Система источников международного корпоративного права.
Источники МКП представляют собой внешнюю форму выражения, способ закрепления корпоративных правовых норм. Система источников: 1) Корпоративные обычаи – это правила, итог постоянного и единообразного применения правил. Например, завершить работы в определенное время. 2) Корпоративные деловые обыкновения – это заведенный порядок дел, сформировавшаяся практика. 3) Корпоративные прецеденты – это образец решения 4) Корпоративный договор – договор определяет права и обязанности участников корпорации (устав, учредительный договор). Заключается между равными субъектами, не связаны между собой отношениями подчинения и власти. 5) Корпоративный локальный правовой акт – документ органа корпорации, который может регулировать различные вопросы управления корпорации. Локальное правовое регулирование рассматривается, как деятельность по правовому регулированию общественных отношений в рамках конкретной организации. В отдельных случаях локальные акты действуют не зависимо от признания государства, а в другой ситуации могут получить публичную легализацию. Но не могут противоречить закону. Например, Кодекс корпоративного поведения. Например, корпорация, закрепляя в учредительных документах отдельные положения кодекса корпоративного поведения, тем самым осуществляет самостоятельное регулирование организацией. Формы локального корпоративного регулирования:учредительный документы;положения, инструкции, приказы.
Юридическое лицо - общеправовое теоретическое понятие, применимое в международном праве. Создание международного юридического лица связано с «миграцией» понятия «юридическое лицо» в международную правовую систему. Международное юридическое лицо находит свое проявление как в публично-правовой, так и частноправовой сферах и сочетает в себе признаки международной межправительственной организации (в силу своего создания международным договором) и признаки национального юридического лица (в силу осуществления своей деятельности в интересах неопределенного круга лиц). Отличительными признаками международного юридического лица, характерными для межправительственной организации, являются метод создания, наличие иммунитетов, способ наделения юридической личностью, подчинение собственному праву, совмещение частноправового статуса со статусом международной организации. Отличительными признаками международного юридического лица, характерными для национального юридического лица, являются организационно-правовая форма (национальная или унифицированная); отсутствие льгот и привилегий; подчинение национальному праву места инкорпорации, если таковое определено международным договором. Международное юридическое лицо как экономическое явление требует не только формального юридического закрепления в нормах права, но и создания правовой концепции на предмет правового регулирования специального статуса и деятельности международных юридических лиц.
Иностранные юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике. Такими режимами являются: национальный режим - наделение иностранных юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные юридические лица; режим наибольшего благоприятствования - предоставление юридическим лицам одного иностранного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают юридические лица, любого другого иностранного государства. Понятие «иностранные юридические лица» закрепляется в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» иностранными юридическими лицами признаются юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены (иначе нерезиденты). Таким образом, анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует. В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства. Следовательно, в целом, все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам.
Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации. Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями. К таким организациям относятся: Совет Европы; Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международный валютный фонд (МВФ). Международные неправительственные организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии. Законодательство не каждой страны позволяет создание международных организаций в прямом понимании сущности международной организации. В Латвии, например, согласно статье 5 закона об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации.
Личный закон (статут) определяет непосредственно правовое положение предприятия (является ли оно юридическим лицом, его правоспособность, порядок совершения сделок, вопросы учреждения, существования и ликвидации). Таким образом, личный закон предполагает определение конкретного государства, которому принадлежит юридическое лицо. Национальность юридического лица означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор. Понятие “личного статута” и “национальности” взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц. Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности: 1. Критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано. 2. Критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридического лица. 3. Критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность. 4. Критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность государства, где проживают учредители данного юридического лица.
В настоящее время в большинстве государств признается принцип автоматического признания правосубъектности иностранных коммерческих юридических лиц. В частности, в Законе Эстонии присутствует специальный параграф: «Иностранные юридические лица признаются в Эстонии и обладают правоспособностью и дееспособностью наравне с эстонскими юридическими лицами, если иное не предусмотрено законом или договором». Достаточно развернуто регулируется практика признания иностранных юридических лиц в Законе Румынии: «Преследующие имущественные цели иностранные юридические лица, законно учрежденные в том государстве, чьими национальными субъектами они являются, признаются в Румынии в силу закона. Иностранные юридические лица, не преследующие имущественные цели, могут быть признаны в Румынии с предварительного разрешения Правительства». Однако в странах, придерживающихся критерия эффективной оседлости, вопрос о признании иностранного юридического лица в большом количестве случаев решается отрицательно. Например, во Франции и Греции не будет признана иностранная компания, инкорпорированная в одной стране с административным центром, находящимся в другой стране. В Германии не будет признана компания из страны, придерживающейся принципа инкорпорации с руководящими органами в стране, где действует критерий административного центра, несмотря на правомерность такой компании с точки зрения права страны инкорпорации. В основе многих практических коллизий, влекущих отказ в признании правосубъектности юридического лица, лежит проблема перенесения административного центра компании из одной страны в другую. Данный вопрос является особенно актуальным именно для стран ЕС, поскольку большинство западноевропейских государств, входящих в состав ЕС, придерживаются критерия эффективной оседлости. Если законодательство Люксембурга, Бельгии, Лихтенштейна и Швейцарии еще предусматривает возможность сохранения правосубъектности иностранной компании, которая перенесла свой основной административный орган на территорию этих государств, то позиция Германии в этом вопросе является наиболее жесткой, влекущей в подавляющем большинстве случаев ликвидацию такого юридического лица. В развитии подходов к решению этой проблемы на уровне стран ЕС важную роль имеет практика Европейского суда.
Суть режима недискриминации заключается в недопустимости дискриминации иностранных лиц в зависимости от принадлежности государства их национальности к той или иной общественно-политической системе, объединению государств или по какому-либо иному признаку. Режим недискриминации не требует специального закрепления в международных договорах, заключаемых договаривающимися государствами, поскольку его правовое действие основывается на норме международного публичного права. Национальный режим означает приравнивание объема правосубъектности иностранных физических и юридических лиц к объему правосубъектности местных физических и юридических лиц. Таким образом, юридическое содержание национального режима состоит в уравнивании правового статуса отечественных и иностранных лиц. Иными словами, национальный режим позволяет иностранному лицу воспользоваться всеми теми правовыми возможностями, которые предоставляются национальным законодательством своим собственным гражданам и отечественным юридическим лицам. Принцип национального режима может быть зафиксирован как в международно-правовых документах, так и на уровне законодательства отдельно взятого государства. В основе режима наибольшего благоприятствования лежит приравнивание правового статуса иностранного лица не к правовому статусу местных физических и юридических лиц (как при национальном режиме), а к наиболее выгодному статусу, которым обладают на территории данного государства иностранные лица из любого другого иностранного государства. Физические и юридические лица страны, пользующейся этим правовым режим, имеют возможность претендовать на наиболее благоприятные условия, которые на территории этого государства предоставляются иностранным лицам из любого третьего иностранного государства.
|