Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 104 страница





— Я жил у вас, и это всего лишь мой подарок на память, в знак благодарности, поэтому не отказывайтесь.

Г-ну Махадевии он подарил свой магнитофон, его дочери Прити — сари, а слугам дал денег. Госпожа Махадевия была польщена, но возразила, сказав, что им было очень приятно принимать у себя Прабхупаду, и к тому же это их долг, дань традиции. До этого Шрила Прабхупада включал магнитофон в присутствии г-на Махадевии, и тот не мог надивиться на то, как он воспроизводит звук. Но сейчас, когда Шрила Прабхупада подарил этот магнитофон ему, он запротестовал:

— Нет, Прабхупада, я не просил вас дарить мне этот магнитофон. Я просто говорил, что это хорошая штука.

— Нет, нет, — настаивал Прабхупада, — это вам. Пожалуйста, возьмите.

 

Вступив в свою великолепную резиденцию в «Харе-Кришна-лэнде», Шрила Прабхупада вслух заметил, что превзойти Сурабхи Свами не может никто.

— Думаю, нигде на земле у меня нет больше такого жилища, — сказал он. — Лос-Анджелес и Нью-Йорк, а также Лондон и Париж — большие, огромные города, но даже там мне не предоставляли таких роскошных, поистине царских апартаментов.

Оглядев большую комнату, вся обстановка которой была тщательно продумана, Шрила Прабхупада сказал:

— Прямо как моя комната в храме Радхи-Дамодары. В одном углу я пишу, в другом отдыхаю, а в третьем принимаю прасад.

Это сравнение показалось преданным немного странным, потому что комната в храме Радхи-Дамодары была всего лишь крошечной кельей. И, тем не менее, Шрила Прабхупада видел существовавшую между ними связь: начало во Вриндаване и кульминация в Бомбее. Но, где бы ни находился Прабхупада, он всегда оставался самим собой: и тут, и там он смиренно съедал немного прасада, писал книги и строил грандиозные планы распространения сознания Кришны.

Вместе с несколькими учениками и доктором Шармой Шрила Прабхупада обсудил свой распорядок дня в Бомбее. Он сказал, что каждый день будет спускаться на даршан Божеств и раз в неделю, по воскресеньям, давать лекцию. Посетителей у себя в комнате он будет принимать только в исключительных случаях.

— Обычно, — сказал он, — люди приходят и спрашивают: «Как поживаете? Как самочувствие?» — и болтают порой по полчаса. Какой смысл тратить на это время? «Как вы себя чувствуете?» И так понятно, что я плохо себя чувствую.

— Если хотят, они могут приходить по утрам в храм, — предложил Тамала-Кришна Госвами.

— Да, — согласился Прабхупада. — Если они действительно хотят меня видеть, я буду спускаться в храм. И они смогут видеть меня там в течение получаса. А что до разговоров, то все эти вопросы «Как поживаете? Как себя чувствуете?» совсем ни к чему. Это не разговор.

— Вместо этого, — предложил Гаргамуни Свами, — они могут купить внизу ваши книги.

— Да, — сказал Прабхупада, одобрительно кивая головой, — Это пустая трата времени. Я не желаю больше отвечать на эти бесконечные «Как поживаете?»

Прабхупада сказал, что, избежав бессмысленной траты времени и сил, он сможет уделять больше внимания работе над книгами. Преданные заверили его, что такой распорядок дня понравится всем, и преданные будут рады тому, что Прабхупада работает над Десятой Песнью.

— Думаю, я смогу начать работу прямо сегодня, — объявил Прабхупада. — Теперь у меня есть удобная комната, полная свобода, и ничто мне не мешает.

То, что Прабхупада не сможет выходить на утренние прогулки, было ясно без слов. Всякому, кто знал обычный распорядок дня Шрилы Прабхупады, нужно было примириться с его новым образом жизни, — без прогулок по утрам и почти без лекций. Кто-то предположил, что, может быть, Прабхупада захочет гулять на крыше, но, казалось, что даже это будет ему слишком трудно.

— Нет, на один этаж я смогу подняться, — сказал Шрила Прабхупада. — Не сейчас, но смогу. Вы так стараетесь окружить меня комфортом, что я не знаю, смогу ли я отплатить вам. Но я буду изо всех сил стараться. Долг перед вами невозможно отплатить – вы так добры! Поэтому я могу только молиться Кришне, чтобы Он дал вам Свои благословения, чтобы вы неуклонно продолжали преданно служить Ему и проповедовать Его послание по всему миру. Никак иначе я отплатить не смогу. Без вашей помощи я ничего не смог бы сделать. Вы очень добры. Пожалуйста, продолжайте сотрудничать. Это Движение предназначено для пара-упакара (чтобы делать другим добро). Я получил отчеты из остальных наших храмов — они делают большие успехи. Ведь так? Другие храмы, за пределами Индии, у них очень хорошо идут дела.

Сварупа-Дамодара, который недавно приехал с Запада, рассказал о том, на какой высокий уровень поставлено в храмах преданное служение.

Прабхупада сказал, что для работы ему нужна тишина. Он рассказал короткую историю о женщине, которая беспокоила мужа звоном браслетов. Муж снял один браслет, но звон продолжал его беспокоить — динь-динь-динь. Он снял еще один и еще, пока не остался только один. Звона больше не было. Прабхупада умолял своих секретарей не собираться и не болтать у него под дверью.

— Сидите по одному, — сказал он, — и читайте книги. Тогда шума не будет. Как только вас становится двое — дзинь-дзинь-дзинь. Этого мне не надо.

— Этого не будет, — пообещал Тамала-Кришна. — Если кто-нибудь придет ко мне, я буду выходить на улицу.

— Да, — кивнул Шрила Прабхупада, — так и делай. Здесь всегда должно быть тихо и спокойно.

— Это ваше жилище, — сказал Тамала-Кришна. — Никто не должен приходить.

— Время от времени мы будем видеться с нашими учениками, — продолжал Шрила Прабхупада. — Но самое главное — тишина. Тогда все будет хорошо. Я смогу свободно работать.

Прабхупада продолжал расхваливать свою новую квартиру. Комнаты хорошо проветривались и были очень светлыми. Он сказал, что другие здания ИСККОН – такие как поместье Бхактиведанты в Лондоне – тоже очень хороши, но большую часть года там холодно, и нельзя открыть окна и двери.

— Приходится сидеть, закупорившись в четырех стенах, — сказал он. — В Детройте и Лондоне тоже невозможно открыть окна.

Здесь же, в Бомбее, температура была идеальной, а из окна комнаты Прабхупады открывался красивый вид на прибрежные пальмы.

Проходили дни, но большинству преданных, живших в Бомбее, так и не удавалось повидаться со своим духовным учителем. Они привыкли, что прежде он всегда спускался по утрам и около часа гулял вместе с ними по пляжу Джуху. Они привыкли, что он приходил на приветствие Божеств, читал лекции, а после полудня они могли получить его даршан. Он всегда был доступен, особенно в Индии, позволяя каждому приходить к нему почти в любое время. Он всегда тепло принимал их и с глубоким пониманием выслушивал их проблемы или вопросы. Поэтому преданным было невыносимо терпеть невозможность видеть Прабхупаду, тем более зная, что он рядом. С ним оставалось лишь двое-трое секретарей, а другие преданные, приходя к Прабхупаде, чувствовали, что своим присутствием обременяют его, и при первой же возможности уходили.

Однажды утром, неожиданно для всех, Шрила Прабхупада пришел в алтарную. Преданные убрали с вьясасаны его портрет, чтобы Прабхупада мог сесть. Он не предупредил, что придет, поэтому многие преданные отсутствовали. Но когда разнесся слух, что Прабхупада спустился, преданные тут же сбежались в алтарную.

После гуру-пуджи Шрила Прабхупада обратился к собравшимся. Он попросил прощения, что не может спускаться чаще, и сказал, что хочет приготовить и раздать преданным пир. Он сказал, что в воскресенье приготовит пир и пригласит их всех к себе.

— Я каждый день буду приходить в храм, — сказал он, — и буду здесь до восьми часов, чтобы мы могли видеться и беседовать, если возникнут какие-то вопросы. Так будет каждый день. А в воскресенье вы можете выделить для этого какое-то особое время. Я буду читать лекции по вечерам. Посмотрим, чего хочет Кришна, как Он пожелает. Но пока расписание таково.

Увидев смирение Прабхупады и его способность читать их мысли, преданные почувствовали прилив экстатической любви к нему. Некоторые из них уже думали, что он забыл о них, что у него нашлись более важные дела, но сейчас он вселил в них новую веру. Несмотря на кажущуюся неспособность активно работать, он в полной мере отвечал своим ученикам взаимностью. Он дал им понять, что точно так же, как он управляет ими, ученики тоже управляют им, при помощи своего преданного служения.

Затем Шрила Прабхупада рассказал о важности гуру-пуджи, разобрав некоторые из слов этой песни, которую преданные каждое утро поют во время этой церемонии.

— Итак, нам необходима према-бхакти, — сказал он. — Према бхакти джаха хоите авидья винашаджате, дивья-гьяна. Что же это за дивья-гьяна?

Прабхупада объяснил, что обязанность духовного учителя – пробудить дивья-гьяну, высшее знание о душе. Ученик поклоняется гуру, потому что тот открывает ему дивья-гьяну. У непреданных дивья-гьяна проявиться не может. Такие люди считают себя телом: американцем, индусом или мусульманином.

— Итак, мы поклоняемся гуру, — говорил Прабхупада, — потому что он дает нам высшее знание. Не знание о том, как есть, спать, заниматься сексом и защищаться. Такое знание, как правило, дают политики и общественные лидеры: как есть, спать, как совокупляться и обороняться. Гуру не имеет с этим ничего общего. Он обладает дивья-гьяной, высшим знанием. Вот что требуется. Эта форма человеческой жизни дает возможность разбудить живое существо: дивья-гьяна хриде прокашито. Если человек остается во тьме и не обретает дивья-гьяны, его жизнь потеряна. Помните об этом. Это очень рискованно — снова оказаться в волнах рождения и смерти. Мы не знаем, что нас ожидает, куда мы пойдем. Это очень серьезно. Сознание Кришны — это дивья-гьяна. Это не обычное знание.

Вы должны всегда помнить эти слова: дивья-гьяна хриде прокашито. И поскольку духовный учитель просвещает ученика дивья-гьяной, тот чувствует себя ему обязанным. Ясья прасадад бхагават-прасадо / ясья апрасадан на гатих куто ‘пи. Итак, эта гуру-пуджа столь же важна, как и поклонение Божеству. Это не дешевое обожание. Это путь просветления, обретения дивья-гьяны. Большое вам спасибо.

Прабхупада напоминал своим ученикам не только о том, что не забыл о них, но и о том, что они не должны отсутствовать на гуру-пудже и прекращать думать о духовном учителе с почтением – пусть тот и не в состоянии лично предстать перед ними.

Большую часть времени Шрила Прабхупада проводил в одиночестве, в своей комнате. В течение дня он садился то за один стол, то за другой: за одним он диктовал «Бхагаватам», за другим принимал прасад, за третьим — изредка беседовал с гостями. Работа над книгами шла особенно плодотворно. Поднимаясь в час или два ночи, он диктовал по девяносто, сто, а иногда почти по двести единиц счетчика в диктофоне. Сейчас он делал больше, чем за многие прошедшие месяцы.

Но аппетита у него почти не было. Он не мог есть ничего тяжелого, а порой не мог выпить и чашки молока. Его поварами были Палика-даси а иногда – Кширачора-гопинатха, преданный из Бенгалии. Шриле Прабхупаде нравилась шукта Кширачора-гопинатхи, которую тот делал из нимовых листьев, баклажана, горькой дыни, картофеля, батата и йогурта.

Однажды утром Шрила Прабхупада попросил апельсинового сока, но апельсинов на кухне не оказалось. Гопинатха побежал за ними, но когда вернулся, Шрила Прабхупада уже звонил в колокольчик. Гопинатха бросился к нему в комнату.

— Я сейчас. Я быстро.

Прошло несколько минут, но сока не было, и Шрила Прабхупада снова позвонил в колокольчик. Когда Гопинатха, наконец, принес выжатый сок, Прабхупада был в гневе:

— Я болен, и у меня нет аппетита, но когда у меня появляется небольшой голод, мне приходится ждать тебя часами!

Он сказал, что уже не хочет сока, но Гопинатха все равно поставил стакан на стол.

Шрила Прабхупада взял сок и выпил его.

— Ты так хорошо мне служишь, — тихо сказал он. — А я все время тебя отчитываю. Когда человек стареет, то становится вспыльчивым.

Получив от Прабхупады выговор, Гопинатха совсем не обиделся, но эти смиренные слова словно ножом полоснули ему по сердцу. От переполнивших его эмоций Гопинатха почти не мог говорить. Взяв себя в руки, он выдавил сквозь слезы:

— Шрила Прабхупада, пожалуйста, не говорите так. Я делаю ошибки, и кто меня поправит, если не вы?

Подобные короткие контакты часто происходили между Шрилой Прабхупадой и его помощниками, но часто он становился более молчаливым и погруженным в себя, чем когда-либо раньше. Он много времени проводил за повторением джапы и чтением, и лишь по особым случаям встречался с гостями.

Однажды Шрила Прабхупада согласился встретиться с г-ном Коши, заместителем редактора журнала «Каррент». Без тени почтительности г-н Коши начал задавать провокационные вопросы с откровенным намерением собрать скандальный материал. Прабхупаду заинтересовала идея дать интервью для журнала, поскольку это была возможность обратиться ко многим людям, но он совершенно не собирался угождать редактору или опускаться до компромиссов. В последнее время, как и в бомбейском пандале, Прабхупада был предельно откровенен и бескомпромиссен. Всем, кто обращался к нему, он говорил о Кришне и о том, в какой иллюзии они пребывают, не принимая Его. Г-н Коши спросил Прабхупаду, почему его признали сначала в других странах, а только потом – в Индии.

— Потому что индийцы настолько бедны, что не могут купить алмаз, — сказал Шрила Прабхупада. — Этот алмаз им необходим, но они настолько обеднели сердцем, и так плохо образованы, что не могут понять, как его купить.

— Плохо образованы? — переспросил г-н Коши.

— Да, — ответил Прабхупада. — Они учат: «Вы — тело. Прыгайте, как кошки и собаки». Все. И это национализм? «Вы — тело. Прыгайте, подобно кошкам и собакам». Как стая ворон — «кар, кар, кар!». Вот чему их учат. Соберитесь в стаю и каркайте. Но в «Бхагавад-гите» вы не найдете слова «национализм». Все это заимствованные слова.

— Вот как! Какова же ваша альтернатива? — поинтересовался г-н Коши.

— Мы проповедуем интернационализм, — сказал Прабхупада. — Мы приглашаем всех. Присоединяетесь к сознанию Кришны. Здесь есть и христиане, и индусы. Африканцы, мусульмане — все. Это настоящая организация объединенных наций. Если бы они думали: «Я американец», — то чего ради пошли бы за бедным индийцем? По всему миру индийцев называют нищими, это факт. Но на самом деле мы не нищие. Если мы совершенствуем свое знание, «Бхагавад-гиту», то мы — богатейшая нация. Мы можем со всем миром поделиться этими дарами.

Прабхупада посетовал, что ученые и политики строят из себя знатоков «Бхагавад-гиты», при этом даже не зная, в чем разница между телом и его владельцем. Они не усвоили даже начальных уроков «Бхагавад-гиты».

— Так каково же решение? — спросил г-н Коши.

— Решение? — закричал Прабхупада. — Учитесь этому!

— Но они не хотят, — возразил г-н Коши.

— Тогда их ждет ад, — констатировал Прабхупада. — Что тут поделаешь? Если вы хотите перерезать себе горло, то можете это сделать. Кто вас спасет? Но наш долг — предупредить: «Не совершайте самоубийство».

Г-н Коши поднял вопрос об употреблении чая и кофе; он не понимал, почему это греховно. Прабхупада объяснил, что это – одурманивающие средства.

— Но ведь таких, как я, миллионы, — сказал г-н Коши.

— Миллионы нолей, — сказал Шрила Прабхупада, — это еще не единица. Ноль есть ноль. Если сложить много миллионов нолей, единицы не получится.

Г-н Коши хотел было узнать, почему Прабхупада столько внимания уделяет Кришне, если в пантеоне сотни богов, но Прабхупада резко его оборвал.

Следующий вопрос касался промывания мозгов.

— Против нас выдвигают столько обвинений! — сказал Прабхупада. — Но сейчас дело рассматривается в суде.

— Вам ведь не требуются признания никаких судов, не так ли? — спросил г-н Коши.

— Требуются, — усмехнулся Прабхупада, — Лично мне-то не требуются. Вам требуются.

— Да, пока их не будет, — согласился г-н Коши, — будут сомнения.

— Потому что вам это очень важно, — продолжил Прабхупада, — суды и судьи. Для нас все это не имеет никакого значения. Нам важен Кришна. Всё. Мы знаем, в чем состоит наш долг.

Далее Шрила Прабхупада рассказал, что оппозиция в Америке возникла потому, что очень многие молодые люди принимают сознание Кришны.

— Молодежь принимает его, — сказал Прабхупада. — Они проповедуют. Они посвятили этому свои жизни. Следовательно, они разумные люди. Они понимают, что не должны умирать. Сознание Кришны предназначено не для забавы стариков.

— Конечно, — согласился г-н Коши, — но причина этого — вы.

— Не я, — возразил Прабхупада. — Кришна. Я просто распространяю. Мой долг — распространять. Всё.

Г-н Коши спросил Прабхупаду, доволен ли он тем, как распространяется его Движение.

— Почему бы мне не быть довольным? — ответил Прабхупада. — Я ничего не выдумываю. Я этим не занимаюсь.

Перескакивая с темы на тему в поисках интересного материала для журнала, г-н Коши спросил:

— Как у вас со здоровьем?

— Так себе, — ответил Прабхупада. — Есть здоровье, нет его — это лишь материальная машина. Это не важно. Просто, если машина хорошая, то легче работать. Вот и все. А так, хорошо машине или плохо – не суть важно.

— Что происходит, когда машина останавливается?

— Если ваша машина остановилась, — объяснил Прабхупада, — вы садитесь в другую машину. Всё. Зачем мне сокрушаться: «О, я теряю машину, теряю машину?» Поэтому Кришна говорит: «Если ты сожалеешь о машине, ты глупец. Это не подобает пандиту».

Г-н Коши: Как обычно проходит ваш день? Во сколько вы встаете и как проводите свой день?

— Как я могу ответить? — сказал Прабхупада. — У меня столько дел!

Тамала-Кришна, почувствовав, что все заслуживающие внимания вопросы исчерпаны, сказал:

— Шрила Прабхупада, я хотел бы внести предложение. Если у него еще есть какие-то вопросы, то мы сами могли бы ответить на них, а если какие-то вопросы останутся без ответа…

— Нет, — сказал Прабхупада, — он не ищет ответа на духовные вопросы. Он будет задавать вопросы о политике. А нам нет дела до политики.

Г-н Коши проигнорировал замечание секретаря Прабхупады и продолжил интервью.

— Понимаете, — сказал он, — когда я вижу, как эти молодые парни танцуют на улице, это порой действует мне на нервы. Насколько необходимо это пение?

— То, что пища для одного, для другого – яд, — лаконично ответил Прабхупада.

— Нет, нет, — сказал г-н Коши, — за всем этим должна быть какая-то цель.

— Да, — кивнул Прабхупада, — таков метод духовного прозрения в этот век.

На вопрос г-на Коши о незаконном сексе Прабхупада ответил, что секс должен иметь место только в браке, ради зачатия детей.

— Не считаете ли вы, что детям нужно предоставить свободу добровольно выбирать, во что верить?

— Вы хотите предоставить свободу своим детям? — спросил Прабхупада.

— Я вас спрашиваю, — ответил г-н Коши.

— Нет, нет, — сказал Прабхупада, — чего вы добьетесь, позволив ребенку свободно играть с бритвой? Он перережет себе горло, вот и все.

— Ну, а когда подрастет?

— Когда подрастет – да, — согласился Прабхупада. — Это предписано. Когда ребенку исполняется шестнадцать лет, он может делать, что хочет. Но не раньше.

Наконец, г-н Коши приготовился закругляться.

— Каково ваше послание миру? — спросил он Прабхупаду.

Прабхупада и преданные рассмеялись.

— Вы снова спрашиваете об этом! — воскликнул Шрила Прабхупада. — Прочитав Рамаяну, вы спрашиваете меня, чей отец Сита. Я уже все сказал.

Перед тем, как г-н Коши ушел, Прабхупада попросил его:

— Напишите хорошую статью.

— Можете об этом не беспокоиться, — ответил г-н Коши. — Это моя работа.

Шрила Прабхупада наказал, чтобы перед уходом г-на Коши обязательно угостили прасадом.

 

В надежде получить от Шрилы Прабхупады прямые указания, ученики продолжали приезжать в Бомбей. Конечно, большинство из них могли получить их через секретаря, чтобы не отвлекать Прабхупаду вопросами типа «Как вы себя чувствуете?», однако с некоторыми учениками Прабхупада встречался лично. Он по-прежнему участвовал (по крайней мере, через секретаря) в решении большинства важных вопросов, связанных с Движением и его лидерами. Из писем он узнал о планах Атреи Риши распространить сознание Кришны в Карачи, в Пакистане, и сказал, что его планы разумны. Он просмотрел и одобрил фильм Ядубары. Он встретился с Хамсадутой Свами и попросил его развивать проповедь на Шри-Ланке. Он от всей души одобрил желание Прабхавишну проповедовать в Дакке, в Бангладеш. Услышав о том, что в Хайдарабаде нужны были сильные проповедники, он попросил отправиться туда приехавшего к нему ученика Шридхару Свами. Он встретился с Локанатхой Свами и вдохновил его продолжать путешествия на воловьей повозке и проповедь в индийских деревнях. Локанатха привез Шриле Прабхупаде перевод его книги «Совершенство йоги» на язык маратхи, и Шрила Прабхупада попросил Локанатху немного почитать ее вслух, хотя сказал, что не знает этого языка. Когда пуджари бомбейского храма ИСККОН спросил, настоящие ли у них шалаграма-шилы, Шрила Прабхупада, взглянув на Них, подтвердил, что Они настоящие, и рассказал, как Им нужно поклоняться.

Время от времени Прабхупада пытался — правда, как правило, безуспешно — снять с себя некоторые административные заботы, связанные, например, с задержкой окончания строительства в Бомбее. Он слышал шум работ, подчас громкий, но больше всего его беспокоил не шум, а медленный ход строительства. Иногда он часами сидел, не проронив ни слова, а потом вдруг говорил слуге или секретарю, что его очень огорчают простои.

— Вы добросовестные работники, — говорил Прабхупада преданным, которые отвечали за строительство, — но вам явно не хватает сообразительности. Я вижу, что строительство не движется. По-вашему, я должен закрывать на это глаза? Можно и так, но я все-таки кое-что смыслю в этих делах. Как же я могу притворяться, что ничего не вижу? Все, что они вам рассказывают — это одни отговорки.

Шрила Прабхупада рассматривал кандидатуры разных руководителей, но, найдя в каждом из них недостатки, приходил к выводу, что они не способны ускорить строительство. Когда Тамала-Кришна предложил обратиться к кому-нибудь из свободных членов, имеющих опыт в строительстве, Прабхупада согласился. Поэтому к нему привели г-на Мохатту, инженера и свободного члена ИСККОН.

На тот момент строительная компания требовала оплатить все просроченные счета, в противном случае отказываясь продолжать работу, но Шрила Прабхупада сказал, что не заплатит больше ни по одному из счетов, пока работа не будет закончена; только когда все будет готово, он заплатит сразу за всё. Хотя некоторые из преданных больше склонялись к тому, чтобы оплатить хотя бы часть счетов, чтобы работа могла беспрепятственно продолжаться, г-н Мохатта сразу же оценил доводы Прабхупады и начал строить свои отношения с подрядчиками в том же ключе. Это ему удалось, и Прабхупада успокоился. Таким образом, хотя Прабхупада мечтал о том, чтобы отойти от дел, он по-прежнему не был уверен, что может себе это позволить.

 

У Шрилы Прабхупады не было постоянного врача. Время от времени приходил какой-нибудь кавираджа, ставил диагноз и прописывал лекарство, но Прабхупада никогда не принимал их всерьез. Он не считал их настоящими врачами, и, если лекарство было горьким или давало плохой эффект, он тут же прекращал его принимать. Все было в руках Кришны, и никакой врач не мог ничего изменить. Прабхупада говорил об относительных достоинствах аюрведических и гомеопатических лекарств, но медицина, как и другие мирские темы, интересовала его очень мало.

Прабхупада стал просить читать ему газеты. Большая часть новостей была посвящена низвержению партии Конгресса и обещанным реформам партии Джаната. Время от времени Прабхупада давал свои отзывы:

— Вот негодяи: что бы они ни делали, получаются одни неприятности. Мандах суманда-матаях — их представления очень и очень плохи. Их представления о религии, обществе и политике никуда не годятся.

И делал вывод:

— Проделки этих глупцов и негодяев — вот о чем пишут газеты.

Прабхупада велел Тамала-Кришне и другим писать письма и статьи в ответ на некоторые газетные материалы. В одной из передовиц журналист критиковал официальную систему образования как разлагающую сознание детей. «Работники образования и ученые, — писал корреспондент, — должны изучить этот вопрос и предложить свои варианты решения проблемы».

Шрила Прабхупада: Эти негодяи не знают, что именно таким и будет безбожное общество и безбожное образование. Эти учителя дают советы, ведут за собой, но сами являют дурной пример. Они не знают, в чем здесь изъян. Вы можете написать им: «Вы, лидеры, не знаете, в чем причина. А причина в следующем — харав абхактасья куто махад-гуна / маноратхенасати дхавато бахих. Без сознания Бога не может быть и речи об образовании и воспитании хороших качеств. Вы не знаете об этом и просто разводите руками. Все это образование и пропаганда направлены на то, чтобы сделать мир безбожным, хотя «Бхагавад-гита» содержит самое научное знание о Боге». Напишите им. Дайте им затрещину: «Вы не знаете».

Другая статья, под заголовком «Сто миллионов хариджан избрали нового мессию» сообщала о годовщине смерти д-ра Амритсара, борца за права неприкасаемых. Автор статьи выражал свое сожаление по поводу притеснений, которым подвергаются неприкасаемые, или «хариджаны», как называл их Махатма Ганди, и предлагал лидерам и народу Индии попытаться найти решение этой сложной проблемы. Шрила Прабхупада попросил Тамала-Кришну написать редактору и рассказать ему, как сознание Кришны помогает возвыситься даже самым опустившимся людям.

— Мы поможем им возвыситься и вернуться к Богу, кем бы они ни были, — сказал Прабхупада. — Проблема в том, что Ганди начал это движение хариджан, не меняя самих людей, а лишь повесив на них ярлык «хариджаны». Эта идея обречена на провал. Можно искусственно дать им денег и признать их, но это ничего не изменит. Вы должны изменить человека. А этого они делать не собираются. Мы не должны обесценивать слово «хариджана», что значит «личный спутник Бога».

Прабхупада сказал, что некоторые из старших преданных должны регулярно писать на рекомендуемые им темы. Они должны все больше участвовать в управлении, писать статьи и читать лекции, пользуясь услышанными от него аргументами.

— Теперь вы должны стараться сами управлять нашей всемирной организацией, все члены Джи-би-си, — сказал Прабхупада. — Предположим, меня не будет. Управляйте как следует. Не нужно самодеятельности, приводящей к хаосу, управляйте по-настоящему. Я пока еще здесь и буду задавать направление. Не испортите. Наша организация пользуется уважением. Ценой пота и крови. Я начинал в весьма скромных условиях, но теперь Движение занимает очень высокое положение. Не разрушайте его. Такова моя просьба. Расширяйтесь. Это будет зависеть от вашего характера, поведения и проповеди. Все удивляются, что я начал без всякой помощи. Мое единственное достояние состояло в моей искренности. Все это знают. Иначе, как бы все это стало возможно?

 

Дни текли мирно, в комнату Шрилы Прабхупады часто залетал ласковый, прохладный ветерок, ум его по-прежнему оставался острым и ясным, но здоровье не улучшалось. Приехавший из Майяпура Бхавананда Госвами с любовью ухаживал за своим духовным учителем, но вскоре ему пришлось вернуться в Бенгалию, чтобы заниматься проповедью. Шрила Прабхупада сказал, что Бхавананда, вне всякого сомнения, лучше всех делает массаж и ухаживает за своим гуру, но обязанности личного слуги не так важны, как проповедь.

Упендра, который приехал, чтобы стать личным секретарем Шрилы Прабхупады, был удивлен тем, насколько изменилась его диета. Он уже не мог готовить кичхари, которое раньше так любил его духовный учитель. Часто Прабхупада даже не говорил, что чего-то хочет, но лишь указывал на свою мысль или желание кивком головы, взглядом, щелчком пальцев или звуком «Мм».

Из своей комнаты Прабхупада слышал, как кричат кукушки и вороны, как стучат молотки мраморщиков; как вдали проезжают и сигналят машины и велосипедисты. Он слышал, как звенит колокольчик пуджари и как трубит раковина, возвещая о начале арати, как преданные в храме поют киртаны и бхаджаны.

Однажды утром, когда Прабхупада разговаривал с Тамала-Кришной и Гирираджей, заиграла запись «Говинда», означающая, что, как и во всех остальных храмах ИСККОН, Божества дают утренний даршан.

— Сознание Кришны такое замечательное, — сказал Прабхупада. — Я борюсь в этом мире в одиночку, а эти так называемые разумные люди не приходят. У них свои дела. Почему? Если это действительно благотворно для общества, почему я должен действовать в одиночку? Я-то буду продолжать свои попытки, пока жизнь не оставит меня. Никто мне не помешает. Но что же это за разумные люди? Мы будем продолжать ставить эту запись: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Люди могут слушать, могут не слушать. Мы не возражаем.

 

Гирираджа был президентом бомбейского храма в самые тяжелые его дни и давно ждал того времени, когда Прабхупада поселится в своих величественных апартаментах и начнет принимать у себя мировых лидеров. Теперь, когда этот великолепный центр ИСККОН стал реальностью, Гирираджа никак не мог примириться с тем, что Прабхупада живет в уединении. И вот, он спросил у Прабхупады, можно ли приводить к нему влиятельных гостей, и Прабхупада согласился.

Гирираджа уже устроил его встречу с г-ном Радждой, а сейчас со Шрилой Прабхупадой готов был встретиться еще один член Парламента, г-н Рам Джетхмалани. Однако у г-на Джетхмалани было много сомнений, и он признался Гирирадже, что не уверен, действительно ли Кришна существует или Он всего лишь плод воображения. Больше всего его интересовало, как улучшить жизнь людей в трущобах. Однако, поскольку Шрила Прабхупада был гуру всемирного Движения, он решил все-таки нанести ему официальный светский визит. После встречи с Прабхупадой он планировал объехать членов избирательного округа Бомбея, чтобы поблагодарить их за то, что они отдали за него свои голоса на недавних выборах.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия