Ранние первоисточники
Инквизиция, как это известно миру, была создана в XIII веке. Однако ее корни уходят существенно дальше, в ранние годы Христианской эпохи. Надо помнить, что еретики, а не ведьмы и другие сверхъестественные существа, были первоначальной целью Инквизиции. Инквизиция, или Святая канцелярия, была рядом церковных судов, созданных для искоренения ереси, в то время рассматривавшейся как форма аномального поведения, а также, для того, чтобы гарантировать доктринальное единство Христианского мира. До IV века Римская империя рассматривала Христианство с различной степенью подозрения и антипатии. Империя разрешала практиковать отдельные религии в пределах ее границ, и Христианство было одной из них в силу своей связи с иудаизмом. Несмотря на то, что иудаизм презирали, он все же имел право на существование, как вера еврейских народов; как выразился Цельс: «Религия евреев может быть весьма своеобразной, но это, по крайней мере, обычаи их отцов». Однако, в конце концов, так как иудаизм явно дистанцировал себя от Христианства, а новая религия не могла дольше претендовать на традиционность, она утратила свой статус законной религии. Христианство стало объектом презрения и осмеяния вдобавок к открытым гонениям: оно было объявлено преступной религией и на христиан стали охотиться, сажать в тюрьмы и казнить. Преступление само по себе было только номинальным: любой мог быть арестован только за то, что исповедовал Христианство. Не были необходимы ни какие преступные действия. Предполагалось, что христиане угрожают общественному и природному порядку. Римские критики веры опасались, что, отказываясь почитать императора и римских богов, христиане вызовут эпидемии, голод и другие стихийные бедствия, разгневав охранительных духов небес своими проступками. Христиане к тому же были обвинены в каннибализме и инцесте, несложный вывод из неправильного прочтения Христианских богослужений и теологии. Началась эра мучеников. Христианство по существу началось с акта мученичества (Распятие на кресте), а первым официальным мучеником Церкви стал Святой Стефан, казненный в 35 году нашей эры. Но это было только начало истинных гонений на Христианство. От правления Нерона в первом веке до Диоклетиана в начале четвертого века, христиане беспорядочно терроризировались оскорблениями толпы и преследованиями властей. Это был их первый опыт столкновения со злоупотреблениями власти, пытками и криминализацией веры в массовом порядке. Несмотря на то, что Христиане избавились от издевательств, принцип, который утверждает, что мучаемый ребенок растет, чтобы стать мучителем родителей, несомненно, также справедлив и по отношению к вере. В четвертом столетии, когда Константин принял Христианство, все изменилось. Христианство стало официальной религией, и ее безопасность и будущее были должным образом гарантированы. Вера унаследовала римский образ жизни, а вместе с тем и римский правовой кодекс. Наряду с этим, наследством была вера, что определенные религиозные практики не только привилегированны в государстве, но и полезны для него. Императоры с Феодосия II и в дальнейшем издавали декреты о ссылке, конфискации имущества, и даже казни осужденных еретиков; декретом 407 года новой эры ересь приравнивалась к государственной измене. Византийский император Юстиниан, пытаясь утвердить единообразное православие на всей территории своей империи, приговорил к смертной казни приблизительно 100 000 человек за язычество и ересь. Ранние религиозные лидеры, однако, были в основном против применения силы по отношению к ересям, предпочитая вместо этого такие меры, как отлучение от церкви, а иногда лишение свободы. В последующие века, на рубеже тысячелетия, наказания в отношении еретиков были суровыми, даже зверскими, но церковь все еще не предпринимала официально согласованных действий по выслеживанию и наказанию предполагаемых еретиков. Большая часть преследований происходила от рук мирских лидеров. Конечно, церковные власти приняли некоторые карательные меры, но даже в плоть до Четвертого Латеранского Собора изгнание и конфискация имущества по-прежнему считались адекватными наказаниями за ересь. До этого времени целью Инквизиции были еретики. Несмотря на то, что Христианская традиция твердо выступала против магии, и всюду опасалась деятельности демонов, они мало практиковали организованную охоту. Безусловно, отшельники боролись со злыми духами в дикой местности, Орден Святого Михаила принимал участие в духовной войне с Адом, а народным массам всегда предписывалось избегать языческого волшебства, но такие проповеди, как правило, не были организованной деятельностью.
|