Типы инвесторов 107 страница
— Таким образом, — сказал Тамала-Кришна, — все мы можем молиться Кришна-Балараме о вашем спасении. Пусть мы незначительны, но, может быть, Они к нам прислушаются. — Нет, — сказал Прабхупада. — Все вы чистые преданные, лишенные иных мотивов. Шрила Прабхупада считал молитвы своих учеников проявлением их искренней любви; с духовной точки зрения они были совершенно уместны, но все, в конечном счете, зависит от Кришны, у Него Свой план. Прабхупада сказал, что в любом случае с ним все будет хорошо. Он рассказал историю о мудреце, который дал разные благословения разным людям. Царевича мудрец благословил на долгую жизнь, поскольку после смерти тому предстояло понести наказание за свое сладострастие, аскета мудрец благословил умереть немедленно, чтобы избавиться от тягот сурового воздержания и обрести плоды благочестия. Но когда мудреца попросили благословить чистого преданного, тот сказал, что поскольку преданный уже обрел лотосоподобные стопы Кришны, для него нет разницы между жизнью и смертью. Прабхупада лучше учеников знал, что мог бы сделать еще очень многое, останься он в этом мире, однако он хотел понять желание Кришны. Он видел явные признаки того, что жизнь его подходит к концу (по крайней мере, с точки зрения состояния его физического тела), и это само по себе указывало на то, что Кришна хочет, чтобы он вскоре покинул этот мир.
Посоветовавшись, члены Джи-би-си решили, что помимо подписания завещания, которое закрепит собственность ИСККОН за учениками Прабхупады, и переоформления на их имя всех банковских счетов, остаются вопросы, которые, пока не поздно, обязательно нужно обсудить со Шрилой Прабхупадой. На эти вопросы, — например, о том, кто в будущем будет давать посвящения ученикам, — необходимо было получить ясные и недвусмысленные ответы, иначе после ухода Шрилы Прабхупады эти вопросы станут источником всевозможных недоразумений и причиной смуты. Комитет, избранный из членов Джи-би-си, предстал перед Шрилой Прабхупадой, когда тот сидел на кровати в большой комнате на первом этаже. Говорить от имени комитета должен был Сатсварупа-дас Госвами, но он смущался и робел. Стоять перед Шрилой Прабхупадой и задавать ему вопросы о том, как поступить в случае его смерти, со стороны могло показаться бестактным. Но другого выхода не было. Шрила Прабхупада сам просил, чтобы члены Джи-би-си приехали во Вриндаван и позаботились о подобных вещах. Кроме того, ощущать себя в присутствии духовного учителя глупым и сконфуженным – абсолютно естественно для ученика, а миссия учеников Шрилы Прабхупады – продолжать его Движение – настолько серьезна, что в обсуждении столь важного вопроса неловкость совершенно неуместна. Однако Шрила Прабхупада оставался Шрилой Прабхупадой, и, несмотря на свою слабость, он, как и раньше, внушал им благоговейный трепет. Если бы вопросы ему не понравились, это было бы страшно. — Шрила Прабхупада, — сказал Сатсварупа, — остальные члены Джи-би-си попросили нас прийти к вам и задать несколько вопросов. Мы все — члены Джи-би-си первого состава, каким его создали вы. Наш первый вопрос касается секретарей Джи-би-си. Мы хотим знать, как долго они должны занимать этот пост? Медленно, глухим голосом Шрила Прабхупада проговорил: — Они должны оставаться на своем посту пожизненно. Я отобрал в Джи-би-си лучших учеников, и сменять их нельзя. Если же найдутся другие достойные кандидаты, их тоже нужно будет включить в состав Джи-би-си. Пользуясь возможностью, Шрила Прабхупада порекомендовал записать в члены Джи-би-си Васудеву, представителя с Фиджи. — Добавьте его, — сказал Прабхупада. — Но менять Джи-би-си не нужно. Сатсварупа спросил, что делать, если член Джи-би-си сам оставляет свой пост. Прабхупада ответил, что тогда Джи-би-си должен поставить на его место другого. — Наш следующий вопрос, — продолжал Сатсварупа, — касается того, как давать в будущем посвящения, особенно когда вас уже не будет с нами. Мы хотим знать, как проводить первое и второе посвящение. — Да, — сказал Шрила Прабхупада, — я порекомендую некоторых из вас. После того, как мы решим все вопросы, я порекомендую некоторых из вас исполнять обязанности ачарьи. — Это называется ачарья-ритвик? — вмешался Тамала Кришна. — Да, — кивнул Прабхупада, — ритвик. — Тогда каков статус того, кто дает посвящение? — спросил Сатсварупа. — Он гуру, — сказал Прабхупада. — Но он делает это от вашего имени, — уточнил Сатсварупа. — Да, это формальность. Поскольку в моем присутствии ученик не должен становиться гуру. Поэтому от моего имени, по моему указанию — амара агьяя гуру. Он становится настоящим гуру, но по моему указанию. — То есть, они могут считаться и вашими учениками, — сказал Сатсварупа, имея в виду тех, кто получил посвящение от имени Прабхупады у ачарьи-ритвика. — Они их ученики, — ответил Шрила Прабхупада, говоря теперь о посвящениях после своего ухода. — Они являются учениками того, кто дает им посвящение. А мне они приходятся «внучатыми» учениками. Когда я скажу вам стать гуру, вы станете настоящими гуру. Вот так. И они станут учениками моего ученика. Присутствующие члены Джи-би-си остались довольны тем, что ответ Шрилы Прабхупады на этот сложный вопрос был совершенно ясен и недвусмыслен. Позднее он изберет некоторых из них и велит им действовать в качестве дикша-гуру. То, о чем он неоднократно писал в своих комментариях, теперь предстояло претворить в жизнь: его ученики сами станут гуру, и у них будут свои ученики. Затем Сатсварупа спросил Шрилу Прабхупаду о Би-би-ти: — В настоящее время без вашего просмотра и одобрения не может быть опубликован ни один перевод. Поэтому на будущее мы хотим знать, какова должна быть система издания тех переводов, которых вы, может статься, уже не увидите? — Это мы должны продумать досконально, — ответил Прабхупада. Он согласился с тем, что в будущем его ученики могут продолжать переводить книги с санскрита, однако предостерег: — Среди моих учеников, я думаю, лишь немногие смогут переводить, как следует. — Поэтому, Шрила Прабхупада, — сказал Киртанананда Свами, — мы считаем, что вы не можете оставить нас так скоро. — Я не хочу, — сказал Прабхупада, — но вынужден. Что я могу поделать? — Если вы не хотите, — сказал Киртанананда, — значит, и Кришна этого не захочет. Шрила Прабхупада стал перечислять основные качества, необходимые переводчику вайшнавской литературы, написанной на санскрите. Прежде всего, он должен быть осознавшей себя личностью. — Иначе, если просто переводить буквально, ничего не выйдет. Мои комментарии нравятся людям потому, что основаны на практическом опыте. Тот, кто не осознал себя, никогда этого не добьется. — Одного образования мало, — добавил Бхагаван. — Господь Чайтанья говорит: амара агьяя гуру — продолжал Шрила Прабхупада, — Тот, кто понимает наказ Чайтаньи Махапрабху, может стать гуру. Им может стать и тот, кто понимает указания своего гуру в парампаре. Поэтому я выберу некоторых из вас. Прабхупада несколько раз подчеркнул этот момент — он выберет тех, кто может стать гуру. И повторил: «Не нужно менять Джи-би-си. Но если есть достойный кандидат, члены Джи-би-си могут избрать его путем голосования». — Конечно, если кто-то падет, — предположил Тамала-Кришна, — как это уже бывало… — Тогда их нужно заменить, — договорил Прабхупада. — Все они должны быть идеальными ачарьями. В начале, ради того, чтобы дело двигалось, мы смотрели на это сквозь пальцы, но сейчас мы должны быть очень осторожны. Если человек отклоняется, его можно заменить. Ответы были получены, и члены Джи-би-си молча сидели перед Шрилой Прабхупадой, ожидая дальнейших указаний, но в то же время беспокоясь о том, как бы не утомить его своим присутствием. — Ну, что же, Шрила Прабхупада, — сказал, наконец, Тамала-Кришна, — группа киртана готова. Можно им войти?
Шрила Прабхупада уже продиктовал Тамала-Кришне Госвами основные пункты своего завещания. Высшим руководящим органом ИСККОН должен стать Джи-би-си. Каждое владение ИСККОН будет закреплено за тремя попечителями, которых назначит Джи-би-си. Счета Прабхупады в разных банках перейдут в собственность ИСККОН, а его бывшей жене и сыновьям будет назначена небольшая пенсия. Пока члены Джи-би-си заседали, чтобы подготовить детальный проект завещания и оформить его у юриста, у Шрилы Прабхупады произошла встреча, которая заставила его забеспокоиться о своем Обществе. К нему пришел Госвами одного из храмов Вриндавана. Гость начал восхвалять его, но во время беседы как бы невзначай спросил: — А кто будет распоряжаться собственностью после вашего ухода? Как только гость ушел, Шрила Прабхупада позвал Гопала-Кришну. Подошли также Тамала-Кришна и Бхавананда. — В Индии легко заметить скрытую тенденцию, — сообщил Шрила Прабхупада. — Скрытую тенденцию, — не понял Тамала-Кришна. — Имеет место скрытая тенденция, — повторил Прабхупада. — После моего ухода у вас захотят все отнять. — Вот те на! Это разговор с гостем натолкнул Вас на такой вывод? — спросил Тамала-Кришна. — Я давно это понял, — ответил Прабхупада. — Как вы собираетесь защищаться? Кому, как не Прабхупаде, напоминать им о житейской мудрости! — Вы приказали нам учредить имущественный трест с пожизненными членами, — начал Тамала-Кришна. — На самом деле вся Индия с завистью смотрит на наши здания. Потому что это лучшие здания. — Они завидуют нашему престижу, — сказал Шрила Прабхупада. — Нашему положению. Всему. У нас все по высшему классу.
Составляя завещание, Шрила Прабхупада хотел защитить свой ИСККОН. Он говорил, что у преданного нет ни капли корысти — он делает все только для Кришны. Однако, сохраняя свою чистоту, он не должен быть наивным. ИСККОН — разветвленная, растущая организация со своей собственностью и капиталами, которые должны полностью направляться на служение Кришне. Шрила Прабхупада призвал членов Джи-би-си не терять бдительности. Пока секретари Джи-би-си обсуждали между собой детали завещания, Шрила Прабхупада, лежа в постели, беспокоился о судьбе имущества ИСККОН. Он даже не пытался есть, а Упендре приходилось растирать ему грудь. Позднее в тот же день, окруженный мелодично поющей группой преданных, он вновь заговорил об угрозе. — Это большой заговор, — начал он. — Они очень опасны. Тамала-Кришна, знавший, о чем говорит Прабхупада, сказал: — Что нужно сделать немедленно — это переписать имущество на попечителей. — Так и нужно сделать, — согласился Шрила Прабхупада. — Очень хорошо. В том, о чем просил Прабхупада, не было ничего сверхъестественного, но подойти к этому надо было серьезно и квалифицированно. Другими словами, Шриле Прабхупаде придется все делать самому. Он не хотел больше связываться с вопросами управления, однако могли ли его ученики гарантировать ему в этот момент – момент сильнейшей тревоги – что имущество и фонды Общества будут в безопасности? Тамала-Кришна попытался успокоить духовного учителя, уверяя его в том, что Джи-би-си справится с этой задачей. — Мы перепишем всю собственность, — сказал он, — особенно здесь, в Индии. — Шрила Прабхупада, — вмешался Бхавананда Госвами, — нужно назначить попечителей. — Попечители не назначены, — проговорил Прабхупада. — Где же попечители? Я уже составил предварительный список попечителей — для книжного треста. Составьте его по тому же принципу. — Да, — кивнул Тамала-Кришна. — Предварительный список будет строиться по тому же принципу. Вы одобрите его, а потом скажете нам, кого из них вы хотели бы видеть в роли попечителей. — О, вы сами можете выбрать людей из своего состава, — сказал Прабхупада. — Зачем загружать этим меня? Когда Тамала-Кришна заметил, что самыми важными в Индии являются три места — Бомбей, Вриндаван и Майяпур, Шрила Прабхупада ответил: — Все важно, — а затем добавил: — Среди вас нет сильных людей. Вот в чем проблема. — Это факт, — признал Тамала-Кришна. — Все вы мои дети, — сказал Шрила Прабхупада, с любовью, но без чувства облегчения. — А в этом деле требуется очень сильная личность. Вот этого-то и не хватает. Я вынужден сам оговаривать каждую мелочь. Так или иначе, выбирать нам не из чего. Сядьте и изберите попечителей. Принцип я дал. Зарегистрируйте доверительное управление имуществом. Из всех вас какой-то разум есть у Рамешвары. В общем, делайте все, что от вас зависит. В противном случае, очень сильное подводное течение… Они ожидают ваших действий. Тамала-Кришна заверил Прабхупаду, что они немедленно проведут заседание: — Мы обсудим эти моменты. — Да мы уже все обсудили! — сказал Прабхупада. — Действуйте. — Я имел в виду, — уточнил Тамала-Кришна, — что мы приступаем к выполнению. — Хорошо, — сказал Прабхупада. — Не откладывайте.
В такие минуты становилось совершенно ясно: приближается день, когда детям Прабхупады придется повзрослеть и взять на себя руководство и управление созданным им Обществом, самим защищать его и расширять его границы. Может быть, для них эти встречи были последней возможностью учиться непосредственно у Прабхупады и быть рядом с ним, повторяя Святые Имена, последней возможностью пообещать ему полностью посвятить себя исполнению его желаний, связанных с будущим ИСККОН. Шрила Прабхупада, казалось, сомневался в том, что дети его воспользуются этой возможностью, но это его сомнение не обескураживало их, а наоборот, побуждало предпринимать решительные действия, чтобы доказать свою верность и умение. В тот вечер комитет Джи-би-си предоставил Шриле Прабхупаде предварительный вариант завещания, обеспечивающий защиту всей собственности ИСККОН силами конкретных попечителей. Рамешвара вслух прочитал завещание Прабхупаде, и тот сделал лишь несколько замечаний. — Теперь никто не сможет смошенничать, — сказал Рамешвара. — Да, — согласился Прабхупада, — насколько я вижу. Иногда он хранил молчание, даже в отношении очень волнующих его вопросов. Он руководил своим Джи-би-си как мог, но теперь ему больше всего хотелось принимать лекарство святого имени. Однако работа была сделана на славу, и он остался доволен. Когда члены комитета выходили из комнаты, он тихо воскликнул: — Джая будущим руководителям ИСККОН! А позднее, оставшись наедине со своими слугами, он заплакал и сказал, что теперь может спокойно уйти. Через несколько дней окончательный вариант завещания был заверен у нотариуса. Документ начинался так: «Руководящий Совет (Джи-би-си) становится верховным руководящим органом для всего Международного Общества сознания Кришны». Далее в завещании оговаривались все вопросы собственности и управления в ИСККОН. Большинство из двадцати трех членов Джи-би-си по-прежнему находились во Вриндаване, но их главная задача была выполнена. Здоровье Шрилы Прабхупады, казалось, немного улучшилось, — преданные и Прабхупада приписали это благословение постоянному киртану. Шрила Прабхупада даже съел (и успешно переварил) кое-какую жареную пищу, и снова заговорил о том, чтобы по утрам начать переводить. Члены Джи-би-си, каждого из которых в своей зоне ждали неотложные административные дела, почувствовали, что пора возвращаться домой. Кроме посменного пения в комнате Шрилы Прабхупады (как правило, два раза в день по три часа), у них не было во Вриндаване другого служения. Вдобавок к этому, стояла невыносимая, под пятьдесят градусов, жара. И когда некоторые из них выразили желание вернуться и продолжить прерванную деятельность, Прабхупада согласился с этим. Пробыв вместе неделю, они, один за другим, начали разъезжаться. В течение следующей недели почти все члены Джи-би-си уехали из Вриндавана, и Шрила Прабхупада остался там со своей небольшой свитой. Преданные из храма Кришны-Баларамы круглосуточно вели киртан. * * * Наступил июнь, во Вриндаване стояла обычная для этого времени жара. Небо, раньше ярко-голубое, с приближением сезона дождей затуманилось. С полудня до четырех часов дня земля так накалялась, что по ней невозможно было ходить босиком, и жители Вриндавана сидели дома, а делами занимались только утром или под вечер. Днем невозможно было даже есть, так как от жары пропадал аппетит. Ямуна обмелела, и ее вода, ставшая горячей, уже не приносила облегчения. Коровы ходили тощие, поскольку вся трава выгорела, и есть им было нечего. Налетавшие то и дело горячие, сухие ветры подымали над Вриндаваном тучи пыли. Мухи и комары дохли прямо на лету. Одной из немногих прелестей этого лета был аромат цветов бенгальской айвы, которая обвивала ограду садика Прабхупады и, несмотря на палящий зной, продолжала цвести. В начале июня появилась некоторая надежда на то, что Шрила Прабхупада все-таки выздоровеет. Он попросил возобновить утренние поездки на автомобиле, и, когда его снесли вниз, к машине, он сказал: «Скоро я смогу спускаться сам». Приехал его старый друг из Аллахабада, доктор Гхош, который поставил Прабхупаде диагноз: беспокойство за Движение сознания Кришны и преданных. Он велел Шриле Прабхупаде регулярно измерять кровяное давление, прописал ему множество лекарств и назначил специальные процедуры. Шрила Прабхупада согласился с диагнозом, но предписаниям следовать не стал. Он чувствовал себя лучше после массажа, который делали ему слуги. Если так пойдет и дальше, говорил Прабхупада, то уже через месяц-полтора он поправится. Но тут же подчеркивал: «Я не уеду из Вриндавана до тех пор, пока полностью не выздоровею». Однажды утром Шрила Прабхупада захотел увидеть Божества, и ученики быстро отнесли его в кресле-качалке к Кришне и Балараме. Сидя в своем кресле под деревом тамала, Прабхупада смотрел на божественных Братьев, и по щекам его струились потоки слез. — Как красиво Они одеты! — проговорил он. Созерцая Кришну и Балараму, Прабхупада светился от счастья, наслаждаясь прохладой тени дерева тамала. — Подрядчик хотел срубить это дерево, — вспомнил он, — но я не позволил. Этих деревьев осталось совсем мало. Миряне этого не знают. Шрила Прабхупада начал каждое утро спускаться к Божествам, и постепенно событие это превратилось в ежедневную храмовую церемонию, в которой принимали участие преданные ИСККОН и гости. Он сидел в кресле-качалке под деревом тамала, один из преданных вел киртан, а Прабхупада вместе с другими преданными ему подпевали. Для учеников это пение вместе с Прабхупадой во дворике его храма в Рамана-рети во Вриндаване стало сутью духовного мира. Хотя тело Прабхупады казалось больным, он оставался таким же живым, как и прежде, и каждое утро замечал, кто был на службе, а кого не было. Преданным полюбилась эта особая возможность общения с духовным учителем, когда он сидел в своем кресле-качалке и смотрел на Кришну и Балараму. Жители Вриндавана и паломники тоже собирались вокруг Прабхупады, часто принося ему пожертвования, которые складывали к его стопам. Глубоко сосредоточенный на Кришне и Балараме, Шрила Прабхупада выглядел серьезным, но в то же время простым; один из секретарей обмахивал его большой чамарой, маленькие гурукулята энергично перед ним танцевали, а паломники подходили к нему непрерывной вереницей и предлагали его стопам свои поклоны и рупии. Иногда он сидел в садике, примыкающем к его большой комнате. Один преданный построил там гипсовый фонтан в форме большого, розового лотоса, и, когда Прабхупада сидел в этой маленькой беседке, в окружении цветущей лозы, плеск воды приятно его успокаивал. Иногда через забор в сад пробиралась обезьяна, намереваясь что-нибудь украсть, и Прабхупада просил ее прогнать. Все остальное время он сидел, погруженный в молчание, лишь изредка заговаривая с одним или двумя учениками. Однажды, сидя в саду, Шрила Прабхупада вспомнил о том, какой простой, но цивилизованной была жизнь во времена его детства. Он рассказал о разных церемониях, которые соблюдала во время беременности его мать, дабы устранить опасности, связанные с рождением ребенка. Он хотел говорить об этом, хотя голос его был тих и слаб. — О детях так заботились! — вспоминал он. — А теперь эти негодяи убивают их. Самая нецивилизованная жизнь. Двуногие животные. Даже сегодня в отдаленных деревнях Индии еще можно наблюдать спокойную жизнь. У них вдоволь зерна и молока, чтобы жить, ни о чем не беспокоясь, и повторять «Харе Кришна». А они едут туда, чтобы проводить эту стерилизацию... Шрила Прабхупада имел в виду идею Индиры Ганди о принудительной стерилизации. Один из присутствующих преданных недавно приехал из Западной Бенгалии, где путешествовал на корабле по Ганге, проповедуя и распространяя в деревнях прасад. Шрила Прабхупада начал рассказывать ему, как деревенские жители пекут на открытом огне простые хлебные шарики из атты — муки грубого помола. — И на том же огне... Он называется кханди и разводится на лепешках из сухого коровьего навоза, — сказал Шрила Прабхупада. — Они ставят на него котелок и варят в нем дал. Через некоторое время вы смотрите – если разварился – очень хорошо! Затем эти шарики нужно жарить в гхи. Получается отменно. Прабхупада непринужденно говорил под тихий плеск фонтана, воркование и хлопанье крыльев голубей и зеленых попугаев. Он вспомнил гороскоп, составленный при его рождении: — Через семьдесят лет этот ребенок отправится за пределы Индии и откроет множество храмов. По собственному признанию, он поначалу не понимал, что ему действительно придется куда-то ехать, но когда, наконец, он отправился в США, у него не было даже мысли когда-нибудь возвращаться назад. Он сказал, что, если бы не приступ, случившийся с ним в Соединенных Штатах в 1967 году, то он бы не вернулся. — Значит, Кришна этого хотел, — заключил он. — Я не думал возвращаться. Поэтому я получил вид на жительство. — Вы сожалеете, что вернулись в Индию? — спросил Тамала-Кришна Госвами. — Нет, — сказал Прабхупада. — Мой план был остаться. Но у Кришны были Свои планы. Перед тем как вернуться (в 1970 году), я говорил с Дваракадхшишей (Божеством Кришны в храме ИСККОН в Лос-Анджелесе): «Я приехал сюда проповедовать. Не понимаю, зачем Ты тянешь меня обратно». Вот что было, когда я покидал Лос-Анджелес. Я был совсем не рад. Но у Него были Свои планы. — Неплохие планы, — вставил Тамала-Кришна. — Кришна сказал, — продолжал Шрила Прабхупада, — «Езжай во Вриндаван, Я дам тебе место еще лучше. Ты жил во Вриндаване в уединении, и Я попросил тебя уехать. Теперь ты должен вернуться. Но Я дам тебе место получше». И Он дал мне храм, в сотни раз лучше любого другого места. Разве не так?
На передней полосе «Таймс оф Индия» появилась статья под заголовком «Шрила Прабхупада серьезно болен». Выслушав эту статью, Шрила Прабхупада прокомментировал: — Если бы они не считали Бхактиведанту Свами важной персоной, то не напечатали бы такого. Гирираджа написал Шриле Прабхупаде, что в бомбейский храм во множестве звонят сочувствующие Движению и желают получить более подробную информацию. Через несколько дней «Таймс оф Индия» опубликовала на третьей странице отчет одного из преданных, под заголовком «Шриле Прабхупаде стало лучше». Так что же, спашивали звонившие, Шрила Прабхупада действительно «серьезно болен» или ему уже «лучше»? — Я могу жить, могу умереть, — говорил он. — В любом случае, Кришна со мной. Но затем он раскрыл секрет: — Я попросил Кришну дать мне силы продолжать до самой смерти. Солдат должен умереть в битве, на поле брани.
По просьбе Шрилы Прабхупады Тамала-Кришна сам отвечал на всю корреспонденцию, подписываясь под ней как секретарь. В одном письме он написал: В сложившихся обстоятельствах у меня нет возможности читать письма Шриле Прабхупаде, я лишь сообщаю ему о хороших новостях. Поэтому я рассказал ему о вашей успешной программе в Ратуше, а также о других ваших проповеднических программах. Письма эти имели такую же ценность, как и письма от самого Прабхупады, так как часто содержали его высказывания. Однажды вечером Шрила Прабхупада вызвал к себе всех своих санньяси, что на тот момент были во Вриндаване. Он сказал, что устал, но как отец, счастливый от того, что его дети рядом, прибавил: — Вы все должны быть со мной. Тогда мне становится легче. Однажды, сидя со Шрилой Прабхупадой, Тамала-Кришна заговорил об играх Кришны, изображенных на картине, висящей справа от обеденного столика. На картине был нарисован Кришна, обедающий со Своими друзьями-пастушками. Шрила Прабхупада взглянул на картину и, закрыв глаза, погрузился в размышление об этой лиле, а потом произнес: — Это высшее совершенство жизни. Я пришел к выводу, что все, что делается без Кришны — пустая трата времени. Что они скажут на это? Духовные эмоции Прабхупады перетекали одна в другую. Некоторым пришедшим к нему ученикам он говорил: — Мне кажется, я совершенно бесполезный человек, хотя и принимаю столько служения. Я никогда не смогу вам отплатить. Я бедняк во всех отношениях, материальном и духовном. — Шрила Прабхупада, — возразил Тамала-Кришна, — служить вам — наше единственное желание. — Я знаю, — ответил Прабхупада, — и это единственная причина, по которой я еще жив. По всему миру наше дело продолжается только благодаря вашему искреннему служению. Но бывало и так, что Прабхупада все же отчитывал какого-нибудь нерадивого ученика. Когда, одевая Прабхупаду, Упендра подал ему лунги, оказавшуюся слишком короткой, Прабхупада назвал его «глупцом и негодяем», а когда Тамала-Кришна, простудившись, однажды утром не пришел к духовному учителю, тот раскритиковал его: — Я никогда не отлынивал от своих обязанностей, чем бы ни занимался, — сказал он, — даже в бизнесе. Д-р Бозе меня за это очень ценил. Он разрешал мне подписывать чеки на суммы по сорок тысяч рупий. Я никогда не был ленив или небрежен в своих обязанностях. Я честно делал свое дело и всегда пытался довести его до совершенства. Небрежность я проявил только тогда, когда у меня появилась молодая жена. Вот тогда я запустил учебу. Но это было вызвано обстоятельствами. Потом я стал пренебрегать женой. Отец говорил, мне повезло, что я не люблю свою семью. Кришна очень часто меня спасал. Материальная жизнь переменчива. Однажды утром Шрила Прабхупада проснулся раньше обычного. — Я видел сон, — поделился он с одним из своих слуг. — Большая толпа пьяниц и поющих Святое имя. Пьяницы эти были безумны. Некоторые из них тоже начинали петь. Но они не могли прекратить драться. Они полностью потеряли рассудок. — Вы тоже там были? — спросил Тамала-Кришна. — Да, я тоже там стоял. — А из тех, кто пел, никто не становился пьяницей? — Те, кто поют Святое имя, не могут пасть, — сказал Шрила Прабхупада. — Их имена уже в списке — на возвращение домой, к Богу. Они члены семьи Кришны.
После собрания Джи-би-си во Вриндаване Сварупа-Дамодара побывал в Манипуре и в Калькутте, и теперь спешил во Вриндаван, чтобы увидеться со своим духовным учителем. Услышав о прибытии Сварупа-Дамодары, Прабхупада тотчас же попросил его позвать. Как и всегда, Шрила Прабхупада принял его с особой теплотой, уделив ему много времени и внимания. С самой первой встречи со Сварупа-Дамодарой, тогда еще Тоудамом Сингхом, доктором наук в области органической химии из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, Прабхупада с огромной заботой поддерживал свои отношения с ним. Тоудам вырос в Манипуре, но, закончив высшую школу, переехал в Штаты, чтобы продолжить свое образование в Калифорнийском Университете. Однажды внимание его привлекли преданные, поющие на улицах Лос-Анджелеса «Харе Кришна», и он пришел в храм. Познакомившись со Шрилой Прабхупадой, он ни капли не сомневался, что встретил истинного духовного лидера. Первое время Тоудам сохранял статус представителя мира эмпирической науки, и Шрила Прабхупада приглашал его на утренние прогулки по Венис Бич. Каждый день Шрила Прабхупада втягивал Тоудама в спор об источнике жизни. Желая вступить в полемику, он оглядывался по сторонам и спрашивал: — Где ученый? Заметив Тоудама, он начинал с вопроса: — Итак, что они говорят? Тоудам выдвигал предположение, что жизнь возникла случайно, путем химической эволюции, а Шрила Прабхупада разбивал этот аргумент, демонстрируя ошеломляющую логику и здравый смысл. Регулярно общаясь со Шрилой Прабхупадой и читая «Бхагавад-гиту как она есть», Тоудам постепенно начал больше склоняться к сознанию Кришны, нежели к науке, и, в конце концов, получил у Прабхупады посвящение и имя Сварупа-Дамодара-дас. С одобрения Шрилы Прабхупады, он вскоре получил степень доктора наук и пообещал служить Шриле Прабхупаде своими научными лекциями и литературными работами, развенчивающими современную атеистическую науку. Шрила Прабхупада прекрасно знал о могущественном влиянии науки на сознание людей и был готов дать бой ее безбожной пропаганде. Он знал, что «Бхагавад-гита» —наивысшая наука, и видел, насколько вопиюще предвзяты многие современные научные представления. За всем этим сложным техническим жаргоном и верой в научную методологию скрывалось элементарное невежество ученых относительно источника и смысла жизни. Сварупа-Дамодара и еще несколько преданных, имеющих ученые степени, учредили Институт Бхактиведанты и поддерживали тесный контакт с академическими кругами, чтобы утвердить научную основу сознания Кришны. Шрила Прабхупада был особенно доволен, когда на большой научной конференции Сварупа-Дамодара бросил вызов лауреату нобелевской премии, утверждавшему, что жизнь есть явление, возникающее на определенном уровне химической сложности. — Если я предоставлю вам необходимые химические элементы, — спросил его Сварупа-Дамодара, — вы сможете создать жизнь?
|