Тегеран 2007Переводчик и ответственный редактор: С. Сулаймонов Имамат и руководство / Отв. ред., пер. С. Сулаймонов – Тегеран: Международное издательство «ал-Хода», 2007. - 128 с.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ. 5 ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ, НАПИСАННОГО МЫСЛИТЕЛЕМ-МУЧЕНИКОМ МОТАХХАРИ.. 6 А: Введение книги «Наместничество и святость» («Хилафат ва вилаят») - с упущением вопросов, соответствующих этой книге. 6 Б: Избранное из воспоминаний Имамат и диалектическая логика. 10 ИМАМАТ - СОХРАНЕНИЕ РЕЛИГИИ.. 10 ИМАМАТ - РУКОВОДСТВО.. 11 РУКОВОДСТВО НЕПОРОЧНЫХ ИМАМОВ (ДА БУДЕТ НАД НИМИ МИР!) - ПРЕДАНИЕ «САКАЛАЙН». 12 ИМАМАТ - ПРЕДАНИЕ «САКАЛАЙН». 14 Глава первая. 17 ИМАМАТ. 17 ПЕРВАЯ ГЛАВА ЗНАЧЕНИЕ И СТЕПЕНИ ИМАМАТА.. 17 ПОНЯТИЕ ИМАМА.. 17 САНЫ ВЕЛИКОГО ПОСЛАННИКА.. 18 ИМАМАТ В ЗНАЧЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕСТВА.. 19 ИМАМАТ В ЗНАЧЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ПОЧТЕНИЯ.. 19 ИМАМАТ В ЗНАЧЕНИИ НАМЕСТНИКА.. 21 ПРЕДАНИЕ ОБ ИМАМАТЕ. 22 ИМАМАТ В КОРАНЕ. 23 Глава вторая. 25 ИМАМАТ И ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИИ ПОСЛЕ ПРОРОКА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) 25 НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.. 25 ПРАВЛЕНИЕ - ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ИМАМАТА.. 26 ИМАМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕЕМНИКОМ ПРОРОКА В ИЗЛОЖЕНИИ РЕЛИГИИ.. 27 ХАДИС САКАЛАЙН И ВОПРОС НЕПОРОЧНОСТИ ИМАМОВ (Да будет мир над ними!) 27 ЗАПРЕТ ФИКСИРОВАНИЯ ХАДИСОВ.. 29 ОБРАЩЕНИЕ К АНАЛОГИИ (КИЙАС) 29 АНАЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШИИТОВ.. 30 ПРИ НАЛИЧИИ НЕПОРОЧНОГО ИМАМА НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫБОРА.. 30 ВОПРОС ДУХОВНОГО ЛИДЕРСТВА.. 31 ЗНАЧЕНИЕ ХАДИСА САКАЛАЙН.. 31 ХАДИС-И ГАДИР. 32 Глава третье. 33 ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА ИМАМАТ. 33 ОПИСАНИЕ ИМАМАТА.. 34 РАЦИОНАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ШИИТОВ ПО ВОПРОСУ ИМАМАТА.. 34 ИМАМ В ЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ.. 35 ВОПРОС НЕПОРОЧНОСТИ.. 35 ВОПРОС БОЖЕСТВЕННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ.. 36 РАССМОТРЕНИЕ ЯСНЫХ УКАЗАНИЙ ВЕЛИКОГО ПРОРОКА, КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА ИМАМАТ 'АЛИ.. 37 ИСТОРИЯ «ЙАУМ АЛ-ИНЗАР» (ДЕНЬ УВЕЩЕНИЯ) (УВЕЩЕВАНИЯ?) 38 РАССКАЗ О ВСТРЕЧЕ ГЛАВЫ ПЛЕМЕНИ С ВЕЛИКИМ ПРОРОКОМ.. 38 ХАДИС ГАДИР И ЕГО НЕПРЕРЫВНОСТЬ. 39 ПРЕДАНИЕ МАНЗЕЛАТ (ПОЛОЖЕНИЕ, СОСТОЯНИЕ) 39 ВОПРОС И ОТВЕТ. 40 Глава четвертое. 43 АЯТ «АЛ-ЙАУМ» (СЕГОДНЯ) И ВОПРОС ИМАМАТА.. 43 РАССМОТРЕНИЕ АЯТА «СЕГОДНЯ ОТЧАЯЛИСЬ...». 43 КАКОЙ ДЕНЬ ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО «АЛ-ЙАУМ». 45 РАЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПО ПОВОДУ ТЕРМИНА «АЛ-ЙАУМ». 45 ВОПРОС И ОТВЕТ. 51 Глава пятое. 56 ИМАМАТ В КОРАНЕ. 56 ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЕ АЯТОВ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К «АХЛ-И БАЙТ». 56 АЯТ «ОЧИЩЕНИЯ» (ТАТХИР) 56 СИМВОЛИКА ЭТОГО ВОПРОСА.. 58 ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.. 59 СЛОВО МИСТИКОВ.. 59 ИМАМАТ В ПОТОМСТВЕ ИБРАХИМА.. 60 ИБРАХИМ В ИСПЫТАНИЯХ - ПРИКАЗ ПЕРЕЕХАТЬ В ХИЖАЗ. 60 ПРИКАЗ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ СЫНА.. 61 ИМАМАТ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ПОСЛАННОЕ БОГОМ.. 62 ДРУГОЙ АЯТ. 62 ВОПРОС И ОТВЕТ. 63 Глава шестое. 68 ИМАМАТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ.. 68 ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК В КОРАНЕ. 68 ПРЕДАНИЕ ОТ ИМАМА САДЫКА.. 70 ЗЕЙД БИН 'АЛИ И ВОПРОС ИМАМАТА.. 70 ДВА ДРУГИХ ПРЕДАНИЯ ОБ ИМАМЕ САДЫКЕ. 71 ПРЕДАНИЕ О ЕГО СВЕТЛОСТИ РИЗА.. 72 ВОПРОС И ОТВЕТ. 74
ПРЕДИСЛОВИЕ «Имамат и руководство» («Имамат ва рахбари») является сборником, состоящим из шести докладов мыслителя-мученика профессора Мортаза Мотаххари об «имамате»[1], с которыми он выступил на Исламском конгрессе врачей, проходившем зимой 1349 с.х. (1970-1971 гг.). Вместе с тем в предисловии книги «Наместничество и святость» («Хилафат ва вилаят»), выпущенной в 1349 с.х. (1970-1971 гг.) издательством «Хусайнийа-и иршад», даются заметки мыслителя-мученика Мотаххари в ответ на критику, которая может возникнуть в мыслях относительно проблемы имамата и наместничества. Поэтому мы посчитали уместным привести эти заметки в начале книги в качестве введения вместе с частью его примечаний касательно вопроса имамата. Как отмечает учитель, во время своих дискуссий, к сожалению, его записки касательно и мамата частично потеряны. Как явствует из предисловия к сборнику об исламском мировоззрении, мыслитель-мученик хотел написать книгу под названием «Имамат и руководство» по образцу остальных книг по данному направлению, но, к сожалению, лицемеры не предоставили подобной возможности такому великому и бесценному мыслителю, и по выражению нашего великого имама, «лишили всех нас его бесценных научных плодов». Нет сомнения, что если бы мыслитель-мученик был жив, он бы обязательно написал книгу более совершенную и захватывающую, чем данная книга, и как вытекает из его имеющихся заметок, рассмотрел бы новые проблемы для анализа и исследования и открыл бы новые горизонты в этой области. Но все же эту книгу, как и другие произведения этого мудрого исламского ученого, охватывают совершенно новые идеи, имеющие красноречивое изложение и богатое содержание. С целью совершенствования этого сборника, «Введение в исламское мировоззрение» можно считать его шестым томом. Необходимо упомянуть, что доклады данной книги, как правило, были прочитаны с двухнедельным интервалом между заседаниями, а некоторые выступления и мысли повторялись для лучшего понимания. При этом те повторения изложены другим способом, так чтобы они могли помочь читателю легче понять их. Поэтому мы воздержались от пропуска этих повторений. Тем не менее в конце многих докладов есть программа вопросов и ответов, которые мы привели точно в таком же варианте, как они были даны; то есть вопросы участников и ответы учителя приведены в том виде, в каком они были изначально. Также необходимо упомянуть тот момент, что в очень редких случаях для лучшего понимания слова или фразы приводятся редактором в скобках. Обсуждение проблематики имамата продолжилось, в свою очередь, на Исламском конгрессе врачей после шести упомянутых заседаний. Но речь шла не о ее сути, а о тех сомнениях, которые возникают в наших мыслях в отношении жизнеописаний некоторых имамов (Да будет мир с ними!), например, как «Мир имама Хасана (Да будет мир над ним!)», «Вопрос о наместничестве имама Реза (Да будет мир над ним!)», «Причина того, почему не восстал имам Садик (Да будет мир над ним!), в то время как благодатная почва для этого казалось бы была готова». Такие диспуты, наряду с другими проблемами мыслителя-мученика, которые исходят из числа аналогичных вопросов и составляют эту житейскую книгу, посвященную житию непорочных имамов (Да будет мир с ними!). Просим от Всевышнего Господа успеха в служении этому делу.
|