Студопедия — Глава пятая 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава пятая 5 страница






Готовили и ели Абхай и д-р Шастри вместе, как члены одной семьи. Как-то Абхай поделился с ним своими планами создания «Лиги преданных» — организации, которая активно действует по всему миру, но имеет штаб-квартиру в Джханси. Он заявил, что все жители этого города должны присоединиться к распространению миссии Господа Кришны. Господь Чайтанья говорил, что на индийцах лежит особая обязанность — распространять сознание Кришны по всей Индии и по всему миру.

Доктор Шастри: Ему не давала покоя мысль о том, что весь мир страдает от своих материалистических взглядов — ешь, пей, веселись! Целыми днями он ходил и проповедовал, выполняя наказ Чайтаньи Махапрабху и своего Гуру Махараджи. Он обладал железной волей и непоколебимой решимостью и уверенностью в своем деле. Ни капли сомнения. Он был «дридха-врата», то есть обладал твердой решимостью. Он проповедовал непрерывно: «харер нама харер нама харер намаива кевалам/ калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха» — Нет другого пути, кроме Харе Кришна Намы. Он постоянно говорил об этом, иногда даже всю ночь напролет, и подчас мне это даже начинало надоедать, и я просил: «Пожалуйста, не мешайте, дайте поспать». А он — пожилой человек, труженик-миссионер — был совсем как юноша. Я тогда был молодым парнем, а он был мне как друг, как старший брат. Он был моим наставником, моим учителем — поскольку учитель — это и друг, и философ, и проводник.

Он всегда старался создать благотворную обстановку, руководствуясь «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гитой». Вся его повседневная жизнь была воплощением «Бхагавад-гиты». Его миссией была не только проповедь, но и практическая деятельность. Он и меня пытался занять в этой миссии, но я увиливал. Я не думал, что он совершит чудо ради духовного преобразования мира, хотя именно к этому он нас и побуждал.

 

Пока доктор Шастри занимался своими делами в больнице, Абхай беседовал с пациентами. Иногда он рекомендовал им какие-то лекарства, но чаще проповедовал. Теперь он был доволен. Здесь была настоящая жизнь — люди отзывались на его проповедь, которая вдохновляла их повторять Харе Кришна. В нем неуклонно росла решимость день и ночь проповедовать, оставив все остальное и полностью положившись на Кришну, которому принадлежат результаты любой деятельности.

Он начал регулярно проводить лекции и киртаны на городских мероприятиях, иногда по нескольку раз в день. По воскресеньям он читал лекции в Садхана Мандире, на другой день — в Гита Мандире, потом - в Теософском Обществе, а зачастую — прямо в домах горожан.

Г-н Рам Митра, поэт, владелец магазина, содержал храм Шивы неподалеку от своего дома, и Абхай начал регулярно давать лекции и петь киртаны у него. Иногда, когда г-н Митра проводил в Садхана Мандире обсуждения «Бхагавад-гиты» на хинди, Абхай посещал и их тоже. А иногда он заходил к г-ну Митре в его посудную лавку, расположенную на Базаре Джханси и выходящую на оживленную улицу. Как обычный покупатель, Абхай усаживался посреди составленных штабелями ведер из нержавеющей стали, тарелок, чашек и лот* и пересказывал господину Митре и его друзьям «Чайтанья-чаритамриту». А иногда и ему приходилось выслушивать, как г-на Митра рассказывает о своей новой опубликованной книге стихов и литературной славе.

Господин Митра видел, что Абхай задался целью ни больше ни меньше как наполнить сознанием Кришны целый город — Джханси. Абхай цитировал стих из «Чайтанья-чаритамриты»: «Тот, кто настолько удачлив, что родился в Индии, должен сделать свою жизнь совершенной, а затем нести благо другим, распространяя сознание Кришны».

 

— И, — обычно добавлял Абхай в конце, — весь мир ждет от нас, г-н Митра, этой духовной революции.

Господин Митра кивал, и его красивое лицо, напоминающее лицо Неру, расплывалось в улыбке. Но он видел, что Абхай ожидал от людей не просто внимания и согласия — он хотел, чтобы они что-то делали.

Однажды господин Митра подарил Абхаю свою книгу, особо указав на введение, написанное очень известным человеком, и несколько раз упомянул, что великому садху Виноба Бхаве очень понравились его стихи.

Узнав, что Абхай регулярно пьет молоко, г-н Митра начал ежедневно угощать его молоком от своей черной коровы (а черные коровы, говорил он, дают особенно хорошее молоко). Однажды Абхай попросил г-на Митру сопровождать его в шествии с киртаном по ближайшим деревням, но г-ну Митре пришлось отказаться, поскольку он не смог найти никого, кто мог бы присмотреть за магазином в его отсутствие.

Был еще один молодой аюрведический врач, доктор Сиддхи, которого сразу же заинтересовали исполненные вдохновения планы Абхая по распространению сознания Кришны.

Доктор Сиддхи: Он приходил ко мне несколько раз. У меня на крыше была комната для киртана, и свои киртаны он проводил там, а еще в Гита Мандире. К тому же, мы ежедневно ходили в Теософское Общество. Там во время лекций и киртанов воцарялась очень духовная и умиротворяющая атмосфера, атмосфера благочестия. Обычно он играл на фисгармонии. Мы помогали ему встречать людей и им проповедовать. Обычно он проводил киртан, читал лекцию по «Бхагавад-гите» и рассказывал о жизни Кришны. Чайтанья Махапрабху был его Господином, и я тоже очень полюбил Его.

С Абхаем начал регулярно встречаться Радхелал Маллик, староста Гита Мандира и Садхана Мандира.

Радхелал Маллик: Он оказал на меня огромное влияние. Обычно я общался с ним каждое утро по три-четыре часа. У него было много, очень много больших книг. В те дни он больше всего был погружен в книги о Шри Чайтанье Махапрабху. В то время он еще и писал. Мы вместе с настоятелем Гита Мандира вызвались готовить для него.

***

Однажды утром, гуляя с Радхелалом Малликом Абхай обратил внимание на Бхарати Бхаван, живописный храмовый комплекс, расположенный на берегу большого пруда под названием Антия. Этот район города назывался Антия Тал; он был тихим и малонаселенным, но неподалеку от него пролегала Сипри Роуд, главная транспортная магистраль, связывающая Сипри Базар с центром Джханси.

Абхай расспросил г-на Маллика об этом храме, и, свернув с главной улицы, они спустились по тропинке к главным воротам комплекса.

Это был участок в несколько гектаров, утопавший в зелени рощ манго и нима. Главное здание - маленькое, как часовня, но с четкими и смелыми пропорциями, - называлось «Мемориал Радхи». Оно возвышалось на восьмиугольном каменном основании, и восемь колонн из белого и красного мрамора, украшенных искусной резьбой, поддерживали купол. Вход украшали два слона, несущие на воздетых хоботах богиню удачи, Лакшми. Здание украшали (но в то же время делали его массивнее) бетонные ленты и узоры из красных, зеленых и синих полос. Над входом были выгравированы слова на хинди «Радха-смарак», а над ними — перевод на английский: «Мемориал Радхи».

Увидев на стене каменного храма санскритскую надпись — Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе — Абхай повернулся к Радхелалу Маллику и решительно произнес:

— Господь построил это здание, чтобы я использовал его.

С этого момента Абхай преисполнился решимости получить это здание.

Господин Маллик рассказал, что храм был построен в 1939 году, в память о богатом землевладельце и вайшнаве Радха Бхаи, но в настоящее время никак не использовался. Несколько комнат занимал Д-р Прабхакар Мишра, с которым Абхай уже не раз встречался, остальные комнаты пустовали. Абхай и г-н Маллик разыскали Мишру в главном здании, в его квартире, и доктор, увидев, каким энтузиазмом горит Абхай, пригласил его остаться и жить с ним. Доктор Мишра рассказал, что по воскресеньям дает утреннюю лекцию по «Бхагавад-гите», а в остальное время помещения не используются. Он предложил Абхаю заняться литературной работой и проповедью здесь.

Абхаю идея понравилась. Осматривая участок со все возрастающим интересом, он тут же начал придумывать, как можно использовать храмовые постройки. Во втором здании, более крупном, с каменными колоннами и фасадом, был вестибюль и пять комнат. Абхай мысленно рассчитывал: здесь будут проходить киртаны и лекции с большим количеством слушателей; в этой комнате будет установлено Божество Господа Чайтаньи Махапрабху; в этих комнатах разместятся брахмачари и санньяси; тут - гости; там — офис; здесь будет печатный станок. Был даже участок, где можно было пасти корову. Тут было всё что нужно. Сотни людей могли бы здесь петь киртаны, принимать прасад и беседовать. Отсюда могли бы выходить на улицы проповедники, распространяющие журнал «Назад к Богу». А кто-то мог бы даже выезжать за границу, неся с собой послание Господа Чайтаньи.

Обходя вместе с Абхаем территорию храма и видя, насколько подходит это место для организации ашрама, друзья начали его воодушевлять, уверяя, что г-н Рева Шанкар Бхаял, управляющий собственностью потомков Радха Бхаи, не будет возражать, если Абхай поселится здесь. Абхай спросил, а почему бы владельцу просто не отдать ему здание - сейчас оно просто пропадает, а если это действительно памятник Радхе, то его необходимо использовать в служении Кришне, Ее возлюбленному Господину.

Абхай был полон решимости, и друзья согласились ему помочь. Сначала они встретились с Рам Митрой, заявившим, что господин Бхаял - его настолько близкий друг, что по первой же просьбе просто отдаст ему храм. Доктор Шастри тоже собрался идти к господину Бхаялу, чтобы объяснить, насколько хорошо будет для жителей Джханси, если это место достанется Абхаю.

На встрече Рева Шанкар Бхаяла с Рам Митрой присутствовали Абхай, Доктор Шастри, Радхелал Маллик, Прабхакар Мишра и Сурьямукхи Шарма, молодая образованная жительница Джханси. Они представили ситуацию с нескольких точек зрения, и господин Бхаял выслушал их. Он согласился, что сейчас здания просто пропадают, а новое предложение ему понравилось. Г-н Бхаял согласился предоставить Абхаю помещение для Лиги Преданных на неограниченный срок. Более того, по просьбе Абхая, он сам согласился стать членом «Лиги». Они обменялись рукопожатием. От лица владельца г-н Бхаял пожертвовал земельный участок Бхарати Бхаван Абхаю Чарану Дэ и «Лиге Преданных».

***

В декабре и январе Абхай работал над Уставом Лиги Преданных. По примеру духовного учителя, он хотел начать широкую, интенсивную проповедь. И когда он попытался изложить свои цели на бумаге, проект немедленно стал разрастаться — за пределы Джханси, за пределы Индии! Конечно, Лига преданных была предназначена в первую очередь для молодых людей из Джханси — они уже проявляли огромный интерес, — но Устав, который составлял Абхай, включал в себя нечто гораздо большее, нежели просто расписание вечерних лекций и киртанов. Это была расширенная схема, включающая в себя описание четырех укладов общества (брахманов, кшатриев*, вайший* и шудр) и подробный план деятельности всемирного религиозного Движения. Устав предусматривал испытательный срок для будущих членов, описывал духовное посвящение, определял экономические отношения между Лигой и каждым ее членом, порядок обеспечения проповедников жильем, давал четкое определение запрещенных действий: «незаконные связи с женщинами, привычка к одурманивающим веществам, любая пища помимо строго вегетарианской, азартные игры и бессмысленные спортивные и развлекательные мероприятия».

Чтобы зарегистрировать «Лигу» в Лакнау, Абхаю был нужен «Меморандум Общества», подписанный его членами. В этом документе, в котором перечислялись основные задачи организации, Абхай раскрыл свое видение того, как будет продолжаться миссия Бхактисиддханты Сарасвати. Подобно духовным братьям, которые после раскола Гаудия-матха создали свои матхи, Абхай образовал новую ветвь Гаудия сампрадаи*, назвав ее «Лигой преданных». Его целью было не заполучить в собственность несколько зданий - он создавал общество преданных Кришны, которое должно было перерасти во всемирное Движение. Его планы не знали границ. Он думал об открытии центров духовного развития по всему миру… Абхай писал: «Господь Чайтанья… дал нам трансцендентный метод общения с АБСОЛЮТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, БОГОМ, и в Его учении нет ничего абсурдного с точки зрения здравого смысла, и ничего такого, что противоречило бы какой-либо из религий, признанной цивилизованным человечеством». Среди целей «Лиги» называлось открытие центров во всех частях света. Таким образом, она становилась «Международной Организацией духовного развития через образование и культуру, путем привлечения членов любых наций, убеждений и каст». «Лига» должна была выпускать литературу на разных языках и каждый месяц печатать журнал «Назад к Богу».

 

Собрав все необходимые подписи под «Меморандумом Общества», Абхай отправился в Лакнау, где 4 февраля заплатил взнос в пятьдесят рупий и заполнил заявление, после чего вернулся в Джханси.

***

Поселившись в одной из комнат Мемориала Радхи, Абхай каждый день вставал в четыре часа утра и будил своего соседа, Прабхакара Мишру. С четырех до пяти он обычно писал, потом шел на прогулку в Антия Тал, в пять тридцать делал омовение, а затем повторял на четках Харе Кришна до семи часов, когда подходило время лекции по «Чайтанья-чаритамрите» или «Шримад-Бхагаватам» (хотя, как правило, единственным его слушателем был Прабхакар Мишра). В восемь он возвращался к своей литературной работе, печатая до начала одиннадцатого, а затем принимался за приготовление пищи. После полудня он шел в город, где встречался с людьми, проповедовал, искал новых кандидатов, готовых вступить в Лигу преданных. В конце дня он вновь садился писать и работал до семи часов, а потом готовился к лекции и киртану, которые должен был провести в одном из мест, куда его приглашали. Хотя у Абхая не было денег на дальнейшее издание журнала «Назад к Богу», он стабильно продолжал писать очерки, не думая, будут они опубликованы или нет. Им было закончено длинное, около двадцати четырех тысяч слов, эссе, озаглавленное «Послание Бога». Еще он написал несколько статей, в которых предлагалось обсудить наставления «Бхагавад-гиты» в свете мировых проблем; а также «Науку преданности» — краткое изложение «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами.

***

16 мая 1953 года Абхай устроил торжественное открытие Лиги преданных, с длительными чтениями, киртанами и раздачей прасада с раннего утра и до поздней ночи. Здания Лиги были украшены листьями, цветами и множеством глиняных сосудов с водой. Вечером, при большом стечении народа, Абхай прочитал лекцию по девятой главе «Бхагавад-гиты» «Раджа-гухья йога». Прабхакар Мишра провел огненное жертвоприношение, несколько брахманов декламировали мантры из «Брахма-самхиты». Каждый гость получил шестнадцатистраничный проспект со статьей Абхая о причинах учреждения Лиги и выдержками из ее Устава, объясняющими ее цель. Проспекты были подписаны: «ОМ…ТАТ…САТ, Абхай Чаранаравиндо Бхактиведанта, основатель и председатель». Открытие было благоприятным и радостным событием в жизни Джханси, и вечером сотни горожан собрались на лекцию Абхая. Доктор Шарма, почетный член Лиги и редактор ежедневной местной газеты, уже успел разрекламировать празднование и планировал на следующий день подробно его описать. Об открытии Лиги также сообщалось В «Гаудия Патрике».

 

«Присутствовал также издатель местного «Теософского Общества», Шри Лакшминараян Раджапали,; несмотря на расхождение с Бхактиведантой Прабху в философских взглядах, он, тем не менее, очень симпатизирует этому Движению. На собрании присутствовало множество достойных упоминания людей. Собрание попросило провести церемонию открытия Раджапати Шри К. М. Мунши… Этот центр зарегистрирован Актом Регистрации Обществ. Здание, в котором размещается Лига, называется «Шри Бхарати Бхаван». В нем есть зал для лекций и храм, похожий на дворец. Общество занимается в этом центре самой разнообразной деятельностью, а члены Общества, помимо прочего, могут жить в Бхарати Бхаване».

 

Абхай был уверен, что теперь Бхарати Бхаван будет объявлен и признан домом Лиги преданных. Он с радостью видел, что день открытия Лиги был делом не только его личным, но событием, которое отметили многие уважаемые жители Джханси.

***

А прошлое, казалось, с каждым днем все больше и больше удалялось от него. Но однажды, уже почти через полгода пребывания в Джханси, Абхай получил телеграмму, шокировавшую его напоминанием о прошлых связях. Его предприятие в Аллахабаде было разграблено. Его же собственные работники забрали все деньги, лекарства и все, что нашли ценного. Ущерб составил семь тысяч рупий.

Прочитав сообщение, Абхай рассмеялся и опять вспомнил стих из «Бхагаватам»:

йасйахам анугрихнами

харишйе тад-дханам шанайх

тато дханам тйаджантй асйа

сва-джана духкха-духкхитам

Прабхакар Мишра посоветовал Абхаю вернуться в Аллахабад, пока еще можно что-то сделать.

— Нет, — ответил Абхай, — это мне на благо. Было столько беспокойств! Теперь с одной из самых сильных привязанностей покончено! И теперь я могу полностью отдать свою жизнь Шри-Шри Радха-Мадхаве.

Сын Абхая, Бриндабан, вскоре приехал в Джханси, чтобы просить отца вернуться в Калькутту и возродить их старое предприятие, «Абхай Чаран Дэ и Сыновья». Абхай привел сына в свою комнату в Мемориале Радхи и объяснил, что не может вернуться. Он попросил Бриндабана остаться с ним, чтобы помогать, печатая на машинке, но тот отказался и вернулся в Калькутту.

***

С самой первой встречи с Прабхакаром Абхай старался убедить этого образованного молодого человека принять активное участие в работе «Лиги преданных». Хотя у Прабхакара (который был преподавателем и начальником медицинской службы Университета) было много обязанностей, он помогал по мере возможности, и вскоре стал самым активным помощником Абхая. Абхай назначил его секретарем «Лиги», а через несколько месяцев дал ему посвящение. Так Абхай стал духовным учителем Прабхакара, а Прабхакар - его первым учеником. Будучи проповедником, Абхай был обязан принимать учеников, передавая им наставления парампары и Харе Кришна мантру в том же виде, в каком он сам получил их от духовного учителя. Прабхакар, правда, не был учеником, полностью посвятившим себя миссии гуру, и действовал скорее как помощник, нежели как ученик, оставаясь в большей или меньшей степени независимым. Ректор университета, санскритолог и врач, он продолжал заниматься и своими собственными делами.

Шрила Прабхупада: Там, в Лиге преданных, я был один. Было несколько студентов, но они не проявляли особой активности. Все делал я сам. Я хотел привлечь Прабхакара Мишру и других, но им не очень-то нравилась перспектива отдать этому все свое время. Если бы его попросили полностью посвятить себя только этой деятельности, он бы не согласился. Но он получил посвящение. Все они хорошо знали санскрит - на то они и врачи.

Поэтому в сообщении «Гаудия Патрики», посвященном церемонии открытия Лиги, о Прабхакаре говорилось (в очень уважительном тоне) как о партнере Абхая по Лиге преданных, хотя на самом деле он был учеником Шрилы Бхактиведанты.

 

«Провести жертвоприношение Бхактиведанта Прабху предложил известному Ачарье Шримад Прабхакару Мишре Шастри, кавья-, вьякарана-, веданта-тиртхе, (т.е. специалисту в области поэзии, грамматики и философии), бакалавру санскрита и магистру медицины. Он — ректор колледжа, где изучаются Веды и Веданги и присваиваются научные степени. Кроме того, он является помощником управляющего Лиги преданных».

 

Учитывая место и обстоятельства, Абхай старался занимать этого молодого человека в преданном служении. Цель Абхая состояла не в том, чтобы набрать учеников, а в том, чтобы создать Лигу преданных. А для этого нужны были помощники.

Прабхакар Мишра: При первой же нашей встрече Свамиджи сказал мне: «Ты брахман и прабхакар*, а питаешься в ресторане! Пойдем ко мне, — я сам буду готовить и кормить тебя». Так получилось, что мы готовили прасад, предлагали Господу и принимали бхагават-прасад вместе. Так, по его милости, я получил возможность вкушать прасад. Еще он велел мне: «Стань «кеша-хином» (обрей голову)». И когда я пришел с обритой головой в наш колледж, там все надо мной смеялись. Когда я объяснил ситуацию Свамиджи, он сказал: «Ты начальник медицинской части, тебе можно отрастить волосы».

Когда я получил дикшу*, Свамиджи дал мне имя Ачарья Прабхакар. Мое первоначальное имя было Прабхакар Мишра, но он сказал: «Не пиши больше Мишра. Ты — Ачарья Прабхакар». Он дал мне имя, туласи-малу*, нанес мне на лоб тилаку и надел на шею кантхи-малу*. Он зарегистрировал Лигу преданных и назначил меня своим секретарем, чтобы проповедовать по всему миру. Мы разъезжали по деревням, проводя санкиртану и Бхагавад-гита катху*.

***

Абхай открыл в Джханси Движение санкиртаны. Поначалу он ходил по району Найбхасти и пел Харе Кришна в сопровождении одного лишь Ачарьи Прабхакара. Он упорно продолжал это делать, и постепенно его группа разрослась до пятидесяти человек, которые регулярно собирались, чтобы вместе ходить на парикраму, петь и посещать храмы. Обычно после этого они шли в Мемориал Радхи на вечернюю лекцию.

Когда Абхай ходил проповедовать в соседние деревни, он, как правило, брал с собой кого-нибудь из членов Лиги, кто на тот момент был свободен. Как-то раз в сопровождении Ачарьи Прабхакара он отправился на пада-ятру* в Чиргоан, расположенный примерно в тридцать пяти километрах от Джханси. В Чиргоане жил известный в то время в народе поэт Маитхили Саран Гупта, который пригласил Абхая и его ученика к себе на обед. Абхай сказал хозяину, что, поскольку он настоящий поэт, то должен писать стихи, прославляющие Кришну. Тот согласился. Завершив проповедь в Чиргоане, Абхай и Прабхакар вернулись в Джханси, останавливаясь на обратном пути на один день в каждой деревне. По вечерам собирались местные жители, и Абхай проводил киртан. Он объяснял Прабхакару, что хотя многие из этих крестьян не были большими знатоками «Бхагавад-гиты» или «Бхагаватам», благодаря киртану все они могли получить высшее духовное благо. Крестьяне всегда радушно принимали Абхая и просили его снова к ним вернуться, только заблаговременно предупредив, чтобы они могли как следует подготовиться к встрече…

Проповедуя в округе Джханси, Абхай в то же время старался придать деятельности своей Лиги преданных международный размах. Он обращался в государственные органы с просьбой помочь ему расширить эту подлинную программу образования, а также старался привлечь к проповеди старых друзей. Он написал в Калькутту бывшему однокашнику, Рупену Митре, приглашая его принять участие в миссионерской деятельности всемирного масштаба.

“Для этой миссии я хочу подготовить сорок учеников и уже обращался к Правительству с просьбой оказать мне помощь в этой образовательной программе. Мне бы хотелось, чтобы ты стал одним из этих учеников; Картикдаду тоже попроси присоединиться к нам. Из газет, которые я высылаю тебе, ты узнаешь, как мы живем и чем занимаемся, и тогда ты сможешь составить представление о нас и решить, под силу ли тебе присоединиться к нам. Прежде всего, нам хотелось бы обучить нескольких пожилых, удалившихся от дел людей жизни ванапрастхи, и нескольких юношей - жизни брахмачари. Я не хочу браться за санньясу, поскольку жизнь санньяси слишком сложна для падших людей этого века. Так называемые санньяси в красных одеждах опозорили доброе имя этого уклада жизни. [Абхай также просит Рупена] Пожалуйста, сообщи мне, во сколько обойдутся следующие объявления в калькуттских газетах на английском и на бенгальском языках.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Приглашаются представители любой национальности, желающие развить в себе качества истинных брахманов для проповеди по всему миру учения «Бхагавад-гиты» и его практического применения. Для достойных кандидатов — бесплатное обучение и жилье. Обращаться: А.Ч. Бхактиведанта, основатель и руководитель Лиги Преданных, Бхарати Бхаван, П.О. Джханси (У.П.).

— Абхай Чаран Дэ

 

***

Абхай хотел иметь документ, подтверждающий, что Бхарати Бхаван принадлежит Лиге преданных. До сих пор это подтверждалось только устным заверением, но, планируя основать в Джханси постоянную штаб-квартиру Лиги, он хотел получить и письменное соглашение. Когда он обратился к Рева Шанкар Бхаялу за дарственной, господин Бхаял дал ему этот документ, прося заплатить за регистрацию зданий каких-то пятьсот рупий. Но еще недавно Абхай потерял семь тысяч и израсходовал на проповедь еще три (большая часть из которых ушла на организацию торжеств по случаю открытия Лиги), и поэтому найти даже пятьсот рупий сейчас не представлялось возможным. Ачарья Прабхакар, несмотря на занимаемую должность в университете, денег не имел совсем — родители давали ему по три рупии в день. Не слишком богаты были и большинство гостей Абхая, особенно студенты. Но просьба господина Бхаяла о пяти сотнях рупий не была срочной. К тому же он не сообщил, что случится, если Абхай откажется.

Однако вскоре он заговорил по-другому: теперь господин Абхай Чаран Дэ должен был купить Бхарати Бхаван за пять тысяч рупий.

Это привело Абхая в замешательство. Великодушный дар вдруг превратился в коммерческую сделку. Люди в городе уже называли этот земельный участок «ашрамом Абхая Бхактиведанты», а на его фасаде крупными буквами было написано «Лига преданных». Под давлением друзей Абхая, господин Бхаял согласился позволить ему и дальше жить здесь, но в конце концов Абхай обязан был купить участок. Господин Бхаял обещал сделать для Лиги преданных скидку и установить разумную цену.

Абхай забеспокоился, не представляя, что еще предпримет хозяин земли. Лучше всего для Лиги было бы выкупить эту землю. Но ему не под силу было собрать даже пятисот рупий, что уж говорить о пяти тысячах — это казалось совершенно невозможным. Абхай не находил особой финансовой поддержки в своей общине - в Лиге не было ни одного человека, который полностью посвятил бы себя этому делу. Каждый участвовал в нем лишь по мере возможностей.

Он знал только один способ собрать деньги: фармацевтический бизнес. Оставалось еще небольшое дело, которое вел в Калькутте его сын. Когда-то Абхай зарабатывал по три тысячи рупий в месяц. Он подумывал о том, чтобы обратиться за помощью к своим духовным братьям, но перспектива заработать деньги самому привлекала его гораздо больше. Тридцать лет он зарабатывал деньги на фармацевтике, а сейчас мог делать то же самое ради куда более достойной цели!

***

Когда весной 1954 года он прибыл в Калькутту, денег у него не было совсем. Он решил остановиться у духовных братьев в Гаудия Санге, в Четле, в том же районе, где жила его семья. Поскольку денег у него не было, расходы взял на себя глава ашрама. Абхай ежедневно проводил беседы по «Шримад-Бхагаватам», которые брахмачари из Гаудия Санги очень высоко ценили.

Кришна Кумара Брахмачари: Даже когда он уезжал, я продолжал слышать его приятный, мелодичный голос. Он часто говорил о своем желании проповедовать за границей.

Один из сыновей Абхая держал небольшое предприятие «Лаборатория Вималтон», тем самым поддерживая семью. Абхай знал, что жена отнесется равнодушно к его деятельность в Джханси; а сын, даже побывав там, оказался не особо впечатлен увиденным. По мнению родных, его проповедь в Джханси была угрозой их семейной жизни. Абхай же жил своей идеей — и она постепенно приобретала все более четкие очертания — он хотел изменить мир с помощью сознания Кришны. Он даже думал о том, чтобы открыть филиал Лиги преданных в Калькутте.

Но снова и снова ему приходилось погружаться в неизбежные семейные обязанности: некоторые из детей еще не вступили в брак, а квартирные и другие счета требовали оплаты. Даже если бы он принял на себя руководство «Лабораторией Вималтон» - весь доход все равно будет забирать семья. И даже если он переедет домой и прекратит проповедь, согласившись с их требованиями, останется еще одно огромное препятствие — их несерьезное отношение к преданному служению. Изменить семью он не мог. Какой смысл погружаться в бизнес, если родные не станут преданными? Он приезжал домой, и раз за разом повторялась одна и та же сцена. Приходили друзья, Абхай проповедовал, давал лекции по «Бхагавад-гите» — совсем как в Джханси. А в это время жена и другие члены семьи, как обычно, пили чай в другой комнате.

Шрила Прабхупада: Я хотел, насколько возможно, привлечь ее к совместной работе по распространению сознания Кришны, чтобы она помогала мне. Но она оказалась очень упряма и совершенно не помогала мне в распространении сознания Кришны. В конце концов, уже через много лет, я понял — она никогда не станет моим помощником.

Она очень любила пить чай. Я часто просил ее не делать этого, потому что мне хотелось иметь настоящую вайшнавскую семью. Я много раз ей об этом говорил, и как-то раз я не выдержал и сказал: «Выбирай — или я, или чай. Нет чая, или нет меня». Таким образом, я осуждал даже членов своей семьи. Но они не принимали всерьез моих указаний, считая меня просто отцом и мужем. И она ответила: «Чай или ты? Естественно, я откажусь от тебя». Она думала, что я шучу.

 

Однажды Радхарани совершила непоправимую ошибку. В Индии существовала система обмена товаров; смысл ее был в том, что покупатель клал на весы предмет, который представлял какую-то ценность, а лавочник уравновешивал его товаром. И однажды, когда Абхая не было дома, жена отнесла его любимый «Бхагаватам», его святыню, на рынок, чтобы обменять на печенье к чаю. Когда Абхай вернулся и начал искать свою книгу, жена все ему рассказала. Она отнеслась к случившемуся не очень серьезно, — у нее просто кончилось печенье к чаю, вот и все, — но Абхай был потрясен. На какое-то время он впал в уныние, но на смену унынию поднялась волна непреклонной решимости: с семейной жизнью было покончено.

Когда он объявил им о своем намерении уйти, никто не понял, что он имеет в виду. Тридцать лет он постоянно куда-то уезжал и приезжал. И когда он закрыл за собою дверь, они подумали: «Опять отправляется куда-то. Опять уезжает». Это было обычным делом. Все видели, даже соседи — господин Дэ опять уезжает. Он был дома, а теперь уезжает. Но Абхай знал, что больше не вернется.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 318. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия