центре всего сократовского философстаования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа –это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания, гносеология. Нравственно – этических смысл человеческих поисков истины и овладения знанием предопределяется тем, что истоки и знания и нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается мера его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия,нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.Истиное познание – познание посредством понятий –доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незнчительная часть её. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать всё. «...Человеку, - говорит Сократ,- не возможно быть мудрым во всём. Следовательно, что кто знает, в том и мудр».Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит по сравнению с божественной мудростью. И уж совсем мало что значит в этом отношении обыденное, не просвещенное мнение. «...Лично же он, - пишет Ксенофонт о Сократе, - все человеческие соображения ставил ни во что перед определением богов».Сократовское положение о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания – «я знаю, что ничего не знаю» - как раз и фиксирует отношение человеческого познания к бохественному разуму. Эта позиция имела как бы два облика: уничижительно-скромный – в своём обращении к божественному знанию, критично-ироничный – к человеческому знанию.Философ стоит между богом и людьми, мудростью и невежеством. Уже пифагор,которому в данном случая следует Сократ, называл себя философом, а не мудрецом,поскольку мудр толко один бог, но не человек. Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке предстаёт как любовь к божественной мудрости. Знание божественно и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Болтшинство же людей, считал Сократ, чурается знаний и руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами.В противоположность мнеию большинства Сократ отстаивал принцип всеобщегогосподства разума – в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. Поэтому истиное познание, согласноСократу,исходит от богоа и приводит к нему. А истиный путь человеческого познания и состоит в том, чтобы уразуметь божественную мудрость, управляющую всеми делами.Поэтому мерой вещей у Сократа, в конечном счёте, оказавается человек, но Сократ при этом имеет в виду разум и знание человека – человек как мыслящее существо.При этом высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека.В земной жизни человек непосредственно не видит образ божий, но ему достаточно и того, что он видит дела богов. Не видимо и божественное начало в человеке, его разумная душа, хотя именно она правит телом и действиями человека. Человек по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нём, на ряду со смертным телом, небыло бы бессммертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познаётся подобным. Кроме того, душа –хранительница знаний, приобретённых ею ранее в вечных странствиях в этом и ином мире; Человеческое же познание – зто по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях. Поэтому считал, что рождаясь, мы теряем то чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, и тогда «познавать»означает восстанавливать знание и назвал это «припоминанием». Однако подобной гносеологической ролью значение души в сократовском учении не исчерпывается.Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии Сократа, определяя смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.Считал, что душа должна быть «наездником» тела, тело существует для души, а не наоборот, т. е. подчинить тело душе – это высшая цель человека. Именно из за нарушения этого правила возникает всё дурное и злое.Бессмертие души, по мысли Сократа, со всей очевидностью показывает, что только разумная и добрадеятельная жизнь целесообразна и соответствует божественной гармонии вселенной, её проведенциальным целям.Отсутствие бессмертя души, замечает Сократ, было бысчастливой находкой для дурных людей: со смертью души они легко избавлялись бы от пресущей им порочности. Но душа бессмертна, и следовательно, неизбежна оветственность человека за свои дела.Будучи бессмертной, душа, по версии Сократа вмсте с стем подвержена как совершенствованию, так и порче – в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достаётся в своих вечных переселенияъх из этого мира в загробный и возвращения назад.Душа людей, совершивших тяжкие, но всё же искупимые преступления (напр., души раскаявшиеся ещё при жизни убийц и т. д.),ввергаются в Тартар (т. е. ад) лиш на время, до тех пор, пока невымолят себе прощения у своих жертв.Космос, по Сократу, служит местом обитания богов.Сюдо – то, судя по его рассказу, и направляются души философов. Воздаяние им состоит, следовательно, в том, что их души высвобождаются из вечного круговорота и переселения душ, избавляясь окончательно от необходимости новых телесных перевоплощений и связанных с этим мук. Только для истиного философа, к числу которых Сократ, конечно, относил и себя, смерть означает конец мукам и началовечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. Души же прочих людей будут мучаться до тех пор пока не станут чище, совершенное, умереннее, разумнее. Главным на этом пути избавления от мук является забота о душе: пренебрежение телесными удоаольствиями,которые, скорее, приносят вред, чем пользу и украшение души подлиными добродетельными плодами познания - истины, с праведливости, свободой, мужеством, воздержанностью.Страстный философский порыв Сократа к полям блаженным на том свете обернулся духовным бессмертием на этом свете: земные дела имеют земной исход.Этическая добродетель в целом и различные ее части и проявления – например, такие добродетели, как благочестие, мудрость,рассудительность, мужество, справедливость и т. п., - предстввляют собой знание, которое обеспечивает выбор блага и отклонене зла. Регулирующая роль знания, по Сократу, безусловна и обсолютна: «...нет ничего сильнее знания, оно всегда и вовсем пересиливает и удовольствее и все прочее». Поэтому зло творится, соглано Сократу, по неведению, незнанию. Злой поступок является следствием непонимания, что есть истинное благо, а не результатом разумного зла; другими словами, умышленное зло не возможно.Исходя именно из такого понимания связи между незнанием и злом, Сократ по поводу привлечения его к ответственности за якобы умышленное нравственное развращение юношей возражал на суде своему обвинителю Мелету следующим образом: «Но или я не порчу, или если порчу то не умышленно;таким образом, у тебя выходит ложь в обоих случаях. Если же я порчу неумышленно, то за такие неумышленные проступки следует по закону не вызывать сюда, а частным образом наставлять и увещевать. Ведь ясно, что, уразумевший все, я перестану делать то, что делаю неумышленно. Ты же меня избегал, и не хотел научить и вызвал сюда, куда по закону следует приводить тех, кто нуждается в наказании, а не в поучении».Сократовской этике в заметной мере присуще характерное для античных представлений сближение незнания с безумием, отношение к преступлению как акту безумцев. Правда, Сократ все же в принцепе отличал незнание от безумия. В сотношении с благом как результатом действия познанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению. Следовательно, добро и зло, по концепции Сократа, не два различных и автономных начала, как это имеет место, например, в поучениях Зороастра о борьбе света и тьмы или в христианской доктрине о борьбе бога и дьявола. У Сократа добро и зло – следствиее наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно – знания.Обычно же люди только мнят, что знают, и их мнения вбольшинстве случаев мало чем отличаются от простого незнания. Но есть замечает Сократ, и истинные мнения которые находятся как бы между знанием и незнанием.Мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам. Истинное мнение, так же как и знание, руководят человеком,направляет его к верной цели и уделживает в границах добродетели. Сократ не разделял предрассудков своих соотечественников, которых обычно обвиняли в обмане доверчивых родителей и порчи молодежи. Он придерживался того взгляда, что юношей губят не софисты и их частные речи, но сам характер афинской политической жизни, господствующие нравы и мнения, руководство полисными делами со стороны людей, несведущих в знании и добротели.По собственному опыту Сократ хорошо знал, чего стоят распространенные сплетни о софистах. И расходясь с софистами, он не забывал,что гораздо большая пропасть легла между ним и теми, кто заправлял делами в афинском полисе: сократовское положение о том, что «добродель – это знание»,ставило под сомнение и добродетель и знание его сограждан.