Студопедия — Глава пятая 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава пятая 2 страница






ОСНОВАТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ

Господин АБХАЙ-ЧАРАН ДЭ

(По непосредственному указанию Его Божественной Милости Шри Шримад Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады).

У Абхая уже был небольшой издательский опыт, связанный с его бизнесом, поэтому, закончив работу над рукописью, он отнес ее в “Сарасвати Пресс”, лучшую в Бенгалии типографию. Кроме того, он воспользовался услугами известной в Калькутте фирмы, занимающейся книготорговлей, – “Такер, Спинк и Ко”, которая обязалась распространить журнал по книжным магазинам и библиотекам, в том числе и в нескольких странах за рубежом.

Но когда Абхай пошел закупать бумагу, то и тут столкнулся с правительственными ограничениями. Война вызвала дефицит бумаги, и правительство хотело разобраться, насколько необходимо нации то, что он написал; во время мирового кризиса обычная гражданская религиозная газета вряд ли могла быть признана предметом первой необходимости.

Не обременяя себя глубоким изучением написанного, правительственные чиновники сразу же отказали Абхаю. Но он не сдавался. Он просил их понять, что использовать бумагу для распространения учения Личности Бога в этой напряженной обстановке - дело полезное и своевременное, и в конце концов, разрешение на выпуск первого номера «Назад к Богу» — журнала на сорока четырех страницах - было получено.

Абхай Чаран приветствовал своих читателей объяснением девиза "Бог – это Свет, невежество – тьма". Когда человек забывает, что он сын Бога, и начинает считать свое тело собой, он впадает в невежество, уподобляясь тому, кто с интересом изучает устройство автомобиля, не обращая внимания на водителя.

В этом и заключается главный недостаток современной цивилизации. В действительности, это цивилизация невежества и иллюзии, и именно поэтому общество военизируется. Людей интересуют исключительно телесные удобства и все, что связано с телом, и никому нет дела до духа, приводящего тело в движение, хотя даже ребенку понятно, что без водителя механизм автомобиля практически бесполезен. Отсутствие этого знания — вопиющее невежество, которое породило опасную цивилизацию, принявшую форму милитаризма. Этот милитаризм, стыдливо называемый национализмом, создает препятствие для понимания человеческих отношений. Разный цвет одежды — не повод для войны. Поэтому понимание человеческих отношений не должно зависеть от принадлежности тела к определенной расе или от цвета одежды.

"НАЗАД К БОГУ" – скромная попытка автора, повинующегося Его Божественной Милости Шри Шримад Бхакти Сиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде, прославленному основателю и вдохновителю Гаудия-Матха, восстановить истинные отношения людей с Верховной Личностью, Богом. Руководители всех стран остро чувствуют безотлагательную необходимость в такой литературе, как эта, поэтому следующие утверждения сильно помогут в этом деле.

Шел 1944 год, и Абхай особо затрагивал тему мировой войны. Политики всего мира выражали возмущение по поводу страданий и нужды своих народов. После четырех лет войны, унесшей миллионы человеческих жизней, земля не сможет оправиться как минимум еще лет двадцать. И хотя ее конец был близок, лидеры демонстрировали не столько радость и надежду, сколько усталость и неуверенность. Даже если закончится эта война, не начнется ли сразу за ней следующая? Неужели люди еще не поняли, что нужно жить мирно?

Абхай процитировал архиепископа Индии: "Индия, ведомая Богом, может возвратить мир к благоразумию". Он цитировал президента Соединенных Штатов: "Следовательно, нельзя допустить остановки программы нравственного перевооружения, направленной на снижение опасности вооруженного конфликта. Для того, чтобы такое нравственное перевооружение было действительно эффективно, ему необходимо оказывать поддержку в мировом масштабе". Абхай упомянул также предыдущего президента, Герберта Гувера, утверждавшего, что мир нужно вернуть к нравственным и духовным идеалам, и процитировал резолюцию, вынесенную Британской палатой общин, о том, что духовные принципы являются наследием всего народа, и людям всех наций крайне необходимо принять верховную власть Бога. Он процитировал Венделя Уиллки, который, вернувшись из России, сообщил о том, что миллионы русских убиты, ранены или пропали без вести, а еще миллионы страдают от голода и брошены в застенки.

Страдания, подобные страданиям русских, — писал Абхай, — испытывают и другие народы; мы, индийцы, переживаем такую же нужду, нищету и испытываем такое же отвращение к войне.

Он привел слова английского министра иностранных дел, Энтони Идена, исполненные скорби и негодования по поводу страданий, принесенных войной. Он цитировал архиепископа Кентерберийского:

Повсюду на земле люди стремятся избавиться от проклятия войны и отдохнуть от жестокости и лишений, в мире, где больше не стреляют. Но часто люди хотят получить райское царство без царя. Царство Бога без Бога. Но это невозможно.

МЫ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ ТВЕРДОЕ РЕШЕНИЕ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД К БОГУ. Мы строим планы мирного сосуществования наций, гражданской безопасности. Это оправданно, и пренебрегать этим было бы ошибкой. Но все наши планы будут разбиваться о скалу человеческого эгоизма, пока мы не повернемся к Богу. НАЗАД К БОГУ, — вот главная потребность Англии и любой другой нации.

Он также привел слова сэра Френсиса Янгхасбенда:

Теперь, когда повсюду религия подвергается жестоким нападкам, мы смотрим на Индию, саму обитель религии, ожидая знака оттуда.

А в конце Абхай процитировал сэра Сарвапалли Радхакришнана:

«Эта война, даже в случае победы, станет благодатной почвой для других войн, если не будет сохранен мир. Сохранить же мир можно лишь в том случае, если «сильные» державы перестанут гордиться и выставлять напоказ свои богатства, нажитые за счет эксплуатации «слабых» наций». Возможно, именно это имел в виду сэр Хакорт Батлер, когда говорил, что спасение мировых цивилизаций зиждется на принципах индуизма.

Другое высказывание доктора Радхакришнана Абхай использовал в качестве одного из девизов журнала:

Мы должны победить тиранию в сфере мышления и возродить на планете желание мира. Средства развития ума и воспитания человеческой природы должны быть направлены на формирование должного общественного мировоззрения, без которого от государственного аппарата не много проку.

Абхай выражал свою убежденность в том, что духовное богатство Индии может принести благо каждому, — не только в Индии, но и во всем мире.

Затем он рассказывал о том, что побудило его начать издавать журнал «Назад к Богу» – о том, как за две недели до ухода Шрила Бхактисиддханта Сарасвати написал ему письмо, где дал наставление проповедовать на английском языке.

В этих обстоятельствах, начиная с 1936 года, я просто думал, смогу ли я отважиться на выполнение этой трудной задачи, не имея, к тому же, ни средств, ни способностей. Но так как это не испугало меня, я нашел в себе силы взяться за работу. Сейчас моя совесть требует, чтобы я приступил к работе, хотя сложности, сопутствующие войне, еще не закончились.

Абхай утверждал, что газета эта будет содержать исключительно духовное послание великих мудрецов Индии (особенно Господа Чайтаньи), и что его, издателя, долг – просто повторять это послание, как делает переводчик. Он не будет ничего выдумывать, и поэтому слова его будут лишь передавать духовный звук, направляющий людей назад к Богу. Он признавал, что темы, освещаемые в журнале, принадлежат к совершенно иной сфере сознания, и потому могут показаться его читателям несколько скучными, но уверял, что всякий, кто со вниманием отнесется к ним, получит благо:

Сахарный леденец кажется горьким больному желтухой, но при этом сахар для него - лекарство. Если пациент продолжает регулярно принимать леденцы в качестве лекарства, его способность воспринимать сладкий вкус постепенно восстановится. Мы рекомендуем тот же метод читателям журнала "Назад к Богу".

Донести до людей вечное послание Вед - такую цель поставил перед собой Абхай, но делал он это в свете происходящего кризиса. В своем очерке "Бог и Его возможности" он, опираясь на Веды, логически объясняет, что трансцендентная к этому миру природа Бога и индивидуальных душ исполнена бессмертия, блаженства и знания. Люди забыли о своих отношениях с Богом, поэтому они никогда не найдут удовлетворения в материальном мире, — временном и полном неизбежных страданий. Каждое живое существо — душа, вечная по своей природе, и поэтому каждый пытается уйти от натиска непрекращающихся страданий и опасностей. Но страдания и, в конечном итоге, разрушение - удел материального тела.

Жители Калькутты покидают город и уходят в другие места из страха перед бомбежками японцев, – в основе этого лежит все та же тенденция стремления к вечности. Но беглецы, увы, не думают о том, что, даже убежав из Калькутты и защитив себя от налетов японских бомбардировщиков, они не смогут защитить свои тела от тройственной «бомбежки» материальной природы ни в одном другом месте материальной вселенной.

Также и японцы, угрожающие жителям Калькутты беспощадными атаками с воздуха, с желанием за счет отвоеванных территорий приумножить свое счастье, не видят, что это счастье тоже временно и бренно - и с этим они уже неоднократно сталкивались у себя на родине. Но с другой стороны, живые существа, которые подвергаются нападению, по природе своей вечны, неуязвимы, невидимы и т.д. Поэтому, все живые существа, как жертвы нападения, так и нападающие, находятся во власти Майи и, следовательно, во тьме.

Абхай писал, что, до тех пор, пока люди полагаются только на себя, им не избежать уничтожения. Множество мировых лидеров пытались избавить человечество от войн, но все их попытки были бесполезны, ибо опирались на материальные представления о жизни. Их действия похожи на попытки рассеять тьму тьмой; тогда как тьму можно победить только светом.

Без света любые измышления человеческого ума (который также всего лишь творение материальной природы) никогда не вернут живым существам вечное счастье. В их тьме любая попытка создать мир на земле может принести только временное облегчение: мы наблюдаем это во всем творении Внешней Энергии. Во тьме ненасилие столь же бесполезно, сколь и насилие, тогда как в мире света нет нужды ни в насилии, ни в ненасилии.

Абхай говорил не только о войне. В статье "Теософия приводит к вайшнавизму", он выявлял недостатки модных в то время идей теософии, которую распространяли в Индии последователи мадам Блаватской.

В статье "Совместное пение" он рассказывал о содержащемся в Священных Писаниях предсказании того, что движение санкиртаны Господа Чайтаньи распространится по всей планете, в каждом городе и деревне.

Опираясь на это предсказание, мы можем надеяться, что культ санкиртаны в скором времени примет форму вселенского религиозного движения, и эта вселенская религия, – в которой никто не препятствует пению Имени Бога и где нет места ссорам, – будет существовать в течение многих лет, как говорится на страницах авторитетных Писаний.

Но вполне очевидно, что центральной темой журнала «Назад к Богу» был приказ Бхактисиддханты Сарасвати. И на обложке журнала, где был изображен погруженный в размышления Шрила Бхактисиддханта, и в "Посвящении", и в рассказе о цели издания, и в описании мировых проблем, и в анализе теософии, и в предсказании о распространении санкиртаны – по всему, чего бы ни касался автор, красной нитью проходило указание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.

В журнале были также напечатаны четыре статьи других авторов, включая Бхактишарангу Госвами.

На задней обложке Абхай разместил рекламу:

«ГИТОПАНИШАД» АБХАЯ-ЧАРАНА ДЭ,

Редактора и основателя "Назад к Богу"

В трех частях, 1200 страниц, большого формата

САФЬЯНОВЫЙ ПЕРЕПЛЕТ ПРЕВОСХОДНОГО КАЧЕСТВА

"Подробное изложение всемирно известной индийской философии – "Бхагабат Гита" – с авторитетным научным теистическим комментарием цепи учителей: Шри Кришна, Брахма, Нарада, Вьяса, Мадхва, Мадхабендра Пури, Ишвара, Господь Чайтанья, Рупа Госвами, Джива Госвами, Кришнадас, Нароттама, Бисванатх, Валадева, Джаганнатх, Тхакур Бхакти Винодэ, Гоур Кишорэ, Тхакур Сиддханта Сарасвати и автор комментария.

С многочисленными цветными и черно-белыми иллюстрациями из различных подлинных Священных книг.

 

Книга будет опубликована в ближайшее время. Подписчикам предпочтение при заказе.

Цена: 18 индийских рупий или 1 фунт 10 шиллингов".

 

Вторая значительная работа, «Господь Чайтанья», предполагалась в двух частях и должна была содержать в общей сложности тысячу страниц. Обе книги были далеки от завершения, но Абхай выражал свое горячее желание взяться за эти серьезные труды от имени своего духовного учителя.

При попытке напечатать второй номер «Назад к Богу», Абхай столкнулся все с той же проблемой: дважды он просил разрешения купить газетную бумагу, и оба раза правительство отклоняло его просьбу. Из-за войны продажа бумаги была ограничена. Десятого июля 1944 года Абхай написал третье письмо.

С должным почтением, я прошу Вас учесть, что к изданию журнала "Назад к Богу" я приступил по указанию Его Божественной Милости, Шри Шримад Бхакти Сиддханты Сарасвати Махараджа, духовного учителя гаудия-вайшнавов. Само название журнала говорит о необходимости начать его издание сейчас, посреди смятения, которое переживает весь мир. Я прилагаю к письму экземпляр журнала и прошу Вас внимательно его прочесть. В нем вы найдете мнения многих известных политических деятелей разных стран в поддержку движения, способного вернуть мир на путь благоразумия через развитие мышления и воспитание природы человека, что должно поднять его на уровень незыблемой духовности, каковой считается высшей потребностью рода человеческого. Я надеюсь, что вы любезно выберете время, чтобы просмотреть журнал, причем я особенно хотел бы обратить ваше внимание на введение.

Абхай также отметил, что редакционная коллегия журнала «Назад к Богу» ощущает в Индии дефицит не столько бумаги, сколько образования. Воспользовавшись возможностью проповеди, Абхай объяснил, что, в конечном итоге, все в этом мире принадлежит Богу, но безбожники считают владельцами всего себя.

Причиной нынешней катастрофы — войны за превосходство — является ложное чувство собственности, поэтому человеческое общество крайне нуждается в просвещении, чтобы восстановить понимание положения Всевышнего как единственного Владыки всего.

Абхай допускал, что в Индии, возможно, действительно не хватает бумаги. Но в древние времена просвещенные жители Индии регулярно проводили религиозные обряды, во время которых тонны драгоценного гхи и зерна предлагались жертвенному огню. И при этом никто ни в чем не испытывал недостатка. А в наше время, отказавшись от жертвоприношений Верховному Господу, люди постоянно сталкиваются с тем или иным дефицитом.

Поэтому, учитывая, что столько бумаги тратится попусту, не могли бы вы пожертвовать несколькими пачками бумаги для того, чтобы принести великое благо человечеству? Я прошу правительство рассмотреть мою просьбу в свете духовного понимания, неподвластного материальному расчету. Даже в Великобритании правительство оказало огромную поддержку подобному движению под названием "Движение за нравственное перевооружение", не принимая во внимание проблему дефицита бумаги, которая в Англии стоит еще острее, чем здесь.

Пусть бумаги хватит только на одну полосу "Назад к Богу", я согласен. Но я обращаюсь с горячей просьбой к правительству - не допустить, чтобы прекратилось обсуждение важнейших тем, ради которого и издается мой журнал "Назад к Богу". Поэтому я смиренно прошу вас серьезно рассмотреть этот вопрос и позволить мне начать, во имя человечества и Бога, хотя бы с одной страницы в неделю или в месяц, как вы сочтете нужным, не считая это напрасным расходом бумаги.

Письмо подействовало. Второй номер своего журнала Абхай несколько саркастически озаглавил: "Спасибо правительству Индии". Он сообщал читателям (многие из которых были огорчены тем, что правительство сократило тираж), что журнал будет издаваться каждый месяц. Абхай опубликовал свое письмо правительственному чиновнику, заведовавшему выдачей бумаги, а также ответ, дающий ему разрешение.

На этот раз статьи были короче. Являя талант газетного обозревателя, с философским критицизмом, живостью и оттенком иронии Абхай комментировал проблемы и высказывания мировых лидеров. Выпуск включал в себя следующие материалы: "Переговоры Ганди и Джинны", "«Гуманный мир» г-на Черчилля", "«Сердечное пожелание» Бернарда Шоу", и очерк "Стихийная любовь к Богу".

"Переговоры Ганди и Джинны": "Мы огорчены известиями о недавних неудавшихся переговорах Ганди и Джинны об объединении индийского народа".

Абхай был не слишком оптимистично настроен в отношении таких "эпизодических переговоров между главами общин". Даже если они придут к какому-то соглашению, оно, в конце концов, просто примет форму другой проблемы. Лидеры стремятся объединить индусов и мусульман, но в Европе по обеим сторонам баррикад стоят христиане, а в Азии — большей частью буддисты – но это не мешает им сражаться.

Итак, битвы будут продолжаться: индусы против мусульман, индусы против индусов, мусульмане против мусульман, христиане против христиан, буддисты против буддистов, и так до конца света.

До тех пор, пока будет сохраняться корыстное стремление к чувственному наслаждению, брат будет сражаться с братом, отец с сыном, нация с нацией - а настоящего единства можно достичь только на трансцендентном уровне служения Богу. "Махатма Ганди, — писал Абхай, — далеко не обычный человек, и мы очень чтим его". Но Абхай советовал Ганди оставить деятельность материального характера и подняться на духовный уровень – только тогда можно будет говорить об объединении всех людей. Абхай привел определение махатмы* из «Бхагавадгиты»: это “тот, кто сосредоточил все свое внимание на служении Верховному Господу, Шри Кришне.” Он попросил Махатму Ганди придерживаться учения «Бхагавадгиты» и проповедовать ее послание преданности Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Только так, проповедуя послание Бхагавадгиты, Махатма Ганди благодаря своему влиятельному положению, может помочь всему миру.

"«Гуманный мир» г-на Черчилля": «Нас радует то, что в наши дни главы политических партий мира, в частности, господин Черчилль, начали задумываться о человечестве и стремиться к избавлению от ужаса безумной национальной ненависти. Безумная ненависть – это оборотная сторона безумной любви. Безумная любовь, которую соотечественники Гитлера питают к нему, породила неизбежную, сопутствующую ей безумную ненависть к другим, и война – плод этой безумной двойственности под названием «любовь и ненависть». И если мы хотим избавиться от безумия ненависти, мы должны быть готовы избавиться и от безумия так называемой любви. Стабильного положения свободы от любви и ненависти можно достичь только тогда, когда люди получат необходимое знание.

Но до тех пор, пока люди не научились видеть в теле душу, двоякое безумие любви и ненависти будет продолжаться, и мир среди людей будет невозможен».

"Такой самоанализ, — заключает Абхай, — легок в служении Богу. Итак, “гуманный мир” г-на Черчилля подразумевает, что мы должны вернуться "Назад к Богу".

" «Сердечное пожелание» господина Бернарда Шоу":

Господин Бернард Шоу поздравил Махатму Ганди по случаю его семидесятишестилетия: "Я могу лишь пожелать, чтобы вместо семидесятишестилетия господин Ганди сегодня отмечал свое тридцатипятилетие". Мы сердечно присоединяемся к господину Шоу в его желании вычесть сорок один год из возраста Махатмы Ганди.

Но смерть не будет считаться с нашим "сердечным пожеланием". Ни господину Шоу, ни Махатме Ганди, никому другому никогда не решить проблему смерти.

Правители разных стран… открыли множество заводов по производству оружия, способного искусно убивать, но нигде нет завода, выпускающего оружие, способного защитить человека от жестоких лап смерти, хотя умирать никто не хочет.

Люди озабочены тем, где взять хлеб, хотя на самом деле эту проблему решит сама природа. Человек должен попытаться решить проблему смерти.

«Бхагавадгита» говорит нам, что проблема смерти разрешима. Хотя смерть в материальном мире царит повсюду, "тот, кто достигает Меня, — говорит Кришна, — никогда не родится вновь". Существует неразрушимый духовный мир, и тот, кто попадает туда, никогда больше не возвращается в обитель смерти. Почему же вожди наций так крепко держатся за эту планету, где они родились и где смерть неизбежна?»

«Мы желаем, — завершает Абхай, — чтобы в своем почтенном возрасте и господин Шоу, и Махатма Ганди приложили совместные усилия, чтобы научить людей, как вернуться домой, назад к Богу".

Издав два номера, Абхай был вынужден остановиться - печать стоила немалых денег. Но писать он продолжал регулярно, работая над “Гитопанишад”, сочиняя новые статьи и составляя философские комментарии к священным текстам, причем писал он даже в книге для записи фармацевтических формул.

* * *

Однажды ночью Абхаю приснился странный сон. Перед ним появился Шрила Бхактисиддханта и жестом позвал его за собой. Он просил Абхая оставить дом и принять санньясу. Абхай проснулся, сильно потрясенный увиденным. "Какой ужас!" - подумал он. Он понимал, что то был не обычный сон, но просьба Гуру казалась ему слишком трудновыполнимой и неестественной. Принять санньясу! По крайней мере, сейчас он не мог этого сделать. Сейчас он должен наладить свой бизнес и на вырученные деньги печатать книги. Он продолжал выполнять свои обязанности, но потрясение от этого сна долго не покидало его.

* * *

В 1945 году война закончилась. Но Индия по-прежнему находилась под властью Британии. Абхаю представилась хорошая возможность сделать свой бизнес еще более успешным. В тысяче километров от Калькутты, в Лакнау, он арендовал здание, где открыл собственное предприятие "Абхай-Чаран Дэ и сыновья". Дело потребовало крупного начального капитала, сорок тысяч рупий, но предприятие Абхая выходило на более высокий уровень. Кроме того, по закону Абхай обязан был нанять трех правительственных инспекторов, чтобы доказать, что правильно использует химикаты и не участвует в операциях на черном рынке. Но, даже несмотря на высокие расходы, он хорошо зарекомендовал себя на рынке, и его продукция пользовалась большим спросом. Он закрыл все свои мелкие магазины в Калькутте и сосредоточился на бизнесе в Лакнау.

Здание, которое занял Абхай, было известно в народе как «дом с приведениями». Но его это не пугало. Однако, когда предприятие заработало, к нему стали подбегать испуганные работники: "Бабу, Бабу, там привидение!" Абхай прошел по всему зданию, повторяя «Харе Кришна», и после этого уже никто не жаловался на призраков.

Тринадцатого ноября Абхай написал своему слуге Гауранге о некоторых сложностях в Лакнау и попросил его приехать и помочь. В письме Абхай с горечью говорит о своей жене Радхарани и детях.

«Гауранга Прабху,

Пожалуйста, прими мои поклоны. Я получил твое письмо от седьмого ноября. У меня не было времени ответить сразу. Я живу здесь один, с несколькими служащими. Если я уеду, то мне придется все закрыть Один раз я уже уехал и закрыл бизнес, потеряв на этом 10000 рупий, при этом моя репутация тоже пострадала - у меня стало больше врагов. Вот почему мне приходится бороться и ставить на кон практически всю свою жизнь. Я здесь один посреди стольких проблем. Но это не зря. Вот почему я несколько раз писал тебе, чтобы ты приезжал. Как только ты получишь это письмо, покажи его Дубре. Возьми у него хотя бы десять рупий и приезжай. Когда ты приедешь, я отправлю деньги твоим родным. Какой смысл держать тебя там, оправдывая это тем, что кроме тебя некому готовить и прислуживать? Я уже столько служил им, нанимая слуг, служанок и поваров, но они по-прежнему не проявляют ни малейшей склонности к преданному служению. Поэтому все эти дела меня больше не интересуют. Приезжай сюда - и я поеду в Калькутту.

Только в том случае, если я увижу, что мои домочадцы заинтересованы в преданном служении, я буду продолжать их поддерживать. Если нет - я не стану больше их содержать. Привези мне плед.

Твой Абхай

Семья и проповедь вступили в конфликт. Журнал "Назад к Богу" не вызвал у Радхарани абсолютно никакого интереса. Она, казалось, делала все возможное, чтобы помешать Абхаю в издательской деятельности и в бизнесе. Его предприятие называлось “Абхай-Чаран Дэ и сыновья”, но сыновья помогать ему тоже не собирались. А когда он попросил своего слугу приехать в Лакнау, чтобы помочь ему, семья выступила против, объяснив это тем, что им Гауранга был нужнее. Какой в этом был прок? Семья не поддерживала его в бизнесе и не соглашалась заниматься преданным служением. А так как бизнес предназначался главным образом для поддержания семьи, то, что он должен был посвящать этому столько сил, его возмущало. Старый экономический закон Маршалла, который Абхай усвоил еще в колледже, гласил: "Без семейных привязанностей у мужчины ослабевает экономический стимул".

Конечно, семейная жизнь и преданное служение могут прекрасно гармонировать друг с другом. Тхакур Бхактивинода описывает две параллельные обязанности: телесную и духовную. Общественное положение, умственное развитие, чистота, питание и борьба за существование – все это обязанности по отношению к телу; духовные обязанности – это деятельность в преданном служении Кришне. Эти обязанности должны выполняться параллельно. Для Тхакура Бхактивиноды семья была источником духовного вдохновения, и он использовал свое общественное положение, чтобы развивать проповедь.

А у Абхая все было по-другому. Казалось, что эти два пути вступили в противоборство, стремясь уничтожить друг друга. Он чувствовал, что поступает почти как те материалисты, которых он критиковал в своих работах, и которые просто борются за существование, не имея времени на самоосознание. Чем больше семья требовала от него, тем меньше он хотел для них работать, все более склоняясь к проповеди сознания Кришны. Вот в таком затруднительном положении он находился. Оставалось только одно: продолжать трудиться, чтобы поддерживать семью, развивать бизнес - и надеяться на большой успех, который позволит ему возобновить свою издательскую деятельность.

Однако предприятие в Лакнау оказалось ему не по плечу. Он целенаправленно начал крупное дело с целью получения большей прибыли, но расходы каждый месяц повышались - и в итоге он задолжал за аренду, из-за чего ему пришлось судиться с арендодателем. Хотя он регулярно ездил в Калькутту и каждый день отправлял оттуда сырье в Лакнау, семья не оказывала ему никакой поддержки. Слуга Абхая, Гауранга, также повиновался ему неохотно и подумывал вернуться к себе домой. Двадцать третьего ноября Абхай снова написал ему письмо.

Предлагаю свои смиренные поклоны стопам вайшнава. Гауранга Прабху, я получил твою открытку 18/11/45 и все понял. Нет необходимости приезжать сюда на месяц, тратить деньги, только затем, чтобы вернуться. Возьми у Дубры двадцать пять рупий и поезжай домой. Когда приедешь, напиши мне письмо, и я пошлю тебе остальные деньги одним или двумя денежными переводами. Тогда из дома ты мне сообщи, когда сможешь приехать сюда.

Я начал здесь свой бизнес с довольно большим размахом. Ты сам это видел. Если не будет прибыли, то кто будет оплачивать судебные тяжбы? Все приходится делать самому. Брат и сыновья просто едят и спят, сидя у меня на шее, как сборище баб.

Отправляйся домой, как только получишь деньги, и постарайся вернуться как можно скорее.

Твой Шри Абхай Чаран Дэ

 

 


ГЛАВА ШЕСТАЯ

Неизвестный друг

Пусть строгие моралисты осуждают меня, считая, что я в иллюзии - мне все равно. Пусть знатоки ведических правил упрекают меня в том, что я избрал ложный путь, пусть родственники и друзья называют меня неудачником, а братья — глупцом, пусть сребролюбцы выставляют меня сумасшедшим, а ученые и философы заявляют, что я слишком горд. Пусть так, но моя решимость служить лотосным стопам Говинды не уменьшится ни на йоту, хоть я и самый ничтожный его слуга.

— Мадхавендра Пури.

ПОМИМО ТРУДНОСТЕЙ, связанных с бизнесом и семьей, Абхаю пришлось перенести переломный момент в истории Индии — обретение независимости и разделение государства. Абхай не принимал активного участия в политике, но, как и сотни миллионов индийцев, был затронут бурным рождением индийской независимости.

Пока Ганди и Национальный конгресс (в котором индусы составляли большинство), добивались свободы для единой Индии, Мусульманская Лига под руководством М.А. Джинны призывала к разделению Индии и образованию нового исламского государства — Пакистана. Это и стало причиной конфликта. В августе 1946 года уходящее в отставку английское правительство предложило Джавахарлалу Неру, президенту Национального конгресса, сформировать временное национальное правительство, но Мусульманская Лига запротестовала, посчитав, что такое правительство не будет учитывать требования мусульман. 16 августа Джинна провозгласил «днем открытых действий». В большинстве районов Индии этот день прошел практически незаметно, но в Калькутте он вылился в индо-мусульманские столкновения. Пять дней насилия унесли жизни четырех тысяч человек. Тысячи людей были ранены. За последующие несколько месяцев индо-мусульманские конфликты вспыхивали еще не раз.

В начале 1947 года, когда новый вице-король, лорд Маунтбаттен, встретился с индийскими лидерами, чтобы обсудить процесс передачи власти, начались новые столкновения, поскольку мусульмане требовали создания государства Пакистан. Опасаясь гражданской войны, Конгресс, в конце концов, согласился на разделение, и 18 июля единогласно был принят законопроект о независимости Индии. Месяц спустя Индия и Пакистан уже официально существовали как независимые государства, а Джавахарлал Неру стал первым премьер-министром Индии.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 300. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия