Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, НАНОТЕХНОЛОГИЙ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА - «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Культурные ценности и нормы»

 

 

Выполнил:

студент группы 11ЕЮ1

 

Тараканов Равиль

 

Проверил:

Шпаковский В.О.


Слово “культура” происходит от
латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В
средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания
зерновых, таким образом возник термин agriculture
или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX
вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек
отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда
этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий
уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще
ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки
этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства
(применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то
группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой
группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение
культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не
приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате
усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование
личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации
прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура формирует личности членов
общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования
индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных
социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых
детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к
существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не
проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично
раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский
натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями
особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло
развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение
стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих”
личностей.
Если культура регулирует поведение людей,
можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура
действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью.
Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность
культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам.
Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если
общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний,
который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также
ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана
могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут
препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей,
живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение
длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них
нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание
устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само
выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как
убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое
распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое
для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и
осуществления других важных видов деятельности.
Культура — цемент здания общественной
жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в
процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что
формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей
видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают
взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие
чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах
культуры.
Культура не только укрепляет солидарность
между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это
можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной
стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы.
Общий язык объединяет людей. С другой
- общий язык исключает тех, кто
не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В
Великобритании представители
различных общественных классов
употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все
владеют “английским языком”, некоторые
группы употребляют “ более
правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна
разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг
от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все
это может стать причиной конфликтов между группами.
По мнению антропологов, культура состоит
из четырех элементов.
1. Понятия
(концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться
возможным упорядочить опыт людей.
Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира,
но в разных культурах мир организован по разному. .
2. Отношения.
Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также
выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и
времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе
причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке
имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается
вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры
часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные
представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального
мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности.
Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек
должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
Разные культуры могут отдавать
предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному
творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является
ценностью, а что не является.
4. Правила.
Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной
культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов,
запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают,
насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас
существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого
имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите
личной собственности.
Ценности не только сами нуждаются в
обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они
обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе
взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты
поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не
соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать
ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких
потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение)
стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные
наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными
санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др.
Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью,
высокий престиж) называют поощрения за соблюдение
В теориях культуры всегда важное место отводилось
языку.
Язык можно определить как систему коммуникации,
осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют
определенную структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального
взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в
значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и
хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его
важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно
разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и
структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты
опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой
степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между
людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.
Язык включает правила Вам, конечно,
известно, что существует правильная и неправильная речь. В языке имеется
множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания
слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых
правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык. Вместе с
тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с
особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе
приобретения организации опыта у людей. Антрополог Бннджамин Ли Уорф показал,
что многие понятия кажутся нам “само собой разумеющимися” только потому, что
они укоренились в нашем языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия
о них и придает им значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению
организовать их именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях
нашего языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе
языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках
обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью
отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется
соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей.
Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.
Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются,
используются ее участниками и поняты им. В самом деле, наше общение между собой
в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг
друга.
Трагедия умственных расстройств типа
шизофрении состоит прежде всего в том, что больные не могут общаться с другими
людьми и оказываются оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность
общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению
или осуждению друг друга. Кроме того,
между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают
взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о
традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче говоря, он
способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности.
Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты, стремятся
к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся
среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для
сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей
силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный
язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других
языках или диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между
англичанами и французами, проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы
преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США
свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.
Антропологи конца XIX в. были склонны
сравнивать культуру с огромной коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих
между собой особых связей и собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие
антропологи XX в. утверждают, что формирование различных моделей одной культуры
осуществляется на основе единых принципов.Высокая культура - изящное искусство,
классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки,
фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур
были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С
появлением средств массовой информации ( радио, массовых печатных изданий,
телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между
высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не
связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой
информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее
продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество
подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и
ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких
факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место
жительства.
Некоторые из наиболее интересных
исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался
доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из
негритянской гетто не свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов
считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые,
просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие
годы эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих
ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют
различные слова.
Тем не менее употребление нестандартного
английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию
большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают
использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка.
Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та
или иная группа выступает против культуры , господствующей в обществе. Однако
во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением
или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым
субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать
нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная
контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней -
хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной
длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в
саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и
одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое
распространение в американском обществе, где главным образом через средства
массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими,
поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими
для культуры господствующей.
Культура — это неотъемлемая часть
человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей
культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

 


Список источников:

1. http://www.arts.adygnet.ru/bibl/drah%20g.v/3/untitled-29.htm

2. http://xim-i.narod.ru/postmodern.htm

3. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=46&0a1=834&0o1=3&0s1=0

4. http://confliktcultur.ucoz.ru/publ/cennosti_i_normy_kultury/3-1-0-52

5. http://www.emgli.ru/publ/12-1-0-30


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 218. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7