушкина, Блока, Ма­яковского, Есенина, Твардовского, Смелякова, Виноку­рова. Он резонно считает, что если они «За далью — даль» сумеют прочитать, то уж «Колобок» как-нибудь осилят. Надькин ведет кружок, устраивает литератур­ные вечера, сам участвует в концертах — все свобод­ное время от проводит в училище. Я спросил, когда же онпроверяет тетради, и услышал в ответ, что он их вовсе не проверяет. Просто на уроке, сразу же после диктанта, снова читает текст и объясняет трудные мес­та, а ученики сами отмечают свои ошибки и выводят себе отметки. При этом никто не жульничает, потому что текущих отметок Надькин вообще не ставит. Вре­мя от времени он, понятно, устраивает настоящие контрольные, но учеников своих знает и без того. Вот пока и все о Надькине.

Что же касается музея, созданного в Лукоянове, то о нем надо бы писать особо. Михаил Николаевич Бутусов и студенты, которых он увлек своими поисками,: заставили заговорить древнюю землю. И лукояновцы вдруг поняли, что город их совсем не прост, что им есть чем гордиться. Была, к примеру, водокачка на Казен­ном пруду, обыкновенный серый домишко. А вот поди ж ты! Оказалось, что «здесь в 1905—1907 гг. находи­лась подпольная типография лукояновской группы РСДРП». Вспомнили лукояновцы, что в этом краю, сов­сем неподалеку от них, пережил свою Болдинскую осень Пушкин, что Короленко помогал здесь голодаю­щим крестьянам, что первую партячейку в Старом Иванцеве организовал Гайдар. Разумеется, есть в му­зее и неизбежные кости мамонта, и каменные топоры, и древние кольчуги, и кандалы пугачевских времен; собраны книги, картины, научные труды знатных зем­ляков — академиков, писателей, художников, заслу­женных врачей; висят портреты, ордена, грамоты всех пятнадцати Героев Советского Союза, вышедших из района... Все это есть в музее, но когда замечаешь под стеклом письма фронтовиков, стертые на сгибах треугольники, когда читаешь «похоронные», получен­ные солдатками, когда видишь в шкафу матросскую за­латанную форменку местного жителя В. В. Левашова, в которой он брал Зимний, а рядом — шинель рядового А. И. Климова, в которой он прибыл на фронт в 1941 году,— тут только ощущаешь всю душевную широту создателей народного музея. Взяли вот и сохранили для потомков простую серую шинель советского сол­дата!

Таковы традиции Лукояновского педучилища, тако­вы его воспитанники, и ясно, что тут заслуга не одного директора. Собрались очень хорошие педагоги, ста­рики и молодые. Они составляют настоящий коллектив единомышленников, беспокойных, дружных, одинаково преданных делу и бесконечно разных... С сожалением я отказываюсь от мысли перечислить их всех.

Несколько слов о второстепенном – о внешности учителя. Лукояновцы и тут придерживаются своеоб­разных взглядов. Они считают, что, поскольку одежда, прическа, осанка учителя суть элементы эстетического •воспитания детей, он непременно должен быть статен и красив. Вы можете, конечно, не согласиться с ними, сказать, что красота это все-таки «дар божий», но лу­кояновцы только улыбнутся в ответ и скажут, что вы забыли о спорте. Спорт — еще одно поголовное их ув­лечение; при мне большая группа лыжников отправи­лась в 60-километровый поход, и это не было событием. Мне показалось даже, что студенты в Лукоянове растут быстрее, чем в прочих местах. Это видно: все четыре курса перед глазами. И можно проследить, как год от года расправляются плечи ребят, подбираются животы и походка становится пружинистой, легкой. Меняется и «форма одежды».

Девушек этому учить не надо, как-то они сами до­гадываются, что ко второму курсу надо скинуть пла­ток с головы, на третьем — отказываются от ситцевых юбок поверх лыжных штанов, а там уж начинаются сложные эксперименты с прическами и кофточками. «Излишества» Куманев высмеивает весьма ехидно, но «Журнал мод» он сам выписал для девчат: пусть оде­ваются не хуже москвичек. Парни народ более консер­вативный, с ними приходится иной раз вести такие бе­седы: «Ты бы, Леша, отгладил лацканы. И потом... зай­ди как-нибудь к Николаю Ивановичу, он тебя научит вывязывать галстук. Дело серьезное».

Николай Иванович Чистяков – преподаватель музы­ки. Он ленинградец, прибыл сюда по распределению, и первой его мыслью было: «Неужели придется в этой жуткой дыре сидеть целых три года!» Николай Ивано­вич работает в Лукоянове уже четыре года и, судя по всему, уезжать не спешит. Это он проводит музыкаль­ные четверги, руководит дирижерским кружком, учит будущих учителей играть на рояле, сам аккомпаниру­ет сводному хору, сам пишет музыку, он создал вокаль­ный ансамбль, который в Горьком занял на смотре первое место... Словом, всем хорош Чистяков, одна бе­да: брюки его, по лукояновским понятиям, узки. По этой причине, второстепенной, конечно, в городе на­чалось некоторое брожение. А тут еще Дмитрий Тимо­феевич Надькин вдруг отпустил бороду — не стиляга ли? В довершение всех бед пополз слушок, что в педу­чилище завелись баптисты и молятся по вечерам, и вот уже один из районных товарищей «жахнул по ис­кривлениям» с высокой трибуны... Все разъяснилось, впрочем, до чрезвычайности просто, я бы даже сказал, изящно.

В обычный час Куманев вышел из дому и дорогой, которой ходит вот уже тридцать лет, направился в учи-лйгце. И Лукоянов ахнул: на нем на самом были узкие брюки! Вопрос был исчерпан. Потом выяснилось, что Надькин завел свою бороду неспроста: ему предложи­ли ехать на Кубу. Лукояновец, парень из мордовской деревни, будет преподавать там русский язык.

Наконец, Куманев позвонил по телефону тому, кто «жахал»:

– Слушай, какие баптисты? Стыдись! Наш ансамбль репетировал «Лакримозу», часть «Реквиема». Это ж Моцарт!.. Нехорошо, голубчик, не ожидал я от тебя! Ты ведь умные сочинения писал.

Этот товарищ был воспитанником Куманева, как и многие другие работники парткома, горкома, райис­полкома, как большая часть директоров школ в районе. Всё они, несмотря на солидные посты, до сих пор ви­дят в нем своего учителя, и он, бывает, учит их.

У Куманева в этом городе прочный авторитет, вот что важно.

Мало иметь свои принципы, даже если они очень хороши,— надо доводить их до дела. Лукояновский директор так и поступает.

Помните рассуждения Куманева о неправомерности «единых требований»? Так ведь он все-таки назначил стипендию трактористу Фролову, невзирая на инструк­ции. Он и сейчас дает ее тем, кто хоть и «растерял» запятые на пашне или в цехе, но заслуживает помощи по своим способностям и труду. И наезжают ревизоры, узнают об этих «нарушениях», и случаются неприят­ности, скандалы... Ясное дело, никак не отбиться бы Куманеву, если б Лукоянов всякий раз не поддержи­вал его.

В сущности, главный признак провинции — застой' мысли, нежелание думать. Никто не пророк в своем отечестве — вот исконно провинциальный, пошлый взгляд. В фельетоне Михаила Кольцова, откуда взят эпиграф к этим заметкам, как раз и говорилось о том, что захолустье не желает признавать своих выдающих­ся людей: «Если человек не запатентован в Москве или хоть в краевом центре, его мало ценят в родном городе: то, что рядом, в своем доме, не кажется важ­ным; И рассуждают по-медвежьему: небось если был бы так хорош, не торчал бы здесь, с нами, в провин­ции...»

Куманев всю свою сознательную жизнь прожил в этом городе, он предан Лукоянову, и Лукоянов отве­чает ему взаимностью. Куманев — заслуженный учи-

тель школы, он всегда был членом бюро райкома, депу­татом городского Совета. Сила этого человека — в об­щественном признании. Поистине, он пророк в своем отечестве.

Рассказ о пророке не может обойтись без чуда.

Чудо было.

В 1946 году у Куманева начался туберкулез горта­ни; ему было тогда тридцать семь лет. Сказались три фронтовых ранения. Врачи ничего не могли сделать. Куманев тихо умирал в своем доме. И тогда восстал город: Куманев нужен Лукоянову, пусть живет Кума­нев! Подняты были на ноги весь район и вся область, ходоки были посланы в Верховный Совет страны. Уми­рающего увезли в Москву, поместили в лучшей кли­нике, и лечили его крупнейшие профессора. Через год Куманев вернулся домой. И живет с той поры, ра­ботает, шутит, смеется, вырастил сыновей — Лукоянов продлил его жизнь. Говорят, когда он приехал, всё студенты прибежали на станцию. Потом в открытой машине Куманева везли по городу, и случись там в эту нору свежий человек, он бы решил, наверное, что в Аукоянове демонстрация, столько народу было на улице Горького, на Красной площади...

 

1963

Аграновский А. Избранное: В 2-х тт. М., 1987. Т.1. С.128-139.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 1896. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия