Студопедия — За гранью возможного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

За гранью возможного






Когда Роберт Вуд учился на первом курсе Гарвардского университета, геологию там преподавал известный ученый, профессор Шалер. Однажды тот рассказал об идее давно мучившей его загадки: как в ледниковый период, не оставляя заметных следов на поверхности земли, передвигались огромные ледники? По его мнению, огромный вес ледника создавал у поверхности земли такие большие давления, что соприкасавшийся с ней лед плавился. Ледник легко скользил на "водяной" смазке.

Все поверили в гипотезу, а Вуд начал отчаянно спорить с профессором. Он был убежден в ошибке профессора, но не мог его переубедить: ведь никто точно не знал, что происходит со льдом при высоких давлениях. Это задело Вуда. И тогда он решил провести эксперимент, который бы смог подтвердить или опровергнуть мнение маститого ученого.

В большом чугунном брусе высверлили отверстие. Вода наливалась в образовавшуюся камеру и замораживалась. Сверху в отверстие вставлялся стальной цилиндр, через который мощный гидравлический пресс сжимал лед. В замкнутом объеме развивалось давление, превышающее предсказанное Шалером. Все просто, если бы не...

Задача N12:

Сквозь чугунный брус не видно, что происходит со льдом при высоком давлении. Если даже допустить, что лед расплавится, то все равно, как только пресс выключат, он снова затвердеет. А как же тогда доказать - плавился лед или нет? Этого препятствия Вуд не ожидал. Надо была срочно придумать предельно простой и абсолютно надежный способ определения состояния льда в камере (расплавился - не расплавился). Как быть?

Такие "задачки" - не редкость в жизни ученого-экспериментатора. А с чем приходится сталкиваться теоретикам?

В 1910 году внимание Альфреда Вегенера, "восходящей звезда" метеорологии, привлек факт несовместимости двух, справедливых каждой в отдельности, геологических теорий, по разному объяснявших происхождение материков и океанов.

Тогда господствовала теория, по которой материки возникали при поднятии земной коры, то есть в различные геологические эпохи один и тот же участок земной коры мог быть то сушей, то дном моря. Теория подтверждалась убедительными фактами: облик материков очень сильно менялся в различные геологические эпохи, на отдельных участках суши находились осадочные породы, характерные для морского дна.

В то же время существовала теория динамического равновесия. Из нее следовало, что существуют два совершенно различных типа земной коры - материковая (мощная, толстая) и океаническая (тонкая). Ряд геологических данных, хотя и немногочисленных, свидетельствовал в ее пользу. Из этого делался вывод: дно океана не может стать материком! Но как же тогда формировался современный облик Земли?

А.Вегенер поставил перед собой задачу найти такое решение проблемы, которое бы объяснило несовместимые факты.

Задача N13:

Итак, существует научная теория, объясняющая изменения облика материков только вертикальными перемещениями участков суши. Другая теория отрицает такую возможность, обоснованно утверждая, что поверхность материка никогда не может стать дном океана и наоборот. В то же время установлен научный факт - материки меняли свой облик и, даже место расположения. Как можно "примирить" эти теории?

Проблемы, возникающие в научной деятельности, не исчерпываются двумя, выше приведенными, в чем-то схожими вариантами. Но и во многих других случаях они имеют нечто общее.

Рассмотрим теперь пример трудной проблемы из техники.

Однажды в маленьком кафе собрались вместе авиаинженер Берт Рутан, его брат Дик, бывший военный летчик, и Джина Йигер, в прошлом чертежница-конструктор. Разговор зашел об истории авиации. Они вспоминали о братьях Райт, о первом рекорде дальности полета в... 220 метров, установленным бразильцем Альберто Сантос-Дюмоном, о полете француза Блерио через Ла-Манш, о перелете В.Чкалова через Северный полюс в США и его мечте "махнуть вокруг шарика".

Давний замысел беспосадочного кругосветного перелета до сих пор остается лишь красивой мечтой. А что если попытаться осуществить ее, да еще без дозаправки в воздухе?! Заманчиво, но за гранью возможного! К этой идее обращались лучшие авиаконструкторы мира и... находили ее неосуществимой.

Задача N14:

Для кругосветного беспосадочного полета самолет должен иметь прочный каркас, способный выдержать нагрузку огромного запаса топлива. Расчеты показывают, что подобный самолет с каркасом из самых легких сплавов должен быть размером с... футбольное поле! Такой самолет никогда не взлетит. Небольшой, легкий самолет не нуждается в прочном каркасе, но не может взять на борт необходимый запас топлива. Необходимо предложить идею легкого самолета с большим запасом топлива. Как быть?

А мысль друзей уже рвалась вперед... Посуду сдвинули на край стола и принялись обсуждать, каким должен быть самолет-"кругосветник".

* * *

Итак, при попытке выйти за грань возможного в науке и технике, возникают сложные проблемы, требующие больших творческих усилий для их разрешения. Может быть, получаемые решения должны быть под стать проблемам - сложными, громоздкими? Наоборот! Чаще всего остроумные решения просты и легко проверяемы. Например, Р.Вуд нашел такое простое решение: лед сам сообщал о своем состоянии! Камеру до половины заполнили водой и заморозили ее. Поверх положили свинцовую пулю. Затем долили воду и снова заморозили. Пуля оказалась вмороженной в середине столбика льда (см. рис.8). Когда после эксперимента столбик льда извлекли наружу, пуля оставалась на прежнем месте. Следовательно, лед не плавился!


Рис. 8.

Результат, полученный Р.Вудом, был новым для науки того времени, изменил представления о свойствах льда, стал своего рода предтечей исследований веществ при высоких давлениях. Вуду пришлось преодолеть барьер невозможного: получить бесспорный результат из недоступной для наблюдения камеры.

А.Вегенер предложил, новую теорию, которая хорошо объясняла, как, никогда не будучи дном океана, материки могли изменять свою форму и место расположения. Решение было парадоксально: материки дрейфуют по поверхности Земли подобно льдинам в полярном море. Он заметил поразительное сходство очертаний берегов Южной Америки и Африки. После этого, сколько бы ни анализировал Вегенер многочисленные геологические, палеонтологические, биологические данные, всюду находил новые факты, убеждавшие его в правоте своей теории.

Большинство ученых не приняли его теорию и посчитали ее откровенным вздором. Но в наше время, когда накопилось огромное количество фактов, теория дрейфа материков Альфреда Вегенера получила строгие научные доказательства и всеобщее признание.

Идея нового самолета у Берта, Дика и Джины возникла прямо в кафе. На первый взгляд - дикая идея: выбросить из самолета каркас, оставить одну оболочку и заполнить ее топливом. Пусть сама оболочка выполняет функцию каркаса.

Здесь же на салфетке набросали контуры будущего самолета. Получилась странная конструкция: длинная сигарообразная кабина, в ней двигатели с тянущим и толкающим винтами, по бокам расположены два длинных "поплавка" со стабилизаторами, и все это соединялось узким прямым крылом (см. рис.10). Уже потом расчеты подтвердили, что "летающая оболочка" действительно может совершить кругосветное путешествие. Размах крыльев самолета должен быть 30 метров, вес самолета 1200 килограммов, запас топлива около 4 тонн.

В поисках поддержки и средств на постройку самолета братья обращались в известные авиационные фирмы. И всюду получали... отказ. Авиационные специалисты относились к проекту как к очередной конструкции вечного двигателя. Замысел был вызовом всей современной авиационной науке. И тогда штаб-квартирой необычной "фирмы" стала... гостиная дома Берта, "авиационным заводом" - ангар N77 на маленьком аэродроме Мохаве.

За пять лет постройки самолета, который назвали "Вояджер", было преодолено немало трудностей. Например, из чего делать легкую и прочную оболочку? Современные синтетические материалы недоступны. Новая дикая идея: изготовить многослойную оболочку из бумаги, пропитанной клеем!

После 65 испытательных полетов решено отправляться в кругосветный полет. Старт назначен на 14 декабря 1986 года с базы ВВС "Эдвардс". Впервые все шестнадцать баков "Вояджера" полностью заполнены топливом. Сможет ли взлететь эта странная конструкция?

И вот тяжелая машина начинает разбег. Все, пути назад нет: неудачный взлет - это неминуемая катастрофа. Мало кто верит, что этот "летающий бензобак" сможет подняться в воздух. Действительно, некоторое время самолет не может оторваться от взлетной полосы. Вот шасси попали в небольшую выбоину, самолет вздрогнул, перегруженные топливом крылья прогнулись и со скрежетом коснулись земли. Все замерли. Катастрофа?! Нет, крылья выпрямились, и "Вояджер", как бы нехотя, начал набирать высоту.

Провожавшие гадали: долетит - не долетит. Только полет даст ответ, была ли это смелая инженерная идея или обычная авантюра, коим в истории техники несть числа. Полет проходил в тяжелых условиях: несколько раз останавливался задний двигатель, выходил из строя бензонасос и приходилось вручную качать топливо, не удалось избежать встречи с тайфуном "Мардж"... Несмотря на все трудности, Дик и Джина облетели земной шар и через 9 суток 3 минуты 44 секунды приземлились на авиабазе "Эдвардс". В баках оставалось 19 литров топлива...

Полет "Вояджера" сломал привычные представления о рубежах возможного в авиации и открыл новые, совершенно фантастические перспективы ее развития.

* * *

Попробуем выделить особенности творческих достижений в науке и технике:

  • результат, получаемый творческой личностью, - научное открытие или изобретение - должен быть принципиально новым, никем ранее не достигнутым (никому ранее не удавалось сделать то, что смогли сделать П.Н.Яблочков, Н.В.Гулиа, Р.Вуд, А.Вегенер, братья Рутан...);
  • результат должен быть полезен, т.е. должен расширять и углублять знания об окружающем мире, расширять возможности человечества и, соответственно, способствовать дальнейшему развитию науки и техники (действительно, полезность творческих достижений в рассмотренных выше примерах несомненна);
  • и, как следствие первой особенности, принципиально новый результат ВСЕГДА достигается через преодоление барьера НЕВОЗМОЖНОГО (то, что было сделано в рассмотренных примерах, в силу различных причин считалось невозможным, невероятным, либо никто не подозревал о такой возможности).

Кстати, с этой точки зрения учеба также является разновидностью творчества. Отличие в том, что в данном случае все три особенности справедливы только для одного человека - учащегося. По эмоциональному же и самовоспитательному эффекту оба вида творчества очень близки друг к другу. Естественно, это относится к вдумчивому и самостоятельному проникновению в суть изучаемого предмета, а не к обыкновенной зубрежке.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия