Студопедия — Полис и законы в философии Сократа.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Полис и законы в философии Сократа.






Политико – правовые взгляты Сократа представляют собой составную часть всей его моральной философии, в рамках которой этическое и политическое тесно переплетено. Этика впонимании Сократа политична, политика этична. Высшей и наиболее важной добродетелью (арете) является добродетель политическая, к которой Сократ относил искусство управления полисными делами.При помощи именно этого искусства люди делаются хорошими политиками,начальниками, домоправителями и вообще полезными для себя и других граждан государства.При чем эта высшая добродетель, именуемая Сократом царской, одинаково значима и в частной и в публичной жизни человека: в обоих случаях речь идет об одном и том же – об управлении соответствующими делами на основе знания. Афины, отмечал Сократ, состоят из более чем десяти тысяч домов; и не умея строить один дом, как можно браться за десять тысяч. При наличии соответсвующего знания предмета и умения обращаться с людьми человек станет хорошим начальником независемо от того, будет ли он заведовать домом,войском или государством. Политическая добродетель, как и добродетель в целом,есть знание.Этот основной принцип сократовской этики решающим образом сказывается и на его политико – правовых взглядах.Первоначальные социально – политические представления у всех древних народов, в том числе и греков, одинаково носят религиозно – мифологический характер. Прежде всего здесь везде господствует представление о божественном произхождении существующих отношений власти и порядка. Рационализация политико – правовых представлений означало собой отход от мифологической идеологии.Эта рационализация шла по линии снятия религиозных покровов и этизации содержания мифов, приобщения к толкованию мифов, кроме жрецов, иных лиц, постепенного вовлечения вопросов государственно – правовых в более или менее свободное и широкое суждение.Сократовский подход к политико – правовой проблематике прочно опирался на успехи предшествующего развития греческой мысли.Политическая этика Сократа предстваляла собой своеобразный итог предшествущего развития дренегреческой политической мысли и вместе стем послужила исходным пунктом ее дальнейшего развития к таким вершинам,как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля. Для Сократа как и для его предшественников, нравственный смысл полиса и его установлений,политическая добродетель в целом восходит к мифическам богам – первоистоку и предопределяющему началу. Но мифологическая первооснова полиса и законов претерпивает в его трактовке такуюже логико – понятийную рационализацию, что и в учении о добродетили вообще. Поэтому в целом можно сказать, что воспринятые им положения предшествующей мысли, например о божественной природе полисных порядков, об устроении полисной жизни в соответствии с требованиями филосовского разума, о роли закона, о разумности правления лучших, об обучении граждан политической добродетели и тому подобное, используются и равиваются Сократом в рационалистической перспективе его собственных философских представлений.Сократовское философское обоснование объективной природы полисной добродетели и полисных порядков, нравственности, политики и права критически противостояло и распространеным тридиционно – мифолоческим представлением о полисе, и возрении софистов, их нравственному игносиологическому релятивизму и субъективизму. Различные взгляды на нравственность, политику и право, а так же на саму госудаственно – правовую практику Сократ со своих теоретико – понятийных позиций критиковал в качестве ошибочных отступлений от должного.Тесная связь и можно даже сказать, внутреннее единство полиса и его законов концепция Сократа обусловлены их единым божественным первоисточником. Нравственная организация полисной жизни так же невозможна без законов, как невозможны и законы в не полиса: законы и есть, в трактовке Сократа, сами устоии полиса. Сократ, подобно софистам, отличает,говоря в теминах более позднего времени, естественное право (естественный закон) от позитивного законодательства (законов, постановлений и решений,устаноленных полисными властями). Но это различие естественных и человечких установлений Сократ не превращает в их противоположность, как это делали софисты.Это положение столь же принципиально значимо для всей сократовской политической этики, как, скажем, для гегелевской философии право знаменитое суждение: «Что разумно, то действительно; и что действительно,то разумно».Сократ – убежденный сторонник такого устройства государства– полиса, при котором безусловно господствуют справедливые по своей природе законы.Настойчиво проповедуя необходимость соблюдения полисных законов, Сократ связывает с этим единомыслие граждан, без чего, по его оценки, ни государство не может хорошо стоять, ни дом счастливо управляться.Причем под единомыслием он имеет в виду преданность и повиновение членов полиса законам.Подобные призывы Сократа к законопослушанию неозначали, однако, будто он всякое произвольное постановление и распоряжение властей считал законом, подлежащим соблюдению.Сократовские положения о совпадении законного и справедливого, восхваления им законности и разумности полисных порядков и т. п.имели ввиду скорее, желательное идеальное состояние дел, нежели наличное,реально существовавшее. Отсюда и критический запал против современной ему практической политики и ее деятелей.В плане теоритическом сократовский идеал представлял собой попытку сформулировать идеально разумную сущность государства, а применительно к практической политике был направлен на утверждение принципа компетентности в полисном управлении. Филосовское обоснование Сократом необходимости правления знающих не было, конечно, завуалированной формой апологии каких то пратически сущетвовавщих в его времена политических порядков. Это, однако, не означает, что у него не было определенных социально – политических симпатий и антипатий.Подчекивая недолговечность тирании, он отмечал, что тиран, казнящий неугодных ему здравомыслящих и дельных граждан не применно будет в скором времени наказан и сам. В более мягкой форме Сократ критиковал демократию.Главный недостаток ее он видел в некомпитентности должностных лиц, избиравшихся путем жребия, т. е. случайным образом. Весьма низко ставил и политическую мудрость народного собрания, которое в условиях афинской демократии играла ведущую роль в решении основных государственных дел. Иронизируя над всевластием афинского демоса, который своим решением превращал незнающих людей в стратегов и т. п., Сократ, когда зашла речь о нехватке лошадей, посоветовал и этот вопрос решить на народном собрании и путем голосования превратить ослов в лошадей. Но эти выпады Сократа не означали что он хотел бы насильственным образом заменить демократию какой – либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демокрадии, о необходимости иметь компитентное правление.Сократ был убежденным патриотом афинского полиса, и его критика отрицательных сторон афинской демократии оставалась в границах этой безусловной для него преданности родному полису. Восхваляя высокие нравственные качества афинян по сравнению с другими эллинами, он с гордостью за своих соотечественников говорил: «Ни у кого нет более замечательных и более многочисленных великих древних предков, чем у афинян».Враги афинской демократии приписывали все ее внешние и внутринние неудачи именно демократическому устройству полиса, правлению демоса. Позиция Сократа была иной. В основе постигших Афины неурядиц он видел прежде всего нравственную порчу своих сограждан, самоуверенность которых повлекла за собой небрежность, легкомыслие и непослушание в делах военных и полисных.Критикуя охватившую афинян страсть к стяжательству и личному обогащению, их принибрежение к разуму и добродетели, некомпетентность димократических правителей, принятое в демократиях «многоделанье» и т. п.Сократ вместе с тем не ставил под сомнение сами основы афинской полисной жизни,традиционно развивавшейся со времен Солона в демократическом русле.Всякий человек, даровитый или бездарный, должен, по Сократу,учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный вред.И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если придворительно изучили предмет соей будующей деятельности, науччились искусству управления,приобщились к политической добродетели.Управление делами полиса на основе знания есть, по оценке Сократа, единственный надежный путь ко всеобщему благу. «По моему мнению, - говорил он, - то, что случаентся, и то, что делается, совершенно противоположные понятия. Если кто не ищет и достигает желаемого, это я называю счатьем; если же кто и благоденствует в силу изучения и упражнения, это я называю благополучием; и те, которые ведут жизнь последнего рода, по – моему,поступают как следует».ократ, сам непосредственно, не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей,особенно молодых, в духе политической добродетели было глпавной целью сократовских бесед, всех его филовско – просветительских усилий.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 737. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия