Студопедия — Шри Джива Госвами («Шесть Госвами Вриндавана» Сатьярадж дас).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Шри Джива Госвами («Шесть Госвами Вриндавана» Сатьярадж дас).






Шри Джива Госвами, пришедший в этот мир как племянник Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами, проявил все восхитительные черты маха-пуруши – божественной личности. У него были подобные лепесткам лотоса глаза, прямой нос и высокий лоб, широкая грудь, длинные руки и сияющее золотистое тело.

В детстве он сам смастерил Божества Кришны-Баларамы. Поклоняясь Им, он часто плакал, чем выражал свою чистую преданность. Он предлагал Им одежду, чандану, цветы, украшения и изумительные по вкусу сладости. Он сам принимал немного маха-прасада, а остальное раздавал своим товарищам по играм. С раннего детства Джива выказывал доброту ко всем живым существам – дживам. Он был настолько привязан к Кришне-Балараме, что, засыпая вечером, всегда обнимал свои Божества. Его родители думали, что это всего лишь игра, однако, деревенские жители радовались, видя какую любовь Джива проявляет к Кришне-Балараме. В школе он быстро освоил санскритскую грамматику, поэзию, логику и философию. «Шримад-Бхагаватам» давал жизнь самой его жизни. Кришна-катха наполняла его счастьем. Никто не смел говорить с ним ни о чем-то, кроме Кришны. Он путешествовал с Нитьянандой прабху по Навадвипа-дхаме, изучал санскрит в Бенаресе, а затем жил во Вриндаване. Он смиренно служил Шри Рупе Госвами, омывая его стопы, подготавливая его рукописи и редактируя его книги, после чего получил дикшу.

Как-то Валлабхачарья, пожилой вайшнав, критически высказался по поводу книги Шри Рупы Госвами. Шри Джива, хотя был моложе уважаемого Валлабхи, заговорил резко и непочтительно в защиту своего гуру, Шри Рупа Госвами отругал его и велел покинуть Вриндаван. Поселившись в заброшенной крокодильей норе в Нанда-Гхате, в 45 минутах от бхаджан-кутира Шри Рупы, Шри Джива Госвами непрерывно постился. Он поддерживал своё существование тем небольшим количеством муки, которое ему подавали в виде милостыни, добавляя к ней воду из Ямуны. Увидев столь строгое самоотречение Шри Дживы, Санатана Госвами возвратил его для дальнейшего служения Шри Рупе Госвами. Шрила Прабхупада так комментирует эту лилу «гуру-ученик»: «Шри Рупа Госвами отверг Дживу Госвами, чтобы дать урок нам, сегодняшним преданным. Ему не было нужды учить или наказывать Шри Дживу Госвами – вечного спутника Господа Кришны, уже достигшего освобождения. Рупа Госвами выслал Дживу Госвами из Вриндавана, чтобы научить всех джив тому, о чем он пишет в «Упадешамрите» (НН т.1): вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам... «Во все времена преданный должен контролировать язык, речь и всегда оставаться смиренным – тринад апи суничена».

Шри Джива Госвами после ухода Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами стал гаудия-сампрадая-ачарьей –лидером всех вайшнавов в Навадвипе, Вриндаване и Джаганнатха Пури. Хотя он был неоспоримым лидером, он всегда действовал как смиренный слуга всех джив. Всякий раз, когда вайшнавы из Бенгалии посещали Вриндаван, он с любовью принимал их, готовил для них прасад, размещал их в удобных комнатах и даже водил их на Враджа-мандала парикраму. Превосходный знаток санскрита, Шри Джива Госвами в уме сочинял стихи на санскрите, а затем записывал их, ничего не исправляя. «Записывал» означает, что он гравировал текст металлическим пером на пальмовых листьях. Этот метод письма не позволяет исправлять ошибки, редактировать и переписывать написанное. И, тем не менее, каждый его стих является бесценным драгоценным камнем по совершенству размера, ритма, поэзии и смысла Он является величайшим философом за всю историю Индии. Санскритологи, его современники, называли его величайшим из когда-либо живших ученых.

Среди Госвами Шри Джива Госвами был самым молодым и в то же время самым плодовитым автором. Поразительно, но он написал полмиллиона санскритских стихов (около 25 книг). Его книги доказывают, что философия Шри Чайтаньи содержит самую сущность ведической мудрости и совершенство религии. Наиболее известные из его работ – это «Гопала Чампу», «Сат Сандарбхи» и «Харинама-вйакарана». В «Сандарбхи» твёрдо утверждаются трансцендентные истины «Шримад-Бхагаватам». В этих книгах также утверждается, что Господь Кришна – Верховная Абсолютная Истина (свайам бхагаван), причина всего и источник всех аватар. Любой, кто с верой прочтёт эти книги, станет преданным Кришны. Шри Джива Госвами по просьбе Ачарья-рани Джахнави деви отправил Шриниваса Ачарью, Нароттама даса Тхакура и Шьямананду прабху доставить работы Госвами из Вриндавана в Бенгалию. Они перевели их на бенгали и затем распространяли по всей Бенгалии и Ориссе. Кроме того, они интенсивно проповедовали и дали посвящение сотням учеников. В 1542 году Шри Джива Госвами установил поклонение Шри Шри Радхе-Дамодаре в сева-кундже во Вриндаване. Его самадхи находится во дворе этого храма. В нитья-лиле Шри Джива Госвами является Виласа-манджари.

 

Шри Гопала Бхатта Госвами («Шесть Госвами Вриндавана» Сатьярадж дас)

Шри Гопала Бхатта Госвами (сын Венкаты Бхатты, шри-вайшнава брахмана), явился в Шри Рангаме, Южная Индия. Господь Чайтанья однажды останавливался у него в доме на четыре месяца и всю семью обратил в гаудия-вайшнавов. Бывший в то время мальчиком, Гопала лично служил Господу. Шри Чайтанья относился к нему с любовью, отдавал ему остатки пищи и дал благословение стать ачарьей. За эти четыре месяца между Господом Чайтаньей и Вьенкатой Бхаттой установилась тесная дружба, которую Кришна дас Кавираджа описывает как сакхья-расу. Свободно общаясь, они часто смеялись и подшучивали друг над другом. Однажды в веселом настроении Господь Чайтанья спросил Вьенкату:

- Почему Богиня Удачи Шри Лакшмидеви, которой ты поклоняешься, отказывается от счастья Вайкунтхи и оставляет Своё служение Господу Нараяне? Почему Она отправляется во Вриндаван и совершает суровые аскезы, чтобы обрести там общение с Моим Господом Гопалой, пастушком Враджа?

- Я не могу понять эту тайну, – сказал Вьенката, – но Ты, будучи Самой Верховной Личностью Бога, безусловно сможешь просветить меня.

- Господь Кришна обладает одним уникальным качеством, – сказал Господь Гауранга. – Своей личной супружеской любовью (мадхурьей) Он привлекает сердце каждого. Господь Нараяна имеет шестьдесят трансцендентных качеств, а Шри Кришна – шестьдесят четыре. И все они пропитаны Его уникальным качеством мадхурьи – медовой сладостью. Верховная Личность Бога, Шри Кришна, привлекает ум Лакшмидеви, но Господь Нараяна не может привлечь умы гопи Враджа. Однажды Кришна во Враджа-лиле принял облик Господа Нараяны и появился перед гопи, которые тогда были заняты поисками Кришны. Увидев Господа Нараяну, гопи спросили: «О, Господь Нараяна, Ты не видел, куда пошел Кришна?» Обрести Кришну можно, следуя примеру гопи, любящих Его спонтанно и не осознающих Его божественности. Шрути поклоняются Кришне в экстазе гопи. Следуя по их стопам, они получили тела гопи, чтобы присоединиться к Кришне в танце раса. Лакшми, однако, желает наслаждаться Кришной, сохраняя Свою духовную форму Лакшмидеви. Не следуя по стопам гопи, никто не может достичь Кришны.

Получив инициацию у Шри Прабодхананды Сарасвати, своего дяди, Гопала Бхатта пришёл во Вриндаван и стал дорогим другом Шри Рупы и Санатаны Госвами. В течение сорока пяти лет он совершал свой бхаджан во Вриндаване, в основном у Радха-кунды. Совершая паломничество, он обрёл двенадцать шалаграма-шил. Позднее, Дамодара-шила проявила Себя как Божество Радха-Раман. С 1542 года Радхе-Раманаджи поклоняются с чистой преданностью, тщательно следуя ритуалам шастр. В этом же храме до сих пор можно увидеть скамеечку, которой пользовался Господь Чайтанья, и шалаграма-шилу. Всё это Гопал Бхатта Госвами получил в подарок от Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья дал Гопала Бхатте наставление написать книгу, которая остановила бы распространение псевдо-любовных рас и пренебрежение к ваидхи-бхакти. В сотрудничестве со Шри Санатаной Госвами он составил «Хари-бхакти-виласу», авторитетную книгу, объясняющую ритуалы и практику преданного служения сампрадайи гаудия-вайшнавов. Он также написал «Сат-крийа-дипику» и краткое изложение «Сат Сандарбх» Шри Дживы Госвами.

Он вечно служит Шримати Радхарани как одна из Её ашта-манджари – Гуна-манджари. Шри Гопала Бхатта Госвами инициировал Гопинатху (Пуджари Госвами), пожизненного брахмачари, который всю свою жизнь служил Радхе-Раманаджи. Гопала Бхатта инициировал Шриниваса Ачарью и многих других непререкаемых в своей стойкости вайшнавов.

 

Шринивас Ачарья («Жизнь вайшнавских святых» Сатьярадж дас М. «Ямуна-Пресс», 1996 г.)

После того, как Чайтанья дас и его беременная жена побывали в Катве на церемонии принятия санньясы Господом Гаурангой, следующий раз они посетили Господа Чайтанью в Джаганнатха Пури. «Скоро у твоей жены родится сын по имени Шринивас, – сказал Господь – и он будет успешно заниматься распространением всех бхакти-шастр Рупы и Санатаны. После того, как его отец покинул этот мир, Шринивас побывал в Катве, Навадвипе и Джаганнатха Пури, где навестил оставшихся там спутников Господа Гауранги. Они благословили Шриниваса и дали ему драгоценные наставления для духовного продвижения. Видя, как он поглощён Гаура-премой, они поняли, что Шринивас является воплощением Гаура-шакти, энергии Шри Гауранги Махапрабху.

Шринивас прибыл во Вриндаван, обошёл двенадцать лесов и получил дикшу у Шри Гопалы Бхатты Госвами. Шри Джива Госвами в полном объёме обучил его философии гаудия-вайшнавов. Признав глубочайшую образованность Шриниваса, Шри Джива присвоил ему титул «ачарья». Следуя наказу Шри Дживы, Шринивас и двое его друзей – Шьямананда прабху и Нароттама дас Тхакур – образовали первую группу по распространению трансцендентных книг. Группа враджаваси-санкиртана ки джай! Они погрузили сокровенные писания вриндаванских Госвами на запряжённую быками телегу и прошли с ней всю Бенгалию и Ориссу. Шринивас Ачарья инициировал множество учеников (в т. ч. Рамачандра Кавираджа), написал песни, полные бхакти («Шад-госвами аштакам») и ввёл особый стиль киртана. Проводя киртан, он иногда от слишком долгого воспевания терял голос.

Помимо внешней деятельности – проповеди и литературного труда, Шринивас Ачарья интенсивно практиковал рагануга-бхаджан. Рагануга-бхаджан – это спонтанное внутреннее поклонение Радхе и Кришне в настроении и с чувствами вечных обитателей Шри Вриндавана-дхамы, таких как гопи. Во время манаса-севы (служения в уме ментальной форме Радхи-Кришны) он часто, по возвращении в обычное состояние, приносил с собой из медитации реальные параферналии. Однажды Шринивас усадил в своём уме Господа Гаурангу на трон, украшенный драгоценными камнями. Затем он начал обмахивать Господа чамарой с золотой ручкой и предложил Ему гирлянду из пяти видов цветов. Удовлетворенный таким служением, Гаура Рая вручил гирлянду обратно Шринивасу, который внезапно очнулся и вышел из медитации. Изумленный Шринивас обнаружил у себя на шее удивительную гирлянду, обладавшую сладчайшим ароматом, которого он никогда в жизни не ощущал. В другой раз, Шринивас, пребывая в своей сиддха-сварупе в качестве Мани-манджари, наблюдал за холи-лилой Шримати Радхарани, Шри Кришны и гопи, когда Они шутливо кидались друг в друга разноцветными порошками и красками. Гопи попросили Мани-манджари принести красок Радхике и встать на их сторону в войне против Шьяма. Земля вздрогнула от этой неистовой битвы и медитация Шриниваса внезапно прервалась. Всё его тело с головы до ног было обсыпано благоухающими экзотическими порошками всех цветов радуги, принесенными из духовного мира. Холи-лила ки джай!

 

Шри Нароттама дас Тхакур («Жизнь вайшнавских святых» Сатьярадж дас)

Явившись, как сын царя, Шри Нароттама дас Тхакур (Шри Тхакур Махашая) обнаруживал все телесные признаки маха-пуруши – возвышенной личности. У него были длинные руки, глубокий пупок, золотистый цвет тела и прекрасные глаза, напоминающие своей формой лепестки лотоса. В школе он был шрути-дхарой, способным запомнить всё, что услышал. Шри Нароттама дас Тхакур быстро освоил санскрит и Веды и жаждал служить Кришне. Всю жизнь он был брахмачари. Нароттама, по милости святого имени Гаура-Нитая, принял отреченный образ жизни, оставил свою богатую семью и отправился во Вриндаван. Он получил дикшу от Шри Локанатхи Свами и шикшу гаудия-философии от Шри Дживы Госвами.

Когда он прибыл в Навадвипа-дхаму, преданные расспросили его о здоровье и деятельности Госвами во Вриндаване. Им хотелось узнать новости из Вриндавана. Обойдя все места развлечений Гауранги в Гаура-мандале, Нароттама дас посетил аналогичные места в Шри Кшетра-дхаме (Джаганнатха Пури). Затем он отправился повидать преданных и осмотреть места игр Шри Чайтаньи в Шантипуре, Кантхак Нагаре, Экачакре и Кхетури Грамме. В Кхетури Шри Нароттама дас организовал известную Кхетури-махотсаву (через 2 года после ухода Махапрабху). Это был первый фестиваль Гаура-пурнмы в честь дня божественного явления Шри Кришна Чайтаньи Махапрабху. Во время этого праздника были установлены шесть Божеств: Шри Гауранга Дева, Шри Валлабха Канта, Шри Враджа Мохана, Шри Кришна, Шри Радха-Канта, Шри Радха-Рамана.

Своим сладким голосом Нароттама дас начал чудесный киртан. Его воспевание заполнило небеса и вызвало слезы премы у преданных, погруженных в океан экстаза. «Появившись в середине киртана, Сам безгранично милостивый Шри Чайтанья и Его личные спутники присоединились к санкиртане. Подобный вспышке молнии среди прекрасных синих туч, Сам Шри Чайтанья появился в толпе преданных как божественное проявление» («Бхакти-ратнакар»).

«Хотя Махапрабху оставил этот мир годы назад, многие из собравшихся преданных, каждый по-своему, видели тогда Махапрабху, Преданные из Шри Навадвипа-дхамы видели Его как Нимайчандру или Вишвамбхару, каким они знали Его в пору юности. Эти преданные имели более близкие отношения с Господом и были привязаны к Махапрабху в сакхья и ватсалья-расах. Последователи шести Госвами, знавшие Махапрабху уже как санньяси, имели с Ним отношения в настроении дасья-расы. Сотни других преданных поклонялись Господу Чайтанье в айшварье – настроении благоговения и почтения. Этот фестиваль считается выдающимся достижением Гаудия-вайшнавизма. Сотни и сотни преданных были приглашены на него, включая непосредственных учеников Махапрабху, Нитьянанды Прабху и Адвайты Ачарьи. В то время существовало множество расхождений в интерпретации Гаудия-вайшнавизма. Из Кардахи прибыла вместе со своим окружением ачарья-рани Джахнави Деви – старшая над всеми вайшнавами. Она разрешила разногласия между ними, приведя их в соответствие с единой философией Гаудия-вайшнавизма. На первом фестивале звучали киртаны разнообразных стилей, в которых прославление Господа Чайтаньи переплеталось с прославление Господа Кришны и Его игр. Поскольку в одном месте собралось такое множество вайшнавов, фестиваль в Кхетури превратился в неординарное событие. Кроме того, он послужил важным шагом в объединении всех гаудия-вайшнавов» («Шри Навадвипа-дхама парикрама»).

Нароттама дас Тхакур написал много песен преданности, посвящённых духовному учителю, преданным, преданному служению, шести Госвами, Гаура-Нитьянанде и Радха-Кришне. Несмотря на то, что сладкозвучные песни Нароттама даса написаны на простом бенгальском языке, они содержат в себе сиддханту шастр и вдохновение преданности. Шрила Прабхупада часто пел эти бхаджаны. Считая их не отличными от ведических шастр, он цитировал их на своих лекциях по «Бхагаватам». Самые известные работы Нароттама – «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика». Нароттама дас служит Шримати Радхике как Чамака-манджари.

Ниже приводится отрывок из «Према-бхакти-чандрики»: «Радха и Кришна – моя цель в жизни и смерти. Они повелители моего дыхания. Совершая свой бхаджан только ради Них, я погружаюсь и поднимаюсь в океане премы. Я молюсь о том, чтобы такое понимание всегда сохранялось в моём сердце как мой высший идеал. Пусть же я буду служить лотосным стопам Радхи-Говинды. Пусть мой ум будет преисполнен преданности Их божественным формам, чья красота побеждает прелесть Купидона и Рати. Зажав в зубах пучок соломы, я припадаю к Их божественным стопам со смиренной просьбой: «О, Кишора-Кишори» О, сын Махараджи Нанды, Кришна! О, дочь царя Вришабхану, Шри Радха! Ты чаруешь даже Хари, и цвет Твоего тела напоминает золотистый лотос. О, Кришна, цвет тела которого похож на цвет драгоценного камня индранила (синий самоцвет). Твоя красота посрамляет Купидона. О, верховные танцоры – Шри Радха и Шри Кришна, пожалуйста, танцуйте в моём уме. Вы, чья красота усиливает очарование Ваших ослепительных украшений, день и ночь я хочу лишь одного – продолжать воспевать в великом экстазе славу Вам».

 

Шри Шьямананда прабху («Жизнь вайшнавских святых» Сатьярадж дас)

Родители Шьямананды дали ему имя Дукхи Кришна дас, так как пребывали в глубокой печали (дукха) из-за утраты нескольких детей ещё до его рождения. Приняв дикшу от Хридай Чайтаньи (Хридаянанды), Шьямананда стал известен как Кришна дас. Во Вриндаване он присоединился к Нароттаму дасу Тхакуру и Шринивасу Ачарье, чтобы изучать грантхи (книги) Госвами под руководством Шри Дживы Госвами.

Существует немало «рассказов ножных колокольчиков», описывающих, как Кришна дас получил милость Радхарани – имя Шьямананда и необычный знак тилаки. Живя во Вриндаване, Кришна дас каждый день перед рассветом подметал дороги. Он совершал это смиренное служение, чтобы вайшнавы, идя к храмам, не поранили ноги. Однажды утром он нашёл поразительно красивый ножной браслет из золота. Когда Лалита и Вишакха-сакхи попросили у него этот браслет, Криша дас сказал, что вернёт его только самой владелице. Завязав ему глаза, гопи привели Кришна даса к Шримати Радхике. Она позволила ему надеть браслет Ей на лодыжку. Но перед тем как застегнуть его, Кришна дас с благоговением коснулся им своего лба. От браслета на лбу остался непривычный знак тилаки, который теперь носят все последователи Шьямананды. Возрадовавшись трансцендентной удаче Кришна даса, Шри Джива Госвами присвоил ему имя Шьямананда, тот, кто доставил удовольствие Шримати Радхарани или слуга Шьямасундары, Кришны.

Через некоторое время после своего ухода Хридая Чайтанья явился к Шьямананде во сне и велел ему заняться проповедью. Шьямананда с помощью своего старшего ученика Расикананды широко распространил поклонение и служение Гаура-Нитьянанде по всей Ориссе. Двадцатичетырехчасовой киртан окружает пушпа-самадхи Шьямананды, которое находится на противоположной стороне улицы, проходящей во Вриндаване между храмами Радха-Шьямасундары и Радха-Дамодары.

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия