Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Добро- понятие, которое выражает положительное нравственное значение различных явлений и заключается в поступках, направленных на благо, пользу для других людей.




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда о человеке говорят “добрый”, то как раз имеется в виду, что он готов прийти на помощь другому и делает это не ради личной выгоды, не напоказ, а выражает свою сущность. Готовность и способность личности сознательно и твер­до следовать добру выражаются в фундаментальном мо­ральном понятии «добродетель». Добродетель способствует проявлению нравственной сущности человека, которая ре­ализуется в поступках, соотнесенных с образцами поведе­ния, принятыми в обществе. Именно добродетель как сово­купность внутренних качеств личности, воплощающих нравственный человеческий идеал, всегда и везде деятель­но противостоит пороку.

Противоположно добру - зло. Эта категория является обобщенным выражением о том, что заслуживает осуждения и не отвечает интересам людей, в поступках приносящих им вред. Зло имеет место там, где к человеку относятся не как к человеку, а как к вещи с целью извлечь из него выгоду, использовать в своих корыстных целях.

Добро и зло являются основными категориями морали. Мораль можно определить как способ осмысления действительности в рамках противоположности добра и зла.

Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо. Благо — все, что способствует человече­ской жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей.

Природные, материальные и общественные явления становятся благом, лишь, поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют достойной жизни людей.

В античной этике благо отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с душевным благополучием и удовлетворением, являются богатство, удача, здоровье и др. В последующем понятие “благо” стали чаще отождествлять с добром. В идеологической практике понятие “благо” употребляется в значении благополучия человека.

Категория “счастье

В чем заключается счастье? В богатстве, в здоровье, в семейном благополучии, в уважении окружающих, в удовлетворении работой? Но можно ли обладать этими благами и не быть счастливым? Сводится ли оно к указанным благам или представляет их совокупность?

Иногда счастье понимают как жизнь полную удовольствий. Но верно ли это?

Удовольствие - это положительное эмоциональное переживание вообще. Человек может испытывать удовольствие от самых разных вещей: от вкусной пищи и хорошей погоды, от интересной книги и беседы с умным человеком, от доброго поступка (собственного или чужого). Чувство удовольствия вызывается удовлетворением любой потребности, однако счастливая жизнь не может состоять из сплошных удовольствий. Человек не способен испытывать удовольствие непрерывно, они утомляют его и постоянно переходят в свою противоположность - в страдания.

Категория “счастье означает длительное и глубокое удовлетворение человека своей жизнью в целом. Стремление к счастью - свойство человеческой натуры. Нет человека, который не мечтал бы о счастье и не старался бы его достичь. Но далеко не все единодушны в понимании того, в чем заключается счастье.

Одно из самых древних толкований счастья сводится к тому, что оно совпадает с удачей. Такое толкование счастья не зависит от личных усилий человека, оно является даром судьбы. Хотя удача сама по себе не делает человека счастливым, а неудача не всегда вызывает несчастье. Многое зависит от того, как человек относится к прихотям судьбы. Сплошные удачи начинают надоедать и уже не вызывают прежней радости.

Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это — удав­шаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, облада­ние наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости.

Первоначально в культуре счастье понималось как: От чего зависит счастье человека - от него самого или от внешних условий? удача, дар судьбы

Зависимость жизни человека от внешних условий, в том числе от капризов судьбы, совершенно очевидна Однако в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит также его собственная позиция и активность — его сознательная воля Судьба неравномерно распределяет среди людей свои награды и наказания. Но и люди по разному реагируют на превратности судьбы и по-разному могут справляться с ними — одни пасуют перед незначительными трудностями, другие оказываются на высоте даже перед лицом великих бедствий Человек реализует себя, рас­крывает свои потенции,

Счастье субъективно. Счастье не сводится к отдель­ным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное соче­тание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определен­ными Претендующими на общезначимость представлениями о счас­тье.

Из истории мы знаем многих великих людей, которые не обладали богатством, но считали себя счастливыми. Они были вполне удовлетворены своей жизнью и не хотели бы променять ее на другую.

Совесть является внутренним контрольным механизмом, выражающим способность личности к морально­му самоконтролю, критической оценке своих поступков.Совесть - это суд человека над самим собой, так как человек находится не только под постоянным контролем окружающих, но и под контролем собственным (самоконтролем). Она показывает способность человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков.

Главная функция совести - осуществление морального самоконтроля. Самоконтроль - это такая деятельность человеческого сознания, посредством которой оно следит за собой и отмечает правильность или ошибочность собственных операций. Основными формами самоконтроля являются:

- чувство довольства собой (нравственное удовлетво­рение) или досады на себя;

- чувство гордости или стыда. Чув­ство стыда за свои безнравственные деяния человек ис­пытывает как перед другими людьми (если они об этом знают), так и перед самим собой.

- “чистая совесть” или угрызения совести.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывает­ся перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокри­тично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддер­живать престиж своей профессии и личности.

Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних моральных побуждений, моральные личные обязательства, взятые на себя добровольно.

Долг преобразует общественные потребности в индивидуальное принуждение человека. Источником морального долга является принадлежность индивида к обществу и различным социальным общностям: семье, трудовому или учебному коллективу, стране и т.д. Из принадлежности личности к той или иной социальной группе вытекает определенная совокупность обязанностей. Человек, у которого есть семья, имеет семейный долг (совокупность обязанностей перед семьей), общественный долг, долг судьи. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Та сторона морали, которая выражается в необходимости отдавать другим, содействовать и помогать им, и есть моральный долг. Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), в которой торжественно клянется быть беспристрастным и спра­ведливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

С долгом и обязанностями тесно связано понятие ответственности. Ответственностью называется мера осуществления нравственного долга личности в ее поступках. Другими словами, ответственность есть показатель того, насколько личность может выполнить и выполняет свой долг. Требования общества к личности, осознаваемые ею как необходимые, есть долг. Готовность и умение выполнить эти требования есть ответственность. Понятие ответственности отражает объективные и субъективные возможности индивида выполнить возложенные на него обязанности.

Существуют разные виды ответственности, определяю­щие, за что и перед кем человек отвечает. Во-первых, это ответственность перед самим собой за свою жизнь, свои поступки и т.д. Проявляется такая ответственность в лич­ных сомнениях, чувстве стыда, страха и т.п. Во-вторых, от­ветственность человека за свои действия и поступки перед другими людьми. Моральная ответственность в данном слу­чае проявляется в угрызениях совести, боязни отрицатель­ного общественного мнения и общественных санкций. В данном случае в зависимости от субъекта действий ответст­венность может быть индивидуальной и коллективной.

Мера ответственности личности связана со степенью ее свободы. Чем свободнее личность в своих действиях, тем большую ответственность за них она несет. И, наоборот, чем меньше свобода, тем меньше ответственность. Результаты наших действий в чем-то зависят от наших усилий, а в чем-то от объективных внешних обстоятельств. В каждом отдельном случае отдельный вес наших усилий и внешних обстоятельств бывает разным. Какие-то действия полностью определяются нашим сознанием и волей, другие же от них совершенно не зависят.

За те последствия, которые являются результатом собственных усилий и инициативы, субъект несет всю полноту ответственности. Те последствия, которые вызваны внешними обстоятельствами, предполагают значительно меньшую ответственность или вообще исключают таковую.

С рассмотренными выше ценностями органически связана категория верности. Верность - это понятие, которое характеризует неизменность и постоянство в отношении к людям и к делу, в исполнении долга, в приверженности избранным принципам и идеалу.

Верность - категория многоплановая. Она может проявляться в преданности конкретному человеку (другу, любимой, матери и т.д.), семье коллективу, народу, Родине. И в этом смысле верность отражается в понятии патриотизма. Патриотизм - это нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.

Патриотизм, выражающий привязанность человека к месту своего рождения, любовь к своей Родине, возник в седой глубине веков. Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к другим народам и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к “чужакам”. Этот аспект в патриотическом сознании приобрел особую актуальность в последние годы, когда неприкрытый национализм в ряде регионов страны рядится в тогу борцов за национальную независимость и суверенитет.

Этика судьи - одна из разновидностей профессиональной этики. Возникновение профессиональной морали объективно закономерный процесс. Она, как и мораль вообще, появилась в ответ на социальную необходимость в регуляции поведения людей в рамках общественного разделения труда. Профессиональная этика - социально детерминированное явление. В ней помимо общечеловеческого содержания присутствует всегда и нечто особенное, определяемое принадлежностью к профессии.

Рассмотренные в данной главе категории морали важны для всех людей, в том числе и для представителей юридической профессии. Однако существуют категории, которые ввиду специфики профессиональной деятельности имеют гораздо большую значимость для юристов. Применительно к деятельности судьи их можно разделить на две группы. К первой группе относятся категории долженствования и поведения. Это - понятия справедливости, долга, моральной ответственности, чести и достоинства судьи, дисциплины и самодисциплины, требовательности, исполнительности и другие. В них выражаются моральные обязанности личности. Категории долженствования носят ярко выраженный императивный характер. Ко второй группе профессиональных этических категорий относятся категории, выражающие особенности моральных проявлений в экстремальных условиях, в которых нередко осуществляется деятельность судьи. Это - мужество, смелость, самообладание, выдержка, решительность и другие.

Интегральной ценностью - качеством для судьи является категория чести. Она тесно связана и во многом сходная с категорией достоинства и раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь связана с конкретным положением человека, родом его деятельности (честь врача, честь судьи, честь офицера) и признаваемыми за ними моральными заслугами. В категории “честь” содержится не только дифференцированная оценка людей и отражается их репутация, но и выражаются определенные требования к человеку поддерживать ту репутацию, которой обладает группа или коллектив, к которой он принадлежит. В категории “честь” кристаллизуется способность индивида самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля.

Категория чести как и другие категории профессиональной этики применительно к личности, выражаются через моральные качества, сущность которых рассматривается в следующих главах.

Категория “справедливость” выступает как равенство в праве быть счастливыми и в обладании не­обходимыми для этого благами. Она отражает отношение к людям в соответствии с истиной, без учета личных симпатий и антипатий. В отличие от добра, которое отражает общие интересы, устремления и надежды, справедливость поворачивается к каждому человеку по-разному, вызывая у него различные переживания — от зависти и негодования до благодарнос­ти и признательности. Справедливость более конкретно, чем добро, связана с жизненно важными интересами лю­дей и выступает в качестве меры реализации добра.

Справедливость включает соответствие:

- между ролью отдельных людей, социальных общностей в жизни общества и их социальным положением;

- между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием). Как мера воздаяния справедливость представляет собой оцен­ку поведения личности с позиций добра и зла, поощрения и наказания. В правовом отношении справедливость вы­ступает как воздаяние с правовой точки зрения, с позиций равного правового подхода;

- между до­стоинством людей и их признанием. Каждый достойный че­ловек должен быть справедливо оценен, при этом в основе общественной оценки личности должны лежать его нравст­венные, деловые и другие качества, достоинства, а не его лояльность и преданность отдельным лицам или групповым интересам.

- между правами и обязанностями. Обязанности и права всегда суще­ствуют в единстве. Такое единство означает, что облада­ющий правами обладает и обязанностями, а всякая обя­занность дает человеку соответствующее право.

Соблюдение справедливости в отношении других пред­полагает исполнение своих обязанностей (при наличии воз­можности предъявлять другим те или иные требования), а справедливость в отношении себя предполагает отстаива­ние собственных прав. В этическом плане требование недо­пущения несправедливости означает: не допускать совер­шения

Справедливость — одно из основных понятий нравственного созна­ния и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их вза­имных обязанностей и по поводу распределения совместно произве­денных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обя­занности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц (например, правило равного воздаяния) и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.

Таким образом, мы можем выделить следующие критерии,в со­ответствии с которыми вырабатываются представления о справед­ливости: уравнивание, направленное на сохранение целого; оценка индивидуальноговклада каждого в увеличение общест­венного богатства (в укрепление могущества целого); защита индивидуальности; условия для утверждения индивидуальности (возможности для самореализации); допустимая степень выражения собственного интереса.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнитель­ную (справедливость равенства) и распределительную (справед­ливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости со­храняют свое значение и в современных условиях.

Уравнивающая справедливость основана на равенстве субъектов. Она требует удовлетворять интересы всех людей одинаково. Уравнивающая справедливость препятствует тому, чтобы отдельные люди получили какие-то односторонние преимущества.

Распределяющая справедливость требует при удовлетворении интересов, при оценке и вознаграждении учитывать личную заслугу каждого человека или его достоинство. В некоторых случаях равенство в удовлетворении потребностей оказывается несправедливостью. Примером этому может служить так называемая уравниловка. Если несколько человек работают вместе и за разное количество и качество труда получают одинаковую зарплату, то это несправедливость, так как и добросовестный работни

В связи с тем что вопросы распределения благ и характер ответ­ственности в развитых обществах регулируются не только моралью, справедливость также является категорией политического и право­вого сознания. Тем не менее в той мере, в какой политические ре­шения и законы рассматриваются как справедливые или несправед­ливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, о том, согласны ли люди жить в обществе, имеющем такие законы и проводящем данную политическую линию, или же они отвергают его как негу­манное, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или от­дельных групп людей и т.д.

Справедливость в отношениях между людьми означает необходимость считаться с человеческим достоинством каждого, признание законных интересов человека, утверждение таких способов поведения, которые удовлетворяли бы собственные потребности и потребности окружающих.

Справедливость главенствует в профессиональной дея­тельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни оз­начает справедливость (justitia), что позволяет рассматри­вать сотрудника юстиции — юриста — как глашатая, защитника справедливости, для которого справедливость есть нравственный и служебный долг. Требования справед­ливости нашли отражение в таких международных доку­ментах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Между­народный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в основных принципах и нормах Конститу­ции Российской Федерации и других документах.

Особое значение категория справедливости имеет для судейской деятельности. В статье 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела…»

Принципиальное значение в судебной деятельности имеет проблема соотношения законности и справедливос­ти. В силу того, что законодательство объективно несет в себе известную консервативность, а регулируемые им от­ношения довольно сложны, могут возникать ситуации, ког­да решение, соответствующее букве закона, окажется не­справедливым. В таких ситуациях в юридической практике предусматривается возможность выбора решений в зависи­мости от обстоятельств дела. Например, можно смягчить наказание или вовсе освободить от него.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 1014. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.028 сек.) русская версия | украинская версия