Студопедия — Глава пятая 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава пятая 6 страница






Шрила Прабхупада: Я хотел женить сыновей и выдать замуж дочерей, прежде чем оставить семью, но некоторые из них не были согласны. А потом… а потом времени уже не было. Какая разница, вступили они в брак или нет. Пусть сами заботятся о своих делах. Что если бы я умер прямо сейчас — кто позаботился бы тогда о моей дочери? В такие моменты обычно говорят: «Бог позаботится». Тогда почему не сейчас? Бог позаботится. Мой Гуру Махараджа называл отказ от семейной жизни «гражданское самоубийство». Самоубийство — это преступление. Но это [отречение от семьи] подобно добровольному самоубийству — «Теперь я мертв. Делайте, что хотите».

Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа — оставь все религии. А семья — это гриха-дхарма — религия семьи. Но Кришна говорит: оставь все это. Привязанность живет в нас. Когда мы говорим, что от чувства привязанности нужно освобождаться постепенно, это значит, что мы просто не способны резко оборвать семейные узы, поскольку в нас живет эта привязанность. Но если Бог может позаботиться о моих родных в случае моей немедленной смерти, то почему Он не позаботится о них сейчас?

Он испытывал такие бурные духовные чувства, что даже не вспомнил о Джханси. Он хотел сесть на поезд и уехать… куда глаза глядят. Он вспомнил старых друзей — своих духовных братьев, которые жили в ашраме в Джхарграме — это совсем недалеко на поезде, к югу от Калькутты. Он занял у друга десять рупий и купил билет до Джхарграма.

Это был небольшой матх. Там Абхая встретили Парамахамса Махараджа, Дамодара Махараджа и еще несколько человек. Парамахамса Махараджа присутствовал при первой встрече Абхая с Бхактисиддхантой Сарасвати и помнил, как выглядел тогда Абхай — в белом кхади, похожий на «анархиста», последователя Ганди. Абхай сказал им: «Я не смог удовлетворить запросы семьи. Позвольте мне проповедовать послание Господа Чайтаньи». Абхай рассказал, как потерпел неудачу в бизнесе, как добровольно оставил семью и теперь остался без средств.

Парамахамса Махараджа: Когда Абхай приехал, он выглядел очень бедным и голодным. У него совсем не было средств. Он пришел в матх один и только повторял Харе Кришна — больше ничего.

Абхай проводил время в Джхарграме, повторяя святое имя и понемногу привыкая к своему новому положению. Несколько дней он повторял джапу почти без перерыва. Вечерами Парамахамса Махараджа читал лекции, после чего Абхай рассказывал о «Бхагавад-гите». Но время шло, и мысли его возвращались в Джханси, и вскоре он вновь почувствовал готовность вернуться в Лигу преданных. Он должен был сохранить здания и продолжить проповедь.

Перед тем, как вернуться в Джханси, Абхай приобрел большое Божество Господа Чайтаньи, которое планировал установить в Бхарати Бхаване. Так уж случилось - он поехал в Калькутту, чтобы заняться бизнесом и подзаработать, но теперь остался без денег, бизнеса и семейных обязанностей. Он был женат уже тридцать шесть лет. И теперь, когда ему исполнилось пятьдесят восемь, он принял образ жизни ванапрастхи. Теперь он мог целиком и полностью посвятить свою жизнь проповеди сознания Кришны.

***

Абхай не сменил белую курту и дхоти на шафрановые одежды ванапрастхи. Жители Джханси и без того знали его как проповедника, у которого нет семьи, — с тех самых пор, как он впервые появился здесь, полтора года назад. Теперь он вернулся сюда с Божеством Господа Чайтаньи и с твердым намерением основать в Джханси храм в Его честь. Абхая ждал очень теплый прием Ачарьи Прабхакара и других. Но кроме того, здесь его ожидало соперничество за Мемориал Радхи.

Все началось с конференции по санскриту «Банделканд Санскрит Саммелан», на которую в Джханси приехал губернатор провинции, К. М. Мунши и его жена Лилавати. Лилавати Мунши активно участвовала в общественной жизни и организовала несколько отделений Махила Самити Сангхи, общества, целью которого было социальное возвышение женщин посредством обучения их секретарскому делу и английскому языку. Две образованные женщины из Джханси, Чандрамукхи и Сурьямукхи, хотели, чтобы эта программа заработала и в Джханси и, воспользовавшись удобным случаем, обратились к Лилавати Мунши. Она их поддержала, и женщины начали обсуждать, где в Джханси можно было бы открыть женский общественный центр. Одна из них предложила Бхарати Бхаван. Хотя Сурьямукхи Шарма была сторонницей Абхая, и в свое время первой обратилась от его имени к господину Бхаялу с просьбой отдать Бхарати Бхаван в дар Лиге преданных, она считала, что проблемы женщин гораздо более важны и к тому же знала, что права Абхая на здания не были официально оформлены. Женщины единодушно решили, что эти здания будут превосходным помещением для Махила Самити Сангхи, и что это дело гораздо важнее, чем миссия господина Абхая Чарана.

Сурьямукхи, уверенная в поддержке жены губернатора, обратилась к А. Ч. Бхактиведанте. Она объяснила, что его мечты о «всемирной лиге вайшнавов» никогда не станут реальностью. Он, конечно, славный человек, и все ее симпатии - на его стороне, но вряд ли когда-нибудь ему удастся воплотить в жизнь столь фантастические планы. Она предложила ему освободить Бхарати Бхаван, чтобы жена губернатора могла организовать там женский общественный центр. «Вы можете свободно путешествовать и искать место для постройки храма, — сказала она ему, — а у бедных женщин Джханси нет ничего, и эти здания должны быть отданы им». Но Абхай был непреклонен. «Нет, — сказал он, — ищите себе другое здание». Абхай обосновал свой отказ тем, что работает ради блага не какой-то группы людей, а всех живых существ. Разочарованная Сурьямукхи ушла. Абхая удивило, что один из членов Лиги преданных теперь выступил против него, да еще при поддержке жены губернатора!

У г-жи Мунши были более серьезные связи, и ей не нужно было даже самой встречаться с Абхаем. Поэтому он ничего не знал о ее действиях. Она побеседовала с господином Бхаялом, который заверил ее, что окажет давление на Абхая Чарана и убедит его отказаться от притязаний на Бхарати Бхаван. Мистер Бхаял владел кинотеатром в Джханси, поэтому было вскользь упомянуто и о том, что у него могут возникнуть большие трудности с лицензией на прокат фильмов, если Абхай Чаран не освободит Мемориал Радхи.

В декабре 1954 года г-жа Мунши написала Абхаю письмо, где напомнила о его неудачной попытке собрать пять тысяч рупий. «Дорогой Бхактиведантаджи, — писала она, — Вы хотели организовать здесь свое общество, но у Вас ничего не получилось. Мне же, в отличие от Вас, удалось организовать Махила Самити. Почему бы Вам не отдать эти здания мне?» Абхай не хотел сдаваться. У него были друзья-юристы, которые говорили, что у него - хороший шанс выиграть в суде, несмотря на сопротивление семьи самого губернатора: на пользу ему было традиционное уважительное отношение индусов к зданиям религиозного назначения.

Абхай написал госпоже Мунши ответ, представившись основателем Лиги преданных. Он рассказал об ее целях, приложив к письму экземпляр проспекта о Лиге и приведя множество высказываний видных людей, прославляющих ее удивительную деятельность — доктора Раджендра Прасада, Шри Ситарама, Раджа Махендра Пратапа и даже ее мужа, Шри К. М. Мунши. Он также упомянул, что президент Лиги недавно получил в Матхуре пожертвование в сотню рупий от Его Превосходительства губернатора — самого господина Мунши. Абхай объяснил, что он спокойно (хотя и медленно) занимался своей деятельностью в Джханси, а теперь его ум очень обеспокоен этими переговорами, затеянными г-жой Мунши. Он попросил ее ни на кого не давить с целью вынудить его покинуть Бхарати Бхаван, хотя и признал, что «если Вы или кто-либо из Ваших представителей окажет более серьезное давление, то я, конечно, не смогу противостоять этому, ведь я ничтожество по сравнению с Вами».

Абхай надеялся, что если он расскажет во всех подробностях о деятельности Лиги, она поймет, что его дело важнее, чем Махила Самити. Он процитировал три первых стиха из четвертой главы «Бхагавад-гиты», в которых Господь Кришна описывает, как древняя наука бхакти-йоги передавалась через парампару (преемственность учителей), и что на царях лежит ответственность следить, чтобы сознание Кришны распространялось на благо всех и каждого. Он объяснил, что поскольку (согласно «Бхагавад-гите») только немногие из сотен и тысяч людей стремятся к самоосознанию, а Лига преданных направляет своих членов именно в этом направлении, то он выполняет очень редкое и важное служение. Он предложил госпоже Мунши встретиться с пятнадцатью санньяси, живущими в этой области, и начать сотрудничать с ними, поняв важность деятельности Лиги. Лига преданных несет благо людям всех категорий. Шри Кришна сказал в «Бхагавад-гите»: «Даже низкорожденный может принять прибежище у Верховного Господа». А Махила Самити, отметил Абхай, берет за основу телесные представления о личности — касту, вероисповедание, цвет кожи, пол; поэтому не может сравниться по важности с Лигой преданных. В конце письма Абхай попросил госпожу Мунши не пытаться занять Мемориал Радхи, который уже используется для благородной и высокой цели. Свое письмо он подписал: «А.Ч. Бхактиведанта, основатель и секретарь Лиги преданных».

Сознавая, в какую интригу вовлечен, Абхай собрался с мыслями и набросал на бумаге «Краткую историю», обрисовав основные события, связанные с его пребыванием в Бхарати Бхаване.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

1. Я приехал в Джханси в октябре 1952 года.

2. Я дал несколько лекций в Гита Мандире по случаю Ганди Джаянти 1952 года.

3. Познакомился с Прабхакаром Шастри.

4. Моя идея создания Лиги преданных воплотилась в жизнь.

5. Он отвел меня к Рева Шанкару для переговоров по поводу Бхарати Бхавана.

6. Шри Рева Шанкар, в присутствии Прабхакара, Митраджи, согласился передать Бхарати Бхаван Лиге Преданных, а сам стал ее членом. Я написал несколько писем из Аллахабада, подтверждающих это.

8. Мое письмо от 10/12/52 подтверждено.

9. Прабхакар упомянул о желании Рева Шанкара 01/01/53.

10. Я подготовил необходимый для Лиги преданных документ и приехал в Джханси, чтобы собрать подписи членов. Рева Шанкар подписал его и согласился стать ответственным членом Лиги.

11. Документ был отдан на регистрацию в Лакнау 04/02/53. Вернулся 10/10/53.

12. 16/05/53. Торжественное открытие Лиги Преданных. Работа началась. С тех пор я занимаю здания и продолжаю заниматься своим делом.

Абхай продолжал восстанавливать события, перечислив более тридцати пунктов, включая новости, объявления в газетах и поздравления, которые он получил. Он описал историю того, как «приехал сюда, пожертвовав бизнесом и семьей»: «Я получил телеграмму из Аллахабада, сообщающую о краже со взломом. Из-за моей работы здесь я не мог заниматься делами, в результате чего мой бизнес был закрыт, и я потерпел убытки в семь тысяч рупий».

Абхай думал обратиться за помощью к некоторым из своих духовных братьев, санньяси. Если бы он или они смогли выкупить эти здания, тогда бы конкуренты замолчали. Он думал, что покупка новых зданий заинтересует его духовных братьев, которые смогут использовать их для своих миссий.

Вриндаван был совсем близко — в четырех часах езды на поезде до Матхуры, а потом немного на танге — рукой подать. В октябре 1953 года Абхай совершил паломничество во Вриндаван и даже подыскал себе комнату в храме рядом с Кеши-гхатом, в которой планировал поселиться в будущем. После переезда в Джханси Абхай посещал Вриндаван несколько раз. На этот раз он отправился в храм у Имлитала, чтобы встретиться со своим духовным братом, Бхактишарангой Госвами, и предложить ему купить Бхарати Бхаван для проповеди сознания Кришны, как завещал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Но Бхактишарангу Госвами это не заинтересовало. После встречи еще с одним духовным братом, Дамодарой Махараджем (который, однако, тоже не проявил интереса к Джханси), Абхай на танге вернулся обратно в Матхуру. Там он встретился с Кешавой Махараджем, который приехал в Матхуру с группой учеников, чтобы открыть там центр, но пока не нашел подходящего места. Когда Абхай рассказал ему о зданиях в Джханси, Махараджа это заинтересовало. Они с Абхаем совместно написали письмо господину Бхаялу, где изложили цели своего движения и свою просьбу, после чего Абхай, Кешава Махарадж и его ученики отправились в Джханси вместе.

Кешава Махарадж и его группа остановились в Джханси на несколько дней, во время которых они проводили киртаны и лекции. Они заранее договорились о встрече с Рева Шанкаром Бхаялом, но г-н Бхаял не пришел, поэтому встречу пришлось перенести на другой день. А тем временем у Кешавы Махараджа уже начало складываться мнение о Джханси, и он обсудил с Абхаем перспективу создания в Джханси главного центра миссии. Он заметил, что, хотя местное население настроено хорошо, район слишком отдален. Да и до встречи с господином Бхаялом Кешава Махараджа неохотно соглашался разместить свою миссию в Джханси. Абхаю пришлось согласился - он помнил, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати приказывал проповедникам идти в большие города и не заниматься бхаджаном в уединении, и признал, что за два года проповеди в Джханси не приобрел ни одного стойкого последователя, который полностью посвятил бы себя делу Лиги.

Когда, наконец, они встретились с господином Бхаялом, тот не сообщил ничего конкретного о сроках купли зданий. Он сказал, что они могут купить их, но при одном условии: что он получит право влиять на характер программ, которые там будут проходить. Это еще раз подтвердило, что тут дело нечисто, и Абхай заподозрил, что господин Бхаял находится под возрастающим давлением: он должен отдать эти здания Махила Самити. Кешава Махарадж, потеряв всякий интерес, решил вернуться в Матхуру и предложил Абхаю присоединиться к ним.

Но Абхай остался.

Господин Бхаял хотел отделаться от него и даже вернул его задаток в двести десять рупий, сказав, что теперь у Абхая нет никаких оснований жить в Бхарати Бхаване. Абхай записал в своей «Краткой истории»:

29. Он также дал мне чек на двести десять рупий, которые я давал ему в качестве залога, но денег у него в банке не было, и банк вернул чек с пометкой.

30. Полученные деньги господин Бхаял незаконно присвоил и использовал для личных целей, а теперь он выдал недействительный чек, договорившись с банком.

31. Я воспринимаю это как полное надувательство от начала до конца.

32. Я не освобожу помещение, пока мне не вернут все деньги.

Но Абхай понимал, что все происходящее - проявление непостижимой воли Кришны. И события, и мнения, — все было против его миссии в Джханси. Она уже не выглядела такой успешной, как раньше.

Шрила Прабхупада: Я хотел начать оттуда. Это было хорошее место, большой дом. Оно не принадлежало мне, но я его занимал. Так или иначе, этой женщине этот дом тоже показался очень хорошим. Она была женой губернатора и могла осуществлять давление через налоговых и правительственных чиновников. Конечно, у меня было много знакомых и друзей, и они советовали мне не сдаваться. Но я подумал: «Кто будет с ней тягаться?» Я подумал: «Я ушел из дома. Зачем же сейчас ввязываться в тяжбу? Нет, мне не нужен этот дом».

Абхай помнил, как проповедники Гаудия Матха годами судились друг с другом, попусту растрачивая силы. Он разорвал путы долгой семейной жизни и бизнеса, и у него больше не было тяги к судебным баталиям. Он мог бы затеять сражение, но помнил, как Кешава Махарадж сказал, что не возлагает больших надежд на Джханси. Конечно, начало было хорошее, а иначе Абхай ни за что бы не выбрал для создания всемирной Лиги такую, прямо сказать, глубинку. Образованные юноши и девушки желали ему успеха, равно как и женской лиге, Теософскому обществу, Арья Самаджу и многим другим движениям. Но их добрым намерениям, очевидно, не доставало чистой преданности: даже его единственный ученик мог помогать ему только время от времени. Впрочем, все эти сомнения не имели бы над никакой власти, если бы не жестокая реальность: его выселяли.

Шрила Прабхупада: Если бы я не захотел уехать, никто бы меня не выгнал. Это факт. Но я подумал: «Стоит ли ввязываться?» Она была женой губернатора и могла оказать давление через налоговую службу. Управляющий этого дома содержал кинотеатр, и ему нужно было продлить лицензию. И налоговый инспектор принудил его отобрать здание, в противном случае, они бы ее ему не продлили. Я подумал, что незачем этому человеку страдать из-за меня. Мне придется заплатить большую сумму, а она — все равно жена губернатора.

Он решил уехать. Он наказал друзьям поддержать Лигу преданных в его отсутствие. Им было грустно оттого, что он уезжает, но при этом некоторые из них открыто превозносили работу женского общества и были ей рады. И хотя они видели, что Абхай не в состоянии выкупить эти здания сам, они не могли оказать ему финансовую помощь.

Его близкие друзья страдали больше, но он заверил, что их связь будет продолжаться. Он обещал писать им письма — Ачарье Прабхакару (особенно ему), Радхелалу Маллику, г-ну Митре, д-ру Шастри — и дал им наставления относительно того, что им делать. Абхай заверил Ачарью Прабхакара, что будет поддерживать с ним связь, надеясь, что тот продолжит действовать в качестве секретаря Лиги, даже если она будет не в Джханси. Тем не менее, было очевидно, что на этом закончилась глава великих планов по созданию мирового Движения: проповеди от дома к дому, от деревни к деревне, проведению санкиртаны, чтения лекций по Гите, раздачи прасада. Было маловероятно, что он вернется сюда, и жители Джханси увидят его снова.

Покидая Бхарати Бхаван, на стене которого двухметровыми буквами было написано «ЛИГА ПРЕДАННЫХ», Абхай чувствовал печаль. Успех Абхая в Джханси был легким и быстрым. Образованная молодежь Джханси с самого начала отнеслась к нему с уважением, и если бы не интриги, он никогда бы не уехал отсюда. Но он видел, что выбора не было. Он приехал сюда по делам, как семейный человек, а уезжал как бездомный ванапрастха, вынужденный принять прибежище у Кришны. Он не знал, что будет дальше, но у него были твердые намерения и крепкое здоровье. Поэтому он отправился в Матхуру, увозя с собой Божество Господа Чайтаньи.

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Нью-Дели – «Глас вопиющего в пустыне»

Я нашел путеводную нить, - понимание того, как, покинув материальное тело, вернуться «назад к Богу» и, чтобы забрать с собой своих современников, мужчин и женщин этого мира, я начал выпускать газету «Назад к Богу», как одно из средств достижения этой цели. Пожалуйста, не думайте обо мне как о чудаке или сумасшедшем, когда я говорю, что, оставив свое нынешнее материальное тело, вернусь «назад к Богу»! Это вполне возможно для каждого и для всех нас.

- Из письма Господину Раджендре Прасаду, президенту Индии

Когда Абхай приехал в Матхуру, Кешава Махарадж основывал там свой матх. Абхай отыскал его и подарил ему Божество Господа Чайтаньи. По просьбе Кешавы Махараджа Абхай согласился пожить в Матхуре и заняться редактированием «Гаудия-Патрики». Ему предоставили комнату, и впервые, если не считать кратковременных визитов, он стал жителем матха, наряду со своими духовными братьями. Как опытный преданный, Абхай читал лекции и обучал брахмачари — молодых, необразованных и порой даже неграмотных – науке преданного служения и философии «Бхагавад-гиты».

Вскоре после этого другой санньяси, духовный брат Абхая, Бхактишаранга Госвами, попросил Бхактиведанту Прабху помочь ему в его ашраме Гаудия Санга, в Нью-Дели. Бхактишаранга Госвами (как, собственно, и Кешава Махарадж) считал Абхая превосходным писателем и редактором и хотел с ним сотрудничать. Среди учеников Шрилы Бхактисиддханты бытовало мнение, что А. Ч. Бхактиведанта Прабху замечательно проповедует и пишет - как на английском, так и на хинди и на бенгали. Кешава Махарадж хотел, чтобы Абхай остался у него и работал над «Гаудия Патрикой», а Бхактишаранга Махарадж, который собирался ехать в Бенгалию, просил его отправиться в Дели и выпускать журнал «Хармонист» (на хинди называвшийся «Саджана-тошани»). Абхай выбрал сторону Бхактишаранги Госвами, и Кешава Махарадж дал свое согласие, но при условии, что Абхай не бросит редактировать «Гаудия Патрику», хотя бы по почте.

Работа редактора была для Абхая родной стихией - ему нравилось проповедовать вместе с духовными братьями. «Продвинутым» ученым или писателем Абхай себя не считал, но помнил, что Шрила Бхактисиддханта был доволен его литературными трудами и поощрял его продолжать писательские опыты. А теперь и старшие духовные братья, санньяси, ученики Бхактисиддханты Сарасвати обращались к нему за помощью. Они буквально соревновались за честь воспользоваться его услугами. Абхай думал - может быть, это скромное служение под началом духовных братьев и станет делом его жизни?

Его «бегство» из Джханси было в каком-то смысле неудачей; по крайней мере, первое время он не мог понять, чего же Кришна от него хочет. Но сейчас его духовные братья, похоже, ответили на этот вопрос. Жить и работать в ашраме с брахмачари и санньяси когда-то казалось Абхаю слишком трудным. О том же говорил и Бхактисиддханта Сарасвати: «Пусть лучше он живет отдельно от вас». Но сейчас ему не оставалось ничего другого - либо бороться, в одиночку, без гроша в кармане, либо укрыться под крылом дружественно настроенной части Гаудия Матха. Возможно, в ашрамах своих духовных братьев он, наконец, сможет осуществить свое заветное желание - проповедовать сознание Кришны.

Поскольку ему предстояло стать редактором «Саджана-тошани», он начал думать о том, как расширить журнал. Это академическое вайшнавское издание, рассчитанное на эрудитов, имело очень непрезентабельный вид и небольшой тираж. В мечтах Абхая «Саджана-тошани» превосходил дорогой индийский «Иллюстрэйтед Уикли» и должен был превзойти американские «Тайм» или «Лайф». А почему нет? Кришна не нищий. Абхай подумывал о том, чтобы начать в рядах известных и состоятельных людей Нью-Дели широкую подписную кампанию. Тогда, по милости Кришны, вскоре он сможет печатать «Саджана-тошани» на мелованной бумаге и с цветными фотографиями. Полагаясь на Кришну, он приложит к этому все свои усилия. Проводя подписку, он мог бы брать с собой и свои рукописи и, кто знает, может быть, удалось бы опубликовать и их. Хотел ведь доктор Аллагаппа из Южной Индии напечатать его «Гитопанишад»! Вне всякого сомнения, таких много. А может быть, и сам Бхактишаранга Госвами захочет опубликовать за счет средств Гаудия-Сангхи труды Абхая.

Вскоре Абхай получил письмо от секретаря Бхактишаранги Госвами, который подробно объяснил ему, как с минимальными затратами доехать до Дели: третьим классом по железной дороге, а дальше на танге. Поскольку стоимость проезда на тангах, стоящих у вокзальных ворот, очень высока, Абхаю лучше сначала пройти метров сто вправо от вокзала - там можно найти тангу подешевле. Если Абхай будет единственным пассажиром, то проезд должен стоить не больше одной рупии и двенадцати анн, но если постараться найти себе попутчика – выйдет дешевле. «Проезжая мимо крематория, который будет слева, - объяснял секретарь, - посмотрите направо; там вы увидите наш красный флаг и вывеску, на хинди и на английском. Когда доедете, мы заплатим за тангу».

Прибыв на место, Абхай обнаружил, что дела в Гаудия-Сангхе идут не лучшим образом. Когда гуру, Бхактишаранга Госвами где-то отсутствовал, брахмачари ссорились и постоянно увиливали от выполнения своих обязанностей, и в результате этого страдали и проповедь, и сбор пожертвований. Здесь все оставляло желать лучшего - и стандарты чистоты, и поклонение Божествам, и приготовление прасада и отношения между преданными. К тому же, Гаудия-Сангхе не хватало денег (как, впрочем, и большинству матхов духовных братьев Абхая). Абхай приехал редактировать журнал, но вместо этого столкнулся с кучкой враждующих молодых брахмачари. Оказалось, что преданный, назначенный на чтение публичных лекций, совсем забросил проповедь, преданные, ответственные за проведение киртанов в домах горожан, не относятся к своему служению серьезно, а рассыльный отказывается исполнять поручения на том основании, что потерял велосипед. И тут один брахмачари вручил Абхаю письмо от Бхактишаранги Госвами, который просил его взять управление делами матха на себя.

Вдохнови всех заниматься служением, в противном случае, я не представляю, как мы будем печатать наш ежемесячный журнал. Поскольку нам не хватает денег, а у брахмачари ветер в голове, Акинчан Махарадж написал, что он не может взять на себя ответственность за управление. Было бы очень хорошо, если бы ты взялся присматривать за матховскими делами.

Кроме того, Абхая ждали и другие трудности: плохие отношения с типографией и отсутствие пишущей машинки.

Через несколько дней Абхай получил еще одно письмо от Бхактишаранги Госвами, в котором тот указывал, какие статьи печатать, и предупреждал, чтобы Абхай не вносил в журнал никаких изменений, напомнив ему о его главной обязанности:

Я попросил Акинчана Махараджа передать тебе ключи от моей комнаты, чтобы ты мог ею пользоваться, но только в служебных целях. Поскольку ты там, старайся поддерживать в ашраме атмосферу согласия и всем давай необходимые наставления.

Абхай понимал, что пока он не положит конец расхлябанности и мелким дрязгам, царившим в ашраме, никакой редакторской работой он заниматься не сможет. Но когда, следуя указаниям Бхактишаранги Госвами, он принялся наводить в матхе порядок, некоторые брахмачари взбунтовались и написали своему духовному учителю жалобу.

Несмотря на все эти проблемы, августовский номер 1955-го года вышел в срок. Но из-за задержки в типографии, до сентября журнал так и не напечатали. Когда же первые экземпляры, наконец, были получены, несколько экземпляров Абхай послал в Калькутту, Бхактишаранге Госвами, и попросил его прислать отзыв.

Дальнейшие инструкции Абхай получал не от своего духовного брата, а от его секретаря, Рамананды. Рамананда указал на некоторые погрешности, даже не упомянув о том, остался ли доволен Бхактишаранга. Ошибки в большинстве своем были техническими, относящимися к внешнему виду: Абхай немного иначе оформил оглавление и напечатал имя Бхактишаранги Госвами во всех его статьях не совсем так, как хотел Махарадж. В ответ на просьбу Абхая прислать ему пишущую машинку, Рамананда написал, что если «рукописи разборчивы, то нет необходимости отдавать их в типографию в перепечатанном виде».

Абхай обратился к Бхактишаранге Госвами с просьбой вернуться в Дели, чтобы установить в матхе мир и согласие. Что касается «Саджана-тошани» - тут Госвами посоветовал улучшить качество бумаги для обложки и печатать весь журнал на хорошей бумаге, в типографии с новейшим оборудованием. Абхай был не против, но эти «новшества» зависели от средств.

Я согласен с тем, что печатать журнал нужно в Калькутте. Но мне кажется, было бы лучше открыть в Калькутте или Дели свою собственную типографию, с хорошим оборудованием, чтобы можно было распространять послание Шри Чайтаньи Махапрабху на всех основных языках, особенно хинди и английском. Издания на хинди можно будет использовать для проповеди по всей Индии, а на английском – по всему миру.

Далее Абхай писал, что на быстрое исполнение заказа надеяться не приходится, поскольку материалы, идущие в печать, написаны от руки. Поэтому он взял напрокат пишущую машинку.

Еще он рассказал, как, по его мнению, можно увеличить число подписчиков.

* * *

Бриндабан, сын Абхая, приехал к нему, чтобы несколько месяцев пожить в Гаудия-Сангхе. О возвращении Абхая в семью не было и речи, и Бриндабан просто общался с отцом, соблюдая правила матха и помогая отцу в его обязанностях.

Однажды Гаудия-Сангху неожиданно посетил влиятельный адвокат, президент Хинду-Махасабхи. В матхе на тот момент почти никого не оказалось, не было и готового прасада, поэтому Абхай и Бриндабан сами приняли важного гостя, приготовили для него прасад, накормили и познакомили с деятельностью Сангхи.

* * *

В те редкие минуты, которые оставались свободными от управления неуправляемым матхом и работы над «Гаудия Патрикой» и «Саджана-тошани», Абхай переводил на хинди «Чайтанья-чаритамриту». Хотя ему привычнее было писать на английском или бенгали, он пришел к выводу, что в стране, где большинство жителей говорят на хинди, такая книга принесет пользу.

Бхактишаранга Госвами написал, что сентябрьского номера «Саджана-тошани» нужно пятьсот экземпляров. Но Абхай хотел больше. Договорившись с типографией о том, что тысяча экземпляров будет стоить столько же, сколько и пятьсот, Абхай поспешил сообщить радостную весть Бхактишаранге Госвами. Кроме того Абхай написал, что недавно ему пожертвовали бумагу, и он договорился о двадцатипятипроцентной скидке на почтовые расходы.

Зачем отказываться от печати всего тиража только для того, чтобы сэкономить немного бумаги? По-моему, мы должны печатать каждый месяц даже больше тысячи экземпляров и широко их распространять.

Но Бхактишаранга почтовой открыткой послал короткий ответ: не более пятисот.

Абхай продолжал работать над улучшением «Саджана-тошани». Для него это была не просто формальная обязанность, но захватывающая форма проповеди. В письме Бхактишаранге Госвами он выражал беспокойство, вызванное ожиданием от него статей для следующего номера. Средств было мало – настолько мало, что у Абхая не было даже приличного дхоти – и, тем не менее, он продолжал рисовать в своем воображении славное будущее «Саджана-тошани».

Я очень хочу, чтобы этот журнал содержал множество иллюстраций и по своему качеству не уступал «Иллюстрэйтед Уикли». Тогда он станет популярным. Ради этого я хочу активно заняться подпиской и поиском рекламодателей. Я собираюсь посещать видных бизнесменов, обращаться в страховые компании и т.д. Но у меня нет приличной одежды. Мне необходимо два комплекта хорошей одежды для этого ответственного дела, и я буду рад узнать Ваше решение по этому вопросу. Я искренне хочу поднять газету на самый высокий уровень.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 279. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия