I. Что является основанием для доктрины оправдания?По образу Божьему человек был сотворен святым, как и Создавший его свят, милосердным, как и Творец его милосерден, совершенным, как и Отец его небесный совершенен. Так как Бог есть любовь, человек, обитая в любви, обитал в Боге, а Бог в нем. Он был также чист от какого-либо греха, как и Бог чист. Он не знал зла и был внутренне и внешне безгрешным, непорочным. Он "любил Господа Бога своего всем сердцем своим, всем умом своим, всею душою и силою". Такому праведному и совершенному человеку Бог дал совершенный закон, по отношению к которому Он требовал полного и совершенного послушания, безупречного исполнения. Не было сделано никакого исключения относительно исполнения этой заповеди, так как человек полностью соответствовал поставленной задаче. Мудрости Божьей было угодно прибавить один положительный пункт к закону любви, написанному в человеческом сердце: "... от дерева познания добра и зла, не ешь от него...". Также предусматривалось и наказание: "... ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь". Таковым было положение человека в Раю. Безвозмездною любовью Божьей он был свят и счастлив, он знал Бога, любил Его и наслаждался общением с Ним. И он мог жить вечно в любви, если бы был послушен Богу во всем, но если же нет, то должен был бы потерять все. "В тот день, - сказал Бог, - смертию умрешь". И все же человек не послушался Бога. Он вкусил запретный плод. В тот день он был осужден праведным судом Божьим. Наказание, о котором он был предупрежден, начало осуществляться. В момент, когда он вкусил плод, он умер. Его душа была отделена от Бога, отделена от Того, без Кого она не имеет жизни. Таким же образом и его тело стало смертным - смерть получила власть над ним. Будучи уже мертвым в духе, мертвым для Бога, оставаясь во грехе, он направлялся к погибели, как тела, так и души, в огне никогда не угасающем. Таким образом "... одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков" через того, кто был праотцем всех нас. Посему все мертвы, мертвы для Бога, мертвы во грехе, все обитают в смертных телах, с которыми вскоре расстанутся, все находятся под наказанием вечной смерти. "Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными", так что, "суд пришел на всех людей к осуждению" (Римлянам 5:19 и т.д.). Все человечество пребывало в этом состоянии, но "Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Он сделался человеком, другим Главою человечества, вторым Представителем всей человеческой расы, тем, Который "понес наши немощи", "Господь возложил на Него грехи всех нас", "Он принес свою душу в жертву за грех". Он пролил Свою кровь за грешников. Он искупил меня и все человечество, принеся полную, совершенную и достаточную жертву в возмещение за грехи всего мира. Принимая во внимание то, что Сын Божий "вкусил смерть за каждого человека", Бог "сейчас" примирил с Собой мир, не вменяя людям их бывшие "беззакония". Посему "как преступлением одного суд пришел на всех людей к осуждению, так праведностью одного всем людям дан безвозмездный дар к оправданию". Отдав на страдания Своего Сына, Бог обещает, с единственным условием (соответствовать которому Он нам способствует), что отменит должное наказание за наши грехи, восстановит нас к благоволению Своему, возродит наши мертвые души к духовной жизни в качестве залога вечной жизни. Это и является основанием всей доктрины оправдания. Как грехом первого Адама, который был не только праотцем, но и представителем всех нас, мы все потеряли Божье благоволение (Апостол Павел говорит об этом: "суд пришел на всех людей к осуждению"), так жертвою за грех, принесенною вторым Адамом, в качестве представителя всех нас, Бог примирен со всем миром настолько, что дал нам новый завет. Когда условие Его исполнено, "уже нет никакого осуждения", и " мы оправданы безвозмездно по Его благодати, через искупление во Христе Иисусе".
|