Студопедия — Александр Щипков. Во что верит Россия. В советское время всякая религиозная активность находилась под
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Александр Щипков. Во что верит Россия. В советское время всякая религиозная активность находилась под






 

В советское время всякая религиозная активность находилась под

неусыпным контролем властей. Религиозная пропаганда, а тем более попытки

создавать религиозные организации, как правило, жестко пресекались. Не

только у православных, протестантов, католиков были свои исповедники веры, о

которых знает сейчас страна, но и у неведомых до сих пор миру, известных

лишь узкой группе сочувствующих, смешных и странных для окружающих

открывателей Высших Истин также были свои герои. Лишь очень

законспирированные и потому малочисленные секты были способны выживать при

большевиках.

Однако, несмотря на полицейский заслон, само по себе религиозное

сознание граждан нашей страны представляло благодатную почву для

произрастания самых разных сект. К началу перестройки, когда с Православной

Церковью себя идентифицировали хотя бы в минимальной степени лишь 10%

населения (различные социологические исследования конца 70-х -- середины

80-х и даже 1987-1988 гг. стабильно показывали 7-12% верующих), неизмеримо

большему числу людей были присущи всякого рода "нетрадиционные" верования. И

это неудивительно -- в условиях цензуры, почти полного разрушения церковной

и религиозной традиции, исчезновения цельного религиозного мировоззрения в

обществе стихийно распространялись примитивные религиозные мифологемы и

верования самого разнородного происхождения, которые уже в наше время

становятся "кирпичиками" для строительства всякого рода новых

мировоззренческих систем. Какие же это верования?

Пожалуй, наиболее заметными, вездесущими стали всякого рода

псевдорелигиозные учения, связанные со здоровьем, с нетрадиционными методами

лечения". "Экстрасенсы", те же маги, изобретатели диет, "образов жизней" и

т. д. и т. п. почти всегда имеют широкое религиозное обоснование своих

доходных практик. В постсоветское время духовное обоснование нетрадиционного

целительства стало расти и развиваться. Целительство -- не только основа для

появления сект, ставящих своей главной целью исцеление людей от различных

недугов, но и почти необходимая черта сект, появляющихся на совсем других

идейных основаниях.

В 70-х годах в России начали распространяться, как правило, сильно

примитивизированные восточные верования или их фрагменты. В первую очередь,

всякого рода заимствования из буддизма, индуизма, йоги. Особую роль в

адаптации восточных верований к условиям современной России играет

рериховское движение, возникшее еще до перестройки. Организованное обычно в

форме различного рода клубов и ассоциаций, в чистом виде оно до сих пор не

структурировалось в жесткие, дисциплинированные организации. Однако многие

его идеи служат закваской для сектантских организаций, а из участников

рериховских обществ рекрутируются не только их члены, но иногда и лидеры.

В предыдущей главе уже говорилось, что число адептов "импортных" сект

не слишком велико. Может быть, успех иностранных миссионеров в России столь

скромен и несоизмерим с затраченными усилиями потому, что они неспособны

адаптироваться к российской жизни, русскому менталитету? Может быть,

"духовный вакуум", который кажется легкозаполнимым, является таковым только

для сект, возникших на российской почве?

В первые годы с момента "разрешения религии" действительно более

заметными были секты иностранного происхождения. Однако Богородичный центр и

Белое Братство с самого начала составили достойную конкуренцию иностранцам.

Как ни парадоксально, некоторые важные черты идеологии Богородичного центра

сближают его с мунизмом. Таковыми являются: весьма вольное толкование

христианства, большое значение "сексуальной мистики", а также доведенный до

религиозного уровня антикоммунизм, служащий основой установления контактов с

крупными политиками, и т. д.

Богородичный центр

Как и у большинства сект, история и идеология Богородичного центра --

это на 75% судьба и взгляды основателя. Основатель секты богородичников --

московский писатель Вениамин Яковлевич

Береславский.1

Вениамин Береславский в середине 1970-х гг. пришел к православию. Много

странствовал по святым местам. Жил возле Почаевского монастыря, находясь под

духовным влиянием "старицы" Евфросинии. В конце жизни она объявила себя

"четвертой ипостасью Троицы" и "предрекла" свое Воскресение на сороковой

день. В 1984 г. в Смоленске перед иконой Одигитрии Береславскому было

"видение", которое он трактовал как посещение Богородицы. Береславский

утверждает, что с той поры он ежедневно слышит голос Божией Матери.

"Услышанное" им за 10 лет составило около 20 томов "богодухновенных"

текстов. Береславский решил, что он является пророком, собрал вокруг себя

группу единомышленников, вместе с которыми разработал псевдоправославное

учение о третьем Богородичном завете. Богородичный центр считает себя

единственной истинно православной церковью и утверждает, что получил первые

рукоположения в недрах "катакомбной церкви". Судя по всему, это правда, ибо

с 1992 г. глава "Тихоновской Истинно-Православной

церкви"2

Феодосий осудил учение Богородичного центра как еретическое и отлучил

Береславского и его ближайшего сотрудника "генерал-епископа" Петра

Большакова от "церкви". А ведь отлучить можно лишь того, кто когда-то к

Церкви принадлежал.

Богородичный центр с самого начала активно вмешивался в политическую

жизнь под антикоммунистическими лозунгами. На разных этапах своей истории он

имел неожиданные связи в политических кругах.

Деятельность Богородичного центра и декларируемые им взгляды постоянно

приводят к конфликтам с основными христианскими Церквами, представленными в

России. Особенно напряженные отношения сложились с Русской Православной

Церковью. В одном из своих документов Богородичный центр утверждает, что для

победы над "красным драконом" необходимо "отрубить три его головы... Две

уже отрублены: КПСС и КГБ. Осталось отрубить третью" -- РПЦ.

Теснимый в Москве антисектантскими организациями и напуганный реакцией

общественности на деятельность АУМ Синрике и Белого Братства, Богородичный

центр в начале 1993 г. объявил о том, что Богородица "благословила"

Петербург стать местом их дальнейшей деятельности. Переименовав Петербург в

"Мариинград", центр провел в июне 1993 г. в ДК им. Горького "Покаянный

собор", который был "сорван" Белым Братством и привлек внимание средств

массовой информации. Во время этого съезда Береславский убедился в том, что

Северная Пальмира, ставшая в это время основным центром "Белого Братства" в

России, -- место для его активности малоподходящее и объявил, что Богородица

"благословила" Сибирь. В ответ на это "благословение" Береславский посвятил

Иркутск Богородице и отправил туда миссионеров. С 1993 г. секта прекращает

шумную публичную деятельность, переходит на полуконспиративный режим и

начинает потихоньку перебазироваться за Уральские горы. Однако там ее ждала

крупная неудача. Быстрорастущая иркутская община сумела зарегистрироваться в

качестве общественной организации "Благотворительный фонд Божьей Матери

Преображающейся" и за бесценок приобрести недалеко от областного центра

большой участок земли (17 га), на котором намеревалась организовать крупный

центр секты. Однако в 1995-1996 годах иркутские казаки провели шумную и не

совсем мирную кампанию против богородичников. Областной суд в 1995 г. закрыл

фонд за нарушение уставной деятельности, т. е. за внеуставную религиозную

деятельность, в результате чего права собственности на землю оказались

спорными.

В это же время Богородичный центр усиленно ищет себе союзников среди

родственных сект за рубежом, среди так называемых "марианских церквей", в

богословии которых так же, как и у богородичников, Христос замещается Божьей

Матерью, и христианство превращается в "марианство".

В 1995 г. Церковь Божией Матери Преображающейся Святой Руси (таково

одно из названий Богородичного Центра) официально объединилась с так

называемой "Независимой Вселенской Марианской Церковью

православно-католической юрисдикции Америки", глава которой "патриарх"

Афанасий Константинус вместе с "патриархом" Российской Вселенской Марианской

Церкви (еще одно название Богородичного центра) Иоанном Береславским

подписал Декларацию о единении Церквей. Богородичный Центр декларирует

широкий экуменизм и готов сотрудничать со всеми, кто признает их за

действительную церковь. Надо сказать, что его нападки на Русскую

Православную Церковь начались лишь после того, как патриарх Алексий II не

отреагировал на попытки в 1988 г. наладить контакты.

Кратко перечислим основные понятия религиозного учения Вениамина

Береславского, тексты которого корректирует "генерал-епископ" Петр

Большаков.

Спустя какое-то время после того, как Господь дал человечеству два

Завета -- Ветхий и Новый -- в мире физическом и в мире духовном произошли

заметные изменения, и перед наступлением Тысячелетнего царства появилась

необходимость дать людям Третий завет, исходящий от Девы Марии и достигающий

мир через "матриарха" и "пророка" Иоанна Береславского. С 1984 г. (дата

первого "видения" Береславского) Бог проявляет себя только через Богородицу,

через "Ее непорочное сердце". Марии дана особая благодать -- мистическая. До

того существовал только один источник благодати -- евхаристический. Без

"мистической" благодати, идущей от Марии, благодать "евхаристическая",

идущая от Христа, недействительна. Отныне искупительная миссия Христа

дополняется и постепенно замещается искупительной миссией Марии, сердце

которой страдает при виде падшего мира. Именно Марии и поручен суд над этим

падшим миром.

Желая помочь миру, Мария, являясь в Лурде, Фатиме, Междугорье, Каире и

т. д., показывает человечеству путь спасения через преображение Церкви, в

первую очередь, православной. Путь преображения имеет пять ключевых

мистических вех, три из которых уже обозначились.

Явление в марте 1917 г. иконы "Державная".

Великая победа Марии над "красным коммунистическим драконом" в августе

1991 г.

Рождение Церкви Непорочной Девы (еще одно название Богородичного

Центра).

Впереди -- еще две вехи преображения церкви.

Громадное явление образа Божьей Матери во все небо.

Излияние некоей "солнечной пятидесятницы".

Обновление православной Церкви осуществляется в лоне Церкви Божией

Матери, то есть Богородичного Центра. В Богородичном Центре происходит

обновление священства, свободного от грехов "красной церкви", то есть РПЦ.

"Священником Божией Матери" может стать лишь тот, на ком не "лежит родовой

запрет", кто сохраняет в себе "наследственную способность служить людям".

Это могут быть только мужчины, "богородичные отцы".

Характерная особенность секты -- гипертрофированное значение

сексуальности в создаваемой ею картине мира. Иоанн утверждает, что мужчина

может стать свободным, лишь освободившись от культа женщины (жены, матери),

который "держится на генитальном уровне" (в оригинальных текстах

употребляется нецензурное слово). Согласно учению Богородичного центра, на

человеке лежат грехи всего его рода, которые передаются через женщину

половым путем. Для борьбы с этим злом в Центре существует тщательно

скрываемый чин "отречения от матери". В общине женщины находятся на

положении людей второго сорта. Богородичный центр учит, что "Христа распяли

бляди" (собирательный образ греховного женского начала в мире), "а потом

свалили на евреев". Это греховное женское начало концентрируется в

таинственном существе женского рода, которое в богословских текстах

Богородичного Центра называется то "матерью Антихриста", то "блудницей

Вавилонской".

Сегодня, по учению Богородичного Центра, человечество вступает в

завершающий этап христианской истории. Наступают "последние времена" и

"преображение мира". Но марианская эсхатология обещает не конец, а

трансформацию мира. Если произойдет покаяние и все обратятся в истинную

марианскую веру, Богородица заменит Страшный суд "тихим сном преображения".

В течение грядущего Тысячелетнего царства мир будет устроен правильным

духовным образом, так что "государственное христианство" сменится

"христианским государством". Существующие монастыри и общины Богородичного

Центра являются прообразами, очагами или оазисами такого "христианского

государства", во главе которого вместо "царя-помазанника" встанет

"Мария-Первопомазанница".

Богородичный Центр почитает последнего императора, а недавно причислил

к лику своих богородичных святых Григория Распутина. Однако этот монархизм

-- поэтический, непосредственно на социально-политические установки не

влияющий. На практике "Богородичники" ратуют за свободу совести, экуменизм

(только при соблюдении этих норм они могут выжить в России) и утверждают,

что нахождение в данное время у власти демократов благословлено Божьей

Матерью. Богородица, по их утверждениям, помогла демократам в августе 1991

г. и в октябре 1993 г. Богородичный центр выступает за свободный рынок, в

котором, судя по дороговизне его изданий и массовых мероприятий,

ориентируется весьма удачно.

Особое место в иерархии Богородичного Центра занимает сам Иоанн

Береславский. Он зовется то архиепископом, то патриархом, то матриархом, но

внутри организации его почитают как Пророка. На нем лежит особая миссия --

открыть "тайны последних времен", связанные с ролью Марии. Пророк Иоанн

Береславский соединяет Ветхий и Третий Заветы, подобно тому, как Иоанн

Креститель соединил Ветхий Завет с Новым.

В богородичной литературе сказано, что пророк Иоанн, данный России

Богом, несет "полноту правды". По учению Береславского, ревность веры не

зависит от тяжести греха, которая лежит на человеке. В церковной иерархии

более высокие посты занимают люди с "самой тяжелой греховной чашей". Тем,

кто верно будет "исповедовать Марию Матерью Непорочного Зачатия", и тем, кто

верно Ей служит, грехи не будут вменены.

Своеобразно литургическое творчество богородичников. Они используют два

типа литургий: формально православные, а фактически измененные и

переосмысленные Иоанна Златоуста и Апостола Иакова, и полностью созданные

ими самими "мистические", допускаются на которые только "верные": "Лоно

Вожделенное", "Скорбь Усопших", "Белые Одежды". Мистические литургии

построены на том, что литургисает не Христос, а Богородица. Более половины

текста составители мистических литургий взяли из опубликованных откровений

Береславского, которые содержат закавыченную прямую речь Богородицы.

Мистические литургии композиционно построены в виде диалога священника и

Богородицы.

Но самое интересное начинается после литургии. Совершается агапа --

богослужение, во время которого хлеб и вода освящаются, тут же разносятся по

залу и раздаются прихожанам. Один священник разносит воду в одноразовых

стаканчиках, второй ломает руками караваи хлеба и вручает молящимся.

Сразу после агапы начинается чтение Розария. Эта самая важная часть

всего богородичного богослужения заимствована у Католической Церкви и также

адаптирована к нуждам Богородичного Центра. Чтение пятнадцати тайн розария

сопровождается следующей молитвой: "Господи, в страхе Божием преподносим

Тебе первую (вторую и т. д.) Радостную (Скорбную или Славную) декаду святого

Розария и просим Тебя через это таинство и предстательство Пресвятой Девы

Марии об обращении России в истинную веру и скорейшем посвящении ее стопам и

Сердцу Непорочной во исполнение Фатимского пророчества и чаяния святых

Восточной и Западной Церквей. Аминь". Кроме того, читается богородичная

Сверхмолитва:

"Слава Богородице Деве Марии!

Слава! Слава! Слава!

Святым рыцарям и женам-мироносицам Ее!

Слава! Слава! Слава!

Слава Матери Новой Святой Руси!" и т. д.

После чтения сверхмолитвы духовенство берет за руки прихожан, и все

вместе начинают кружиться в быстром хороводе под бравурную музыку и пение,

постепенно впадая в чрезвычайно возбужденное состояние. Хоровод длится около

четверти часа, затем продолжается чтение Розария, затем снова сверхмолитва,

снова хоровод. После заключительных Славных таинств Розария все повторяется

в третий раз, и начинается главное таинство всего богослужения (которое в

общей сложности длится от пяти до семи часов без остановки): Прохождение под

Омофором Пресвятой Богородицы.

Два священника берут трехметровый омофор, поднимают его, образуя

ворота; сначала духовенство, затем миряне становятся на колени, проползают

под омофором к престолу, прикладываются к коронованной иконе "Знамение" и

отползают.

Смысл этого богородичного таинства открывается в учении и преданиях БЦ.

Во время распятия -- учит БЦ -- произошло "изменение плоти Богородицы",

произошло Ее преображение. В результате преображения Богородица освободилась

от первородного греха и только после этого смогла полностью духовно постичь

Христа. Там же, возле голгофского креста, произошло "усыновление

человечества" (в лице апостолов) Богородицей. Усыновляя апостолов, Она

вкладывает в каждого частичку своего сердца. Получивший частичку сердца

приобретает "Око Богородицы", то есть возможность стать христианином и

спастись. Для спасения каждого человека церковь БЦ установила таинство

Прохождения под Омофором Пресвятой Богородицы. Напрямую Христос не избавляет

человека от первородного греха, но тот, кто проползает под Омофором,

приобретает частичку за частичкой сердца Богородицы, и Она покрывает его,

залечивая постепенно личные грехи человека, а затем и первородный.

Как и во всех ранее описанных сектах, в Богородичном центре царят

тоталитарные порядки. Вся полнота власти концентрируется в руках

"архиепископа Иоанна". Общины, разбросанные по всей стране, подчиняются

"епископам" и "старшим пресвитерам". По просочившимся в прессу

свидетельствам ушедших из секты людей, руководство секты обирает своих

членов -- заставляет продавать квартиры и иное имущество, работать за

нищенскую плату.

Богородичный центр возник раньше других российских аутентичных сект. Он

сумел найти спонсоров, благодаря которым его нельзя назвать бедным.

Репрессии властей его почти не коснулись, до сих пор около 20 общин имеют

официальную регистрацию. До 1994 года, когда в России началась широкая

антисектантская кампания, богородичники проводили массовые публичные

пропагандистские кампании. Но и они не смогли добиться массовости, число

членов Богородичного центра -- те же 2-3 тысячи человек.

Белое Братство

Уже в течение нескольких лет в качестве основного конкурента и

яростного противника "Богородичного Центра" выступает "Белое Братство". Во

многом эти секты являются антиподами. Белое Братство, в отличие от претензий

Центра на публичность и респектабельность, с самого начала практиковало

строгую конспирацию. В области идеологии Белое Братство считает себя "Единой

Вселенской Религией", в отличие от "сугубо православного" Богородичного

центра. Не в пример демократам-интернационалистам богородичникам, Белые

братья -- расисты, проповедующие превосходство славянской расы, считающие,

что "Бог -- Русский". В отличие от сексуальной теологии богородичников,

Белые братья подчеркнуто асексуальны.

Возникновение секты -- результат религиозных исканий украинского

инженера Юрия Кривоногова. Кандидат технических наук Юрий Кривоногов с конца

70-х гг. увлекался оккультизмом, психологией и религиозными учениями,

общался с людьми, увлеченными теософией, йогой, учениями Айванхова и

Рерихов, одно время примкнул к кришнаитам. В конце 70-х Ю. Кривоногов

разъезжал по СССР с лекциями, на одной из которых познакомился с

журналисткой Мариной Цвигун, впоследствии оставившей ради него мужа и сына.

Вначале они создали медицинское учреждение "Атма", занимавшееся

нетрадиционным целительством. Затем объявили себя учителями (гуру) и создали

общину последователей. Учение и секта стали расти и развиваться. Кривоноговы

объявили себя божествами и разработали собственное эклектическое религиозное

учение "Юсмалос" (Юоанн Свами МАрия ЛОгоС). Важнейшим элементом этого учения

стало напряженное ожидание Конца Света, когда "дети Сатаны" погибнут, а

юсмалиане будут вести бесконечную жизнь в раю, который воцарится на Земле.

Создавая и формулируя юсмалианское учение, Ю. Кривоногов использовал

некоторые христианские сюжеты, элементы рерихианства, буддийские и

кришнаитские духовные практики, которыми сам занимался в течение нескольких

лет. Одно время Кривоногов руководил "Центром самопознания и высшей йоги"

при Киевском фонде милосердия и здоровья. Этот "центр самопознания" числился

филиалом московской "эзотерической фирмы" "Академия здоровья", которая

существует и сегодня под названием "Академия Йоги". С кришнаитами Кривоногов

был связан не менее тесно и даже пытался сделать карьеру в Обществе сознания

Кришны, но у него ничего не вышло. Его уличили в попытке затесаться в группу

лиц, получавших инициацию от одного из кришнаитских гуру на Дворцовой

площади в Санкт-Петербурге.

Таким образом, "Юсмалос" представляет собой эклектичное религиозное

учение, имеющее четыре основных источника: йогу (диеты), кришнаизм

(медитативная практика), учение Рерихов (этика и мифология, связанная с

Шамбалой, таинственным "белым братством" и с "матерью мира"), христианство.

Из христианства Кривоногов взял имена собственные и идею троичности, которую

наполнил иным смыслом, а также идеи воскресения Бога на третий день и

Страшного суда.

Поначалу Кривоногов объявлял себя "Адамом", Цвигун -- "Еленой Рерих".

Соединение библейского с рерихианским довольно скоро нашло свое развитие.

Появилось то, что юсмалиане называли "божественная дуада" -- Иосиф и Мария

Дэви. Обратим внимание на постоянный восточный элемент -- дэви, восходящий к

индуистским культам Богини-Матери. Приставка "дэви" прямо указывала на

божественное происхождение Марины Цвигун.

По намекам, содержащимся в текстах Белого Братства, можно понять, что в

семейной паре Иосиф -- Мария Дэви роль Христа была предназначена родному

сыну Марины Цвигун. Одно время подросток жил с ними, но не выдержал и

вернулся к родному отцу. Вскоре после этого Марина Цвигун получила новое имя

"Мария Дэви Христос" и вместе с именем -- новое содержание. "Троица в двух

лицах" -- действительно оригинальное религиозное озарение Юрия Кривоногова.

Раздосадованный лидер конкурирующей фирмы Береславский даже как-то назвал

Цвигун "андрогинной уродиной".

В конце концов за Цвигун закрепилось окончательное имя - Матерь Мира

Мария Дэви Христос, сокращенно МММ-ДХ. В противоположность Марии Дэви,

мужское, отцовское божественное начало в Кривоногове не было столь очевидным

и требовало постоянного подтверждения. Кем только он не был: Адам, Иосиф,

Иоанн Креститель, Илия, Давид, Князь Владимир, Архистратиг Михаил... Он

был всем, и эта всеохватность как бы компенсировала недостаток "божественных

корней". В конце концов Кривоногов назвал себя Юоанн Свами.

"Божественная дуада" разработала особую "программу", рассчитанную на

три с половиной года (1260 дней). Согласно "программе", дуада и верные

последователи в течение названного срока должны были проповедовать

юсмалианское учение, призывать всех к покаянию и признанию Марии Дэви "живым

богом". На осень 1993 г., когда Марина Цвигун уже должна была достигнуть

полных 33 лет, был назначен конец света. По ожиданию юсмалиан, Юоанн Свами и

Мария Дэви должны были быть убиты, воскреснуть через три дня и приступить к

Страшному суду. Верных юсмалиан ожидало "преображение" и вечная жизнь, а

неверных -- наказание.

Понятно, что учение не могло получить завершенной канонической формы за

столь короткий срок. В некоторых текстах проскальзывала мысль о том, что

после Воскресения Мария Дэви должна родить "спасителя". Пока что эта идея не

получила развития, хотя не исключено, что получит в будущем.

В октябре 1993 г. практически все члены секты съехались в Киев, где

ожидали встретить "Конец света". В этом ожидании они захватили собор Св.

Софии. Кривоногов и Цвигун, а также наиболее активные члены секты были

арестованы киевской милицией. В заключении члены секты держались стойко, от

своих убеждений не отказывались, шли на голодовки. Большинство из них

отпустили. В 1996 г. Ю. Кривоногов был осужден на 7 лет, М. Цвигун -- на 4

года, третий человек в иерархии Белого Братства "архиепископ Иоанн-Петр"

(Виталий Ковальчук) -- на 6 лет.

Во время следствия Кривоногов и Цвигун поссорились. Выяснились

малопривлекательные подробности семейной жизни: скандалы, избиения и прочее.

Цвигун объявила Кривоногова предателем и нарекла "Каином". В тюрьме Мария

Дэви, как сообщают вездесущие средства массовой информации, "обвенчалась по

католическому обряду" с Иоанном-Петром и объявила его апостолом". Теперь

последователи учения получают из тюрьмы письма только Марии Дэви, но не

"падшего" Каина. В них Цвигун, в частности, объявила, что Юоанн Свами

постоянно искажал ее божественные мысли и пророчества, например: она никогда

не предсказывала сроки конца света.

В декабре 1997 года срок заключения Марии Дэви истечет и она выйдет на

свободу. В преддверии этого дня в интервью "Известиям" богиня сказала, что

вновь возглавит свою церковь и предрекла ей блестящее будущее: "...

государству, священникам „официальных религий" невыгодно существование

нашей церкви. Они сочли ее крайне опасной, объявили на нас охоту, хотя мы не

более вредны, чем кришнаиты, которых никто не преследует. Конечно, мое

учение более совершенно -- мне удалось соединить христианские верования с

восточными и проповедовать программу „Юсмалос", цель которой --

спасение и возрождение славянской культуры..."

После ареста лидеров секты на некоторое время наступил период

дезорганизации, но репрессии, как это чаще всего и бывает, не привели к

исчезновению секты, а лишь перевели ее на полуподпольное существование.

Численно секта заметно уменьшилась, но и прежде она не была велика. Мало кто

догадывается, что в пик активности, когда вся страна была заклеена "ликами"

Цвигун, в самой мощной и самой авторитетной в России петербургской общине

действовало всего 30-40 человек. В 1996 г. их осталось восемь. Из этих

восьми пятеро живут в общине, трое у себя дома. Благовествовать в переходах

метро выходит не более трех человек в день. Изменилась и форма

благовествования. Нет "христовочек" (листовок с указанием даты конца света),

сняты белые хитоны. В основном белые братья поют песни на стихи Цвигун (за

подаяние, так что их не отличить от уличных музыкантов) или собирают подписи

в защиту Матери Мира.

Сегодняшнее состояние секты напоминает структуру кадрированного полка,

где на каждого офицера приходится всего два-три бойца, но в случае боевых

действий полк молниеносно "разворачивается" за счет мобилизации рядовых.

Пока "божественная дуада" отбывает срок, сектой руководят Сергей Соловьев

(инициированное имя Иерофан), Геннадий Полищук (Гибар), а также некие

Израиль и Вулан.

Сталкиваясь с фанатичной верой сектантов, многие наблюдатели

высказывают предположение о том, что верующих подвергают воздействию

гипноза, наркотиков и т.д. В каких-то сектах это, возможно, и имеет место,

но главное все же в другом -- в культовой практике, аскетических

упражнениях, образе жизни. Один из лучших исследователей секты Людмила

Григорьева из Красноярска провела более двух месяцев в одной из общин Белых

братьев, работая методом погружения и выдавая себя "за свою". Вот как она

описывает жизнь общины этой, пожалуй, наиболее фанатичной и

дисциплинированной современной секты.

"После допуска претендента в круг „избранных", когда ему

сообщается адрес явочной конспиративной квартиры, где происходят закрытые

собрания, начинается следующий этап приобщения.

Первое, что предлагается человеку для избежания „государственного

кодирования", это максимальная самоизоляция от всех возможных внешних

воздействий. Сюда относятся запреты на просмотр телепередач, кино,

прослушивание радио, аудиозаписей и т. п.; на чтение любой периодики, любой

литературы: художественной, технической, учебной и т. д.; на пользование

электротехникой, любыми сложными приборами.

Аргументируются вышеперечисленные требования тем, что „повсюду

уже царят сатанинские энергии и превращение людей в биороботов". Взамен

этого настоятельно рекомендуется максимальное количество времени проводить в

кругу братьев, занимаясь проповедованием веры, чтением религиозной

литературы, пением псалмов, молениями, обсуждением „божественных

посланий" и т. д.

Следующей ступенью является запрет не только на опосредованные контакты

с контринформацией, но и на возможные альтернативные контакты сугубо

личностного плана.

При принятии этих требований и их исполнении происходит постепенная

перестройка всего образа жизни, результатом которой является разрыв нового

члена „Белого Братства" со всем своим прежним окружением и превращение

его в странствующего проповедника, что особенно поощряется и всемерно

пропагандируется. В этом случае уже все свое время человек проводит внутри

организации, все глубже пропитываясь ее идеями и установками. Предельно

четкий, жесткий режим жизни в общине не оставляет времени и возможности для

переключения на какие-либо иные вопросы и проблемы. Фактически имеет место

создание обстановки непрерывного массированного само- и взаимовнушения.

Рассмотрим подробнее этот режим:

В 4-5 утра -- общий подъем. Утренние моления.

С 8-9 утра до 5-6 вечера -- проповедь, распространение литературы.

С 7 до 9 вечера -- так называемая „литургия".

В 9 вечера -- общая трапеза.

После еды -- беседы на религиозные темы, прослушивание записей

выступлений Юоанна Свами и Марии Дэви.

Около 12 -- отбой (за исключением тех, кто остается на ночные бдения).

Все вышеперечисленное дополняется рядом мер, направленных на общее

ослабление организма, разбалансирование привычного, нормального ритма

физиологической жизни, отчего человек становится еще более внушаемым.

Как видно из приведенного режима, во-первых, рекомендуется ограничение

сна до возможного минимума. В среднем ревностный юсмалианин спит не более

4-5 часов в сутки. Во-вторых, происходят изменения в питании: единственная в

сутки трапеза состоит только из растительной пищи. Помимо мяса, рыбы, яиц из

рациона исключаются лук, чеснок, шоколад, все готовые продукты и

полуфабрикаты, тонизирующие напитки. В-третьих, имеет место полный,

абсолютный запрет на половую жизнь, дополняемый запретом на любые, даже

случайные прикосновения, причем не только к людям, но и к домашним животным:

"Старайтесь поститься во всем и всегда: мало спать, вести ночные молебны,

бдения. Никаких „космических браков!" -- призывают „пастыри"

своих „овец". Рекомендуются также обливания ледяной водой,

босохождение. Следующие, как правило, за этим заболевания с резким

повышением температуры трактуются как прохождение „огненного

крещения", ведущего к омоложению человека и сожжению „внутренней

скверны". Квинтэссенцией глубокого внушения можно назвать венчающие

описываемую систему так называемые „литургии". Выглядит это следующим

образом.

В небольшом замкнутом пространстве (обычно это жилая комната в

квартире) при выключенном свете, плотно закрытых дверях и зашторенных окнах

„братья" тесными рядами становятся на колени и устремляют взгляды на

возвышение, где устанавливается изображение „матушки". Перед

фотографией Марии Дэви возжигается свеча, и в колеблющемся пламени

изображение начинает словно бы двигаться, оживать. По комнате раздаются

шепотки: „Мамочка с нами, она слышит нас! Мамочка смотрит! Она

улыбается! Она здесь!" Начинается пение с одновременным отбиванием земных

поклонов и осенением после каждого поклона себя крестным знамением. Поклоны

и ритмическая декламация молитвенных текстов происходят во все ускоряющемся

темпе на протяжении полутора-двух часов, и на пике радеющие разряжаются в

слезах, истерических выкриках, надрывных покаяниях участников

действа".3

Экстравагантность, яркость белобратчиков приковывает к ним особенно

много внимания. Тем не менее в истории с Белым братством бросается в глаза

несоответствие между бурной и острой реакцией общества и малочисленностью и

в общем-то, безобидностью самой секты (за которой, кстати, не замечено

никаких явно криминальных действий, таких как убийства, членовредительство,

принуждение к сексу и прочее, в чем уличают наиболее скандальные культы).

Виссариониты (Церковь единой веры)

Еще лучше характер зарождающихся сейчас в России вер виден на примере

секты Виссариона, возникшей 18 августа 1991 года. В тот день Сергей Тороп, у

которого незадолго до этого "открылась память", пришло осознание того, что

он "сын Бога", "реинкарнация Христа", и что имя его -- Виссарион, начал свою

проповедь. Кто же такой этот "сын Бога" -- Сергей Тороп? Родился в январе

1961 года в Краснодаре, в семье строителей. Родители были атеистами. До 6

лет воспитывался бабушкой (имевшей старообрядческие корни), которая оказала

на него какое-то религиозное влияние. В 1968 году семья переехала в

Минусинск Красноярского края на заработки.

После окончания школы Тороп служил в армии. Отслужив, устроился в

милицию рядовым сотрудником. Затем он сменил несколько рабочих профессий.

Религиозные интересы возникли достаточно стандартно: занятия восточными

единоборствами, йогой и т. д. Изучает оккультизм, христианство; дилетантски

занимается живописью. Обладает ораторским талантом, может говорить без

остановки до 5 часов подряд.

В 1990 году Тороп объявил, что у н







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия