В Древней Руси, после принятия христианства
Послеоперационный период - Острый поверхностный тромбофлебит нижних конечностей – образование тромба в поверхностной (подкожной) вене нижних конечностей при воспалении её стенки (чаще всего тромбируется варикознорасширенная большая подкожная вена нижних конечностей). Причины -
Лечение -
Профилактика венозной недостаточности конечностей
Меры предосторожности: - не затрудняйте венозный отток: не носите тугие корсеты, пояса, обувь, одежду, тесно облегающую голень; Рекомендации для улучшения венозного оттока -
Рекомендуемые виды спорта -
В Древней Руси, после принятия христианства Святой равноапостольный князь Владимир Святославович Приняв крещение, князь Владимир Святославович отдал указ: всему некрещёному населению Киева выйти на следующий день на берег реки Почайны для свершения обряда крещения:
Так на следующий день состоялось массовое крещение киевлян-язычников.[4] Киевский митрополит Иларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:
Те, кто не пожелал расставаться с прежними верованиями, бежали в пустыни и леса.[4] Живя в неудобных для поселений местах, испытывая всевозможные лишения и трудности, язычники совершали ограбления христианских священнослужителей (иногда доходило до убийств), а также людей, изменивших древним народным верованиям и принявшим крещение.[6] Советские церковные историки О. М. Рапов, Е. К. Дулуман и Е. Ф. Глушак[7] утверждают, что именно этих разбойников, упомянутых в «Повести временных лет», требовали казнить епископы.[8] Князь Владимир, как утверждает летописец, вначале отказывался применять казнь[9], но епископы потребовали от него применения к язычникам-разбойникам самых жестоких мер:
«Владимир же отверг виры и начал казнить разбойников».[10] Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений языческих богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг и духовенства, преследованием и уничтожением волхвов и ведунов, разрушением культовых сооружений (идолов, капищ), жестокими расправами над теми, кто не хотел креститься, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.[11][12] Святой Макарий писал:
В Киеве кумира Перуна привязали к конскому хвосту, сволокли со Старокиевской горы и бросили в приток Днепра Почайну. По пути кумира били массивными палками специально приставленные двенадцать «мужей». Бросив в воду, кумира сопроводили за Днепровские пороги, нигде не позволяя ему прибиться к берегу. Видя поругание над своим богом, собравшиеся язычники плакали.[14] На месте, где стоял идол Перуна была воздвигнута церковь Василия, посвящённая Василию Великому.[11] В Новгороде произошли подобные события. Как сообщает известный историк церкви, обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, по указу князя Владимира крестить Новгород отправился Иоаким Корсунянин (впоследствии первый епископ Новгородский). Карташёв приводит сведения из летописей:
И приказал Иоаким стащить и бросить Перуна в реку Волхов. «Для развенчания кумира в глазах толпы, над идолом издевались. Обвязав его верёвками, волокли „по калу“, били палками и пихали. В это время вошёл в Перуна бес и начал кричать: „о горе, ох мне, достался я немилостивым сим рукам!…“»[15]. Иоаким приказал, чтобы Перуна никто не спасал, а толкали бы его всё дальше и дальше. Профессор А. В. Карташёв отмечает, что
В 1032 и 1076 годах во Владимиро-Суздальской Руси вспыхивали массовые народные восстаниям против насаждения новой религии со стороны правящей верхушки («старой чади»).[17] Если в начале XI века Ярослав Мудрый осторожно обращался и с языческим населением области и жречеством, то в 1032 году он беспощадно расправился с предводителями восставших.[17] А. П. Рябушкин. «Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)» (1898 год). В 1071 году, согласно «Повести временных лет», в Новгороде появился волхв и принялся хулить христианскую веру и обещать совершение чудес.
По Архангельскому изводу Оленинской редакции Церковного Устава князя Владимира (составлен в конце X — начале XI веков), «зелье» (то есть врачевание травами) было преступлением, находившимся в юрисдикции церковного суда.[19] Врачевание рассматривалось как одна из форм чародейства; чародеев, по данному Уставу, полагалось сжигать, однако о применении такой меры до XV века известно мало. Первый засвидетельствованный случай относится к 1204 году (сожжение «лихих баб»).[20] Виктор Васнецов. «Гусляры» (1899). Христиане отрицательно относились к сложившемуся народному творчеству язычников. Нестор Летописец называет трубы и гусли «дьявольскими лестьми». Описывая нравы некоторых славянских племён, Нестор отмечает, что они «схожахуся на игрище, на плясанье и бесовская игрища». Проповедник и писатель XII века святой Кирилл Туровский называл музыкальные инструменты «сопелями сотонинскими». Аналогичными эпитетами называют «игрища» и другие литературные памятники[21]. Духовенство негативно относилось к скоморохам. В своих выступлениях скоморохи иногда выражали недовольство народа существующими порядками, обличая при этом священников. Священники отвечали скоморохам постоянными нападками и преследованиями.[22] Так, в «Домострое» — сборнике XVI века, состоявшем из правил преимущественно семейно-бытового поведения, к «богомерзким делам» отнесены: «песни бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, бубны, сопели…» [23]. Православная церковь под угрозой отлучения от церкви запрещала игру в шахматы, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором[24]. Стоглавый собор предписывал церкви отвращать людей от шахмат.[25] «Домострой» упоминает игру в шахматы как «бесовский» и «поганьский» обычай[26]. Преп. Варсонофий Оптинский говорил о появившемся в России футболе следующее: «Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на неё, потому что эта игра введена диаволом и последствия её будут очень плохие».[27] В 1227 году в Новгороде православные связывают и бросают в огонь четырёх волхвов.[28] Приблизительно в тоже время в ереси и чтении запретных книг был обвинён монах Авраамий, которого духовенство потребовало казнить. Было предложено «пригвоздить к стене и поджечь» и утопить. В житии Авраамия указывается на тех, кто требовал его казни:
Авраамий был оправдан и канонизирован за своё подвижничество в 1549 году. Согласно «Кормчей книге» (сборнику церковных и светских законов, 1284 год):
В летописи 1438 года упоминаются «Святые правила святых апостолов» (имеется в виду 63-е правило Третьего Константинопольского собора, которое указывает сжигать «повести о мучениках, врагами истины лживо составленные»), согласно которым «огнём зжещи или живого в землю засыпати» за ересь (другой вариант: «Святые правила божественного закона святых апостолов повелевают такового церкви развратника огнём сжечь или живого в землю загрести»).[31]
|