Ноября, Бомбей
Вьясасана в бомбейском храме напоминает мраморный бельведер. Прабхупада одет в прекрасные блестящие шелковые одежды, поскольку здесь тепло. Перед ним все усыпано цветами. Я заметил, что одна из женщин коснулась стоп Прабхупады – сначала правой, а потом левой стопы. В это время преданные пели гуру-пуджу, а я проводил арати. Обычно я не люблю смотреть, как люди касаются стоп Прабхупады. Мы никогда не касались его стоп, когда он был с нами, и мне это кажется излишним даже по отношению к мурти. Это слишком близкий физический контакт. Все эти мысли пронеслись в моем уме, когда я проводил арати, но затем я вдруг осознал, что мое отношение к этому вопросу изменилось. Я хочу более близких, любовных отношений с Прабхупадой. Поэтому, начиная с сегодняшнего дня, я решил тоже касаться его стоп. Закончив арати, я дотронулся до стоп Прабхупады и почувствовал, что поступил правильно. В конце концов, в этом и состоит назначение мурти – давать больше доступа к великой душе, чем даже мы имели при его жизни. Прикосновение к стопам гуру – древняя традиция в вайшнавской культуре. Когда Прабхупада был с нами, мы не касались его стоп главным образом потому, что не осмеливались это сделать. Но сейчас, после его ухода, мы можем начать относиться к нему с большей любовью, поклоняясь его мурти. В Бомбее одновременно проходит две лекции по «Бхагаватам» --- одна на английском, а другая – на хинди. Лекция на хинди проходит в алтарной, а лекция на английском --- в апартаментах Прабхупады на пятом этаже гостиницы. Там хорошая акустика, поэтому в микрофоне нет необходимости. Все преданные садятся вокруг Прабхупады, так что ему всех видно. Мне очень понравилось говорить в его присутствии. В стихе, который мы читали, говорилось, что деятельность материальной природы очень сложная и запутанная. Я говорил, что мы должны быть благодарны Прабхупаде за то, что он спас нас. Он дал нам свободу продвижения вплоть до прайоджаны, чистой любви к Кришне.
В бомбейском храме постоянно кипит бурная деятельность. Постоянно раздаются телефонные звонки. Это отвлекает меня от изучения книг. У меня также почти нет времени на то, чтобы думать о Прабхупаде. Сегодня утром я читал лекцию в апартаментах Прабхупады, там я увидел его четки из туласи и книги. Я ощутил проблеск присутствия Прабхупады. Может быть, мне удастся зайти туда еще раз и подольше задержаться у этих музейных экспонатов. С четвертого этажа, где я живу, мне видна напряженная жизнь храмового и гостиничного комплекса ИСККОН на Джуху Бич. Я вижу, как на территорию въезжает грузовик с надписью «ББТ», а за ним – автобус санкиртаны. Да и сама по себе гостиница, окруженная целым парком авторикш, стоящих на улице, производит впечатление успешного предприятия. Я ощутил дух деловой активности, царящей здесь, – видно, что теперь бомбейский храм имеет достаточный доход. Хотя я не участвовал в строительстве бомбейского храма, я приезжал сюда с Прабхупадой в 1974 году. В те дни преданным приходилось буквально бороться за выживание, сегодня здесь все прекрасно организовано.
Ноября Сегодня английский класс «Бхагаватам» проводил Вирабаху прабху. Он сказал, что если бы не Шрила Прабхупада, мы бы в лучшем случае считали сознание Кришны «индийской мифологией». Еще до того, как мы присоединились к сознанию Кришны, нам иногда попадались переводы книг Дживы Госвами или какие-то переводы «Бхагаватам», поскольку многие из нас читали в то время множество разных книг. Однако мы не рассматривали вайшнавские трактаты как что-то универсальное, несектантское. А кто мог предположить, что мы будем одеваться как преданные Харе Кришна и брить головы? Вирабаху сказал: «Может быть, мы согласились бы на то, чтобы после смерти нас одели подобным образом, но живыми мы ни за что не появились бы в таком виде на публике». Только благодаря могуществу Шрилы Прабхупады мы смогли вырваться из материальной обусловленности и принять сознание Кришны. Вирабаху прабху подчеркнул, что, когда Прабхупада приехал на Запад, перед ним стояло две задачи: побудить людей отречься от материи и наделить их привязанностью к Кришне. Редко кому удается достичь обеих целей, но Прабхупада добился в этом успеха. Завтра начинается декабрьский марафон по распространению книг. Свою лекцию Вирабаху прабху завершил прославлением книг Прабхупады, сказав, что именно благодаря им и меняется сознание людей. Поэтому наш долг – распространять их.
Давай подумаем, как еще я соприкасался сегодня с Прабхупадой. Я кланялся его фотографии, когда предлагал прасад, – маленькой фотографии на задней стороне обложки индийского издания «Нектара преданности». Еще я вспоминал, как все было в 1966 году. Я представил, что рассказываю кому-то об этом: «Понимаешь, тогда все было очень просто. Тогда даже не существовало титула «Прабхупада». Мы называли Прабхупаду «Свамиджи». Мы очень любили его. Все было очень просто. Тогда у Прабхупады еще не было настоящих последователей, просто некоторые люди приходили к нему. Мы были молодыми людьми, и религиозность была для нас чем-то далеким. В том времени была какая-то особенная простота и сладость – когда Прабхупада впервые появился в Нью-Йорке и мы встретились с ним».
|