Да благословит Аллах Мухаммада и род его!
ВОПРОС И ОТВЕТ Вопрос:Вывод, который я сделал на основании полученного мной в конце прошлого заседания и где-то в начале этого заседания, заключается в том, что в моем образе мыслей появилось разграничение правительства и имамата. В таком порядке, как подчеркнул господин Мотаххари, имамат имеет некоторые обязанности, и один из элементов его обязанностей - это элементы обязанностей правительства. Я не знаю, какие элементы в нем присутствуют помимо обязанностей правительства, какие его проблемы не решаются путем правительства или правления и их не объясняет процесс правления. Все, что мы до сих пор изучили в исламе, - это то, что нет границы между земной жизнью и нашим загробным миром или между мирскими деяниями и загробной жизнью. То, что описывается в качестве загробных деяний, служит гарантиями для определенных поступков в мирских деяниях и для вмешательства в земном мире; и наши мирские деяния служат для улучшения и процветания социальной жизни, и укрепляет социальную направленность власти в обществе. В Коране мы также видим, что всевышний самую лучшую награду дает тому, кто доказывает свою искренность своими религиозными делами, передавая власть и жизнь наземного мира в руки правосудия. Самое высокое значение в исламе придается священной войне. В жизни мы видим имамов, которые все свои указания и свой образ жизни разъясняют тем, что они стремились получить права и право власти в свои руки. Они открыто боролись, будучи в тюрьмах, или тайно руководили экстремистскими группировками. Вот почему я не могу объяснить другие аспекты имамата, кроме желания власти, потому что их намерениями получить власть объясняются все деяния имамата. Ответ:Довожу до вашего сведения, что вы сами затронули вопрос про разграничение и границы. Я вообще не употреблял слова «граница» и не считаю правильным употреблять его. Я скажу, что уровень имамата у шиитов выше, чем уровень власти, и власть - это только один элемент сферы деяний и обязанностей имамата. И это положение считается положением изложения и разъяснения ислама, обращением в религиозные нормы, в сферы добродетельности и нравственности. Мы говорим, что одним из положений пророка была власть. Это не было ограниченно от остального. Однако подобное являлось одним из аспектов положения, которое пророк имел среди людей, называвшихся властью, но это не было той властью, которую ему дал народ, но властью, данную Богом на том основании, что он был из рода человеческого (другими словами, пророком), потому что он имел истинную религию, имел духовное единение с сокровенным миром, а также имел власть среди народа. Я не хотел бы делать упор на границе между земным и загробным миром, и не разделяю имама и хокима. Я не говорю, что имам имеет отношение к загробной жизни людей, а хоким - к их земной жизни. Если бы я так говорил, вы бы могли меня упрекнуть. Мы говорим, что среди шиитов обсуждается другой вопрос, и если мы докажем эту проблему, то власть сама по себе укрепится. Мы, последователи, считаемся последователями пророка, и, несмотря, на существование такого определения, слово «власть» не должно более подлежать обсуждению. Как и не подлежит обсуждению слово «власть» наряду с пророками. На уровне, на котором шииты знакомятся с исламом, не различая духовных глав мусульман, слово «власть» также не подлежит обсуждению в том смысле, в каком оно сегодня существует. Предположим, что в мире не существует имамата, или, допустим, что в наше время имам исчезнет. Тогда в случае присутствия имама на том уровне, на котором происходят дискуссии шиитов, задавать вопрос о власти само по себе запланировано и решено. Вопрос:Считают ли сунниты предание про провозглашение 'Али (Гадир-и Хум) мутаватиром, либо они имеют в виду то предание, о котором вы сообщили: «Пророк сказал: Поздоровайтесь с 'Али, он ваш правитель»? Ответ:Эта часть из предания Гадир-и Хум: «Каждый, кто считает меня своим повелителем и наставником, должен считать Али своим повелителем и наставником». Возможно, что даже сунниты не смогут отрицать, что оно является мутаватиром. Видимо, Мулла ' Али Кушчи считает, что эта часть также не является мутаватиром. Этот отрывок настолько часто повторялся, о нем было столько рассказано,[23] что даже сунниты не смогут отрицать его достоверности. Существует достаточно таких, которые рассказывали первую часть его, что включает в себя фразу: «Разве я не ближе к вам, чем вы сами?» Шииты также считают этот отрывок мутаватиром. Но что касается предания: «Приветствуйте Али под именем Повелителя правоверных», сунниты категорически отрицают, что оно является мутаватиром. Они говорят, что у этого предания лишь один пересказчик. С нашей точки зрения, это, несомненно, так. Кроме того, суннитские богословы не имеют единогласия в том вопросе, что «Все говорят, что это предание является мутаватиром, или все говорят, что оно является преданием, пересказчиком которого является один человек». Некоторые говорят, что эта весть периодически повторялась, а другие, что она единственная. Но смысл не в том, что шииты говорят, что, может быть, пророк приказал: «Каждый, кто любит меня, пусть полюбит 'Али!» Мы спрашиваем, что за слова, что пророк произнес в Гадир-хуме, собрав народ и сказав: каждый кто любит меня, пусть полюбит и ' Али! Какие свойства заключены в них? Любите только 'Али! Особенно с учетом следующей фразы: «Разве я не ближе к вам, чем вы сами?», а также, обратив внимание на слова ' Али, что нигде ранее о нем не говорили как о друге. Вопрос:Этот аят «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией» (Коран, 5:5) был ли ниспослан после события провозглашения ' Али? Ответ:Нет, во время провозглашения 'Али он уже был ниспослан.
Глава четвертое АЯТ «АЛ-ЙАУМ» (СЕГОДНЯ) И ВОПРОС ИМАМАТА
|