Декабря. Сегодня в бомбейском храме большое событие – торжественная церемония начала месяца Гита-джаянти
Сегодня в бомбейском храме большое событие – торжественная церемония начала месяца Гита-джаянти. Храм взял обязательство распространить за месяц сто тысяч «Бхагавад-гит». На церемонии присутствовал мэр Бомбея. Многие преданные выступали со сцены (в том числе и я). Организаторы фестиваля представили меня как старого преданного, присоединившегося к Прабхупаде в самом начале, в Нью-Йорк Сити. Я попытался представить предмет «Бхагавад-гиты» с этой позиции, рассказав, как начиналось распространение книг. Прабхупаде понравилось бы, что здесь распространяется так много книг, а также то, что роль его храма в жизни Бомбея настолько возросла, что даже мэр приехал сюда, чтобы произнести речь. По воскресеньям атмосфера в бомбейском храме пронизана, скорее, духом общения, чем глубокого, внутреннего поклонения. И все же множество людей, чьи мысли поглощены в основном бизнесом, семьей и удовлетворением чувств, по воскресеньям приходят сюда и с энтузиазмом получают даршан Божеств: «Джая Радха-Расабихари, джая Сита-Рама». После этого они толпой идут в конференц-зал и выкупают «Бхагавад-гиты». Прабхупада доволен тем, что эти люди поступают религиозно. Мы, преданные, целиком посвятившие себя сознанию Кришны, должны вдохновлять каждого служить Кришне в соответствии со своими возможностями, и в этом отношении следует отдать должное менеджерам ИСККОН в Бомбее. Вечером был организован настоящий банкет. Преданные поставили длинный стол для выступающих с микрофонами и расставили таблички с их именами. Всем присутствующим были вручены авторучки, брошюры и памятные марки. Все было прекрасно организовано и прошло на очень высоком уровне даже по меркам процветающего Бомбея. При этом все происходящее было связано с Кришной и Прабхупадой. Хотя я не принимал в банкете активного участия, мне никак не удавалось глубоко погрузиться в мысли о Прабхупаде и Кришне. Поэтому я ушел, как только представилась такая возможность. Я поднялся наверх и принял прасад.
Декабря, экадаши В Бомбее существует традиция в день экадаши читать «Шрила Прабхупада-лиламриту» или книгу с беседами Прабхупады. Утром мы собрались в комнате Прабхупады на пятом этаже и читали беседу 1967 года, в которой Прабхупада описывает сцены Чайтанья- лилы. Он хотел, чтобы Хайягрива написал сценарий, а преданные поставили по нему спектакль. Преданные попросили меня читать, и меня тронула эта беседа. В биографии я тоже привожу эту историю. Она имеет юмористическую окраску из-за контраста между Хайягривой и Шрилой Прабхупадой. Прабхупада явно наслаждался экстазом лил Господа Чайтаньи. Он был полностью погружен в эти лилы, иногда ощущая трансцендентное веселье, а иногда трансцендентную грусть (например, описывая уход Харидаса Тхакура). Хайягрива слышал об этих играх впервые и мало что понимал. Например, когда Прабхупада рассказывал ему о Кшира-чора Гопинатхе, Хайягрива подумал, что сгущенное молоко украл Господь Чайтанья в облике санньяси. Ему также с трудом давались санскритские имена.
Сегодня, принимая прасад, я слушал кассету с лекцией Прабхупады. Это была лекция 1969 года. Прабхупада попросил преданных читать вслух «Бхагавад-гиту» и периодически останавливал их, давая свои комментарии. Один из преданных прочитал, что в творении Бога нигде нет пустоты. Прабхупада сказал, что это действительно так. Куда бы вы ни отправились – на земле, в воздухе, в море – всюду есть какие-то формы жизни. Я думаю, это утверждение истинно и в отношении сознания Прабхупады. В ИСККОН нет ни одного места, где не ощущалось бы присутствие Прабхупады. До тех пор, пока мы выполняем какие-то обязанности, мы всегда будем с Прабхупадой. Сегодня, например, я беседовал с учеником по поводу его служения, потом я разговаривал с духовным братом, членом Джи-Би-Си, о том, чем я могу помочь ему в его зоне как санньяси. Все это связано с Прабхупадой, даже если непосредственно мы не приводили цитат из его книг и не делились воспоминаниями о нем.
|