Студопедия — М.Кляйн
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

М.Кляйн






РОЛЬ ФРУСТРАЦИИ В РАЗВИТИИ'

II

Я много говорю о желании младенца обладать неис­тощимой, всегда доступной для него грудью. Но, как я предпо­ложила ранее, он хочет не только пищи, он также хочет, чтобы его освободили от деструктивных импульсов и персекуторной2 тревоги. Это чувство, что мать всесильна и может избавить от любой боли и зла, исходящих из внешних и внутренних источ­ников, можно также найти и при анализе взрослых. Между про­чим, я хотела бы сказать, что очень благоприятные изменения в кормлении детей, произошедшие в последние годы, в отличие от довольно жесткого способа кормления по расписанию, не мо­гут тем не менее сами по себе предотвратить затруднений ре­бенка, так как мать не может устранить его деструктивных им­пульсов и персекуторной тревоги. Необходимо рассмотреть еще один момент. Слишком тревожное! отношение со стороны мате­ри, которая каждый раз, как ребенок плачет, тут же дает ему есть, не помогает ребенку. Он чувствует тревогу матери, и это увеличивает его собственную тревогу. Я также встречала у взрос­лых обиды на то, что им не давали достаточно поплакать, и они поэтому потеряли способность выражать тревогу и горе (и по­лучать таким образом облегчение), так что ни агрессивные им­пульсы, ни депрессивные тревоги не могли найти себе полного выхода. Интересно, что Абрахам упоминает среди факторов, ле­жащих в основе маниакально-депрессивного расстройства, как чрезмерную фрустрацию, так и слишком сильное потакание же­ланиям, поскольку фрустрация, если она не чрезмерна, являет­ся стимулом адаптации к внешнему миру и способствует разви­тию чувства реальности. Действительно, определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение, может дать мла­денцу чувство, что он способен справиться с тревогой. Я также обнаружила, что неисполненные желания младенца, которые до некоторой степени и невозможно исполнить, вносят важный вклад в его сублимации и творческую деятельность. Отсутствие конфликта у младенца, если это гипотетическое состояние мож­но представить, лишает его возможности обогащения своей лич­ности и важного фактора в усилении Эго, поскольку конфликт

Кляйн М. Зависть и благодарность, глава 2. СПб., 1997, стр. 24—31. Персекуторная — тревога преследования.

и потребность в его преодолении — это фундаментальные эле­менты творчества.

Из утверждения, что зависть портит первичный хороший объект и придает дополнительную остроту садистским напад­кам на грудь, следуют дальнейшие выводы. Грудь, на которую так нападают, теряет свою ценность, становясь плохой — иску­санной и отравленной мочой и калом. Чрезмерная зависть по­вышает интенсивность этих нападок и их длительность и тем самым затрудняет младенцу возможность восстановить хороший объект, в то время как садистские нападки на грудь, которые в меньшей степени обусловлены завистью, проходят гораздо быс­трее и поэтому не разрушают так сильно и так надолго хоро­ший объект в душе ребенка: грудь, которая возвращается и ко­торой можно наслаждаться, становится доказательством того, что она не повреждена и по-прежнему хороша.

Тот факт, что зависть подрывает способность к удовлетворе­нию, до некоторой степени объясняет, почему она столь упор­на, поскольку именно удовольствие и вызванная им благодар­ность смягчают деструктивные импульсы, зависть и жадность. Можно посмотреть на это и" с другой точки зрения: жадность, зависть и персекуторная тревога, связанные друг с другом, не­избежно усиливают друг друга. Чувство вреда, причиненного за­вистью, сильная тревога, вызванная этим, и вследствие этого неуверенность в «хорошести» объекта приводят в результате к возрастанию жадности и деструктивных импульсов. Даже если после этого объект и ощущается как хороший, то он желается и берется вовнутрь еще более жадно. Это приложимо и к пище. В анализе мы обнаруживаем, что если пациент испытывает боль­шие сомнения по поводу своего объекта и, следовательно, так­же по поводу ценности аналитика и анализа, он может вцепиться в любую интерпретацию, которая облегчит его тревогу, и скло­нен продлевать сессии, поскольку он хочет принять в себя как можно больше того, что он сейчас ощущает хорошим. (Некото­рые люди, наоборот, так боятся своей жадности, что очень ста­раются уйти точно вовремя.)

Сомнения по поводу обладания хорошим объектом и соответ­ствующая неуверенность в собственных добрых чувствах приво­дят также к жадным и неразборчивым идентификациям; на та­ких людей легко повлиять, так как они не могут доверять соб­ственным суждениям.

По сравнению с младенцем, который из-за зависти не спо­собен к стабильному установлению хорошего внутреннего объек­та, ребенок с сильной способностью к любви и благодарности

поддеРживает глубоко укорененные отношения со своим хоро­шим объектом и может, не будучи фундаментально поврежден­ным, выносить временные состояния зависти, ненависти и обиды, которые возникают даже у детей, которых любят и за которыми хорошо ухаживают. Таким образом, поскольку эти не­гативные состояния преходящи, хороший объект восстанавлива­ется снова и снова. Это необходимый фактор в его укреплении и закладке основы стабильности и сильного Эго. В ходе разви­тия ребенка отношения с материнской грудью становятся осно­вой преданности людям, ценностям и делам и, таким образом, поглощают часть любви, которая первоначально испытывалась к первичному объекту.

Ill

0

Одним из главных производных способности к люОви является чувство благодарности. Благодарность необходима для построения отношений с хорошим объектом и является подо­плекой оценки «хорошести» в других людях и в себе самом. Бла­годарность уходит корнями в эмоции и отношения, возникаю­щие на наиболее ранней стадии младенчества, когда для мла­денца мать — это единственный объект. Я уже указывала на эту раннюю связь как на основу всех позднейших отношений с лю­бимым человеком. Хотя исключительные отношения с матерью индивидуально варьируют в продолжительности и интенсивно­сти, я считаю, что в той или иной степени они существуют у большинства людей. То, в какой степени они остаются ненару­шенными, частично зависит от внешних обстоятельств. Но внут­ренние факторы, лежащие в их основе, прежде всего способ­ность к любви, видимо, являются врожденными. Деструктивные импульсы, особенно сильная зависть, могут на ранней стадии нарушить эту специфическую связь с матерью. Если зависть к кормящей груди сильна, то это препятствует полному удовлет­ворению, потому что, как я уже сказала, для зависти характерно то, что она подразумевает кражу у объекта того, чем он облада­ет, и его порчу.

Младенец может испытывать полное удовольствие, только если способность к любви достаточно развита; и это удоволь­ствие образует основу благодарности. Фрейд описывал блажен­ство насосавшегося младенца как прототип полового удовлетво­рения. С моей точки зрения, эти. переживания образуют основу не только полового удовлетворения, но и всего последующего счастья и способности чувствовать единство с другим человеком;

это единство подразумевает полное понимание, которое необхо­димо для всяких счастливых любовных отношений или дружбы. В идеале это понимание не нуждается в словах для своего вы­ражения, что указывает на его происхождение от наиболее ран­ней близости с матерью на довербальной стадии. Способность получать полное удовольствие от первого отношения с грудью образует основу переживания удовольствия из всех прочих ис­точников.

Если ненарушенное удовольствие от кормления пережива­ется часто, то происходит достаточно прочная интроекция хоро­шей груди. Полное удовлетворение от груди означает, что мла­денец чувствует, что он получил от своего объекта исключитель­ный дар, который он хотел бы сохранить. Это и составляет основу благодарности. Благодарность тесно связана с верой в добро. Это включает в себя прежде всего способность прини­мать и усваивать любимый первичный объект (не только как источник пищи) без особых йомех со стороны жадности или за­висти, поскольку жадная интернализация нарушает отношения с объектом. В ситуации жадной интернализации человек чув­ствует, что он контролирует и истощает, а потому ранит свой объект, в то время как в хороших отношениях с внутренними и внешними объектами доминирует желание сохранять и жалеть. По другому поводу я писала, что процесс, лежащий в основе доверия к хорошей груди, исходит из способности младенца вкла­дывать либидо в свой первый внешний объект. Так устанавли­вается хороший объект, который любит и защищает Я и сам лю­бим и защищаем им. Так возникает вера в собственную «хоро-шесть» (доброту).

Чем чаще удовлетворение от груди переживается и полнос­тью принимается, тем чаще чувствуются удовольствие и благо­дарность и, следовательно, желание вернуть полученное удоволь­ствие. Эти повторяющиеся переживания делают благодарность возможной на самом глубоком уровне и создают предпосылки для способности возмещать причиненный вред и для любых суб­лимаций. Путем процесса проекции и интроекции, путем отда­чи вовне и повторной интроекции внутреннего богатства про­исходят обогащение и углубление Эго. Так обладание помогаю­щим внутренним объектом устанавливается снова, раз за разом, и благодарность способна полностью проявить себя.

Благодарность тесно связана со щедростью. Внутреннее бо­гатство возникает благодаря усвоению хорошего объекта, так что индивид становится способен поделиться его дарами с другими людьми. Это позволяет интроецировать более дружественный

внешний мир, и чувство обогащения усиливается. Даже тот факт, что щедрость часто недостаточно оценивается, не обязательно подрывает способность давать. И наоборот, у тех людей, у кото­рых это чувство внутреннего богатства и силы не установлено в достаточной мере, всплески щедрости часто перемежаются с преувеличенной потребностью в оценке и благодарности и впоследствии с персекуторными тревогами обеднения и обкра-денности.

Сильная зависть к кормящей груди препятствует способно­сти получать полное удовольствие и, таким образом, подрывает развитие благодарности. Есть очень сильные психологические причины того, почему зависть фигурирует среди «семи смерт­ных грехов». Я бы даже предположила, что она бессознательно ощущается самым большим грехом, поскольку портит и повреж­дает хороший объект, являющийся источником жизни. Этот взгляд совпадает со взглядом Чосера в «Сказке о Парсонсах»: «Несом­ненно, зависть — самый худший из грехов; поскольку остальные грехи — это грехи против какой-то одной добродетели, в то вре­мя как зависть — против всех добродетелей и против всего хо­рошего». Чувство, что он повредил и разрушил первичный объект, нарушает веру человека в искренность его дальнейших отноше­ний и заставляет его сомневаться в своей способности любить и быть хорошим.

Мы часто сталкиваемся с проявлениями благодарности, ко­торые вызваны в основном чувством вины и в гораздо меньшей степени способностью к любви. Я полагаю, что на самом глубо­ком уровне есть важное различие между этим чувством вины и благодарностью. Конечно, это не означает, что некоторый эле­мент вины не вторгается в наиболее искренние чувства благо­дарности.

Мои наблюдения показали, что серьезные изменения в ха­рактере, которые выражаются в его порче, более вероятны сре­ди тех людей, которые не установили свой первый объект ус­тойчиво и не способны к поддержанию благодарности к нему. Если у этих людей по внешним или внутренним причинам воз­растает персекуторная тревога, то они полностью теряют свой первичный хороший объект или, скорее, его замены, будь то люди или ценности. Процессы, лежащие в основе этого изме­нения, являются регрессивным возвратом к ранним механизмам расщепления и дезинтеграции. Поскольку это вопрос степени, то эта дезинтеграция, хотя и сильно влияет на характер, не обя­зательно ведет к явной болезни. Жажда власти и престижа или

потребность умиротворить преследователей любой ценой — это те аспекты изменений характера, которые приходят мне в голову,

В некоторых случаях я наблюдала, что при общем возраста­нии зависти у человека происходит активизация зависти, иду­щей из самых ранних источников. Поскольку ранние чувства имеют всемогущую природу, это отражается и на текущих чувствах зависти, переживаемых по отношению к фигуре-заме­стителю, и поэтому вносит свой вклад как в эмоции, пробуж­денные завистью, так и в уныние и вину. Вероятно, такая акти­визация самой ранней зависти повседневным опытом знакома каждому, но как степень, так и интенсивность этого чувства, так же как и чувство всемогущего разрушения, варьируют в за­висимости от индивида. Этот фактор может оказаться очень важ­ным при анализе зависти, поскольку, только если анализ спосо­бен дойти до ее глубочайших истоков, он достигает полного эф­фекта.

Без сомнения, фрустрации и несчастливые обстоятельства, возникающие в течение жизни, пробуждают зависть и ненависть у каждого человека, но сила этих эмоций и способы совладания с ними существенно различаются. Это одна из многих причин, почему у разных людей способности получать удовольствие, свя­занные с чувством благодарности за полученное благо, также существенно различаются.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия