В. Леви
Проблем, связанных с питанием, множество. Проблемы эти совсем непросты, а поиск правильных решений весьма затруднителен - уж слишком велико количество специалистов, точно знающих, как надобно питаться.
Очень трудно быть советчиком в вопросах брака - личный человеческий опыт, как правило, исчерпывается одной-двумя попытками. Чуть легче решить сексуальные проблемы - у нормального взрослого человека опыта побольше - хоть раз в 10 дней каждый пытается свои познания в этом вопросе если не расширить, то, по крайней мере, убедиться в том, что есть еще порох в пороховницах... Но, коли речь зашла о еде - тут уж каждый три раза в день проводит над своим организмом эксперименты. А, поскольку практический опыт большой, то, как им не поделиться - вот и появляются на свет многочисленные трактаты о правилах питания, о совместимости продуктов, о том, как отдавать врагам ужин, о пользе сыроядения, о спасительности голодания и т.д. и т.п. Многочисленные "теории еды" - вегетарианство, раздельное питание и др. - удивительным образом напоминают религиозные трактаты, в которых ангелы, грешники и праведники заменены белками, жирами, углеводами, шлаками и калориями. "Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса...", а кто в ферменты, кишечные соки и вышеупомянутые белки с углеводами - тут уж ничего не поделаешь. Человек существо внушаемое, и если очень внушить себе, что надобно именно так - то поможет обязательно и жить станет веселей.
Принципиально важно, тем не менее, другое - любые взрослые дяди и тети вправе сами, с учетом своих личных взглядов и материальных возможностей, решать - что, кого, когда, вместе с чем, вместо чего и в каких количествах следует употреблять в пищу. Но дети! Как быть с ними? Ребенок ведь не виноват в том, что его отец решил на досуге овладеть правилами "рационального питания", он (ребенок) не может питаться самостоятельно - жевать и глотать может, но добывать продукты никак. Отсюда важный вывод: любые эксперименты с питанием следует проводить на себе. Использовать собственных детей в качестве подопытных кроликов - жестоко и неэтично. Но кто носитель Истины? Кто точно знает - когда, что, в каких количествах? Наверное, никто. Никто не может быть однозначно убежден в своей правоте, но есть вполне определенный резон в том, чтобы попытаться ввести некоторые рамки, сузить диапазон экспериментов, если уж не научить "правильности", то подсказать - чего уж точно делать нельзя. Было бы неплохо попытаться найти некоторые критерии, позволяющие ответить на вопросы про хорошо и плохо. Поэтому предпримем некоторые рассуждения. Итак, человек, как биологический вид существует многие тысячелетия. За эти тысячелетия он не только выжил, но и стал "царем природы" - скорее всего потому, что следовал законам Природы. Логично предположить следующее - если питание человека, как биологического вида, сопровождается возникновением определенных проблем, то такие проблемы являются для человека естественными, а значит, существуют природные механизмы, позволяющие эти проблемы решать. Проиллюстрируем это положение двумя простенькими примерами. * Приходилось ли человеку голодать? Конечно да, как, впрочем, и любому Другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех, что Существуют в живой природе в настоящее время. Вывод - голодание для человека Естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно обосновывать Рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков, но природная Целесообразность явно существует. * Вегетарианство. Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки Зрения автора книги, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели ничего Кроме рыбы и мяса - например, эскимосы. Вывод - вегетарианство может быть и Хорошо, но, с точки зрения Природы, оно естественным не является. Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок останется Без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы адаптации
|