Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Демократизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.






Архитектура «старательно покрывается орнаментом» не только на живописных фонах, но и в реальности. Тема райского подобия становится одной из главных архитектурных тем с середины и до конца века, а одним из главных средств ее выражения становится сугубый, доходящий до фантастического узорочья декоративизм. Именно декоративная сторона зодчества приняла на себя эту «хилиастическую» функцию, и не только эту. Судя по масштабам, до которых разросся в XVII в. декоративизм, по творческой активности и концентрации художественных проблем в его поле, можно смело утверждать, что эта сторона вообще была ведущей в концепции храмовой архитектуры этого времени.

Системы декоративной разработки стали носителями не только новых духовных смыслов, но и новых принципов художественного мышления, показателями тенденций в религиозных и в культурных движениях. Основные принципы их организации и репрезентации почти буквально отражают характерные признаки духовного и культурного общественного сознания этой переходной эпохи.
На протяжении второй половины XVII в. декорация храмовых сооружений претерпевает принципиальную эволюцию. По хронологии и по характеру разработки их можно в самом общем виде разделить на две группы: с 40-х до конца 70-х и 80-90-е гг. По характеру декора их можно условно противопоставить как «иррациональную» и «рациональную». Имеется в виду, прежде всего, тектоническая логика построения декора.
Декоративной разработке первой группы памятников присуща общая атектоничность. Под ней мы подразумеваем многочисленные и систематические случаи нарушения собственной тектонической логики построения декоративных элементов фасадов. В бесстолпных храмах это постоянные нарочитые нарушения логики появившихся в русском архитектурном декоре ордерных взаимосвязей - смещение с осей симметрии в ордерной сетке пластически акцентированных наличников окон, при этом часто фронтоны наличников оказываются врезанными либо в богато профилированный карниз (ц. Николы на Берсеневке), либо в пилястру, либо наличник «размыкает» ордерную ячейку, перерезая сами колонки (например, киот на южном фасаде четверика храма Троицы в Никитниках). В традиционных четырех столпных храмах (например, ярославских) - это «разорванные» лопатки (церковь Вознесения, северный фасад), полные несовпадения в сочленениях (церковь Ильи Пророка, южный фасад), в ритмическом шаге вертикальных членений и «закомар»(церковь Федоровская) и т. п. Эти тектонические алогизмы на фасадах посадских храмов настолько обильны и настолько систематичны, что образуют целое художественное явление, которое можно кратко определить как перманентное стремление к нарушению и даже разрушению любого избранного зодчим за основу тектонического порядка - будь то ордер в его новой для Руси западной редакции или традиционная система членения фасада - идущее как бы «вторым голосом» к созиданию этого порядка и образующее программную художественную оппозицию «созидание - разрушение». Однако все эти «несистемные» алогизмы покрываются и синтезируются в единое художественное целое через принцип общего узорочья, доходящего порой до полной «ковровости», до боязни пустоты (ц. Воскресения на Дебре в Костроме, ц. Троицы в Останкине, ц. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле и многие другие).
Другая черта декора памятников этой группы - это его «энциклопедичность». Мастера XVII в. как бы выводят на стены храмов абсолютно все декоративные мотивы, накопленные древнерусской традицией, как бы обобщая их и доводя их художественное развитие до последнего предела - и качественно, и количественно. При этом они стремятся синтезировать их со всеми вновь узнанными архитектурными новшествами. Как мы уже заметили, в результате разрушаются и старый, и новый порядки, образуется свое собственное, достаточно «иррациональное» целое.

Интересно, что при всем кажущемся «варварстве» подобного архитектурного мышления, часто

представляющемся современному восприятию «непрофессионализмом», небрежностью, отсутствием мастерства, именно оно и есть, как это ни парадоксально, русский вариант ренессансного. Достаточно сопоставить его характерные признаки со стилем мышления европейского Ренессанса.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 748. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия