Студопедия — ББК 32.973 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ББК 32.973 9 страница






Разобранный пример показывает, что равносильное преобразование “горизонтальное объединение” также улучшает эргономичность алгоритмов.

П р е д о с т е р е ж е н и е: выполняя вертикальное и горизонтальное объединение, нужно следить, чтобы не появились пересечения соединительных линий (рис. 25).

ЭРГОНОМИЧНОСТЬ ЛИТЕРАЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ

Можно ли улучшить эргономичность литеральных дракон-схем с помощью равносильных преобразований? Мы уже знаем, что рокировка в этом случае бесполезна. Однако вертикальное и горизонтальное объединение позволяют заметно повысить эргономичность литеральных схем.


23


24


24-25


Чтобы убедиться в этом, обратимся к рис. 26 и 27. В самом деле, схема на рис. 26 а выглядит неоправданно громоздкой: она содержит семь вертикалей, тринадцать икон и заставляет читателя шесть раз читать идентификатор В, чтобы убедиться, что правые шесть икон одинаковые. А равносильная ей схема на рис. 26 б (полученная методом вертикального объединения) свободна от этого недостатка. Она наглядна, проста и изящна, содержит только две вертикали и восемь икон, занимает втрое меньше места на листе бумаги (на экране) и к тому же имеет всего два прямоугольных излома линий (на рис. 26 а — семь изломов). Таким образом, литеральная схема на рис. 26 б более эргономична, чем ее соседка.

Еще более громоздкой выглядит литеральная схема на рис. 27 а, в которой насчитывается 14 вертикалей. А равносильная ей схема на рис. 27 б (полученная методом вертикального и горизонтального объединения) снова выигрывает: позволяет уменьшить число вертикалей почти в пять раз (с 14 до 3), сокращает число икон более чем в три раза (с 65 до 21), обеспечивает более экономное топологическое упорядочивание маршрутов, заметно сокращает суммарную длину соединительных линий.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод: в отличие от рокировки, которая полезна только для смысловых дракон-схем, вертикальное и горизонтальное объединение улучшают эргономичность не только смысловых, но и литеральных алгоритмов.



что делать, если эргономические требования
противоречат друг другу?

До сих пор мы рассматривали простейшие случаи, когда различные эргономические требования не вступали в конфликт. Однако подобные конфликты возможны. Вот два эргономических критерия, которые могут противоречить друг другу:

! правило главного и побочного маршрутов,

! минимизация числа вертикалей.

Чтобы исключить конфликт, следует держаться принципа: правило маршрутов имеет более высокий приоритет, нежели стремление умень­шить число вертикалей.

В качестве иллюстрации сравним равносильные схемы на рис. 28. По критерию “минимизация числа вертикалей” выигрывает схема на рис. 28 а, имеющая на одну вертикаль меньше. Однако в ней нарушается правило маршрутов, причем сразу в двух местах. Во-первых, главный маршрут (когда человек здоров) не совмещен с шампуром. Во-вторых, маршруты не упорядочены слева направо, ибо самое тяжелое заболевание (когда человек вынужден лечь в больницу) находится на средней вертикали, а слева и справа от нее находятся более легкие недомогания. Таким образом, схему на рис. 28 а нельзя признать эргономичной.

Чтобы исправить недостаток, необходимо выполнить:

! вертикальное разъединение в точке С (эта операция обратна вертикальному объединению);

! рокировку развилки “Заболел?”;

! рокировку развилки “Врач помог?”.

В итоге получим схему на рис. 28 б, где все маршруты упорядочены слева направо по принципу “чем правее — тем хуже”. В самом деле, левая вертикаль означает, что дела идут хорошо, ибо человек здоров; значит, главный маршрут идет по шампуру. Вторая вертикаль показывает легкое недомогание, которое можно снять таблеткой. Третья вертикаль говорит: самочувствие ухудшилось, нужен врач. Наконец, четвертая (крайняя правая) вертикаль означает, что дела обстоят плохо — пришлось лечь в больницу.

Как уже упоминалось, схема на рис. 28 б не удовлетворяет эргономическому требованию минимизации числа вертикалей. Тем не менее мы признаем ее эргономичной, поскольку выполняется более приоритетное правило маршрутов. Отсюда вытекает, что (благодаря наличию приоритетов) комплекс эргономических требований является взаимоувязанным и непротиворечивым.

ИКОНА-ВСТАВКА КАК ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПРИЕМ

Мы уже знаем, что язык ДРАКОН запрещает применять пересечения, обрывы и соединители. Отсюда вытекает жесткое ограничение: любая дракон-схема должна целиком размещаться на одном листе бумаги. А если она слишком большая и вылезает за рамки прокрустова ложа?

Тогда можно взять бумагу больших размеров, например формата А1. А если схема громадная и все равно не помещается? На этот случай предусмотрены специальные приемы, позволяющие уменьшить габариты дракон-схемы и разрубить ее на куски. Эти приемы позволяют разместить дракон-схему на листах желаемого размера. Рассмотрим проблему на “миниатюрном” примере.

Предположим, линейный алгоритм состоит из четырнадцати икон, а бумажный лист небольшой, так что на нем можно разместить по вертикали не более десяти икон. Как быть?

На рис. 29 показаны два варианта решения проблемы. Алгоритм на рис. 29 а не годится, так как на участке АВ рабочая точка движется вверх, что запрещено правилами языка ДРАКОН. Преодолеть затруднение можно двумя способами: применить конструкцию “силуэт” (о которой шла речь в гл. 6) либо разделить алгоритм на две части. Рассмотрим последний способ. Для этого удалим из алгоритма несколько связанных по смыслу икон, а вместо них нарисуем икону-заместитель, которая называется вставкой (рис. 29 б). Вставка нужна, чтобы напомнить об изъятых иконах. Вставка занимает мало места — намного меньше, чем выброшенные иконы, поэтому алгоритм становится короче. Разумеется, выброшенные иконы не пропадают — они образуют новый алгоритм — алгоритм-вставку.

Икона-вставка — это команда “Передай управление в алгоритм-вставку” (рис. 30). Икона “конец” алгоритма-вставки означает: “Верни управление в основной алгоритм”. При этом управление возвращается в точку, расположенную после иконы-вставки. На языке программистов алгоритм-вставка — это процедура, а икона-вставка — это оператор “Вызов процедуры”.

ЧТО ТАКОЕ ПОДСТАНОВКА?

Операция “подстановка” связана с использованием иконы-вставки. Она выполняется за три шага.

Шаг 1. Из дракон-схемы удаляется фрагмент, имеющий один вход и один выход.

Шаг 2. Вместо него подставляется икона-вставка с именем Х.

Шаг 3. К удаленному фрагменту добавляется икона-заголовок с тем же именем Х и икона-конец; в результате получается алгоритм-вставка.

Два алгоритма на рис. 29 неравносильны: их формулы не совпадают, поскольку маршрут на рис. 29 а содержит 14 икон, а на рис. 29 б — 17 икон (см. также рис. 30). Вместе с тем нетрудно убедиться, что подстановка — эквивалентное преобразование алгоритмов, так как исходный и преобразованный алгоритмы дают одинаковые результаты для одних и тех же исходных данных. Попутно заметим, что равносильные алгоритмы всегда эквивалентны (обратное неверно). Таким образом, операция “подстановка” представляет собой эквивалентное (но не равносильное) преобразование алгоритмов.

рис. 29


рис. 30

Рис. 31 — на 2 стр.


УЛУЧШЕНИЕ ЭРГОНОМИЧНОСТИ АЛГОРИТМОВ
С ПОМОЩЬЮ ЦЕПОЧКИ
ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Когда рисуешь алгоритм, нужно стремиться, чтобы он с самого начала удовлетворял правилам и был эргономичным. А если это не получилось? Если первый блин комом, как на рис. 31 а? В этом случае необходимо довести алгоритм до ума с помощью последовательности эквивалентных преобразований. Вообще говоря, в примере на рис. 31 а достаточно сделать всего две рокировки (преобразовав обе развилки)
и мы сразу получим нужный ответ — искомую эргономичную схему на рис. 31 д.

Однако, чтобы сделать изложение более наглядным, лучше избрать другой путь и двигаться к цели мелкими шажками. Для начала используем визуальную формулу на рис. 32 и с ее помощью заменим нижнюю развилку на рис. 31 а на икону-вставку “Приведи комнату в порядок”. Результат подстановки представлен на рис. 31 б. Затем выполним рокировку и получим схему на рис. 31 в. После этого произведем обратную подстановку по формуле на рис. 32 и заменим икону-вставку на раз­вилку “Чернильница разбилась?” Полученная схема показана на рис. 31 г. Наконец, делаем еще одну рокировку и приходим к искомой эргономичной схеме на рис. 31 д.

Рис. 32. Пример операции “подстановка”

Для удобства читателя на рис. 33 дана общая сводка эквивалентных преобразований.


ВЫВОДЫ

1. Понятие эргономичного алгоритма весьма актуально. Применение достижений эргономики к теории алгоритмов позволяет значительно улучшить понимаемость алгоритмов и программ.

2. Понятие эргономичного алгоритма задается с помощью конечного набора четко определенных правил и признаков, таких, как “главный маршрут должен идти по шампуру” и т. д. Следовательно, это понятие является строгим.


3. Рассмотренные выше четыре эквивалентных преобразования алгоритмов подтверждают, что эргономичность алгоритмов можно улучшить с помощью простых и ясных методов, которые в некотором смысле можно считать формальными.

Г Л А В А 8

Визуализация циклов

Успешность принятия решения во многом зависит от способности человека “визуализировать проблемную ситуацию”, наглядно представлять ее и оперировать наглядными образами.

Наталья Завалова, Борис Ломов,
Владимир Пономаренко

ОБЫЧНЫЙ ЦИКЛ

В языке ДРАКОН имеется следующий ассортимент циклов:

! обычный цикл;

! переключающий цикл;

! цикл ДЛЯ;

! веточный цикл;

! цикл ЖДАТЬ.


Рис. 36. Гибридный цикл
Рис. 34. Цикл ДО
Рис. 35. Цикл ПОКА
Первые четыре цикла рассматриваются в этой главе, цикл ЖДАТЬ — в гл. 11.

Рис. 37. Пример цикла ПОКА
рис. 37

Рис. 39. Досрочный выход из цикла происходит потому, что Карлсон больше не хочет есть (сравни с рис. 37)
Рис. 38. Пример цикла ДО
рис. 38 и 39

Рис. 41. Досрочный выход из цикла, потому что краска в ведре кончилась. И в сарае краски тоже нет
Рис. 40. Досрочный выход из цикла, потому что кончилась краска
рис. 40 и 41

Рис. 42. Два досрочных выхода: (1) потому что краска кончилась, (2) потому что ребята позвали играть в футбол
рис. 42

Рис. 43. Как построить цикл в цикле
Рис. 44. Цикл в цикле. Внутри цикла ПОКА находится цикл ДО (сравни с рис. 37)
рис. 43 и 44


Составной визуальный оператор “обычный цикл” (рис. 2, макроикона 4) содержит иконы “вопрос” и “петля цикла” (рис. 1, иконы И4, И24). Он охватывает циклы трех типов (рис. 34—36):

! цикл ДО (do-while),

! цикл ПОКА (while-do),

! гибридный цикл (do-while-do).

Примеры циклов ПОКА и ДО приведены на рис. 37, 38. Досрочный выход из цикла показан на рис. 39—42. Конструкция “цикл в цикле” представлена на рис. 43—45.

Анализируя рисунки, можно заметить следующие особенности.

! Оператор “обычный цикл” имеет один вход и один или несколько выходов.

! Цикл с одним выходом представляет собой шампур-блок (вход и выход находятся на одной вертикали).

! Если цикл имеет более одного выхода, основной выход размещается на главной вертикали, дополнительные — правее ее.

! Петля цикла находится правее главной вертикали и закручена против часовой стрелки.

! Икона “вопрос” задает условие цикла, которое распадается на две части: условие продолжения и условие окончания (рис. 37).

! Условие продолжения соответствует правому выходу иконы “вопрос”, условие окончания — нижнему.

! Условие окончания может помечаться как словом “нет”, так и словом “да”. То же самое относится и к условию продолжения.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ И ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЙ ЦИКЛ

Предположим, в алгоритме нужно организовать разветвление на несколько направлений. Задачу можно решить двумя способами: с
помощью иконы “вопрос” (рис. 46 а) и с помощью переключателя (рис. 46 б).

Переключатель — составной визуальный оператор (рис. 2, макроикона 3), имеющий один вход и один выход, содержащий одну икону “выбор” и несколько (две и более) икон “вариант” (рис. 1, иконы И5, И6). Внутри иконы “выбор” делается надпись, обычно в утвердительной форме, которая обозначает вопрос, имеющий строго определенное число ответов (два и более). Ответы записываются в иконах “вариант”. Таким образом, число вариантов равно числу ответов. Говоря формально, в иконе “выбор” записывается переменная, в иконах “вариант” — ее значения. На рис. 46 б переменная “Светофор” принимает три значения: зеленый, желтый, красный.

Переключатель позволяет создать особый тип цикла — переключающий цикл (рис. 2, макроикона 5). Для этого нужно оторвать выход правой ветви переключателя, загнуть его вверх и присоединить стрелку в нужное место (рис. 47).

На рис. 48 изображен цикл с переключателем, однако это не переключающий цикл, а обычный. Как их отличить? В первом случае переключатель имеет два выхода, во втором — только один. Есть еще одно отличие. Если вверх загибается выход иконы “вопрос” — это обычный цикл (ДО, ПОКА или гибридный). А если кверху идет выход переключателя — перед нами переключающий цикл.

ЦИКЛ ДЛЯ

На рис. 49 и 50 показаны два варианта решения простой математи­ческой задачи. В первом случае используется цикл ДО, во втором — цикл ДЛЯ. Цикл ДЛЯ — составной визуальный оператор (рис. 2, макроикона 6), содержащий иконы “начало цикла ДЛЯ” и “конец цикла ДЛЯ” (рис. 1, иконы И12, И13), между которыми располагаются одна или несколько других икон. Внутри иконы “начало цикла ДЛЯ” указываются переменная цикла, ее начальное и конечное значения и шаг. Порядок

Рис. 46. Что лучше: икона “вопрос” или переключатель?
46


записи этих величин определяется выбранным вариантом текстового синтаксиса. На рис. 50 изображен вариант, по умолчанию принимающий, что шаг равен 1.

ВЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ

Циклы, описанные выше, могут использоваться как в примитиве, так и в силуэте. В этом параграфе речь пойдет о веточном цикле, который встречается только в силуэте.

Веточный цикл образуется, когда метка в иконе “адрес” указывает либо на свою ветку, либо на ветку, которая находится левее. Например, икона-адрес “Покупка плюшек” на рис. 51 указывает на свою ветку. Внутри веточного цикла могут появляться циклы других типов. На рис. 52 изображена конструкция “цикл в цикле”, у которой внутри веточного цикла находится цикл ДО.


рис.48, 49, 50


51, 52

53

При замене примитива на эквивалентный ему силуэт гибридный цикл нередко превращается в веточный цикл. В этом легко убедиться, сравнив эквивалентные алгоритмы на рис. 41 и 53.

ГЛАВНЫЙ МАРШРУТ СИЛУЭТА

В этом параграфе мы продолжим изучение веточных циклов и попытаемся ответить на вопрос: как найти главный маршрут веточного цикла? Для этого нужно проанализировать понятие “главный маршрут силуэта” (рис. 54).

Линейный (неразветвленный) силуэт имеет один-единственный маршрут, который и является главным. Он проходит по шампурам всех веток и по всем иконам силуэта (рис. 54 а).

 
 

Формула маршрута для силуэта имеет особенность: одноименные иконы “адрес” и “имя ветки” обозначаются одной буквой, которая повторяется в формуле дважды. Например, силуэт на рис. 54 а имеет формулу

где парные буквы обозначают переход с первой ветки на вторую (СС) и со второй на третью (DD).

Ветка называется одноадресной, если она имеет одну икону “адрес”. Если все ветки одноадресные, силуэт считается одноадресным.

Линейный силуэт всегда одноадресный. Однако одноадресный силуэт может быть и разветвленным. В последнем случае его главный маршрут следует по шампурам всех веток, однако он не проходит по всем иконам (рис. 54 б).

Если хотя бы одна ветка имеет более одного адреса, может сложиться ситуация, когда какие-то ветки не попадают на главный маршрут. На рис. 54 в икона-адрес D лежит на побочном маршруте. Это приводит к тому, что ветка D также оказывается на побочном маршруте. В результате главный маршрут проходит по шампурам всех веток, кроме ветки D (рис. 54 в).

Веточные циклы образуются только в многоадресных силуэтах, в одноадресных их в принципе не может быть. Они бывают нескольких типов:

! одноветочные (если цикл помещается в одной ветке);

! двухветочные (если цикл занимает две ветки);

! трехветочные (цикл в трех ветках)

и т. д.

 
 

Как работает одноветочный цикл? Предположим, до начала выполнения цикла на рис. 54 г имеют место условия


54


Предположим также, что веточный цикл выполняется два раза, после чего условие Е принимает значение “нет”. Это значит, что при третьем проходе по ветке В произойдет выход из цикла по пути “ Е нет С ”. В такой ситуации формула главного маршрута для силуэта на рис. 54 г принимает вид:

Как выглядит главный маршрут на дракон-схеме? Ответ изображен жирной линией на рис. 54 г. Мы видим, что главный маршрут как бы разветвляется в иконе Е и проходит через оба ее выхода. Разумеется, это условность, которая означает следующее. Сначала (когда Е = да) главный маршрут идет по шампуру, затем (когда выполняется условие окончания цикла Е = нет) главный маршрут проходит через правый выход иконы Е.

Чтобы построить одноветочный цикл, нужно в левой иконе “адрес” записать Х, где Х — имя данной ветки. Для выхода из цикла следует добавить вторую икону “адрес” и записать в ней Y, где Y — имя следующей (по порядку исполнения) ветки.

Если в веточном цикле слишком много икон, он может не поместиться в одной ветке. К счастью, его можно разделить на части. Например, веточный цикл на рис. 54 д содержит пять икон: Е, F, G, H, R (иконы “имя ветки” и “адрес” не в счет). Поместим иконы Е и F в ветку В,
а иконы G, H, R — в ветку С. В результате цикл станет двухветочным. Главный маршрут силуэта с двухветочным циклом имеет разветвление в иконе R. Условие R = да позволяет вернуться к началу цикла. Если
R = нет, главный маршрут ведет нас к концу алгоритма (рис. 54 д).

Таким образом, двухветочный цикл — это цикл, содержащий две ветки Х и Y, причем в ветке Х имеется икона-адрес Y, а в ветке Y — икона-адрес Х.

На рис. 54 е представлена ситуация “цикл в цикле”: веточный цикл С находится внутри веточного цикла В. Из рисунка видно, что в этом случае главный маршрут “разветвляется” дважды: в иконах R и J.

 
 

Если выполняется условие R = да, происходит повторение внутреннего цикла С. При сочетании условий

производится выход из цикла С и повторение внешнего цикла В. Наконец, сочетание условий


означает, что выполнение цикла В и алгоритма в целом заканчивается.

ВЫВОДЫ

1. В различных текстовых языках при описании циклов применяются разные наборы ключевых слов, имеющих к тому же разную семантику. Неразбериху усугубляют отличия в логике окончания цикла. Например, в языке Си для циклов while и do-while условие окончания цикла соответствует значению false или 0, условие продолжения — значению true или 1. В языке Паскаль картина иная: в цикле while-do выход из цикла соответствует значению false, а в цикле repeat-until по каким-то загадочным причинам применяется диаметрально противоположный принцип: выход из цикла производится, когда логическое выражение принимает значение true. Все эти путаные правила программист обязан знать и неукоснительно выполнять.

2. Отсутствие унификации ключевых слов и разнобой в определении условий выхода из цикла является серьезным недостатком: программисты вынуждены зубрить ключевые слова и значения условий, причем освоение каждого следующего языка требует новой зубрежки.

3. С точки зрения визуального программирования, указанные трудности являются надуманными и легко устраняются. Надо лишь отказаться от сложившихся привычек и устаревших стереотипов мышления, связанных с текстовым программированием. Визуализация качественно меняет ситуацию, поскольку текст больше не является единственным носителем информации.

4. Визуальные образы уменьшают нагрузку на память программиста, ликвидируют ошибки, вызванные неправильным пониманием семантики ключевых слов, отменяют ненужные ограничения, предоставляют пользователю богатую палитру выразительных средств и в конечном итоге обеспечивают более высокую понимаемость алгоритмов и программ.

5. Визуализация циклов — весьма полезный инструмент, так как сложные вложенные циклы со многими выходами часто бывают источником трудных ошибок. Многие из них возникают из-за путаницы, связанной с устаревшей привычкой описывать циклы словами. Сегодня никто не пытается заменить конструкторские и строительные чертежи словесными описаниями. По мнению автора, текстовая форма записи циклов во многих случаях является таким же анахронизмом, как словесное описание механического чертежа или электрической схемы.

 


Г Л А В А 9

Визуализация логических
формул

Существует форма представления информации наглядная, броская, понятная всем с детства. Такой формой является графика.

Валерий Венда

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ И

— Где можно купить щенка?

— В нашем городке они продаются на рынке, но сегодня рынок закрыт. К тому же щенков продают не каждый день. Щенки до­вольно дорогие и какие-то невзрачные — не знаю, понравятся ли они вам.

Из подслушанного разговора ясно, что покупка щенка возможна в том и только в том случае, когда выполняются четыре условия (рис. 55):

! рынок открыт (обозначим это условие через Р);

! у покупателя деньги есть (Q);

! щенки есть в продаже (R);

! щенок понравился (S).


В итоге получаем логическую функцию

где Х означает “Можно купить щенка?” (рис. 55).

В традиционных языках программирования значениями логических переменных считаются пары (ИСТИНА, ЛОЖЬ) или (1, 0). С эргономи­ческой точки зрения, такой подход нельзя признать удачным. В самом деле, использование “шибко мудреных” слов ИСТИНА и ЛОЖЬ или
таинственных цифр 1 и 0 в примере о щенках (как и в любом другом конкретном примере) является надуманным, дезориентирующим и не содействует пониманию существа вопроса.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 454. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия