Типы инвесторов 105 страница
Шрила Прабхупада хотел просвещать политических лидеров, опираясь на наставления «Бхагавад-гиты». Если это было невозможно, он старался добиться от них какой-то помощи, например, организовать выдачу иностранным преданным особых виз или урегулировать местные проблемы между бомбейским храмом и муниципальным бюрократическим аппаратом. Гирираджа представил Шрилу Прабхупаду г-ну Джетхмалани. Услышав о том, что гость его желает улучшить условия жизни в трущобах, Прабхупада ответил: — Что ж, с помощью метода Чайтаньи Махапрабху мы с легкостью можем помочь хариджанам выбраться из их низкого положения. Он описал Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду как основоположников Движения «Харе-Кришна». Цель Их Движения, — сказал он, — устранить страдания всех грешных людей, дав им мантру «Харе Кришна». — Но у подобного заявления, — сказал Прабхупада, — должны быть основания. Вы юрист, — Прабхупада доверительно кивнул своему гостю. — И вам нужны свидетельства. — Вижу, вы меня не обвиняете, — согласился г-н Джетхмалани. — Нет, не обвиняю, — сказал Шрила Прабхупада. — Это факт. Как можно утвердить закон без подтверждений, без доказательств? Прабхупада привел свое свидетельство: песню Нароттама-даса Тхакура, в которой говорится о двух великих грешниках, Джагае и Мадхае, обретших спасение благодаря Движению «Харе Кришна». Это произошло пятьсот лет назад, сказал Прабхупада, но и сегодня можно воочию увидеть, как в Движении «Харе Кришна» пьяницы и развратники становятся святыми. — Сознание Кришна такое замечательное, — сказал он. — Каждый может возвыситься. Что уж говорить про хариджан? Мы можем возвысить и их. Г-н Джетхмалани спросил, почему «Бхагавад-гита» не ставит акцент на служении обществу. — Нет нужды, — ответил Прабхупада. — Это животное представление о жизни. Собаки собираются вместе и поднимают лай: «ва-ва-ва-ва-ва!» Человек тоже так может. Но в чем тогда разница между животным и человеком? — С другой стороны, я не видел, чтобы животные служили друг другу, — сказал г-н Джетхмалани. — Только люди это делают. — А что толку в таком служении? — спросил Прабхупада. — Что вы можете сделать? Какое служение вы оказали? Вы ничего не можете сделать против законов природы. Для Индиры настали тяжелые времена. Что вы можете поделать? В один день всему пришел конец. Законы природы очень строги. Вы ничего не сможете с этим поделать. Вы испытываете ложную гордость оттого, что хотите помочь, но это невозможно. Пракритех крияманани (Б.г. 3.27) Единственное служение, которое вы можете оказать, — это понять, что вы не тело, но душа. Вот в чем ваш долг. Это дхарма. Г-н Джетхмалани возразил, что, тем не менее, окружающие нас люди испытывают множество физических страданий. Прабхупада согласился, что сочувствовать им хорошо, но чтобы устранить страдания, необходимо делать что-то реальное. — Поэтому вы прежде всего должны понять, как остановить страдания, — сказал Прабхупада. — И тогда делайте то, что требуется. В противном случае, что толку стараться, если вам не известен метод? Духкхалаям ашашватам. (Б.г. 8.15) Я думаю, вы читали «Бхагавад-гиту»? Г-н Джетхмалани сказал, что читал. Он по-прежнему не мог понять, как «Бхагавад-гита» может быть столь практичной, но почтительно слушал Шрилу Прабхупаду, восхищаясь его непоколебимой верой. Однако через несколько минут он вдруг засобирался. — В любом случае, — сказал он, — я буду поддерживать связь с вашим Гирираджей. Продолжая проповедовать, Прабхупада попросил принести г-ну Джетхмалани прасад. — Сэр, — сказал г-н Джетхмалани, — позвольте мне откланяться, с вашего благословения. Я надеюсь, что вскоре мы… — В своей проповеди сознания Кришны мы не руководствуемся никакими сектантскими мотивами, — сказал вдруг Прабхупада. — Это объединение на духовном уровне. Постарайтесь это понять. Г-н Джетхмалани сказал, что надеется быть чем-то полезным Движению Прабхупады. — Да, — кивнул Прабхупада, — это очень нужно — чтобы вы хотели сотрудничать. — Все что прикажете, в любое время! — воскликнул г-н Джетхмалани. — Держите его в курсе дел, — велел Шрила Прабхупада, — и принесите прасад. Сначала г-н Джетхмалани попросил, если возможно, принести прасад в машину, так как он торопится и не хочет опоздать на общественное собрание. Но Прабхупада настаивал: не подобает так оказывать почтение прасаду Господа. — Пожалуйста, не торопитесь, — просил он. Г-н Джетхмалани сказал, что не хотел бы есть в присутствии Прабхупады, но Прабхупада настоял и объяснил, что это проявление взаимной любви. Но когда перед г-ном Джетхмалани поставили полные тарелки с прасадом, он не знал, как и благодарить. С утра он был так занят, что не успел поесть, и прасадам показался ему очень вкусным. — Вот настоящее служение человечеству, — сказал Прабхупада, с наслаждением глядя, как ест его гость, — давать им знание. Прасад подействовал на г-на Джетхмалани расслабляющее и, став более общительным, он начал расспрашивать Прабхупаду о том, как тот проводит свое время, а также о разных причинах, побудивших жителей Запада принять сознание Кришны. Гирираджа упомянул о сомнениях г-на Джетхмалани в том, что Кришна реально существует и не является вымыслом. — Почему вымысел? — спросил Прабхупада. — Он описан в истории, в Махабхарате. Прабхупада привел исторические свидетельства реального существования Кришны, почерпнутые из шастр, а г-н Джетхмалани смиренно слушал его, продолжая есть. Подошла очередь сладостей. — В Северной Индии, — сказал Прабхупада, — сначала подают сладости. Люди наедаются сладостями до полного удовлетворения. — Самый верный способ отбить аппетит — это поесть до еды сладостей, — сказал г-н Джетхмалани. — Точно, — согласился Прабхупада, и оба они рассмеялись. — Я очень рад, что вы приняли прасад, — сказал Шрила Прабхупада, — Я доволен. Поэтому я и хотел, чтобы вы поели при мне. Это великое наслаждение. На этой приятной дружеской ноте Прабхупада расстался со своим гостем. Г-н Джетхмалани пообещал, что встретится с Гирираджем, если у преданных возникнут проблемы. Гирираджа был на верху блаженства: его мечта о том, что Прабхупада будет жить в бомбейском храме и превращать высокомерных политиков в кротких преданных, сбывалась.
Прабхупада снова и снова повторял, что лидеры ИСККОН должны готовиться к тому, что им придется продолжать дело без его непосредственного руководства. Однажды, вспоминая свой первый год в Нью-Йорке, он вдруг заговорил о будущем: — Только, пожалуйста, ничего не испортите. Теперь все зависит от вас, моих старших учеников. Я могу уйти от вас. Здоровье у меня плохое, я стар. Так что в этом не будет ничего удивительного. Теперь дело за вами, вы — Джи-би-си, вы — молодые, вы — американцы, у вас есть опыт и сноровка. Разума вам не занимать, так что постарайтесь ничего не испортить. Пусть Движение развивается. У вас так много прекрасных мест! Дел хватит на всех. Даже если я уйду, ничего страшного не случится. Свои идеи и наставления я изложил в книгах, вам нужно только суметь увидеть их. Я думаю, что сделал свое дело. Или нет? Как по-вашему — да или нет? — Да, вы сделали все. Но мы все-таки хотим, чтобы вы закончили «Бхагаватам», Шрила Прабхупада. — Это я сделаю, — сказал Прабхупада. — А если даже и нет, тоже ничего страшного. Вы все знаете. Теперь вы сами можете распоряжаться всеми финансами, и, пожалуйста, освободите меня от административной работы. Я прошу вас только об одном — ничего не испортите. Иногда я ругал вас, но делал это только для того, чтобы вы ничего не испортили. Прабхупада сказал, что будет счастлив, если дела ИСККОН под руководством его лидеров пойдут хорошо. — А я буду продолжать писать книги. Ладно? Он сказал, что есть ему теперь не надо. Поскольку у него нет никаких физических нагрузок, нет смысла подавать ему на обед чапати и рис. Гирираджа возразил было, что преданным доставляет удовольствие видеть, как Прабхупада наслаждается прасадом, но Шрила Прабхупада не обратил на его слова никакого внимания и сказал: — Для того, чтобы мозг продолжал работать, мне будет достаточно немного фруктов или молока. Однако такие настроения — когда Прабхупада намекал на скорый уход и заводил речь о необходимости отойти от дел и поститься — длились недолго. В эти минуты он становился практичным, здравомыслящим реалистом, но вскоре опять возвращался к делам, обещая и впредь заботиться об учениках и о своем Движении. Поговорив недолго на подобные темы, он снова принимался яростно обличать глупость ученых и политиков. Шрила Прабхупада сказал, что если человек не может принять простой логики, доказывающей, что Бог есть, это упрямство и даже безумие. — Но эти животные, — сказал он, — слывут видными учеными, философами, теологами, и так далее, и тому подобное. Мы должны остановить их. На мам душкритино мудхах прападьянте нарадхамах. Таковы качества неверующего. Он либо душкритинах, либо нарадхама, мудха или майяйапахрита-гьяна. Майяйапахрита-гьяна — это люди высокообразованные, но лишенные знания. Асурам бхавам ашритьях — они не верят в существование Бога. Поэтому, как лидеры сознания Кришны, вы должны ставить этих негодяев на место. Гирираджа: На самом деле, это даже приятно — критиковать их. — Да, — рассмеялся Прабхупада. — Это приятный спорт. Во время беседы в комнату вошел Кширачора-Гопинатха со свежей газетой. — О чем пишет пресса? — спросил Прабхупада. — О чем говорят все эти негодяи? Газета — это сборник высказываний негодяев. Гопинатха зачитал заголовки: «Честное заявление главному министру Конгресса… Проблемы вынуждают провести выборы ассамблеи». — Опять выборы! — воскликнул Прабхупада. — Как будто выборы изменят их качества! Пусть остаются негодяями, просто на выборах заменяют одного негодяя другим. Пусть остаются негодяями и набирают голоса. Об этом написано в «Бхагаватам»: швавид-варахоштра кхараих самстутах. Население состоит из швавид-варахоштра, и эти люди отдают свой голос за еще одно большое пашу (животное). Да, это демократия. Эти избиратели сами пашу, животные, и выбирают очередное большое пашу. Вот что происходит. Эти негодяи не понимают, что если вместо тигра выбрать льва — что изменится? Только название. Раньше президентом был тигр. Теперь лев. Оба животные. Но где же человек? Вот что происходит. И поскольку они пашу, то и говорят: «О, теперь нами правит лев. Тигр смещен. Теперь будет лев». Вот что творится. Я прав?
Шрила Прабхупада продолжал пристально интересоваться положением дел в своем Движении. Его обеспокоило известие, что преданные, работающие на Би-би-ти в Лос-Анджелесе, получают зарплату. Он ясно изложил свои принципы и попросил своего секретаря довести их до сведения всех преданных. — Сознание Кришны означает вайрагья-видья, отрешенность и знание, — твердил он. — Они пользуются возможностями храма ради наслаждения собственных чувств. Понимаешь? Прабхупада сказал, что в храме должны жить брахмачари и санньяси. Но если грихастха выполняет нужное служение, храм должен предоставить ему квартиру. — Но зачем платить зарплату? — спрашивал Прабхупада. — Кто заговорил о зарплате? Куда делась вайрагья, отрешенность? Эти зарплаты нужно прекратить. Если хотят зарплату, пусть работают в другом месте. А так, под именем вайшнавизма, он получает деньги, живет припеваючи и наслаждает свои чувства. Итак, все вы, мои служащие, должны обдумать это и принять необходимые меры. Прабхупада рассказал, что Господь Чайтанья вел жизнь идеального домохозяина с женой и матерью, однако оставил все это ради вайрагьи. За это Сарвабхаума Бхаттачарья прославил его: «Ты, Верховная Личность, явился как Шри Кришна Чайтанья, чтобы научить отречению и преданному служению».
В течение нескольких недель Гирираджа и его знакомый политик, г-н Раджда, обсуждали вопрос организации встречи Шрилы Прабхупады со вновь избранным премьер-министром Индии, Морарджи Десаи. Когда об этом сообщили Шриле Прабхупаде, главный вопрос состоял в том, соглашаться ли Шриле Прабхупаде ехать на встречу с премьер-министром в город. — Но это проявление неуважения с его стороны, — возмутился Прабхупада. — Это значит, что он не знает, как оказывать честь святому человеку. Тогда встречаться с ним бесполезно. Если у него нет уважения к святому, если он думает, что он более велик, тогда в этом визите нет смысла. — Да, в таком случае встреча с самого начала пойдет в неверном русле, — сказал Тамала-Кришна. — Он сам должен приехать к вам, Шрила Прабхупада. Шастры изобилуют примерами, когда великие люди приходили к святым. — Чайтанья Махапрабху отказывался даже встречаться с царем Ориссы, — сказал Прабхупада, — не говоря уж о том, чтобы к нему идти. Прабхупада объяснил, что ему ничего не нужно от премьер-министра, но ради блага общества он мог бы дать ему некоторые советы. Он сказал, что иногда, в трудные времена, святой человек может обратиться к царю. Он привел пример Гопинатхи Паттанаяки, преданного Господа Чайтаньи. Желая спасти его, преданные обратились к Господу Чайтанье, умоляя Его вмешаться в конфликт. Но Господь Чайтанья показал, как трудно ему иметь дело с представителями царской династии. Усвоив эти наставления, Гирираджа продолжил работу по организации встречи. Пятого мая, около полуночи, Гирирадже позвонил г-н Раджда и сообщил, что встреча с Морарджи Десаи назначена на семь тридцать следующего утра. Премьер-министр планировал провести в Бомбее всего один или два дня, остановившись на Марин-драйв, у своего сына. Зная, что Прабхупада не хочет ехать на встречу, Гирираджа все же решил посоветоваться с ним, полагая, что туда может поехать кто-то из его старших учеников. Не желая беспокоить Прабхупаду, он на цыпочках зашел в коридор его квартиры и украдкой заглянул в комнату. Прабхупада сидел за своим столом и работал. Он поднял глаза и, увидев Гирираджу, жестом пригласил его войти. — Шрила Прабхупада, — сказал Гирираджа, — Простите, что беспокою вас в этот час, но мне только что позвонил Ратан Сингх Раджда. Гирираджа рассказал, что утром Морарджи Десаи готов встретиться с преданными в своей резиденции. Шрила Прабхупада объяснил, что хотел бы вначале выяснить, не желает ли Морарджи Десаи сам приехать и встретиться с ним в Харе-Кришна-лэнде. — Это не значит, что я так горд, — объяснил он, — что не могу поехать к нему сам. Но если он не настроен почтительно, встречаться с ним нет смысла. Прабхупада сказал, что это определит, насколько правильным является отношение премьер-министра. Он согласился с тем, что Тамала-Кришна Госвами и Гирираджа должны поехать вперед и встретиться с премьер-министром сами. Гирираджа: Эта встреча со Шрилой Прабхупадой была одной из самых напряженных и уникальных в моей жизни, хотя мне очень часто доводилось встречаться с ним. Мы были вдвоем, в полночь. Все, кроме нас, спали. Все лампы были выключены, и в этой просторной комнате находились только мы одни. Прабхупада сидел за своим мраморным столиком, а я — на полу, у его стоп. Я сказал: — Прабхупада, простите, что беспокою вас посреди ночи. — Ничего, — сказал Шрила Прабхупада. — На самом деле, из-за этой болезни я не могу толком спать по ночам. Даже если хочу, не могу. Из-за болезни у меня нет аппетита. Я так стар! Разумеется, о сексе и речи быть не может, да и о защите тоже, поэтому я, наверное, уже достиг освобождения. Конечно, я знал, что Шрила Прабхупада был освобожденной душой, и не потому что тело его было больным, как смиренно объяснял он, а потому что он пребывал в духовном сознании. Он всегда работал по ночам — не потому что был болен и страдал бессонницей, а потому что был предан своему Гуру Махарадже и Господу Кришне. Но он сказал об этом с таким юмором, что я был полностью очарован этой встречей и, поклонившись, отправился спать. На следующее утро Тамала-Кришна Госвами и Гирираджа заранее тщательно подготовились к встрече с премьер-министром. Перед уходом они спросили у Прабхупады, какие книги ему подарить. Прабхупада ответил: — «Бхагавад-гиту», книгу «Кришна» и «Учение Господа Чайтаньи». — На хинди? — спросил Гирираджа. — Нет, — нахмурился Прабхупада, — на английском. Преданные сели в машину и направились на квартиру к г-ну Раджде, чтобы вместе с ним поехать на встречу с премьер-министром Десаи в его резиденции на Марин-драйв. Прибыв к дому г-на Раджды, Гирираджа двадцать минут звонил в дверной звонок, пока хозяин, наконец, не показался на пороге. Г-н Раджда сказал, что преданным нужно подождать еще минут пять, пока он оденется и поест. К сожалению, когда они прибыли на Марин-драйв, было уже восемь. Они опоздали на полчаса! Как только они вошли, Премьер-министр сказал:
— Вы сильно опоздали. У него уже были гости, и он сказал, что сможет уделить преданным лишь несколько минут. Он повторил, что ждал их с 7:25. Преданные молчали, не зная, что и ответить. Они принесли свои извинения и вручили ему книги Прабхупады. Г-н Десаи был немногословен и вскоре попросил у преданных разрешения вернуться к своим делам. Когда преданные вернулись, Прабхупада стал горячо расспрашивать их, чем закончилась встреча. Услышав, что они опоздали, он очень расстроился. — Очень плохо, — сказал он и заметил, что Морарджи Десаи известен своей пунктуальностью. Из-за своей халатности они упустили замечательную возможность. Когда преданные объяснили, что опоздали по вине г-на Раджды, Прабхупада попросил их рассказать подробнее. Преданные сказали, что главное, что интересовало Морарджи Десаи, это почему они опоздали. — Вы сказали, что опоздали из-за Ратана Сингха Раджды? — спросил Прабхупада. Гирираджа и Тамала-Кришна покачали головами. Прабхупада сморщился: — Почему же вы не сказали, что это из-за него, что вы приехали вовремя, а он вас задержал? Я знаю, вы думаете, что он наш друг, и не хотели в присутствии премьер-министра его подводить, но теперь все испорчено. Стыдясь собственной глупости, преданные молча сидели перед Прабхупадой. С минуту Шрила Прабхупада размышлял. — Так или иначе, — сказал он, — эти люди никогда не изменят своих взглядов.
Временами Шрила Прабхупада заводил речь о том, чтобы поехать в какое-нибудь более благоприятное для здоровья место. Был май, и в Бомбее стояла нестерпимая жара. Приближался сезон дождей. Он хотел поехать в Кашмир, воздух и вода которого славились своими целебными свойствами, но преданным никак не удавалось найти там для него подходящее жилье, да и погода была еще слишком прохладная. Но однажды к нему пришел Шриман Нараян, бывший губернатор Гуджарата. — Вам необходимо позаботиться о своем здоровье, — сказал он. — Я надеюсь, сейчас вы чувствуете себя лучше. — Что вы, машина-то старая, — засмеялся Прабхупада. — Чем больше ее лечишь, тем хуже она работает. Но работу я не прекращаю. Работа не останавливается. Мое главное дело — писать книги, и его я не брошу никогда. В комнате было еще несколько гостей-индийцев, и они стали рекомендовать Прабхупаде места со здоровым климатом: Шринагар, Кашмир, Дехрадун, Масаури, Шимла, Хардвар. — Да, вода в Хардваре хорошая, — сказал Шриман Нараян, — но еще лучше она в Хришикеше, где течет Ганга. Если город стоит на берегу Ганги, значит, вода там отличная. Чистая вода Ганги. Шрила Прабхупада отнесся к этим предложениям серьезно и повернулся к своим ученикам. — Да, тогда мы едем в Хришикеш. В это время года там очень хорошо. Собираем чемоданы. Так выбор пал на Хришикеш, и Прабхупада решил уехать из Бомбея через неделю. ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ
«Свое дело я сделал»
Первая неделя в Хришикеше выдалась совершенно идиллической и неземной: погода стояла изумительная, и появилась надежда на то, что Прабхупада скоро начнет есть и поправляться. Но на восьмую ночь налетел страшный ураган, а вместе с ним пришло и резкое ухудшение здоровья. Прабхупада сам говорил, что конец близок, и попросил немедленно отвезти его во Вриндаван, на тот случай, если Кришна захочет забрать его из этого мира. Живя в Хришикеше, преданные, да и сам Шрила Прабхупада, пребывали в прекрасном настроении. Когда они переправлялись на лодке через Гангу, Прабхупада попросил, чтобы воду для питья набирали посредине реки. Прабхупаде очень понравился домик, который предоставил ему хозяин, и иногда он даже выходил на кухню и учил преданных готовить. Слух о приезде А.Ч. Бхактиведанты Свами мгновенно облетел этот городок, населенный паломниками и туристами, и Прабхупада согласился давать даршаны ежедневно, с пяти до шести часов вечера. К назначенному времени комната заполнялась народом. Каждый день приходило до сорока-пятидесяти человек: хиппи, просто люди с Запада, проявляющие интерес, а также индийцы, приехавшие сюда в паломничество или проводящие в Хришикеше отпуск. Хотя голос Шрилы Прабхупады был совсем слаб, говорил он напористо и постоянно подчеркивал важность «Бхагавад-гиты». Когда какой-то американский хиппи стал задавать ему вопросы, в которых слышался скепсис, Прабхупада ответил: — Ты никогда не поймешь этого, потому что ты сумасшедший. А когда одна дама заявила, что высшей добродетелью, по ее мнению, является забота о ближнем, Прабхупада ответил: — Проявлять такое сострадание, — все равно что дуть на фурункул, надеясь тем самым его вылечить. С Прабхупадой в Хришикеше было всего несколько учеников, и поездка эта привела их в восторг. Прабхупада не просто учил их готовить, но и рассказывал при этом разные истории. Как-то он сказал, что готовить не умеет только лентяй, и в качестве примера рассказал бенгальскую притчу о двух лентяях. Жил-был царь. Однажды он решил собрать всех лентяев своего царства в богадельне и накормить их. Народу пришло много, и каждый клялся и божился: «Я — лентяй». Тогда царь велел своему министру поджечь богадельню, и все, кроме двух человек, выскочили из горящего дома. И один из этих двоих сказал: «Что-то спину припекает». А второй посоветовал: «А ты перевернись на другой бок». Тогда царь сказал: «Вот это настоящие лентяи. Кормите их». Однако вечером 15 мая Шрила Прабхупада не мог ни спать, ни переводить. Ураган, предвестник сезона дождей, повредил линии электропередачи и оставил Хришикеш без электричества. Поскольку вентиляторы не работали, а ставни на окнах из-за ветра пришлось закрыть, в комнате стало очень жарко и душно. В пять часов утра Шрила Прабхупада позвал Тамала-Кришну Госвами и сказал, что чувствует слабость, и целый час Тамала-Кришна делал Прабхупаде массаж. Ветер не стих даже под утро и по-прежнему нес с собою песок. Ураган продолжался и на следующую ночь, и света опять не было. Тамала-Кришна спросил Прабхупаду, почему у него так отекли руки и ноги, и тот раздраженно ответил: — Что ты беспокоишься? Это мое тело, а я и то не волнуюсь. Но затем добавил: — С материальной точки зрения, это не предвещает ничего хорошего. Продумай, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы передать все дела Джи-би-си. Я хочу, чтобы без меня все шло своим чередом. Составь завещание, а я его подпишу. Теперь он напрямую говорил о том, на что раньше лишь намекал. В половине второго ночи Прабхупада неожиданно позвонил в колокольчик. На зов его пришли Тамала-Кришна и Кширачора-гопинатха. Лежа под москитной сеткой, Прабхупада произнес: — Как я уже говорил, симптомы не предвещают ничего хорошего. Я хочу немедленно уехать во Вриндаван. Если мне пришло время умирать, то пусть это произойдет во Вриндаване. Поскольку он хотел уехать тотчас же, преданные всю ночь паковали вещи и готовились к отъезду. Билеты на поезд заказать не удалось, поэтому решили ехать на машине. Шрила Прабхупада ехал на заднем сиденье маленького «амбассадора», и время от времени ложился на бок. У его стоп на полу сидел Упендра. Тамала Кришна ехал впереди, рядом с Дамодара-Пандитом, опытным водителем, который вел машину быстро, но с величайшей осторожностью. Дамодара-Пандит часто смотрел в зеркало заднего обзора и всегда встречал внимательный взгляд своего духовного учителя. Заметив на дороге продавца огурцов, Прабхупада попросил Дамодару остановить машину. Огурцы, сказал он, хорошо утоляют жажду. Через четыре с половиной часа они достигли Дели, где остановились в центре ИСККОН в Ладжпат-Нагаре. Было очень жарко. Преданные смочили пол на крыше водой, и Шрила Прабхупада прилег там на раскладушке. К пяти часам следующего утра они были готовы выехать во Вриндаван. В делийском храме преданные принесли Прабхупаде огромный поднос с прасадом от Божеств, но он взял с него лишь чуть-чуть. — Еде конец, — сказал он. — Я столько молился Кришне о том, чтобы освободиться от необходимости есть и спать, и наконец-то это произошло! От совокупления и защиты я уже давно отказался. Теперь с материальной деятельностью покончено. Когда машина выехала за город, Тамала-Кришна заметил, что Шрила Прабхупада как будто успокоился. — Похоже, вы счастливы, что едете во Вриндаван, — сказал он. — Да, — ответил Прабхупада. — Вриндаван — мой дом, а Бомбей — моя контора. Когда они свернули с шоссе Дели–Агра, Прабхупада впервые увидел каменный указатель с надписью «Бхактиведанта Свами Марг». Вскоре они встретились с Гунарнавой, который поджидал их, сидя на мотоцикле. Радостный и возбужденный, Гунарнава помчался вперед, чтобы сообщить преданным в Кришна-Баларам-мандире, что Прабхупада уже едет. У ворот храма собралась большая группа преданных, в том числе и все дети из гурукулы, которые устроили большой киртан. Они пели и танцевали, приветствуя Прабхупаду. Четверо преданных внесли Прабхупаду на паланкине в храм, где он поклонился Божествам — Кришне и Балараме, а после церемонии арати, устроенной в его честь, произнес перед собравшимися преданными короткую речь. — Если уж умирать, — сказал он, — то лучше всего здесь. Глядя на него и слыша столь неожиданные слова, некоторые преданные заплакали. — Да, — продолжал он, — ничего нового я вам уже не скажу. Все, что я мог сказать, я сказал в своих книгах. А вы старайтесь понять то, что в них написано, и продолжайте начатое мною дело. С вами я или нет – не так важно. Кришна живет вечно, и индивидуальная душа, живое существо, тоже живет вечно, но киртир ясйя са дживати. Кто служил Господу, остается жить во веки веков. Я научил вас служить Кришне, а тот, кто живет с Кришной, будет жить вечно. Смерть этого тела не имеет никакого значения. Тело для того и предназначено, чтобы умереть. Так что служите Кришне и живите вечно. Хотя слова эти не подлежали дальнейшему обсуждению, Шрила Прабхупада продолжил беседовать с гостями, которые остались с ним в комнате после того, как преданные разошлись. Г-н Бозе, удалившийся от семейных дел, рассказал Прабхупаде, что живет теперь в Кришна-Баларам-мандире, на что Прабхупада ответил: — Тебе не подходит этот образ жизни. Но г-н Бозе выразил твердую решимость, и тогда Прабхупада добавил: — У тебя очень хорошая семья, так что надежда есть. Он стал вспоминать о том, чем занимался в Хришикеше, и рассказал, что его всемирное Движение набирает силу и что судья в Нью-Йорке принял решение в их пользу. Затем разговор зашел о привидениях, и Прабхупада вспомнил про дом Локанатхи Маллика в Калькутте, в котором жили духи. В Лакнау ему тоже приходилось жить в «доме с привидениями». — Я не боюсь духов, — сказал он. — Я «духонепробиваемый». В Англии тоже полно призраков. Как правило, они настроены враждебно, могут даже убить. Иногда можно увидеть, как они входят в уборную или сидят на колонне. Предлагая предкам пинду, можно освободить их от пребывания в телах привидений. Когда-то в Майяпуре водились призраки мусульман, но сейчас они ушли. Мы изгнали их пением «Харе Кришна». Прабхупада зажил по своему старому распорядку: утром он совершал короткую поездку на машине по Бхактиведанта Свами Маргу, наслаждаясь свежестью и прохладой утреннего воздуха и дорогой, вдоль которой росли деревья ним и кустарники (но даже такие прогулки на машине давались ему с трудом!); каждое утро, вернувшись с прогулки, он с преданностью и любовью смотрел на Кришну и Балараму, после чего садился или ложился отдыхать у себя в гостиной, а позже поднимался наверх, на открытую веранду своего дома, где стояли его письменный стол, кресло и кровать. Здесь, чтобы создать прохладу, преданные поливали полы водой. В гостиной был установлен кондиционер. Шрила Прабхупада по-прежнему был вынужден участвовать в управлении своим Движением, поэтому он попросил своего секретаря сообщать ему, как идут дела в ИСККОН. — Стань моими глазами, — велел он. Очень сильно беспокоили его мысли о незаконченном строительстве в Бомбее. — Я столько трудился, чтобы довести начатое до конца, — говорил он Тамала-Кришне. — И теперь, если Божества не будут установлены при моей жизни, это станет для меня ударом. Однако управление ИСККОН доставляло ему слишком много беспокойств, и Прабхупада сказал Тамала-Кришне: — Вы должны полностью избавить меня от управления. Но когда Тамала-Кришна заметил, что Прабхупада порой сердится, если его не извещают о положении дел в его Обществе, Прабхупада сказал, что лучше не извещать. — Считайте, что я умер, — предложил он. Тамала-Кришна понял, что отныне руководители ИСККОН должны решать все проблемы сами – так, словно Прабхупада уже покинул этот мир. Они должны снять с него этот груз ответственности, чтобы ничто не мешало ему думать о Кришне и Балараме. Прабхупада подтвердил мысли Тамала-Кришны. — Дайте мне такую возможность, — попросил он.
|