Противник N1
Сработал тормозной двигатель, и спускаемый аппарат космического корабля с нарастающим гулом ринулся в верхние слои атмосферы. Четырехкратная перегрузка вдавила космонавтов в кресла... А почему, собственно, четырехкратная? Что произойдет, если она будет больше или меньше? Оказывается, кроме перегрузок у спускаемого аппарата и экипажа есть и другой враг - перегрев, возникающий при прохождении верхних слоев атмосферы из-за трения о воздух. Если траектория спуска будет пологой, "длинной", то перегрузки существенно уменьшатся, но при этом испепеляющий жар уничтожит спускаемый аппарат. Если траектория спуска будет более крутой, "короткой", то аппарат не успеет перегреться, но на экипаж будут воздействовать недопустимо большие перегрузки. Ситуация, как видим, очень похожа на творческие задачи, с которыми мы уже успели познакомиться в этой и предыдущей главах. Все они содержат взаимоисключающие, несовместимые требования. Такие задачи характерны для творчества в науке и технике. Это противник N1 для исследователя и изобретателя. Решение их находится за гранью возможного и должно полностью удовлетворять обоим противоположным требованиям. Такова особенность решения творческих задач. Попытка компромисса, т.е. примирения, лишь частичного удовлетворения противоположных требований НИКОГДА не дает в творчестве положительный результат! Если бы создатели "Вояджера" попытались решить свою задачу путем "оптимального" уменьшения веса каркаса, то никогда не добились бы успеха. Или, допустим, П.Н.Яблочков попытался бы искать способ замедления выгорания угольных электродов в дуговой лампе. Такая лампа светила бы чуть дольше, но все равно электроды не использовались бы полностью. Несовместимые, взаимоисключающие, противоположные требования, предъявляемые к объекту творческой задачи, называются противоречием. Разрешение противоречия возможно только при условии полного удовлетворения содержащихся в нем противоположных требований. В этом мы уже успели убедиться на рассмотренных выше примерах. Возникновение противоречий присуще любому процессу развития, будь то какая-либо область науки, техники или биологическая эволюция. Связано это с тем, что любое новое улучшение неизбежно вызывает ухудшение в чем-то другом, возникают несовместимые требования. В науке противоречия возникают между существующими знаниями и вновь открываемыми фактами, которые те, старые знания, не могут объяснить. В технике противоречия возникают на стыке потребностей человека, возможностей технической системы и воздействующих на нее претензий внешней среды (природной и технической). В биологической эволюции противоречия возникают между возможностями организма и претензиями внешней среды (условия обитания и другие животные). Сделать очередной шаг в развитии можно только преодолев очередное противоречие. Вот несколько примеров. В физике в конце XIX века главенствовало представление о волновой природе света, что убедительно подтверждалось экспериментами по интерференции и дифракции. В то же время это не объясняло явления фотоэффекта. Разработанная в 1905 году А.Эйнштейном теория фотоэффекта опиралась на представление о свете, как о потоке частиц. Возникло острейшее противоречие между наблюдавшимися фактами и их истолкованием. Противоречие было разрешено с созданием квантовой механики. Возникло противоречие между ней и классической механикой... На одном из ранних этапов развития авиации попытки дальнейшего увеличения скорости "разбивались" о шасси самолета, которые создавали дополнительное лобовое сопротивление. Сначала авиаконструкторы шли путем компромисса - пытались закрывать шасси специальными обтекателями, не замечая противоречия: шасси необходимо, чтобы совершать взлет и посадку, и оно вредно в полете. Проблема была решена с изобретением убирающегося шасси. С увеличением скорости возникло новое противоречие: на взлете необходим малый шаг винта, а для скоростного полета - большой. Никакой "оптимальный" шаг винта его не решал. Противоречие было разрешено с изобретением винта переменного шага... Немало подобных противоречий возникало и в реактивной авиации. Например, на малых скоростях требуется большая площадь крыла, а на сверхзвуковых - малая. В ряде современных конструкций используются крылья с изменяемой геометрией. Кстати, одним из первых эту идею еще на заре развития авиации высказал знаменитый писатель Джек Лондон (рассказ "Воздушный шантаж"). На ранних этапах освоения суши строение ротовой полости древнейших животных препятствовало одновременному дыханию и питанию. Проще говоря, слишком велик был риск задохнуться. Именно это противоречие, как установил известный палеонтолог И.А.Ефремов, сдерживало дальнейшее освоение суши. В процессе эволюции в ротовой полости пресмыкающихся развивались особые кости-отражатели, препятствующие попаданию пищи в легкие. Увеличивался объем ротовой полости для более свободного прохождения воздуха. Но противоречие было разрешено, когда у высших зверообразных ящеров и крокодилов возникло вторичное небо, разделившее ротовую полость на две части: верхняя использовалась только для дыхания. Противоречия существуют везде, где возникают несовместимые требования. Благодаря этому диапазон творчества необычайно широк. Из выше сказанного можно сделать важный для практики вывод: творческая задача - задача, содержащая противоречие; правильная постановка такой задачи заключается в выявлении этого противоречия. * * * Попробуйте самостоятельно решить три задачи, не имеющих никакого отношения к науке и технике. Задача N15: Великий русский художник В.В.Верещагин стремился, чтобы зрители его картин чувствовали себя "участниками" изображаемых событий. Это предъявляло к картинам несовместимые требования. Изображаемые события должны изменяться, развиваться во времени, но картина это лишь застывшее мгновение. Как можно повысить степень реальности изображаемого? Задача N16: Одну из своих самых потрясающих антивоенных картин - "Апофеоз войны" - В.В.Верещагин снабдил саркастической надписью: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". ...Над мертвой степью на фоне руин некогда цветущего города высится огромная пирамида из... человеческих черепов. Вокруг ни единой души, кроме туч воронья. Сюжет картины не вымышлен. Такой чудовищный обычай существовал на Востоке вплоть до середины XIX века. По замыслу художника, картина должна обличать войну, быть на нее "сатирой злой и нелицеприятной". Но сатира это всегда смех, он не уместен, не совместим с сюжетом картины, изображающей страшную человеческую трагедию! Как быть?! Задача N17: Когда завершалось строительство знаменитого маяка на острове Фарос, у входа в гавань Александрии Египетской, царь Птолемей I Сотер приказал руководившему строительством известному архитектору Сострату Книдскому высечь на стене маяка свое имя. По справедливости, на стене следовало запечатлеть имя истинного создателя маяка, но ослушание царского приказа грозило смертной казнью. Перед Состратом стоял нелегкий выбор: либо память благодарных потомков, либо жизнь. Что делать?
|