РЕЧЕВОГО ИМИДЖА
Предстоящее выступление часто является мероприятием по связям с общественностью, проводимым в рамках PR-кампании по продвижению определенной организации, идеи, товара или человека. Поэтому при постановке цели и формулировании главной идеи речи, кроме особенностей оратора и аудитории, нужно учитывать общую стратегию и цели организации или PR-кампании, предыдущие действия и высказывания оратора и других представителей той же организации, планы на будущее. Важно обеспечить единство информационного потока и не-[ противоречивость суждений и действий. Как уже отмечалось, спичрайтер обсуждает с оратором цель выступ-ления уже во время установочного интервью сразу после получения задания подготовить речь. Затем цель может быть несколько изменена и конкретизирована в соответствии с полученными результатами анализа речевой ситуации. Цель публичной речи обычно двояка: с одной стороны, оратор убеждает аудиторию принять какую-либо позицию, информирует о чем-либо Или призывает к каким-либо действиям, с другой — использует выступление для формирования, закрепления или изменения своего имиджа или имиджа организации, которую он представляет. Если понимать цель речи как убеждение, информирование или побуждение, главная идея четко и кратко формулируется в виде тезиса, [который оратор развивает и доказывает и который, в случае успеха, слу- шатели или читатели запомнят и смогут воспроизвести. В речи должен быть всего один тезис, он должен служить связующей нитью для всей речи. Опытные риторы рекомендуют вначале сформулировать главную идею в одном предложении, а потом уже приступать к подготовке тек ста [30]. Американский спичрайтер Джеймс Хьюмз цитирует в связи с этим слова римского оратора Катона: «Вначале найдите идею, а слова потом появятся» — и вспоминает критику Уинстона Черчилля в адрес Гарольда Макмиллана: «Гарольд, когда ты поднялся, ты не знал, что ты собираешься сказать, когда ты говорил, ты не знал, что ты говоришь, а когда ты закончил, ты не знал, что ты сказал» [30]. Задача спичрайтера — не допустить, чтобы с руководителем, для которого он готовит речь, произошло то же, что и с Г. Макмилланом, поэтому нужно не только сформулировать главную идею речи для себя, но и сообщить ее оратору. Если цель речи понимается как создание у аудитории благоприятного представления об ораторе, главная идея, передаваемая при помощи речи, состоит в отождествлении определенного набора качеств с конкретным человеком: «Я честный, неподкупный, решительный, волевой, заботливый, ответственный...» Для достижения этой цели создается модель речевого имиджа, который необходимо сформировать в сознании аудитории. Эта модель является «образом первого порядка, который творит имиджмейкер, используя вместо доски и красок живого политика, "расцвечивая" его путем усиления одних и ослабления других его качеств» [17]. Речевой имидж как таковой, т.е. представление о говорящем, формирующееся в сознании аудитории, — это «образ второго порядка», «результат активной собственной психической работы аудитории... по реконструкции итогового целостного имиджа в своем сознании на основе навязываемой извне модели, но с учетом собственных внутренних представлений» [17]. При моделировании речевого имиджа учитываются личностные характеристики выступающего, особенности целевой аудитории, которая будет воспринимать информацию об ораторе, и доступные средства воплощения модели в речи. Перед спичрайтером стоит сложная задача — самостоятельно или при помощи имиджмейкеров найти точки соприкосновения между личностью конкретного человека и идеальным образом оратора, существующим в сознании аудитории в виде культурно и социально обу словленного эталона речевого поведения. «Социальным сознанием устанавливается на данный период характерологическая схема ораторского образа в его различных типических воплощениях — проповедника, защитника, обвинителя, политического вождя...» [3]. Представление об эталоне речевого поведения порождает определенные требования к говорящему и критерии, по которым аудитория определяет, насколько он соответствует идеалу. Аудитория получает сведения о тех сторонах личности оратора, которые кажутся ей наиболее важными, через речь. Качества оратора проявляются в содержании речи, аргументации, выборе лексических средств, синтаксисе и общих свойствах стиля, а также в звуковом оформлении речи, мимике и жестикуляции. Это может происходить непроизвольно - и тог-даобраз, передаваемый через речь, близок к подлинной личности говорящего, либо осознанно - в соответствии со специально разработанной моделью имиджа. В последнем случае речь вводит аудиторию в заблуждение относительно истинных свойств оратора. Воспринимаемый аудиторией речевой имидж вряд ли может в точности соответствовать личности говорящего или модели, созданной имидж-мейкерами и спичрайтерами. Во-первых, члены аудитории непроизволь-но отбирают информацию о тех свойствах говорящего, которые можно сопоставить с требованиями к идеальному оратору, и оставляют без внимания другие стороны его личности. Во-вторых, на субъективную оценку получаемой информации влияют такие характеристики аудитории, как степень единства и численность, эмоциональное и физическое состояние, социальное положение, род занятий, возраст, пол, национальность, уровень компетентности, отношение к предмету речи, а также сложившееся ранее отношение к оратору и ожидания от общения с ним. Следовательно, при создании модели речевого имиджа важно знать условия, влияющие на восприятие оратора аудиторией. Проанализировав речевую ситуацию, сформулировав цель и главную идею речи, выработав желаемую модель речевого имиджа, мы естественным образом приходим к пониманию того, о чем должен говорить оратор в этих обстоятельствах, т.е. определяем тему речи. Уместность темы и, в конечном счете, успех всей речи зависят от того, насколько ответственно спичрайтер подошел к подготовительным этапам работы над речью и какие выводы сделал из полученных результатов.
|