Студопедия — Типы инвесторов 61 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 61 страница







Глава тридцать шестая

В каждом городе и деревне

 

Лондон

Август 1971 г.

 

Из Флориды, этого «далекого края», Прабхупада вернулся в Нью-Йорк и через три дня вылетел в Лондон. Там он заболел. 14 августа он написал Тамала-Кришне:

Я болею — уже четыре дня. Солнца нет. Почти все время пасмурно и идет дождь. Это отразилось на моем здоровье, потому что раньше я страдал ревматизмом.

Прабхупада говорил, что хочет прекратить путешествовать и отойти от управления: «Это тело состарилось, оно уже дает о себе знать», но у него не было полной уверенности в том, что его управляющие смогут руководить Обществом — без его присмотра.

Прабхупада выговаривал своему секретарю, Шьямасундаре, браня его и других региональных секретарей за то, что те не издают и не распространяют в достаточном объеме его книги.

— Почему нет книг? — требовательно спрашивал он.

Шьямасундара только втягивал голову в плечи, не зная, что и сказать. В конце концов, он пообещал связаться с духовными братьями из Би-Би-Ти.

— Зачем мы создали издательство? — горячился Прабхупада. — Чем они там занимаются? У нас нет запаса больших книг?! Книг на других языках тоже нет — и это после стольких лет болтовни и прожектерства. Почему до сих пор не напечатано полное издание «Бхагавад-гиты как она есть»?

— Ну, — отвечал Шьямасундара, — потому что они…

— Нет! Это твоя ответственность, — кричал Прабхупада. — Почему ты до сих пор ничего не сделал?

Прабхупада обрушивался на всех секретарей Джи-Би-Си в лице одного — того, который сидел перед ним. В обязанности Джи-Би-Си входило следить за тем, чтобы постоянно пополнялся запас книг, регулярно печатался журнал «Назад к Богу», аккуратно оплачивались счета и в храмах царила здоровая духовная атмосфера.

— Наше дело, — объяснял Прабхупада, — распространять сознание Кришны в сфере образования. Пусть приходит любой философ, ученый или преподаватель — у нас достаточно книг. Но если вы будете работать спустя рукава да спать, то это делу не поможет. Учитесь решимости у меня, старика: умереть, исполняя долг — большая честь – это все равно что для полководца встретить смерть на поле боя. Арджуне было сказано: «Если ты даже и погибнешь, то все равно окажешься в выигрыше».

Так медленно печатать — да это просто стыд и срам! Зачем мне переводить, если вы не печатаете? Вы просите: «Удалитесь от дел и переводите». А чего ради я должен переводить, а? Никто никогда не увидит эти переводы! Я могу написать тома книг! В Японии есть издательство «Дай Ниппон», они согласны печатать в кредит! Почему же вы не печатаете? Вечно одно и то же: «Будет сделано. Будет сделано». А дальше-то что? Зато жаловаться эти лидеры умеют: «Либо он, либо я».

Этому безобразию пора положить конец. Если отец кормит семью, долг сыновей — ему служить. Я ваш отец, и даю вам все необходимое. Почему же вы не служите мне, не печатаете книги? Если человек прочитает только одну книгу и поймет ее, этого будет достаточно, чтобы он осознал Кришну. Неужели вы не понимаете, как это важно?

Они все время спрашивают: «Авторитетна ли такая-то книга?» У них, видишь ли, нет времени прочитать одну из моих книг, но они постоянно спрашивают о книгах моих духовных братьев. Что же дальше-то будет? Первая песнь «Шримад-Бхагаватам» еще даже не отредактирована и не откорректирована. Что уж говорить о печати! А столько книг еще не напечатано! Так вот, скажи им: на еду из фонда Би-Би-Ти не тратить ни копейки!

 

Однажды из Нью-Йорка позвонил Адвайта, менеджер «ИСККОН пресс», - позвонил, чтобы сообщить хорошую новость: через неделю они собираются послать в «Дай Ниппон» негативы пяти больших книг. Кроме того, «ИСККОН-пресс» отправил в Европу груз немецких «Ишопанишад». Другие книги на иностранных языках вот-вот должны были выйти из печати. Прабхупада был доволен, и Шьямасундара сообщил своим духовным братьям, секретарям Джи-Би-Си:

Для Прабхупады, скажу я вам, это лучшее лекарство, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру в нас. Дела идут на поправку, но он все же просит нас регулярно отчитываться о проделанной работе: ему нужна полная и ясная картина ситуации с книгами.

Узнав о том, что книги его выходят в свет, Прабхупада, здоровье которого по-прежнему оставляло желать лучшего, заметно приободрился, и продолжил свою работу над переводом и комментариями.

Раначора: Как-то раз я засиделся допоздна, до часу ночи. Я вошел и увидел, что в гостиной Прабхупады горит свет. Я слышал его голос: он говорил в диктофон. Стараясь не шуметь, чтобы Прабхупада не узнал, что я не сплю в столь поздний час, я на цыпочках поднялся по лестнице. Но, проходя мимо его двери, я не устоял перед соблазном послушать, о чем он говорит. Я даже попытался заглянуть в замочную скважину, но ничего не мог разглядеть и просто стоял и слушал, как Прабхупада диктует «Шримад-Бхагаватам».

Вдруг он неожиданно замолк. Сначала я предположил, что Прабхупада обдумывает формулировку следующей фразы. Но потом я понял, что он почувствовал, что за дверью кто-то подслушивает его, и в испуге стал подниматься вверх, стараясь не издавать никаких звуков, хотя ступеньки предательски скрипели. Был час ночи, и все вокруг спали – не только храм, но и весь Лондон — в час-то ночи! Не спал только Прабхупада; он переводил. Говорил он тихо, но в его голосе слышалась великая сила и решимость. В течение всего дня он нес на своих плечах груз управления и встреч с разными людьми, а ночью, в те редкие часы, когда наступали покой и тишина, он бодрствовал и диктовал.

В Лондоне Прабхупада приступил к работе над книгой о западных философах, начиная с Сократа. Каждое утро Шьямасундара предоставлял Прабхупаде краткий обзор основных положений того или иного философского направления, а Прабхупада в течение нескольких часов рассматривал его ключевые моменты в свете сознания Кришны. И каждый день Шьямасундара транскрибировал утренние беседы и подготавливал материал по очередному философу.

 

14 августа Шрила Прабхупада отмечал Джанмаштами, день рождения Господа Кришны. На следующий день, в юбилей семидесятипятилетия Прабхупады, по почте ему пришла книга в мягкой обложке, с благодарственными письмами учеников. Во многих поздравлениях на Вьяса-пуджу ученики прославляли Шрилу Прабхупаду за его постоянные путешествия ради спасения падших душ во всем мире и за широту его милосердной проповеди.

 

В этом году Вы путешествовали по Индии, лично проповедуя и управляя Движением и своим примером являя нам смысл слова «ачарья». А теперь Вы путешествуете и вдохновляете преданных в центрах США и Европы.

 

В этот день Вьяса Пуджи 1971 года мы, Ваши родные дети, собрались у Ваших стоп, чтобы, насколько это возможно, выразить свои чувства. Вашими благословениями все мы, объединившись и освободившись от ссор и интриг, устремимся вперед, как единый великий ИСККОН, чтобы служить своими мыслями, словами и делами Вашей Миссии. Позвольте же нам распространять эти Ваши книги — всеблагое послание Кришны, милостиво доставленное в страны Запада. Позвольте нам, оставив в прошлом все обиды, сотрудничать и строго соблюдать регулирующие принципы, оставаясь Вашими чистыми представителями. Позвольте нам прославить чистую санкиртану и распространение журналов ради Вашего удовольствия. Слава Шриле Прабхупаде!

 

Все Ваши ученики молятся о том, чтобы Вы оставались с нами еще много лет, и о том, чтобы с нашей помощью Вы смогли уделять время написанию «Бхагаватам», а мы бы продолжали миссию Вашего Гуру Махараджа.

 

Но здоровье Прабхупады не улучшалось.

 

«Последние дня четыре или пять я болел; сейчас мне немного лучше, но болезнь все еще дает о себе знать. Я не могу спать больше двух часов подряд, а днем у меня иногда кружится голова. Но в остальном все в порядке. Как и прежде, я повторяю «Харе Кришна» и регулярно работаю над книгами».

 

Шьямасундара: Мы с Аравиндой спали прямо возле комнаты Прабхупады. Как-то ночью, лежа на нижнем ярусе кровати, я вдруг услышал: «Шьямасундара!» Зов был такой настойчивый, что я вскочил, стукнувшись головой о верхний ярус, и опрометью бросился к двери Прабхупады. Распахнув дверь, я едва успел подхватить его, теряющего сознание прямо у порога. Лицо его было совершенно серым, и он был легкий, как куколка. Я перенес его на кровать, с ужасом думая: «Господи, что творится?»

Он весь дрожал. Я включил на полную мощность электрообогреватель, подвинул его к самой постели, укутал Прабхупаду в несколько одеял и стал ждать. Прабхупада не шевелился, глаза его были закрыты. Наконец, он пришел в себя и еле слышно прошептал:

— Шьямасундара, принеси черного перца.

Он объяснил, как приготовить из него пасту и попросил втереть ее ему в лоб.

Я бросился на кухню, приготовил пасту и нанес ее ему на лоб. Затем я спросил:

— Вы… Что случилось?

Кажется, он ничего не ответил. Глаза его были закрыты. Он, казалось, уснул.

Я прилег на полу возле кровати. Спустя какое-то время я услышал:

— Можешь возвращаться к себе. Со мной все в порядке.

В тот день Прабхупада оставался в постели часов до восьми-девяти утра, а когда встал, то выглядел совершенно как обычно. Его дух был настолько силен, что он мог подниматься даже после таких страшных приступов. Я уверен: все происходящее не имело физического объяснения. Он полностью поправился, хотя ночью явно был на волосок от смерти.

* * *

Как-то раз, повстречав индуса, господина Р. Б. Пандью из Момбасы, что в Восточной Африке, Прабхупада между прочим пожаловался на свое здоровье. Г-н Пандья сказал, что в Момбасе, где всегда тепло и солнечно, и дуют благодатные морские бризы, у него есть дом на берегу океана — идеальное место, чтобы поправить слабое здоровье. Он предложил Прабхупаде отправиться туда и жить там сколько душе угодно. Прабхупада впервые всерьез задумался о поездке в Африку — не столько для поддержания здоровья, сколько для проповеди сознания Кришны. Три месяца назад он отправил в Восточную Африку Брахмананду Свами и Джаганнивасу, и эта его поездка должна была воодушевить их, а, кроме того, подготовить почву для проповеди на африканском континенте.

Сначала Прабхупада отправил из Лондона в Момбасу Бхавананду и Нара-Нараяну, которые должны были оценить, можно ли ему там жить, как предлагал господин Пандья. Когда Бхавананда и Нара-Нараяна прибыли на место, Брахмананда Свами, трудившийся в Восточной Африке всего лишь с одним помощником, был несказанно рад встрече с ними, равно как и известию о том, что в скором будущем к ним приедет и сам Прабхупада. Ранее Брахмананда Свами проповедовал во Флориде, но Прабхупада попросил его отправиться в Пакистан. Вместе с другим преданным, Джаганнивасой, они тотчас же пустились в путь. Самолет доставил их в Париж, а из Парижа на Восточном Экспрессе они проехали через всю Восточную Европу. Узнав о военных действиях в Пакистане, Прабхупада написал Брахмананде Свами во Флориду, желая отговорить его от поездки, но адресата письмо не застало. По дороге в Пакистан, в Турции, Брахмананда и Джаганниваса были арестованы за попытку организовать публичные киртаны и несколько дней провели под стражей по подозрению в христианском миссионерстве.

В конце концов, они достигли Пакистана, где местные студенты плевали на них, оскорбляли, обвиняли в шпионаже и даже угрожали. Бывали дни, когда на улицах с их лбов силой стирали вайшнавские тилаки и предупреждали, что если они еще раз появятся на улице, их просто зарежут. Местные индусы уговорили Брахмананду и Джаганнивасу как можно скорее покинуть страну, и те нехотя согласились и направились в Бомбей, чтобы встретиться со своим духовным учителем.

Тем временем, в какой-то бомбейской газете Прабхупада прочел сообщение, что пакистанские солдаты в Дакке убили четырех миссионеров Сознания Кришны. «Я очень беспокоюсь за Брахмананду, — писал он. — Из-за этих дурных известий меня целый день не покидает тревога».

Услышав, что Брахмананда Свами вернулся в Бомбей, Прабхупада пожелал сию же минуту увидеться с ним. Как отец, вновь обретший потерянное дитя, он заключил Брахмананду в объятия и сказал: «Ты рисковал жизнью, исполняя мой наказ». Спустя несколько дней Прабхупада велел ему: «Отправляйся в Африку. Если ты сделаешь это, наша миссия охватит все континенты».

И теперь Брахмананда с нетерпением ждал приезда любимого духовного учителя.

* * *

Найроби

9 сентября 1971 г.

Набросив на плечи шерстяной чадар и взяв в руки неизменный белый пластмассовый дипломат, с которым он путешествовал по свету, Прабхупада сошел с трапа Боинга-747 Восточно-африканских авиалиний. Вместе с секретарем и слугой он прошел, опираясь на трость, по летному полю к зданию терминала. Войдя внутрь, он сел на стул, покрытый тканью, и присоединился к киртану, а встречавшие его индийцы и африканцы почтительно столпились вокруг.

Кул Бхушана, журналист и друг Брахмананды Свами, задал Прабхупаде несколько вопросов. Он спросил, чему тот приехал учить, и Прабхупада ответил: «Современные люди забыли о своих отношениях с Кришной, т.е. с Богом, и потому страдают. Кто бы вы ни были — индус, мусульманин или буддист, это неважно – не восстановив отношений с Господом, вы не сможете обрести счастье».

— Вы приехали только к индусам? — спросил г-н Бхушана.

— Нет, — ответил Прабхупада, — ко всем.

Г-н Бхушана: Восточная Африка, и особенно Кения, — одно из немногих мест, где люди наслаждаются гармонией в межрасовых отношениях. Так что же ваша миссия может дать Кении?

Шрила Прабхупада: Истинное братство возможно только там, где люди пребывают в сознании Бога. В противном случае мир будет непрочным.

Г-н Бхушана: Чтобы не ограничиваться одними лишь индусами, но достучаться и до африканцев, вашим ученикам потребуются особые усилия. Не правда ли? Здесь это очень важно.

Шрила Прабхупада: Наш метод всегда один и тот же. Он настолько эффективен, что подходит для всех. Мы не придумываем для каждого нового места новый способ. Метод всегда один и тот же — он универсален и привлекателен для каждого.

 

Переночевав в Найроби, Прабхупада и сопровождающие его преданные на маленьком винтовом самолете отправились в Момбасу. Мистер Пандья был в отъезде. Его семья, хоть и без особого энтузиазма, но все же приняла Шрилу Прабхупаду. Большой дом был построен по современному проекту — с закругленными углами, окнами в виде иллюминаторов и просторной гостиной с верандой, выходящей на океан.

Стоя у окна своей комнаты, Прабхупада любовался зеленовато-голубым морем, безоблачным синим небом и белым песчаным берегом в обрамлении пальм.

— Брахмананда сказал мне, что это место — одно из самых красивых в мире, — сказал Прабхупада, обернувшись к присутствующим. — Теперь я вижу, что он прав.

Прабхупада приехал в Момбасу с хроническим кашлем, но прогулки по берегу океана и горячее африканское солнце быстро поправили его здоровье. Как и в Лондоне, Прабхупада продолжал при помощи Шьямасундары каждый день разбирать постулаты философов-классиков. Следуя хронологическому порядку, он перешел от Сократа к Декарту.

Шьямасундара: Он (Декарт) говорит: «Я мыслю, следовательно, существую». Прежде всего, он обнаружил это: «Я существую». В определении истины он опирался на эту установку, ведь в его времена не было единого авторитета, на который бы опирались все.

Прабхупада: Не велика мудрость. И тысячи лет назад было немало тех, кто понимал, что он существует. Это называется атманам маньяте джагат: глупцу все окружающие кажутся глупцами. Декарт не первый человек, постигший существование индивидуального «я». Кришна говорит: ахам. Ахам эвасам эвагре: «Я был в начале, и Я останусь, когда все исчезнет». В свою очередь мы тоже говорим: «Я существовал до того, как было сотворено это тело, и буду существовать, когда оно умрет». Это понятие «я» есть как у Бога, так и у нас. В чем же новизна?

Почувствовав себя лучше, Прабхупада снова был готов проповедовать. Момбаса, в отличие от столицы страны, Найроби, была слишком мала для проповеди, потому он вернулся в столицу.

 

Найроби.

18 сентября 1971 г.

В Найроби Шрила Прабхупада преподал урок того, как должен проповедовать санньяси. В течение месяца он неукоснительно следовал ведической традиции, останавливаясь в домах принимающих его индийцев не более чем на три дня. Несмотря на хорошую пищу и комфортабельные условия проживания, по истечении положенного времени, он переезжал в другую семью. Таковы правила для санньяси, говорил Прабхупада. Это необходимо, чтобы не привязываться к комфорту и не причинять хозяевам неудобств.

Для Шрилы Прабхупады не было никакой необходимости соблюдать эти элементарные нормы – ведь он был парамахамсой, санньяси высшего уровня сознания Кришны. Его тело, ум и речь были всецело заняты в служении Господу, и потому он не питал привязанности к материальным удобствам. И все же, подавая ученикам пример, он строго следовал ведической традиции. Эта традиция называется мадхукари, что значит «пчела». Взяв с цветка немного нектара, пчела тут же перелетает на другой. Такая система кратких визитов дала Прабхупаде возможность вовлекать в сознание Кришны большее число семей и принимать множество приглашений.

Куда бы ни приезжал Прабхупада, везде он вел себя как безупречный гуру и уважаемый садху. При этом он тепло и по-дружески общался с хозяевами, становясь, по существу, старшим членом семьи. Хозяева предоставляли ему лучшую комнату в доме (обычно свою спальню), а хозяйка с помощницами готовила для него изысканные блюда. Благодаря своему естественному сознанию Кришны, Прабхупада выглядел представительным и солидным, манеры его были неизменно аристократичны, а скромность его очаровывала хозяев. Очень скоро он стал другом и гуру многих семей в столице Кении.

Западные ученики извлекли немало уроков из общения с Прабхупадой в Найроби. Как-то раз господин Деваджи Дхамиджи пригласил Прабхупаду освятить алтарную в его доме. Когда Прабхупада приехал, мистер Дхамиджи предложил ему сесть на оленью шкуру.

— Мы не садимся на оленью шкуру, — сказал Прабхупада. — Хотя она чиста, наши вайшнавы не носят оленьи шкуры и не сидят на них. Это в традиции йогов.

Бхавананда: Тогда мистер Дхамиджи пригласил Прабхупаду сесть на диван, покрытый чистой белой тканью. Прабхупада сел, и ему начали омывать стопы. Я впервые наблюдал за тем, как Прабхупаде омывают стопы — сначала молоком, а затем водой с розовыми лепестками. Потом на стопы нанесли чандану и осыпали их порошком красной кункумы, рисовой мукой и цветами жасмина. Пальцы на его ногах стали красными от кункумы, к ним прилипли зернышки риса и маленькие белые цветочки жасмина. После этого он прочитал лекцию. Никогда прежде я не обращал внимания на стопы гуру. Лишь теперь я понял, что стопы гуру имеют особое значение. И они изумительно прекрасны.

 

Прабхупаду не удовлетворяла проповедь одним только индийцам. Он хотел проповедовать и африканцам. Но индийцы и африканцы в Кении жили совершенно изолированно друг от друга. Однако, поскольку осознавший Кришну человек не делает телесных различий, Прабхупада говорил, что долг индийцев — поделиться своей духовной культурой с африканцами.

Прабхупада убеждал Брахмананду Свами, что его главная задача в Африке — приобщить к сознанию Кришны коренное население страны. Вспоминая пережитое в Турции и Пакистане, Брахмананда Свами с опаской относился к идее публичных киртанов в Найроби. Кроме того, большинство африканцев говорили на суахили, принадлежали к другой культуре и были, как правило, слишком бедны, чтобы покупать книги. Брахмананда Свами пребывал в полной растерянности, не представляя, как им проповедовать. Общаться с индийцами было куда проще и естественней.

Но Прабхупада хотел проповедовать африканцам.

— Это же африканская страна! — говорил он. — Они здесь хозяева, значит, им и нужно проповедовать!

В этом, как и во всем остальном, что касалось сознания Кришны, Прабхупада показал собственный пример. Он решил воспользоваться для этого храмом Радхи-Кришны, который находился в районе, населенном преимущественно африканцами. В храме был зал, двери которого выходили на шумную улицу, и Прабхупада посоветовал преданным устроить в помещении киртан, а двери оставить открытыми. Преданные сделали, как он велел, и через пять минут зал начал заполняться людьми. Храм находился в бедном районе города, и пришедшие были грязны и неграмотны. Однако они оказались чрезвычайно любопытны и с радостью присоединились к киртану, улыбаясь, хлопая в ладоши и радостно танцуя.

Брахмананда Свами вышел из зала и направился к дому неподалеку, в котором остановился Прабхупада.

— Зал полон, — сообщил он, — но вам приходить не обязательно, мы продолжим программу сами.

— Нет, я должен пойти.

Брахмананда Свами попытался отговорить его.

— Я пойду! — повторил Прабхупада. — Ты ведешь меня или нет?

Когда Брахмананда Свами со Шрилой Прабхупадой вошли в храм, зал был забит еще плотнее, чем несколько минут назад. В мрачной, слабо освещенной алтарной Прабхупада, в своем шелковом шафрановом одеянии, казалось, сиял. Люди с любопытством глядя на него, расступились, образовав проход. Поднявшись на сцену, Прабхупада провел киртан, а потом заговорил. Хотя слушатели, чьим родным языком был суахили, не понимали ни слова, они вели себя уважительно. А киртан привел их в полный восторг.

Члены индийской общины с тревогой восприняли идею Прабхупады открыть двери храма для африканцев. Кое-кто специально пришел, чтобы посмотреть, чем все это закончится. Однако проникнутая состраданием программа Прабхупады произвела впечатление и на индийцев. Простое с виду действо оказалась способно стереть культурные границы.

Такую задачу — дать сознание Кришны африканцам — поставил Прабхупада перед миссией Брахмананды Свами. Для этого не требовалось ничего особенного: всего лишь бесплатно раздавать прасад и книги и петь «Харе Кришна» под аккомпанемент барабанов и каратал. Прабхупада не хотел, чтобы сознание Кришны в Найроби превратилось в одно из индуистских религиозных обществ. Индусы могут помогать пожертвованиями, но проповедовать Брахмананда Свами должен африканцам.

Когда к Прабхупаде в Найроби приехали несколько темнокожих американских учеников, он сказал им:

— Четыреста лет назад ваших предков увезли отсюда в рабство. А теперь – подумать только! – вы вернулись в Африку наставниками!

Прабхупада организовал в Найроби первый киртан на открытом воздухе. Преданные устроили его в парке Камакунджи, под самым большим деревом — одним из символов независимости Кении. Когда преданные начали киртан, вокруг собралась большая толпа, и многие присоединились к пению. Кое-кто даже пустился в пляс в духе африканских ритуальных танцев. Из толпы вышел паренек и предложил переводить проповедь Брахмананды Свами на суахили. Преданные раздавали сладкие бунди, чем несказанно порадовали пришедших. В целом, начинание имело грандиозный успех.

Прибежав к Прабхупаде, Брахмананда Свами рассказал ему об удивительном киртане в парке. Его переполняли те самые же чувства, что и в 1966 году, когда он отчитывался об успехе первого киртана в Вашингтон-Сквер, в Нью-Йорке. Сейчас, как и тогда, Брахмананда Свами вновь последовал совету Прабхупады, и результаты оказались блестящими. Словами и личным примером всего за несколько дней Прабхупада перенес акцент с проповеди индийцам на проповедь африканцам.

 

На вечернюю лекцию Прабхупады в университете Найроби собралось две тысячи студентов-африканцев; у окон и дверей толпились сотни людей, которым не досталось места в зале. Бхута-Бхавана, темнокожий ученик Прабхупады из Америки, произнес короткое вступление, сказав несколько фраз на суахили. «Харамбай», — начал он, что значит «Добро пожаловать, братья, давайте работать сообща». Затем слово взял Прабхупада.

— Весь мир погряз в стремлениях и скорби. Вы, африканцы, стремитесь жить так, как живут люди в Европе и Америке. Но европейцы потеряли свою империю. Сейчас они скорбят. Получается, что одни стремятся, а другие скорбят…

Мы прибыли на африканский континент, чтобы все разумные люди Африки познакомились с этой философией и распространяли ее. Уж если совершенствоваться, так делать это всерьез. Не подражайте американцам и европейцам, которые живут как кошки и собаки. Эта цивилизация обречена. Атомная бомба уже наготове. Очередная война обратит в руины небоскребы и разрушит все вокруг. Попробуйте посмотреть на вещи с точки зрения реальности, учитывая подлинную цель человеческой жизни. Этому учит Движение сознания Кришны, и мы предлагаем вам приобщиться к нему и постараться постичь его философию. Большое спасибо.

Аудитория взорвалась аплодисментами, приветствуя Прабхупаду стоя. Такая реакция в очередной раз показала, что послание Кришны, невзирая на политические, географические или социальные препоны, всегда находит дорогу к людским сердцам. Сойдя с трапа самолета в аэропорту Найроби, Прабхупада сказал корреспонденту, что намерен проповедовать африканцам. Так и случилось. Он передавал им то же знание и тот же метод преданного служения, что предлагал и американцам, ибо желания тех и других могли реализоваться только в сознании Кришны. Сознание Кришны работало повсюду, где только находились искренние и разумные люди, желавшие его распространять.

Прабхупада продолжал проводить выездные программы. Принимая участие в популярном теле-шоу «Мамбо Лео», он показал изображение Господа Чайтаньи, который танцевал и пел в окружении преданных. Ведущий поинтересовался, почему на картине изображены только белые.

— У индийцев кожа разных цветов, — ответил Прабхупада.

— А кто нарисован в центре? — спросил ведущий.

— Шри Чайтанья Махапрабху, — объяснил Прабхупада, — Сам Бог.

— Какой еще Бог! — возмутился тучный ведущий. — Что вы имеете в виду? Это же обычный человек!

Прабхупада возмутился еще сильнее ведущего.

— По-вашему Бог не может прийти в облике человека? Кто Ему помешает?

В одной из многочисленных лекций, прочитанных им в Найроби, Прабхупада подчеркивал, что мир во всем мире возможен только на духовном уровне, а сознание Кришны — единственная сила, способная погасить существующие конфликты.

— К примеру, индусы, живущие в Африке, могут быть по-своему довольны жизнью, тогда как африканцы не удовлетворены. Когда одни довольны, а другие сетуют, возникают предпосылки для противостояния. И лишь на основе сознания Кришны, занявшись любовным служением Верховной Божественной Личности, ум и душа обретают покой.

Прабхупада продолжал описывать свои планы помощи африканцам.

— Мы прибыли в Африку для того, чтобы просвещать людей. Не только индийцев или приверженцев индуизма, но и коренное население. Я рад, что наши последователи выходят здесь на улицы с санкиртаной, как это происходит повсюду — в Лондоне, Нью-Йорке и других крупных городах мира. И Движение это находит отклик в сердцах как местной молодежи, так и старшего поколения.

Таким образом, для Движения сознания Кришны не существует границ. Сегодня оно пришло на эту землю, и я призываю всех желающих приобщиться к нашей миссии. Не сомневаюсь, что африканские юноши и девушки примут в нем участие - в этом мы уже успели убедиться. Среди моих учеников в Америке много африканцев.

Пусть никто не говорит, что не может служить Богу, потому что слишком занят, или беден, или оттого, что он черный или белый. Нет. Чистым преданным служением может совершенно свободно заниматься каждый.

Прабухапада обратился к аудитории с просьбой помочь преданным в организации проповеднического центра в Найроби.

— Нам необходимо постоянное место. Без него мы не сможем расширять это Движение. Мы нуждаемся в срочной помощи. Предоставьте нам помещение, и вы увидите, как хорошо пойдут дела. Вы уже познакомились с нашим Движением и убедились, что повсюду в мире ему сопутствует успех. Африка — не исключение. Мы — не секта и не делим людей на африканцев и американцев.

Находясь в Найроби, Прабхупада услышал о новом законе, принятом в Танзании, согласно которому через десять лет вся частная собственность в стране должна автоматически перейти к государству, тогда как бывший владелец получит от правительства только десятипроцентную компенсацию. Прабхупада назвал закон типичным для Кали-юги. Вместо того, чтобы защищать людей, государство принимает законы, не считаясь с их интересами и мнением. Ведическая история гласит, что в стародавние времена мудрецы и брахманы наказали царя-нечестивца Вену, ибо садху обязаны следить за справедливостью царской власти. Но в сегодняшнем мире политика бессистемна, а управление обществом лишено философской основы.

— Наш долг — бороться с этим, — объяснял ученикам Прабхупада. — Сейчас нас пятьсот человек. Каждому отпущено по пятьдесят лет. Только подумайте, сколько всего мы успеем сделать! Но для этого нужно отдать этому делу всего себя, без остатка, как это сделал я. Вайшнавов порой называют бездельниками. Но Арджуна и Хануман были воинами-вайшнавами. Мой Гуру Махараджа говорил, что о нашем успехе можно будет говорить только тогда, когда верховный судья будет носить тилаку. Мои духовные братья довольствовались жизнью в храме, скудной едой и повторением мантры, но наш девиз — сначала работа, самадхи потом.

Лингвистически термин «самадхи» означает транс – полное погружение в мысли о Кришне и отрешенность от всех материальных желаний. Как правило, под этим словом подразумевается уединенная медитация, когда йог, достигнув высокого уровня, уходит в тихое место, чтобы посвятить себя непрерывной медитации и повторению мантр. Но Прабхупада на своем примере показывал, что сложившаяся в мире ситуация не терпит отлагательства — преданному некогда уединяться для медитации. Наоборот, он должен изо всех сил трудиться, чтобы распространять Движение сознания Кришны на благо людям и себе самому. А потому ученики Прабхупады, будучи слугами своего духовного учителя, должны активно трудиться, а уж потом, на склоне лет, в пору духовной зрелости они смогут уединиться в святом месте, чтобы постоянно петь и слушать о Кришне.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия