Категории морали -наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и элементы морали.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ
§ 1. Классификация и характеристика категорий морали
В общем смысле “категория” представляет собой определенное понятие, отражающее наиболее существенные свойства, стороны предмета или явления.
Подходы относительно принципа построения системы этических категорий и их классификации. Один из подходов предлагает в основу классификации положить одну из этических категорий, которая играет формальное значение. Конфуций - человечность, Сократ - благо, Платон - справедливость, Гольбах - личный интерес, Гегель - право. Поэтому наиболее убедительной выглядит такая точка зрения, в которой в основе классификации лежит структура и содержание морали (объекта этики). Первая группа категорий отражает содержание морального сознания. К этой группе относятся: моральные принципы, нормы, убеждения, нравственная цель, моральный мотив, счастье, добро, благо, справедливость, выбор, нравственный идеал, самоконтроль, самооценка. совесть); категории моральных чувств (стыд, гордость, любовь, ненависть, зависть); категории нравственной воли (мужество, самообладание, смелость, выдержка, малодушие). Категории этой группы отражают на теоретическом уровне субъективную сторону морали. В них объективная социальная необходимость выражена в виде конкретных идей о должном. Вторая группа категорий отражает моральные отношения: нравственное взаимодействие, нравственный контакт, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральную сторону общественного мнения и т.д. Категории этой группы выражают взаимодействие людей. Они представляют способ связи морального сознания и нравственного поведения. Третья группа категорий выражает реализацию в действительности конкретных моральных норм, ценностей, идеалов и др. То есть, как представления людей о моральных ценностях выражаются в их поведении. К этой группе категорий относятся следующие: нравственная свобода, моральный поступок, моральное действие, деяние, линия поведения, моральные последствия, нравственные санкции воздаяния. С помощью этих категорий представляется возможным выразить качественную сторону функционирования морали, которая отражается в таких категориях, как моральная ответственность, долг, честь, достоинство, героизм, мужество, верность, благородство и др. Эти категории представляют собой по сути дела моральные качества личности, которые более подробно рассматриваются в следующей главе. Предложенная классификация весьма условна. В действительности изложенные категории являются элементами целостной системы, взаимосвязаны, находятся в единстве и противоречии, взаимообусловливают друг друга. Это объясняется единством и взаимопроникновением всех сторон морали. Единство и взаимопроникновение их обусловливается тем, что любая категория морали может быть выражена лишь посредством других. Например, категория чести может быть представлена с помощью понятий достоинства, ответственности. Категории этики, имея общие черты с категориями других наук, в то же время обладают целым рядом особенностей. Во-первых, категории этики носят оценочный характер. Во-вторых, категории этики отражают не все общественные отношения, а лишь ту их часть, в которой присутствует нравственный аспект. В-третьих, во многом определяются силой общественного мнения и самосознанием личности. В-четвертых, регуляции общественных отношений с осуществляется с позиций сущего и должного. В-пятых, в категориях этики значительно больше эмоциональная сторона общественных отношений. Основными наиболее общими категориями морали (этики) являются: добро и зло, благо, счастье, совесть, справедливость, долг и др. Сущность этих категорий заключается в следующем. Добро и зло являются этической характеристикой человеческих отношений и человеческой деятельности. По своему ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Человек познает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; человек ценит добро, поскольку испытал на своем опыте, что такое зло. По мысли одного из древних китайских мудрецов, тот, кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему добр. « Доброе» — это хорошее, полезное, ценное для данного индивида Категории добра и зла в истории этической мысли меняли свое конкретное содержание в зависимости от понимания природы нравственности. Единство и противоположность добра и зла проявляются, во-первых, в том, что добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных и стихийных событий и явлений, а характеризуют намеренные действия людей, совершенные свободно, то есть поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете — с идеалом нравственного совершенства. Добро и зло взаимоотрицают друг друга; они взаимозависимы, несмотря на противоположность содержания. Идея непреодолимой связи добра и зла конкретизируется в ряде этических положений, указывающих на то, что они содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое.
|