Учение Зороастра
Заратуштра, Зороастр, Зардушт - так на авестийском, греческом и среднеперсидском языках произносится имя основателя одной из древнейших религий мира - зороастризма. Уже в IV в. до н.э. древнегреческие авторы считали его легендарной личностью, мудрецом-астрологом, жившим в глубокой древности. Заратуштра считал, что каждый добропорядочный гражданин во время жизни на земле должен думать не о продолжении существования в далеком и неведомом рае. Рай должен воцариться в нашем мире, где всем следует стать праведниками и неукоснительно соблюдать правовые и нравственные нормы. Заратуштра учил, что человек должен следить за собственным физическим и нравственным здоровьем, а также заботиться о своих собратьях, потому что каждый из них в отдельности является созданием бога. Зороастр дал последователям особый моральный закон — жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Зороастр учил о существовании суда над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскресении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединявшихся души и тела. Известно, что Зороастр учил, что спасение каждого человека зависит от совокупности его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество. Этим самым Зороастр осуждал идолопоклонничество и поклонение различным божествам, кроме единого Господа. Пророк утверждал, что освобождение каждого человека находится в его собственных руках, а победу над тьмой можно одержать только будучи соединённым со светом. Вегетарианство являлось необходимой частью учения и практики для всех верующих. Предпочтение зороастрийцы отдают миндалю, фисташкам, грецкому ореху, хурме, инжиру, винограду и гранату. Учение Махавиры Вардхамана (599-527 гг. до н. э.), именуемый Джиной и Махавирой, жил в IV веке до н.э. в Индии, он является основателем религии - джайманизм. Особенностью учения Махавиры является то, что, в отличие от брахманизма, поддерживающего жесткую кастовую систему, джайнизм, сохраняя индуистскую веру в перерождение душ и воздаяние за поступки в форме кармы, открыл доступ к своим учениям и святыням для мужчин и женщин всех каст (сословий). Согласно учению Махавиры, обычный человек проходит через 8 400 000 жизненных циклов до получения вечного спасения. Свою же цель они видят в более быстром освобождении от бесконечной цепи рождений-смертей и переходе в нирвану - к совершенному и самодостаточному состоянию души, освобожденной от оков материи. Они полагают, что самое быстрое средство достичь нирваны - это стать аскетом, соблюдающим особенно жесткие правила, главное из которых - ахимса - непричинение вреда никаким живым существам. Вступая на путь кульминации веры, аскет строго соблюдает "Десять священных заповедей" - милосердие, прямоту характера, самоконтроль, правдивость, смирение, воздержанность, умерщвление плоти, самоотречение, уединение и сдержанность. Ему надлежит быть очень осторожным, когда ест, пьет или передвигается. И все это с одной целью - не причинить зла и не оскорбить чувств никаких существ. В учении Махавиры предполагалось соблюдение строгого вегетарианского питания. Древнейшее ведическое учение Слово "веда" - означает знание. Многие русские слова имеют тот же корень: поведать, разведать и т.д. Древнейшие священные писания планеты, сохранившиеся на территории Индии, называются Ведами. В течение многих тысяч лет, как утверждается в этих писаниях, они передавались в устной традиции из поколения в поколение духовных Учителей человечества. С наступлением века Кали, железного века лжи и лицемерия, люди деградировали настолько, что запомнить для них стало означать записать. Поэтому около 5000 лет назад мудрец Шрила Вьясадева, предвидя печальное положение дел в эту эпоху, записал Веды на языке санскрит, который, как утверждают современные лингвисты, является матерью большинства современных языков, в том числе и русского. Веды содержат информацию по всем областям жизни человека, начиная от земледелия, военного искусства (Дханурведа), медицины (Аюрведы) и заканчивая духовной наукой, наукой о душе, Боге и их взаимосвязи. Первоначально была только одна Веда, но она была бы сложна для понимания всех людей этой эпохи, поэтому Вьясадева, литературное воплощение Бога, разделил ее на четыре части: Риг, Яджур, Атхарва и Сама. Каждая часть предназначена для определенной категории людей (женщин, детей, рабочих, торговцев, воинов и брахманов (священнослужителей). Ведические писания являются основой для многих религиозных сампрадай (течений) Индии. Сейчас существует несколько тысяч томов, написанных на санскрите. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, духовный учитель, перевел на английский язык и прокомментировал такие ведические произведения, как "Бхагавад-гита", "Шримад-Бхагаватам", "Шри Ишопанишад", "Шри Чайтанья Чаритамрита" - всего около восмидесяти томов. В настоящее время эти произведения переведены более чем на 80 языков всего мира и издаются миллионными тиражами. Историки признают, что Ведические писания – старейший в мире источник знаний. Достоверность информации писаний подтверждается содержащимися в них сбывшимися предсказаниями о появлении Иисуса, Магомета, Будды и т.д. Уникальность Ведических писаний состоит в том, что в них описаны пророки и святые, которым предстоит появиться не только на территории Индии, но и за ее пределами. Ведическая литература не сосредоточена только на своей собственной традиции, как большинство религиозных текстов. Это доказывает универсальный характер исторических и пророческих описаний, содержащихся в Ведах. В Ведах содержатся знания, которыми современное человечество по большей части еще не может воспользоваться. Знания эти поражают своей сложностью и универсальностью и затрагивают буквально все стороны человеческой жизни: физика, математика, химия, астрономия, биология, архитектура, космология, медицина, техника, музыка, литература, и многие другие. Иногда они даже превосходят современные научные познания. Лишь только в последние несколько десятилетий ученые начали находить подтверждение многим казавшимся ранее мифологическими фактам. Некоторые учёные, такие как профессор Валитов, только недавно признали их бесспорную авторитетность. В "Махабхарате" (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: "Тот, кто наращивает свое мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился"; "Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных"; "Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твердую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи". Все живые существа наделены душой. В "Бхагавад - гите" говорится, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа. Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить свое сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем законам, будь то законы государства или законы вселенной. Иначе говоря, убийство животного замедляет его эволюцию от низших видов к высшим, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греховного поступка. "Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища безвкусная, разложившаяся и испорченная, и пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов (мяса, рыбы и яиц), дорога тем, кто находится в гуне невежества." ("Бхагавад-гита", 17.1О) "Не ешь того, что осквернено мясом или рыбой" ("Шримад-Бхагаватам", 6.18.49) В Гаруде Пуране Сарадхаре говорится о том, что по неумолимому закону Кармы (закона причин и следствий), тот, кто ест мясо, таким образом, становится соучастником ужасного греха убийства. Такой человек будет неизбежно убит в своей следующей жизни. А тот, кто продаёт мясо – рождается в следующей жизни неудачником. Тот, кто любит охотиться – несомненно, рождается козлом или свиньёй в доме мясника. В Шримад-Бхагаватам говорится: “Господь Будда приходит на Землю, когда люди становятся чересчур материалистичными, и учит их начаткам религии. Проповедуемый им принцип ахимсы сам по себе еще не является религиозным принципом, однако, это одно из важнейших качеств по-настоящему религиозного человека. Это религия на уровне здравого смысла — она учит тому, что человек не должен причинять вред животным или другим живым существам, поскольку, в конечном счете, это обернется против него самого. Но прежде чем усвоить принцип ахимсы, необходимо научиться смирению и избавиться от гордыни. Пока человек не станет смиренным и не избавится от гордыни, он не сможет следовать принципу ненасилия. Отказавшись от насилия, необходимо научиться терпимости и простоте. Кроме того, нужно с почтением относится к великим религиозным проповедникам и духовным учителям, а также научиться владеть своими чувствами”. (Песнь 2, гл.7 текст 37) Мясная пища не может быть добыта без вреда животным, а убийство животных затрудняет путь к блаженству. Пусть поэтому человек воздерживается от мясоедения.
|