Во имя Аллаха всемилостивого, милосердного!
На прошлом заседании мы рассмотрели аят «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией»[31] и решили, что внутреннее сходство (С ЧЕМ?) этого аята также является свидетельством, которое включено при помощи шиитов и суннитов в ниспослание этого аята. Это показывает, что данный аят все же подразумевал провозглашение 'Али. Так как наша дискуссия об аятах Корана проходит в том ключе, где шииты приводят доказательства, то другие два-три аята также являются объектом доказательств ученых-шиитов. Приведем конкретный пример, чтобы было ясно, что такое доказательство. Один из тех аятов - еще один аят из суры «Трапеза», он приведен примерно после шестнадцати аятов этой суры. Вот он: «О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей».[32] Я должен поведать предысторию данного вопроса, чтобы объяснить смысл этого аята. Также предыстория поможет пониманию вопроса, о котором вели речь в предшествующем аяте. ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЕ АЯТОВ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К «АХЛ-И БАЙТ» Вопрос, который на самом деле символичен, заключается в том, что в Коране приводятся аяты, касающиеся близких людей пророка, и особенно аяты, где по крайней мере с нашей, шиитской, точки зрения, имеются особые положения о повелителе правоверных. Его смысл заключается в том, что, несмотря на имеющиеся доказательства по этому вопросу, однако существуют тенденции того, чтобы речь о нем велась косвенно или вообще его не замечать. По этому поводу господин Мухаммед Таги Шариати еще в начале своего рассуждения все очень подробно изложил в книге «Хилафат ва вилаят». Конечно, другие ученые тоже поднимали этот вопрос, но на персидском языке, вполне возможно, он излагается впервые. В чем же заключается символизм вопроса? Вместе со своим ответом я приведу ответ других на этот вопрос, которые говорят, что если господь хотел, чтобы пророк оставил наследство какому-то человеку, то почему его имя не дается детально в Коране? АЯТ «ОЧИЩЕНИЯ» (ТАТХИР) У нас есть аят, называемый «Татхир» (очищение) «Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением».[33] Если мы скажем, что смысл этого аята предельно значим (Господь на такое решился и решается, что с Вас, близкие люди пророка, уничтожает грязь и зло, и бережет вас в невинном и чистом виде. Он хочет «очистить вас очищением», то есть очищает вас своеобразно) - это широкое толкование. Омовение и чистота, про которую Господь говорит, явно не медицинское и не светское омовение. У нас не было в виду, что он уничтожает у вас болезни и выводит микробы из вашего организма. Я не хочу сказать, что не это является целью омовения, но предназначение омовения и чистоты в том, что этот аят излагает в первую очередь считающееся в Коране запретом. Самовосхваление и тому подобные действия в Коране, точнее, все, что считается грехом, как-то воровство, приобретенные грехи, нравственные или осуществляемые грехи, все они считаются грязью и отвратительной вещью в Коране. Вот почему говорят, что смысл этого аята - в очищении непорочности от всякого загрязнения у людей близких к пророку. Предположим, что мы не сунниты и не шииты, а христианские ориенталисты, которые пришли из христианского мира, и мы хотим узнать, что же хочет рассказать книга мусульман. Изначально это предложение мы видим в Коране, затем мы наведем справки по истории, предписаниям и хадисам мусульман и узнаем, что не только то течение, которое зовется шиитами, но и сторонники близких людей пророка, а также те течения, что не являются сторонниками людей близких к пророку, в своих священных книгах излагают положение о ниспослании аята и считают его ниспосланным в честь родственников пророка. Среди таковых 'Али, Захра, имам Хасан, имам Хусейн и сам пророк. В рассказе суннитов говорится, что когда был ниспослан этот аят[34] Умм Салама - одна из жен пророка подошла к пророку и сказала: О, посланник Бога! Считаюсь ли я родственником пророка или нет? Он ответил: «Безусловно, но ты не входишь в состав тех (которые перечислены)». Довожу до вашего сведения, что доказательств этого вопроса не одно и не два, их очень много приводится в рассказах суннитов. Посмотрим аят, который находится внутри другого аята, равно как предыдущие и последующие аяты о женах пророка. Предыдущий аят говорит: «О жены пророка! Вы - не таковы, как какая-нибудь из женщин»[35] Эй жены пророка! Вы отличаетесь от других женщин (конечно, он не хочет сказать, что они имеют привилегии). Если вы совершите нехороший поступок, то ваш грех удвоится, во-первых, за то, что вы совершили грех, во-вторых, за то, что унизили авторитет своего мужа. Ваше доброе дело тоже увеличится вдвое, потому что каждое хорошее ваше деяние будет оплачено. Как говорят, доброе дело является вознаграждением благодеяния, а грех считается возмездием плохих деяний». Это не означает, что их грех отличается от грехов других, а то, что один их грех удвоится, подтверждает другая цитата: Упаси боже! Если родной человек пророка выпьет алкоголь или что-нибудь еще сделает, помимо употребления алкоголя, его грех удвоится: так как он принадлежит к семейству пророка и является потомком пророка, и тем самым он унизил авторитет пророка. Если кто-нибудь увидит, что родственник пророка публично действует против пророка, то в его душе останется своеобразный след, отрицательное мнение о пророке. В этих аятах все местоимения в женском роде: «О жены пророка! Вы не таковы, как какая-нибудь из женщин. Если вы Богобоязненны». Ясно, что те, к кому обращен этот аят, являются женами пророка. После двух-трех аятов встречается и мужское местоимение, вот этот аят: «Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением».[36] Затем опять дважды встречается женское местоимение. Коран ничего не делает не имея оснований. Во-первых, здесь упомянуты слова «близкие люди к пророку», а прежде это были «жены пророка». Во-вторых, мужское местоимение поменялось на женское, и это не без причины, очевидно, имеется что-то другое по смыслу, кроме того, что было сказано в прежних аятах. Предыдущие и последующие аяты после него - все говорят про обязанности, боязнь, упование, угрозы и поступки жен пророка. «Пребывайте в своих домах и не украшайтесь украшением первого неведения». (Коран, 33:33). Повеления, угроза - это все является предписанием, что если сделаете хорошее дело - произойдет одно, а если плохое - другое. Этот аят (то есть аят омовения), который превыше, чем похвала, хочет рассказать об их очищении от грехов и прегрешений. Смысл этого аята таков же как смысл предыдущих и последующих аятов. Здесь тот, к кому обращаются, является «ахл ал-байт», а там это была «жены пророка». Здесь женское местоимение, а там мужское. Но этот аят разными оттенками смысла отличается от предыдущих и последующих аятов. Середина аята такова, будто в середине своего разговора он переходит на другую тему, а затем вновь продолжает. Вот поэтому множество раз в рассказах шиитских имамов подчеркивалось, что аяты Корана могут содержать в начале одну тему, в середине другую и в конце третью. Поэтому комментарии к Корану имеют такое большое значение. СИМВОЛИКА ЭТОГО ВОПРОСА Существует символика, которой мы пользуемся на основе аятов Корана, а также рассказов наших святых людей. Ответ на этот вопрос заключается в том, что среди всех исламских предписаний не было ни одного подобного вопросу династии пророка и имамата повелителя правоверных, а также особому положению династии пророка, что имела все шансы для его исполнения в духе фанатических аргументов, существующих в глубине психологии народа Аравии. Видно, что у пророка было недостаточно готовности говорить о предписании относительно повелителя правоверных. Пророк всегда опасался и тревожился того, что притворщики скажут: «Посмотрите! Он создает благоприятную почву для своей семьи». Популярная терминология, даже несмотря на то, что образ жизни пророка, традиции и поведение пророка были очень просты и, конечно, предписания ислама требовали этого. Он избегал создания привилегий и разницы между собой и другими, и это стало причиной успехов пророка. Это сообщение (то есть сообщение, что 'Али является моим заместителем) явилось предписанием и волей господа, но пророк знал, что если скажет об этом, то некоторые слабоверные, которые всегда существуют, скажут: «Посмотрите! Он строит для себя привилегии». В аяте «Сегодня Я завершил для вас вашу религию» мы видим, что раньше было так: аят «Сегодня отчаялись те, которые не веровали, в вашей религии; не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией» (Коран, 5:4-5) говорит: теперь у неверных нет надежды на эту религию, иными словами, у них нет даже мысли, что на том пути, где они боролись против ислама, они могут победить эту религию. И они поняли, что больше ничего не достигнут. «Не бойтесь же их» - больше не тревожьтесь из-за неверных, «Но меня бойтесь». Когда говорю: «бойтесь меня», я имею в виду, если вы испортитесь в душе, то согласно моего закона, каждое племя по вине своего разврата изменится, и тогда я также лишу их своей милости (Я лишу вас благ ислама). Здесь фраза «бойтесь меня» - аллегория, где имеется в виду «бойтесь себя, своих грехов». Когда говорится «бойтесь меня», это значит «бойтесь себя», то есть, страх - это внутреннее явление, а не внешнее. Этот аят из суры «Трапеза» (а сура «Трапеза» - последняя сура, ниспосланная пророку). Эта сура ниспослана в последние месяцы жизни пророка, когда ислам уже распростер владычество и расширил свою мощь и могущество. В аяте, о котором я сообщил до того, говорится, что страх исходит изнутри человека, но с внешней стороны его нет. Говорилось: «О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передаешь Его послание. Аллах защитит тебя от людей». В Коране, кроме этого аята, нет никакого другого, который побудил бы пророка (осуществлять деяния). Например, когда вы хотите побудить кого-либо совершить определенную работу, а он то делает шаг вперед, то назад, потому что боится. В этом аяте пророка побуждают просвещать; с одной стороны (аят) угрожает, с другой - поощряет его, то есть, утешает. Он также угрожает и говорит: если не будешь просвещать, тогда вся твоя миссия бесполезна, и одновременно утешает и говорит: не бойся! Бог сохранит тебя от этих людей: «Аллах защитит тебя от людей». В этом аяте говорится: «Сегодня отчаялись те, которые не веровали, в вашей религии; Не бойтесь же их». Больше не бойтесь неверных! Несомненно, пророк в первую очередь не должен бояться неверных, но этот аят указывает: «О, посланник!» Видно, что пророк тревожится. Значит, эта тревога имеет место внутри мусульманина. Меня не интересует тот вопрос, были ли те мусульмане (которые не признавали истину о наместничестве ' Али) скрытыми неверными или нет, в конце концов, они не были готовы к этому, как не были готовы принять его. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Между прочим, исторические процессы тоже говорят об этом, к примеру, социология таким образом демонстрирует нам мусульман. Вследствие этого Омар говорит: «Мы не выбрали 'Али халифом, ради ислама мы проявили предусмотрительность, не подчинялись, не признавали». Или в другом месте, где он разговаривал с Ибн Аббасом и сказал: «Племя Курайш не посчитало правильным то, что имам был из той семьи, из которой вышел пророк». То есть он сказал, что пророчество появилось в семье Бани Хашим. Разумеется, это было привилегией для семьи Бани Хашим. Племя Курайш полагало, что если халиф тоже будет из этой семьи, тогда все привилегии будут касаться только семьи Бани Хашим. Вот поэтому Курайш испытывало антипатию к этой теме. Ибн Аббас тоже предложил ему мудрые ответы, прочитав аяты из Корана на эту тему. По этому поводу в обществе мусульман сложилась ситуация, которая истолковывалась и разъяснялась по-разному и на разных языках. Коран об этом говорит одно, а Омар о той же самой ситуации - совершенно другое. Или, например, сообщалось, что ' Али в боях ради ислама убил многих арабов, а арабы народ мстительный и злопамятный. И, несмотря на то, что они потом стали мусульманами, чувство мести к 'Али у них сохранилось. Из-за этого 'Али не подходит для халифата. Многие из суннитов тоже пытаются выдумывать всякие отговорки; как-то они говорят: верно, что превосходство, пост и преимущество 'Али были явными, но есть и другая сторона вопроса, поскольку у 'Али было много врагов. Относительно этого во времена пророка возникла одна проблема - беспокойство в отношении неповиновения. Коран приводит свои аяты с доказательствами и приметами, чтобы каждый бескорыстный и беспристрастный человек понял это, но те, которые не хотят понять и не хотят повиноваться, толкуют их иначе: они противятся Корану и исламу. Как будто он хочет сказать: которые каким-то образом не повинуются, впоследствии их неповиновение может обрести такую форму, что может произойти отлучение от Корана в полной мере. Хотя бы этот человек замаскировался, создал занавес для своего деяния! То, что мы видим здесь аят очищение, ставит его среди тех аятов, но каждый разумный и благоразумный человек поймет, что это нечто иное. Этот аят: «Сегодня Я завершил...» таким же образом ставит и аят: «О, посланник! Передай, что низведано тебе от твоего Господа», а также аят «Ваш покровитель - только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются» (Коран 5:55). Другие аяты на эту тему таковы, что они дают что-то для пробуждения разума и ума человека, чтобы человек понял, что здесь что-то есть, и также этот вопрос обретает доказательства в постоянном повторении этих слов и отрывков. Как-то аят: «Ваш покровитель - только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются». Этому есть интересное толкование: но повелителем ваших дел и деяний является сам Бог и пророк. То есть, тех, которые совершают молитву, и, находясь в поклоне, дают закят. Давать закят в позе руку (наклона) - это не всеобщая обязанность, чтобы ее истолковать как общий принцип, наоборот, это воспринимается как символ определенного события. Также не получило объяснения, что неповиновение другу и врагу считается неповиновением Корану, и таким образом понимается так, что каждый бескорыстный и беспристрастный человек поймет, что здесь что-то есть. Иными словами, здесь дается знак, намек на какой-то вопрос. «Те, которые дают очищение, и они преклоняются» в позе руку дают закят». Это не обычное дело, это исключительное событие, которое происходит внезапно. Что это за событие? Мы видим, что все, независимо от того, шииты они или сунниты, говорят, что этот аят касается 'Али бин Абу Талиба. СЛОВО МИСТИКОВ Есть другие аяты, которые разъясняют глубокую мысль этой темы. Мистики с давних времен говорили о том же. Эта мысль, непременно, присутствует в шиизме и мистики отлично разъяснили эту тему. Считается, что вопрос имамата и вилаята - это душа шариата. То есть тот, кто доходит до этого вопроса, должен уже преодолеть поверхностные слои и понять корни этого вопроса. Конечно, в основе своей вопрос имамата и вилаята в исламе имеет немалое значение, люди понимали его глубоко, докапываясь до сути и призывая других понять этот вопрос. Однако сейчас кто-то постигает его смысл, а кто-то - нет. Сейчас мы поговорим о некоторых других аятах. Мы хотим познакомиться с доказательствами, которые приводят шииты, и понять их логику. Имамат в шиизме - это понятие похожее на пророчество. В Коране есть один интересный аят, который является частью этой же логической цепочки. Естественно, этот аят не про личность повелителя правоверных, но про сам имамат в том его значении, в каком я говорил, и что я сейчас повторю. Мы уже сказали, что среди теологов этот вопрос с незапамятных времен толковался таким образом (и это явилось ошибкой): каковы условия имамата? Они этот вопрос представили так, что имамат признаем и мы, и сунниты, но у нас разные взгляды в отношении его условий: мы говорим, что условие имама - его безгрешность, а они говорят, что это не так. Таким образом, получается так, что в тот имамат, в который верят шииты, сунниты не верят вовсе. Тот, в который верят сунниты - это земная сфера имамата, что является одним из его достоинств и атрибутов. Точно так же, как в пророчестве, одно из достоинств пророка - то, что он является правителем мусульман, но пророчество нельзя сравнивать с правлением. Пророчество - это истина, которая имеет тысячу вопросов. Одно из достоинств, свойств и атрибутов пророка - это то, что когда есть пророк, у мусульман нет другого правителя; пророк - правитель мусульман. Сунниты говорят, что имамат - это правление, и имам, то есть, правитель мусульман, является человеком, который избирается среди мусульман для правления. Они не вышли за рамки правления. Но имамат в шиизме - это как последовательность пророчества и даже выше некоторых степеней пророчества, отсюда, главные пророки - это те люди, которые являются имамами. Многие из пророков не были имамами. Главные пророки (Улу-л-'азм) в конце концов достигли имамата. Цель в том, чтобы мы признали следующую истину - когда есть пророк, никто не обсуждает, кто будет правителем, и точно также, когда есть имам, никто не обсуждает, кто будет правителем. Но когда его нет (либо вообще нет, либо он не избран и не выдвинут как в наше время), тогда начинается спор, кто будет правителем. Мы не должны смешивать вопрос имамата с вопросом правления, но сейчас поговорим о том, что сунниты и что мы говорим про имамат. В шиизме имамат - это явления и понятия равные пророчеству и даже равны высшим степеням пророчества. Мы, шииты, признаем имамат, но они не признают, точнее не то, что не признают - у них другие условия по имамату. ИМАМАТ В ПОТОМСТВЕ ИБРАХИМА Аят, который я сейчас хочу прочитать, о понятии имамата в том смысле, в котором говорят шииты. Шииты говорят, что пользуются этим аятом, потому что в нем есть одна истина, которая называется имамат, что существует не только после пророка ислама, но с тех времен, когда пророки начали появляться, и эта истина будет существовать до судного дня. Этот аят приведен в суре Бакара: «И вот Господь испытал Ибрахима словесами и потом завершил их. Он сказал: «Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом».[37] И когда Бог испытал Ибрахима своими приказами, он завершил (осуществил) эти приказы в совершенстве. ИБРАХИМ В ИСПЫТАНИЯХ - ПРИКАЗ ПЕРЕЕХАТЬ В ХИЖАЗ Сам Коран об испытаниях, посланных Ибрахиму, рассказывает много историй, начиная с его противостояния Намруду и его людям (когда он приготовился идти в огонь, и его кинули в костер), до других историй, случившихся с ним. Одним из испытаний, ниспосланных ему, был странный приказ, который, если бы он был послан другому человеку, даже имеющему бесспорное послушание и беспрекословное выполнение указаний Бога, и то для него было бы невозможно его выполнить. У старика, у которого нет детей, старая жена Хаджар рожает, когда ей исполнилось 70-80 лет. Ему было ниспослано приказание переехать из Шама (Сирии) в Хиджаз и оставить там своего сына и жену, в том месте, где сейчас расположен Масжид ал Харам (мечеть в Мекке), и чтобы он сам уехал оттуда. Из-за того, что это приказ божий (он это чувствовал, потому что было ниспослано откровение), он говорит: «Я подчиняюсь твоему приказу», и эти его слова не соответствуют никакой логике, кроме абсолютной покорности. «Господи! Я поселил из моего потомства в долине не имеющей злаков, у Твоего дома священного. Господи наш! Пусть они выстаивают молитву».[38] Конечно, он посредством божественного откровения знает, что случится в конечном итоге, но он хорошо выдержал этот экзамен. ПРИКАЗ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ СЫНА Из всех приведенных фрагментов существует особая тема - о жертвоприношении сына. Ему сказали: «Ты должен своими руками зарезать сына, отрезать ему голову в Мине, в том месте, в котором мы приносим в жертву барана в память великого повиновения, образец которого показал Ибрахим» (из-за того, что это Бог приказал, мы просто делаем, и не надо спрашивать почему). После двух или трех откровений, ниспосланных в снах, он убеждается, что это действительно ниспослание божественного откровения, и потом рассказывает о божественном приказе сыну. Сын тоже без каких-то вопросов говорит: «Отец мой, делай что тебе приказано». «Ты найдешь меня если пожелает Аллах, терпеливым».[39] Коран демонстрирует поразительную картину: «И когда они оба предались Аллаху». Когда мы увидели, как эти двое проявили покорность, то есть в ответ на приказ показали покорность, и тогда «И тот поверг его на лоб», положил его на лоб (то есть, когда подошел последний этап, то Ибрахим не сомневался, что он должен отрезать голову сына, и Исмаил тоже не сомневался, что его голова будет отрезана; отец был в совершенном спокойствии и сын был в совершенном спокойствии). «И воззвали Мы к нему: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение».[40] Мы закричали и дали послание (откровение): «Ибрахим! Ты сон довел до истины, ты выполнил». То есть, нашей целью не было отрезать голову твоему сыну, мы не хотели, чтобы голова была отрезана. Ты не сказал не надо делать этого, но «ты сделал все, то что мы хотели». Это не было отрезанием головы Исмаила, наоборот, «проявление ислама и вашей покорности отца и сына осуществилось». Как пишется в Коране, Бог Ибрахиму дал сына в старости. Там же написано, что когда пришли ангелы и сказали: Бог тебе даст сына, его жена сказала: «Неужели я рожу, когда я старуха! И этот муж мой - старик». (Был один человек, Шейх Мехди из Мазандарана, он шутил и говорил: она особенно указывала на «Этот муж мой - старик») «Разве ты удивляешься повелению Аллаха!? Милость и благословение Его над вами, обыватели дома».[41] Ангелы сказали: нет. Да будет милость Бога и его благословение вам, близкие люди пророка». Таким образом, Бог дал Ибрахиму сына в старости. Значит, когда он был молодым, у него не было детей. Когда у Ибрахима родился сын, он уже был пророком, и про него в Коране приведено много аятов. Эти аяты показывают, что Ибрахим после многих лет, которые он провел в качестве пророка, в последней части своей жизни, когда ему было 70 или 80 лет, Бог дал ему сына и он прожил еще 10-20 лет после этого события. То есть, Исхак и Исмаил повзрослели, и до этого момента Ибрахим был жив. Исмаил настолько повзрослел, что с помощью Ибрахима начал строить Каабу. В аяте «И вот, Господь испытал Ибрахима словесами и потом завершил их. Он сказал: Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом. Он сказал: «И из моего потомства?» Он сказал: «Не объемлет завет Мой неправедных».[42] Считается, что Бог испытал Ибрахима и он прошел эти испытания в совершенстве. Потом Бог ему сказал: «Я сделаю тебя имамом». Ибрахим спросил: «Мое потомство тоже?» И получил ответ: «Это не будет касаться деспотов». Какую эпоху затрагивает этот аят? Касается ли он начала жизни Ибрахима? Несомненно, это не касается эпохи до пророчества, потому что после этого было ниспослано откровение. Он относится к эпохе пророчества. Не касается ли это последних лет пророчества? Нет, это касается последних лет пророчества, и у этого есть две причины. Первая, как говорится в аяте, что это произошло после испытаний. Все испытания, ниспосланные Ибрахиму, были во время пророчества, и самые важные из них оказались в конце жизни Ибрахима. Вторая, в том же аяте, говорится о потомстве Ибрахима. Он сказал: «Из моего потомства» и из этих слов можно понять, что у него были дети. Этот аят говорит пророку Ибрахиму в конце его жизни: «Мы хотим дать тебе достоинство (сан, положение) и определенную должность: «Я сделаю тебя для людей имамом». Видно, что Ибрахим был пророком, посланником, он прошел эти этапы, но был еще один этап, до которого он еще не дошел, и в то время тоже. Только после окончания всех испытаний (дошел). Разве это не показывает, что в логике Корана есть одна истина, которая называется имаматом? А что значит имамат? ИМАМАТ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ПОСЛАННОЕ БОГОМ Имамат - это человек, достигший такого предела совершенства, что сам становится совершенным, и этот совершенный человек может стать вождем других людей. Ибрахим в тот же момент спрашивает о своем потомстве: «О Боже, что будет с моим потомством? Что будет с моими потомками?» Ему отвечают: «Не объемлет завет Мой несправедливых». Здесь имамат признается как обязательство божье. Это говорят шииты, и мы также говорим, что имамат - от Бога, и Коран тоже говорит: «завет Мой», то есть, это мое обязательство (слов в скобках нет в книге, другими словами, это обязательство даю тебе я), а не людей. Вот когда мы будем знать, что имамат - это не означает править, тогда не будем удивляться, но станем говорить, что имамат от Бога. А правление от Бога или от народа? Правление, о котором мы говорим, отличается от имамата. Имамат - Мое обязательство, и Мое обязательство не достигнет до твоих потомков-деспотов. Бог не сказал в общем смысле «нет», и не сказал в общем смысле «да». Он так разделил и отделил деспотов, что, тем самым, те, которые не являются деспотами, остаются в стороне, и этот аят показывает, что в потомстве Ибрахима имамат есть. ДРУГОЙ АЯТ Другой аят на эту тему «И сделал это словом, пребывающим в потомстве его»[43] - тоже об Ибрахиме. В аяте говорится, что Бог эту вещь (то есть, имамат) в качестве истины оставил среди потомков Ибрахима. Что имеется в виду под словом деспот (тиран)? Мы сталкиваемся с термином «деспот» НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ? Имамы (Да будет с ними мир!) всегда приводили в качестве доказательства этот аят про деспотов. Что значит слово деспот? С точки зрения Корана каждый, кто совершает жестокость в отношении себя и других, является деспотом. Обычно того, кто посягает на права других людей, и того, кто жесток к другим, называют деспотом, но по Корану деспот - тот, кто жестоко обращается с другими или с собой. Тот, кто совершает жестокость в отношении других, в отношении себя тоже совершает жестокость. В Коране есть много аятов о жестоком обращении в отношении себя самого, и о тех, кто совершает жестокость. Мыслитель Табатабаи говорил по вопросу Ибрахима о своем потомстве со слов одного из своих учителей, что этот вопрос объясняется с позиции «быть хорошим и плохим». Представим, что жили такие люди, которые с начала до конца своей жизни были деспотами. Еще предположим, жили люди, которые в начале жизни были деспотами, а в конце жизни стали хорошими. Кроме того, были и такие люди, которые в начале жизни оказались хорошими, но потом стали плохими. И, наконец, были такие люди, которые никогда не были деспотами. Считается, что с таким великим положением это невозможно, тем более, он сам осознавал, что это значит, когда после пророчества ему говорят: мы тебе дадим такой чин, чтобы Ибрахим просил имамат для своих детей, которые с начала и до конца жизни были жестокими (деспотами) и плохими. Также невозможно, чтобы Ибрахим просил для своих детей, которые в начале жизни были хорошими, но когда им хотели дать этот чин, они оказались плохими. И если даже Ибрахим просил, он просил только для своих хороших детей. Хорошие делятся на две группы: хорошие, которые с начала и до конца своей жизни были хорошими, и хорошие, которые вначале были плохими, но потом стали хорошими. Когда выяснилось, что именно Ибрахим просил для этих двух групп, тогда это затронуло тех, которые, несмотря на то, что сегодня не являются деспотами и жестокими, но имеют плохое, черное прошлое. (Но мы видим) Коран говорит: «не объемлет завет Мой неправедных». Для тех, кто в прошлом были деспотами - нет. Мое обязательство не для деспотов. Несомненно, тот, кто, фактически, не является деспотом, или всегда был деспотом, или раньше не был деспотом, а на самом деле является деспотом, для них не просят. Поэтому Коран отрицает, что имамат будет касаться тех, у кого плохое прошлое. Шииты приводят в качестве доказательства тот аргумент, что это невозможно, чтобы имамат давался (касался) тем, которые в какой-то период своей жизни были язычниками.
|