Студопедия — Почему город называется Смоленском?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Почему город называется Смоленском?






 

16 февраля 2013 г. был осмотрен СЯМ «Эол», принадлежащий ООО «Садко», капитан судна Бахтин М.В. В ходе осмотра было установлено, что СЯМ «Эол» производило транспортировку, хранение рыбной продукции (нажива - сельдь) без надлежаще оформленных документов на ведение промысловой деятельности; промысловый журнал № 2698-12 ведётся с нарушениями. Кроме того, установлено отсутствие судовых суточных донесений за период с 21.12.2012 г. по 21.01.2013г., отсутствие позиционирования с 21.12.2012 г. по 21.01.2013г. и информации о прохождении морских контрольных пунктов.

 

Задание: квалифицировать деяние и составить план административного расследования

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 


 

С какой даты ведет свое начало Смоленск?

863 год. Эту дату содержит Устюжский летописный свод. Летопись рассказывает о том, как в этот год отряд варягов во главе с Аскольдом и Диром совершил поход из Новгорода на юг. Первым городом, который встретили варяги на Днепре, был Смоленск. Он управлялся старейшинами и был «велик и мног людьми». Аскольд и Дир не решились его взять и проплыли мимо.

Почему город называется Смоленском?

1) От славянского слова «смол», означающего «смольня» - «черная болотистая земля». Это свидетельствует о тесной связи жителей древнего города с земледелием

2) Смоленск получил свое название от смольян, гнавших смолу и прмышлявших ею в разные места…» (Никифор Мурзакевич «история губернского города Смоленска») Смолигов ручей

3) Славянское племя смолян, смолен.

4) «Смолити» - выжигать лес для занятия земледелием

 

Согласно самой распространенной версии, город называется Смоленском, потому что наши далекие предки активно смолили ладьи, чем и зарабатывали себе на жизнь. Но есть еще с десяток предположений, почему Смоленск называется именно так. Например, первый наш историк Никита Мурзакевич в книге "История губернского города Смоленска" высказывает несколько вариантов того, откуда могло произойти такое название. Причем обе версии как раз связаны с Западным и Восточным логом (возле Соборного холма), что еще раз подтверждает факт, что первые смоляне жили именно здесь. По одной из версий, город получил свое название в честь речки Смолянка, которая когда-то протекала по Восточному логу. Есть версия и более интересная. Она гласит, что тысячу лет назад в низине Западного лога предводитель одного из славянских племен Смолиг вырыл колодец, вода в котором была "волшебной". Она обладала целебными свойствами, поэтому люди из этого древнего племени отличались завидным здоровьем и долголетием. В честь этого-то источника и назвали целый город - Смоленск. Впрочем, всерьез эту версию краеведы не принимают, а приводят скорее в качестве местной легенды. Зато название Смолигов колодец использовалось жителями нынешней улицы Парижской Коммуны вплоть до 19-го века.

 

 

Перу́н (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун, польск. Piorun) — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне.

Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира,

Сварог (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей — верховный бог восточных славян, небесный огонь[1]. Не путать со Сварожичем.

В язычестве восточных славян Сварожич — это ритуальное название огня.

Велес, Волос (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.

Мокошь (Макошь) — женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, прядения и ткачества.

Купа́ла, Купа́ло — предполагаемый мифологический персонаж у восточных славян, персонификация праздника летнего солнцестояния — Ивана Купалы. Имя Купала произошло от названия праздника.

Купа́ла, Купа́ло — предполагаемый мифологический персонаж у восточных славян, персонификация праздника летнего солнцестояния — Ивана Купалы. Имя Купала произошло от названия праздника.

Хорс (др.-рус. Хърсъ) — в древнерусской языческой мифологии бог солнца.

Даждьбо́г, Дажьбо́г (др.-рус. Дажьбогъ[1]) — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, предок князей и вообще русских людей.

"Чувиль, навиль, виль, виль, виль". К подражанию пения жаворонка могли присоединяться краткие вспомогательные формулы: "Чувиль - виль - виль, жаворонки летят, к нам весна пришла, чувиль - виль - виль, жаворонки летят" (калужск.), а также отдельные приговорки, обычно случайного, ежеминутного характера и не упорядоченные ритмически: "Сороки, сороки // Летите к нам, жаворонки // Мы вас угостим // Колобками, крендельками // И даже вашими птушками. // Мы их много поискали, на всех хватит" (калужск.; Агапкина Т.А. 1987. С. 150). Самую многочисленную группу детских "птичьих" закличек составляли шутливые, игровые стишки. Например, "Жаворонок, жаворонок! Где ты? - Дома. - Что делаешь? - Лапти плету, лапти варю" (орловск.; Агапкина Т.А. 1987. С. 150). Чаще при кликании жаворонков использовались готовые формулы традиционных детских обращений к солнцу или насекомым: "Жаворонки, жаворонки // А где ваши дети? // - Наши дети на повети // Глинку колупают, // В масло окунают" (калужск. Агапкина Т.А. 1987. С. 150).

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
***
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
***
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
***
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
***
Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
***
Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
***
Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
- Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
***
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
***
- Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
***
Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!
***
Чу, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!
***
Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.
***
Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.

Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.

Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
***
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

Соловей-разбойник

2Змей Горыныч

3Илья Муромец

4Василий Буслаев

5Алёша Попович

6Садко

7Добрыня Никитич

8Дюк Степанович

9Сухман Одихмантьевич

10Евпатий Коловрат

11Тугарин

12Жидовин

13Меч-кладенец

14Полкан (фольклор)

15Иван Гостиный сын

16Ставр Годинович

17Соловей Будимирович

18Данило Игнатьевич

19Михайло Казарянин

20Ратмир (богатырь)

21Иван Данилович (богатырь)

22Михайло Данилович

23Чурило Пленкович

24Колыван

25Святогор

26Микула Селянинович

27Вольга Святославич

28Катерина Прекрасная

29Никита Кожемяка

30Калин-царь

31Три богатыря

32Дунай Иванович

33Идолище Поганое

34Морской царь

35Князь Владимир (персонаж)

36Михайло Потык

37Гаврила Алексич

38Кощей

39Баба-Яга

40Дед Мороз

41Вечорка

42Иван-Царевич

43Царевна-лягушка

44Марья Моревна

45Бова Королевич

46Лиса Алиса

47Кот Базилио

48Иван-дурак

49Буратино

50Снегурочка

51Жар-птица

52Папа Карло

53Аника-воин

54Ян Усмошвец

55Еруслан Лазаревич

56Василий (фольклор)

57Белый Полянин

58Кот Баюн

59Болотница (мифология)

60Иев Попович

61Чудесная невеста

62Емеля

63Золотая рыбка (сказочный персонаж)

64Колобок

65Чудо-юдо

Со́ловей-разбо́йник (произносится именно Со́ловей, а не Солове́й) — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле.

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок (словацк. zmok, чеш. zmok) или смок (словен. smok, польск. smok, белор. цмок)[1].

Илья́ Му́ромец, или Илья́ Му́ровец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана, или Илья Муровец сын Ивана [1]) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…»[2]). По данным некоторых украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слиянии в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским, однако это заключение не находит подтверждения в Былинах, так как в них Илья приезжает из Мурома в Чернигов. «А поехалъ он прямой дорожкой неокольною, А от города от Муромля, А до города Чернигова…»[3].

Василий Буслаев - новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Это самый знаменитый из персонажей фольклора, носящих имя Василий.

Первый из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов рассказывает о его конфликте с городской общиной. С юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки. Настроив против себя большинство новгородцев, он собирает дружину из таких же сорвиголов, как он сам, и буйствует всё более и более; только мать его имеет над ним хотя бы тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру, Василий бьётся об заклад, что будет биться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.

Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Олексий Попович[1].

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители - Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).

По наиболее полному варианту, записанному от Андрея Сорокина и приобретшему значение канонической версии (Рыбн. 134), Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды три дня подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что "утешен" игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде - "худые и добрые"; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров "со всего света белого":

Не я, видно, купец богат новгородский -

Побогаче меня славный Новгород![1]

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский, заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю - "девицу Чернавушку". После свадебного пира Садко "не творил блуда" с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле - на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а "на сине море" никогда уже более не ездил.

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса[1]. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем[2], а иногда племянником Владимира Красного Солнышка[3]. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. В былинах Добрыня прямо называется богатырем рязанским. С его именем связан Добрынин остров на р. Оке в Шиловском районе и Добрынин курган близ р.п. Шилово. Согласно преданию, на Добрынином острове богатырь держал дозор, иногда грабил проплывавшие купеческие суда, а иногда перебрасывался топорами с Ильей Муромцем (в других вариантах легенды — с богатырем Володей), который сидел на острове Пупки. В Добрынином кургане богатырь был похоронен после своей гибели в бою с татарами (это отсылает нас к летописному рассказу о битве на Калке, где среди погибших богатырей упоминается Добрыня Рязанич Злат пояс). Оставшиеся в живых соратники привезли тело Добрыни на родину и похоронили в местечке Дубки возле устья р. Пара. Курган Добрыни был раскопан в конце 20-ых годов прошлого века шиловскими крестьянами. По рассказам очевидцев, в кургане нашли кольчугу, пояс с накладками, шлем. Вещи до войны хранились у местных жителей. По местным преданиям, мать Добрыни с особым заговором опустила меч богатыря в воды Оки у Шиловской церкви.

Дюк Степанович — богатырь, герой киевского былинного цикла. По сюжету и содержанию «Дюк Степанович» — одна из самых оригинальных русских былин, отразившая черты реального быта Руси как XII, так и XVII века.

По-видимому, тексты Древней Руси называли родиной Дюка Галицко-Волынскую землю: в XII—XIII веках это княжество было могущественным и независимым от Киева. В отличие от известных нам богатырей, которые из своих княжеств едут в Киев, чтобы стоять на защите Русской земли, Дюк приезжает сюда с недобрыми целями.

Высказывались предположения, что имя Дюка Степановича было производным от дука Стефана IV, венгерского короля, но помимо западноевропейского титула «дук» (герцог) и имени Стефан существует украинское слово «дук» (богач) и русское имя Степан, что вполне соответствует содержанию былины о богаче Дюке Степановиче. Наиболее вероятным первоисточником былинного сюжета считается византийское «Сказание об Индийском царстве» XII века, получившее широкое распространение на Руси и оказавшее влияние на многие литературные памятники. Начиная с середины XVI века на сказание могли оказывать влияние рассказы купцов об открытых на западе Индиях (как они официально именовались) - Америки, и в частности Империи инков, в которой дома действительно были "из золота и серебра", а количества привезённых - награбленных (Выкуп Атауальпы) и добытых из недр (Потоси) - оттуда сокровищ превышали в несколько раз европейскую ежегодную добычу золота и серебра.

Сухма́н (Сухма́нтий, Суха́н) Одихма́нтьевич (Даманти́евич) – былинный богатырь, герой киевского былинного цикла.

Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман[1].

Согласно Всеволоду Миллеру, прототипом его является псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 г. Былины подверглись контаминации со сказанием о реке Сухма́не, которая пересыхает (Ср. сухме́нь, сухо́й)[2].

Евпа́тий Коловра́т (1200 — 11 января 1238[1]) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Тугарин, Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище и т. п. — злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей (Добрыни Никитича и Алёши Поповича). Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах.

В былинном образе Тугарина сливаются отголоски различных слоёв эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространённого в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Никите Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южнославянском эпосе. Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, даёт основание сблизить его с змеем-любовником сказок и сербских песен.

В имени Тугарин видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Тугарина считают историческим половецким ханом Тугорканом. Имя Тугарин допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни со змеем (у А. Ф. Гильфердинга). А. Н. Веселовский в Тугарине, как вообще в богатырях Змеях и Змеевичах, видит отголоски византийского эпоса — прямое перенесение византийских "Δράχον ", «Δραχοντόπουλα». Впрочем, А. И. Веселовский в более поздней работе своей принимает предположение об исторической основе имени Тугарин, сохраняя, однако, своё прежнее мнение о связи Тугарина с византийским эпосом. Интересно также заметить, что в переписках еврейских общин в средневековье, турки упоминаются как «Тугарим».

Жидови́н — богатырь из русского эпоса, враг и поединщик Ильи Муромца, герой былины «Илья Муромец и Жидовин». По сюжету былины, проехал незамеченным мимо богатырской заставы в Цыцарской степи, однако Илья настигает его. В бою Жидовин терпит поражение и Илья отрубает ему голову. По мнению ряда исследователей,[1] отражает борьбу русского государства с Хазарией.

Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.

Полка́н или Палкан (от итал. Pulicane, «потомство собаки») — персонаж «Повести о Бове Королевиче», кентавр (существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным), в некоторых вариантах — кинокефал (с пёсьей головой), обладающий огромной силой и скоростью (может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок»). В повести сначала выступает как враг Бовы, однако после сражения с ним становится его верным другом и союзником. Полкан помогает Бове побеждать посылаемые против того рати недругов, практически неуязвим в бою. Однако Полкан знает о своей неминуемой смерти от львиных когтей и погибает, защищая жену и детей Бовы от этих хищников.

В итальянской рыцарской поэме Андреа да Барберино «Французские короли», послужившей (в прозаическом переводе на старобелорусское наречие) источником русской повести, Пуликане — полупёс, получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём (распространённый мифологический и фольклорный мотив брака людей и животных, ср. Минотавр).[1]

Образ Полкана прочно вошёл в русский фольклор и народное искусство XVII-начала XX века. В былинах Полкан упоминается как песиглавец, в одних сюжетах замещает Идолище Поганое, в других — оказывается в свите князя Владимира в числе «сильных богатырей». В лубочных изданиях XVIII-XIX века он был полностью отождествлён с кентавром (по ложной этимологии полуконь), а наибольшей популярностью среди художников пользовалась сцена его сражения с Бовой. В народных промыслах вроде каргопольской игрушки его также часто изображают с телом коня, при этом нередки изображения Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной.

Имя Полкан использовали композитор Н. А. Римский-Корсаков и либреттист В. И. Бельский: так был назван воевода в опере «Золотой петушок» по мотивам «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина. Полкан является весьма распространённой собачьей кличкой.

Иван Гостиный сын — русский былинный богатырь.

К имени Ивана Гостиного (то есть купецкого) сына прикреплены в былинах два сюжета, из которых первый представлен только одной былиной (Гильфердинг 172 = Рыбников IV, 13), второй — семью былинами (Кирша Данилов № 7, Киреевский III стр. 1-4, Рыбников III № 34, Гильфердинг № 133, 135; Тихонравов и В. Миллер II № 55).

Былина, содержащая первый сюжет, рассказывает, что Иван был неразумным сыном честной вдовы Офимьи Александровны, не слушал наставлений матери и проводил время в кабаке с голями кабацкими. Мать разыскивает сына, допрашивает о нем голей кабацких, обещая им денег, и они выдают его ей. Тогда она ведет его на пристань корабельную и предлагает его купить за 500 рублей купцам заморским. И. Гостиный просит купцов не пожалеть дать за него и 1000 руб., чтобы было чем жить его матушке, затем прощается с нею со слезами, прибавляя, впрочем, что «по писаному она была ему родная матушка, а по житью-бытью змея лютая». На этом былина обрывается.

Ста́вр Годи́нович — былинный персонаж, в наиболее известной версии - черниговский боярин. В былине, именуемой обычно сказителями по его имени ("ста́рина про Ста́вра"), он играет роль чисто страдательную; действительным героем былины является его жена - Василиса Микулична.

Соловей Будимирович — герой русской былины, известной в 10 записях, из которых старейшая принадлежит Кирше Данилову[1].

Славный богатый гость Соловей Будимирович приплывает по Днепру в Киев из каких-то заморских стран: «от славного города Леденца, от того-де царя ведь заморскаго».

Щедро одарив князя Владимира и княгиню Апраксевну, Соловей выпрашивает у них участок земли в саду княжеской племянницы, Запавы Путятичны. В одну ночь Соловей строит там три чудесно изукрашенных терема; этими теремами, а также игрой на гуслях, он так прельщает Запаву, что она сама приходит к нему и сама себя сватает. Они целуются, милуются и меняются золотыми перстнями.

Однако мать Соловья почему-то уговаривает его отсрочить свадьбу и съездить прежде за моря. Во время этой поездки Соловья, благодаря такому же обману, как в былинах о Добрыне Никитиче, Запава соглашается выйти замуж за некоего Давыда Попова, проторговавшегося где-то за морями и явившегося в Киев «голым щапом».

Возвратившийся во время свадебного пира Соловей разрушает план Давыда Попова, и Запава выходит за настоящего своего жениха.

Данило Игнатьевич (Денисьевич) — богатырь, отец богатыря Михала Даниловича. По мнению Б.А. Рыбакова былинный Данила и паломник Даниил, автор «Хождения» в Иерусалим – одно и то же лицо: дипломат, писатель, калика перехожий, а до ухода в монастырь – богатырь, совершивший целый ряд подвигов, сохранившихся в эпической памяти народа[1].







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 558. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия