В чем же секрет перехода «Надо» в «Хочется»?
— В перемене эмоционального знака: с ада на рай. Всякое «надо» — это нажим и насилие, то самое насилие, от которого мозг защищается, пуская в ход отрицательные эмоции, внутренний ад. Ад же, чтобы избавиться от самого себя, стремится отключиться от источника напряжения, увести куда-нибудь внимание, как это происходит, например, когда мы невольно отворачиваемся от неприятного человека или нечаянно забываем отдать долг... Чем больше насилия, тем больше этого ада и тем трудней продолжать... А у нас маневр — поворот на 180 градусов! Отпускаемся сами, и аду вдруг нечего делать!.. Теплый душ сразу после ледяного! — отмашка маятника на рай, небольшая, но вполне достаточная, чтобы ощутить кайф. В «Расслаблении-Пустоте» делается хорошо, состояние положительное — и эхо-заклинания попадают уже на фон, толкающий к действию, возникает Желание. Вот еще хороший пример полустихийного применения Эхо-магнита. Пишет моя читательница.
ВЛ, хочу поделиться некоторыми находками и спросить кое-что. Работаю я сейчас дома, пытаюсь написать кандидатскую. Материал собран и продуман, план составлен, все есть, нет только желания.. Тот самый случай: надо, но не хочется. Я давно уже заметила, что «надо» мешает всему. А потому бывают дни, когда я делаю какую угодно домашнюю работу, даже самую нелюбимую, от которой бы я при других обстоятельствах отлынивала всеми способами, а теперь хватаюсь за нее, лишь бы не писать.. Бессознательно, теперь поняла, применяю способ—наоборот очень часто. Вот и совсем недавно, в серый и сонный день, несколько часов билась я над одной фразой, отлично зная, что мне надо сказать, но.. Никак не удавалось выразить мысль!.. В конце концов окончательно разозлилась, сказала себе «а плевать на все!» — плюнула, выключила компьютер и пошла спать. Подумала: может, ночью проснусь и поработаю плодотворней.. И вот, стоило мне устроиться в постели поудобнее и прикрыть веки, как вдруг в голове словно открылась какая-то заслонка, и сразу же стало ясно, какими словами нужно написать измучившую меня фразу. И не только эту фразу, а всю главу целиком!.. Сначала мне было лень даже пошевелиться, потом я все же решила, что момент упускать нельзя, запишу—ка.. Чтобы не спугнуть снизошедшее озарение, решила остаться на диване, благо до карандаша, бумаги и толстой книги можно было дотянуться не вставая.. И таким вот образом за полчаса написала целую главу. Была очень собой довольна. Начало следующей главы - опять та же история. Но тут меня спасла мысль начать ее на английском языке в виде письма к моему другу по переписке. И этот фокус мне удался! Вопрос: каждый ли раз, пытаясь войти в рабочее состояние, нужно придумывать для себя новую уловку, чтобы отвлечься от «надо»? Или можно ограничиться какой-то одной или несколькими, и они будут действовать безотказно? Наталья
Наталья, спасибо, замечательно вы описали две самоизобретенные вариации наоборотного (эхо-магнитного) способа превращения «надо» в «хочется». Один раз просто откачнули маятник напряжения (релаксация с установкой «плевать на все», но все-таки в рамках общей целевой заряженности - «может, ночью проснусь...»). А в другой раз удачно превратили работу из цели в средство, из работы в игру... Нужно ли каждый раз придумывать что-то новое?... Испытайте - сами увидите. Задача ведь только одна: отпустить себя и освободиться, поверить себе в действии... По опыту моему и многих: придумывать новую фабулу все того же сюжета «Самоосвобождение» нужно не каждый раз, а тогда именно, когда обнаруживаешь, что хорошо служившая до сих пор находка превратилась в шаблон - заклинилась в долженствование, перескочила из стихии «хочу» в программу «надо»... Практически для большинства, включая и меня, достаточно иметь наготове пяток-другой «сюжетных ходов» самоосвобождения: сегодня, допустим, я работаю из «наплевать», расслабленно-беззаботно валяясь, завтра - в какой-нибудь роли не-себя-самого, послезавтра в другой роли, после-послезавтра под музыку, превращая работу в танец или в оперу... Когда заготовок несколько и они чередуются в разных последовательностях, шаблоны получают своевременный отдых и не успевают истаскиваться. Но все равно через какое-то время репертуар приходится обновлять, и правильно, жить иначе неинтересно!
«И пальцы просятся к перу...»
— Итак, все просто? Убери «надо» — захочется?.. — Да, самоосвобождение — главное для всех важнейших жизненных действий, даже таких, как секс, и каждый из нас об этом нутром где-то знает, но... — Неужели прямая аналогия?.. — Абсолютно. — Освобождать себя в сексе довольно легко... — Не судите только по себе. — Я имею в виду — в сексе есть, так сказать, чем заняться, на что отвлечься, устремить внимание, кроме как на собственные функции и механизмы... — Да, вот, например, в одной американской книжке всерьез советуется партнерам, ежели что не так, устремлять внимание на газетку или журнальчик и углубляться в чтение, ну а там видно будет. — Замечательная рекомендация. Но в работе так просто не вывернешься. На что устремлять внимание журналисту, который хочет выдать на-гора материал, кроме самого этого материала? — Так ведь когда вы упираетесь в работу, а она у вас не идет, ваше внимание на самом деле на работу не устремлено. Оно устремлено на себя, на самого себя — «делаю я работу или не делаю?!» А вам нужно самозабвение: все внимание — на работу, а не на то, как ее делаешь или не делаешь! — Ваш Эхо-магнит и есть способ самозабвения? — Ну дошло, ура! — «и пальцы просятся к перу, перо к бумаге... минута, и стихи свободно потекут...» В этом пушкинском стихе совершенно чудесно и точно описан процесс высвобождения творческой спонтанности. Стопроцентная психологическая грамотность. Гениальная внутренняя свобода... — Владимир Львович, произнесите, пожалуйста, нечто самое главное для всех тех, кто мучается безволием, кто считает себя неудачником, кто не может заставить себя работать, кто уже не надеется на милость судьбы, кто плывет по течению... — Тихо, заткните уши... Произношу: ВОЛЯ - ПОТОК СВОБОДЫ. Принцип потока, или, как его называли люди, много раз пытавшиеся поступить в институт и наконец поступившие, «принцип пятьдесят», основан на теории вероятностей. Из пятидесяти попыток сделать безнадежное дело одна обязательно удастся, а ежели не удастся, то нужно сделать еще пятьдесят, и так далее. Нескончаемые повторения разнообразных, подчеркиваю — разнообразных попыток — это и есть поток жизни, поток свободы, поток творчества... При таком подходе проблема воли снимается. Человек Потока просто обречен быть удачливым. — Но ведь... — Вы хотите сказать: никакой поток не может быть бесконечным, все иссякает... — Увы слишком быстро. — А вы долго тренировались?.. Вы когда-нибудь пробовали научиться жонглировать?.. ГИД — Не поднимаясь с пола, психотерапевт протягивает руки к ботинкам и, загадочно улыбаясь, начинает ими жонглировать. Один ботинок срывается и со стуком падает мне на голову — Извините, пардон, по теории вероятностей...
Затемнение и перерыв
|