ГЛАВА 4. МАЯК-НЕВИДИМКА
Вижу Цель! Известный психолог В.Франкл, проведя несколько лет в нацистских концлагерях и наблюдая за товарищами по заключению, сделал удивительное открытие: в тех страшных условиях наибольшие шансы выжить имели те, кто не потерял своего смысла жизни. Самые физически крепкие люди, потерявшие его, были обречены. Психолог пришел к выводу, что человек становится Человеком лишь благодаря наличию смысла существования. Это легло в основу его учения о смысле жизни. Потеря смысла жизни - одно из самых страшных психических заболеваний. Он выделил три группы ценностей, важных для смысла жизни. Одна из них - ценности творчества. Если даже обычный человек без цели жизни - больной, то творческая личность немыслима без творческой Цели жизни. Творческая Цель не дается человеку свыше, а обретается, порой нелегким, трудом. Ее выбору предшествует выбор своей области интереса и углубление в нее. Следующий шаг - стремление внести в нее нечто новое, то есть формируется главный вектор творческого поиска. И уж затем в направлении этого вектора происходит выбор конкретной Цели. Вспомним уже рассмотренные примеры творческих личностей. В таблице 1 приведены области их интересов (главные векторы творческого поиска) и творческие Цели, на которые они вышли, работая в этих направлениях. Так что же такое творческая Цель в науке и технике? Таблица 1. Некоторые примеры творческих Целей
Творческая Цель в науке и технике - это стремление решить конкретную научную, техническую или научно-техническую проблему, которая была выявлена творческой личностью в направлении главного вектора творческого поиска (в области ее интересов), и решение которой может дать конкретный творческий результат (принципиально новый, следовательно, достигаемый через преодоление барьера НЕВОЗМОЖНОГО, и полезный). (см. главу 2.) Основное отличие творческой Цели от главного вектора творческого поиска состоит в том, что Цель всегда конкретна, а вектор характеризует лишь общее стремление к поиску нового в выбранной области (области интереса). Из данной характеристики видно, что для достижения творческой Цели, то есть для решения конкретной проблемы, необходимо выявить и решить одну или целый комплекс творческих задач, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО содержатся в ней. Следовательно, вслед за постановкой творческой Цели должно быть действие, стремление достигнуть поставленную Цель, что невозможно без выявления творческих задач. В рассмотренных ранее примерах мы уже видели, какие увлекательнейшие задачи могут быть выявлены в процессе достижения поставленных творческих Целей. В каких же случаях поставленная Цель не может считаться творческой? Цель может не соответствовать понятию творческой по новизне. Так, французский изобретатель Б.Мари получил патент Франции N 2 593 136 на простое подводное дыхательное устройство. Суть изобретения в том, что ныряльщик вдыхает воздух из резиновой камеры, притопленной с помощью груза. Запас воздуха позволяет сделать несколько вдохов и продлить пребывание под водой. Идея, несомненно, полезна. Только... известна уже несколько тысяч лет! На одном древнеассирийском барельефе (1000 г. до н.э.) изображен ныряльщик, дышащий под водой из кожаного бурдюка. Каждое лето мальчишки "изобретают" это нехитрое устройство, используя вместо бурдюка автомобильную камеру. Цель может не соответствовать понятию творческой и с точки зрения полезности ее результатов. Так, американский изобретатель А.Педриг поставил себе целью сделать как можно больше бесполезных изобретений и весьма в этом преуспел - 162 абсолютно бесполезных изобретения! В число их входят, например, велосипед для поездок по... дну болота, автомобильный руль... на заднем сидении. Зная критерии творческого результата, даже относительно бесполезную цель можно превратить в творческую Цель. Например, спортивный рекорд в какой-либо области потому и рекорд, что принадлежит одному человеку. Следовательно, при постановке такого рекорда надо стремиться к тому, чтобы его результаты стали каким-то образом полезны или доступны для всех. Известный ныряльщик Жак Майоль первым сумел без акваланга достигнуть глубины 105 метров. Ему принадлежит множество других выдающихся спортивных достижений в нырянии. Но делает это он не ради рекордов, а ради исследования влияния больших глубин на человека и разработки уникальной системы тренировки для подводных пловцов. Швейцарский ученый Огюст Пикар на стратостате собственной конструкции первым достиг высоты 16 201 метров. Авиационная федерация зафиксировала это достижение в качестве спортивного рекорда. Но не за рекордом летел Пикар в стратосферу. Его главной Целью было исследование космических лучей, своим изобретением он проложил человечеству дорогу в верхние слои атмосферы. * * * Нет более надежного путеводного маяка в жизни творческой личности, чем творческая Цель. Она наполняет жизнь высоким смыслом и ведет вперед сквозь все трудности и невзгоды. Чаще всего творческая Цель незаметна или неочевидна для окружающих, но без такого маяка-невидимки невозможно существование творческой личности. * * *
|