Типы инвесторов 110 страница
Затем Прабхупада использовал пример свого здоровья для другого: чтобы объяснить концепцию варнашрама-дхармы. Он сравнил брахманов с головой, кшатриев с руками, вайший с животом, а шудр с ногами. — Если все они в хорошем состоянии, значит, со здоровьем все в порядке, — сказал он. — В настоящий момент я страдаю, у меня не работает живот. Ни одной частью тела пренебрегать нельзя. Все части должны быть на месте, взаимодействовать друг с другом и быть здоровыми. Такова цель этого Движения, и долг правительства оказать нам защиту. Шрила Прабхупада упомянул, с какими трудностями недавно столкнулись преданные в Майяпуре, и попросил губернатора о содействии. — Мы непременно сделаем это, — пообещал губернатор Патвари. — Завтра я встречаюсь с премьер-министром, и мы обсудим этот вопрос. Губернатор признал, что пресса представила факты в ложном свете. Он заверил, что в Мадрасе есть все условия для религиозной деятельности и упомянул нескольких свами, которые делают хорошее дело. Об одном из них он сказал: — Он повсеместно пропагандирует «Гиту» самым замечательным образом. — Многие пропагандируют, — откровенно ответил Прабхупада. — Но если вы не против, я скажу, что всем этим людям не ведом истинный смысл «Гиты». «Бхагавад-гиту», сказал он, следует понимать как она есть, и прежде всего ее должны принять раджариши, правительственные лидеры. Губернатор вновь сказал, что было бы замечательно, если бы Прабхупада приехал в Мадрас, и тот, казалось, принял его предложение всерьез и поблагодарил губернатора. Наконец, Прабхупада попросил о содействии в получении разрешения на постоянное проживание в Индии для нескольких своих учеников. — Они никогда не сделают ничего плохого, — пообещал он. — Они никогда не будут участвовать в политике. — Я знаю, — сказал губернатор. — Знаю. — Пожалуйста, постарайтесь помочь, — попросил Прабхупада. Позднее, когда Прабхупада упомянул, что уже почти решил отправиться в Мадрас, он и его слуги начали обсуждать все за и против поездки в Мадрас и другие места на планете. Хотя сейчас без посторонней помощи он не мог переместиться даже на несколько метров, но если на то будет желание Кришны, он готов отправиться в путь. * * *
В июле 1977 года началась чатурмасья – особое для благочестивых индусов время. В это время жители Вриндавана уделяют больше времени чтению Священных писаний и посещению святых мест. В конце месяца, когда деревья и кустарники покрылись новым зеленым нарядом, во Вриндаван и в Кришна-Баларам-мандир устремились толпы паломников. Грязь и дождь не мешали их ликованию; люди облегченно вздохнули после изнурительной жары и с нетерпением ждали Джхулана-ятры — праздника, во время которого Радху и Кришну качают на качелях. Джхулана-ятра — самый большой праздник во Вриндаване, и в 1977 году он пришелся на середину августа. Местные газеты регулярно печатали сообщения о состоянии здоровья Шрилы Прабхупады. Жители Вриндавана и окрестных деревень искренне беспокоились о нем, поэтому многие из них приходили в Кришна-Баларам-мандир не только по случаю праздника, но и потому, что волновались за Шрилу Прабхупаду. Те, кто приходил в храм к 9 часам утра, могли видеть его во время утреннего даршана Божеств. Аппетита у Шрилы Прабхупады по-прежнему не было – последние шесть недель он почти ничего не ел. Он спал, принимал массаж, сидел и переводил, уже не соблюдая никакого режима. Чувствуя приближение кризиса, он разрешил преданным во всех храмах ИСККОН читать простую молитву: «О Господь Кришна, если Тебе будет угодно, исцели, пожалуйста, Шрилу Прабхупаду». Каждое утро он представал перед Божествами. В темных солнцезащитных очках, он сидел в кресле-качалке, выпрямившись и молитвенно сложив ладони, а двое слуг, — один впереди, другой сзади, — осторожно несли качалку из его комнаты в храм. Сначала они ставили кресло перед Господом Чайтаньей и Нитьянандой, потом – перед Кришной и Баларамой, а затем — перед Радхой и Шьямасундарой. После этого они выносили его на середину внутреннего дворика, под дерево тамала, и опускали кресло на черно-белый мраморный пол. Шрила Прабхупада сидел лицом к Кришне и Балараме, а преданные рассаживались вокруг него и начинали киртан. В начале киртана двое мальчиков из гурукулы вставали, подходили к нему и, подняв руки, начинали танцевать, так, что их хлопчатобумажные чадары развевались в такт танцу. Обычно Прабхупада ничего не говорил и даже не улыбался, но через некоторое время он снимал с себя гирлянды и отдавал какому-нибудь преданному, а тот надевал их на шеи танцоров. Затем выходили два других мальчика, и тогда первые надевали на них гирлянды, которые дал им Шрила Прабхупада, а сами садились на место. Танец и пение продолжались в течение получаса. Вокруг собирались гости, пришедшие в храм, и многие из них клали деньги к стопам Прабхупады, покоившимся на расшитой шелковой подушке.
Решимость Шрилы Прабхупады отправиться на Запад крепла с каждым днем. Один из астрологов сказал, что где-то в районе четвертого сентября, предварительно показавшись врачу, Шрила Прабхупада может совершить путешествие — но только с целью лечения. — Я отправлюсь на нашу ферму в Пенсильвании, — решил он, и в нем, казалось, проснулась надежда. Он не принимал заключения астрологов как бесспорные; он советовался с ними больше из любопытства. Астрология – тоже часть ведического знания, но расчеты современных астрологов зачастую весьма сомнительны. Когда из Дели приехал Абхирама, с прогнозом от очередного астролога, Шрила Прабхупада выслушал его, продолжая внимательно и безмолвно повторять на четках мантру. — Его главная мысль, Шрила Прабхупада, — сказал Абхирама, — что проблемы у вас будут еще шесть месяцев, особенно в первую неделю сентября, а затем – в некоторых числах октября и ноября. Продолжительность вашей жизни – восемьдесят два года, пять месяцев и одиннадцать дней, то есть закончиться она должна 28 февраля 1978 года. Это по времени рождения и расположению звезд. Но он определенно сказал, что по милости Кришны всё может измениться. И если вы переживете 1978 год, то он ясно видит впереди еще четыре-пять лет жизни. Когда Абхирама закончил, Шрила Прабхупада молчал несколько минут, а затем сказал: — По всем подсчетам моя жизнь закончилась. Это не важно. Если мой конец настанет сейчас, это будет славная смерть. — Но если вы будете жить, это тоже будет достойно славы, — добавил Тамала-Кришна. — Да, — согласился Шрила Прабхупада. — Посмотрим, чего хочет Кришна. Другие гороскопы тоже говорили о предстоящем неблагоприятном периоде, связанном со входом Сатурна в восьмой дом. Для Шрилы Прабхупады это был знак, что состояние его находится в самой критической своей точке. В любом случае, предначертана судьба звездами или Кришной – кто в силах ее изменить? Все в руках Кришны. Но Шрила Прабхупада по-прежнему склонялся к поездке на Запад. — Если я смогу поработать еще немного, — говорил он, — наше Общество станет гораздо сильнее. Я хочу получше укрепить фундамент ИСККОН. Однако разговоры Прабхупады о поездке совпали с ухудшением его состояния. Он стал меньше говорить. Когда Тамала-Кришна попробовал было побудить его взяться за перевод, Прабхупада ответил: — Я возьмусь за него, когда у меня будет настроение. Не пытайся меня принуждать. Сейчас мне тяжело и тревожно. Перевод не делается механически.
Паломники, собравшиеся на Джхулана-ятру, в большинстве своем были крестьянами из Раджастхана. И мужчины, и женщины были одеты в яркие, разноцветные одежды, руки и босые ноги женщин украшали тяжелые золотые и серебряные браслеты, позвякивавшие при ходьбе. В городе прибавилось нищенствующих садху. Покрытые пеплом или глиной, с ярким тилаком, они стали привычным зрелищем на улицах Вриндавана. Ямуна во многих местах разлилась, и течение ее стало таким быстрым, что мало кто отваживался в ней купаться. Каждый день тысячи посетителей приходили в Кришна-Баларам-мандир, который стал одним из самых популярных храмов Северной Индии. На вечернее арати в Кришна-Баларам-мандире собиралось столько народу, что живущие там преданные не могли даже войти в храм. Им приходилось стоять в самом конце двора, за многолюдной толпой. Мальчики из гурукулы, встречая гостей, предлагали им журнал «Обратно к Богу» на хинди, и каждый из них за вечер продавал по двести-триста экземпляров, что очень радовало Шрилу Прабхупаду.
С Запада приехали несколько учеников Шрилы Прабхупады, желая побыть с ним и надеясь оказать ему какое-нибудь скромное служение. Прабхупада сидел на постели в своей темной, прохладной комнате. Один из прибывших, Мадхудвиша, более чем на год уходил из сознания Кришны, но теперь он стоял перед Прабхупадой с обритой головой и тилакой вайшнава. — Не оставляй нас, — с чувством попросил Прабхупада. — Ты можешь стать грихастхой, но не оставляй нас. Сатсварупе Прабхупада сказал: — Мне понравился твой журнал («Назад к Богу»), особенно статья «Шрила Прабхупада свидетельствует». Шрутакирти, прибывший с Гавайев, показал Прабхупаде свечи, которые они производят и продают, чем очень его рассмешил. — У вас, жителей Запада, — сказал Прабхупада, — нет недостатка в деньгах. Но я научил вас тому, как ими распоряжаться. Более получаса Прабхупада с любовью общался с учениками. Затем Тамала-Кришна сказал преданным, что, похоже, в зависимости от того, кто окружает Прабхупаду, и какие новости ему сообщают, планы его постоянно меняются; он объявил, что Прабхупада хочет поехать на Запад. В тот же вечер Шрила Прабхупада позвал к себе «Тамалу и остальных», и преданные собрались и поднялись к нему на балкон, не зная, чего и ожидать. Шрила Прабхупада лежал в постели. — Сядьте, — попросил он. — Я просто хочу посмотреть на всех вас. Это придает мне жизненных сил. С любовью и добротой он посмотрел на рассевшихся вокруг него преданных, а воздух тем временем наполнялся ароматом ладана, что раздувал в горшке с углями Упендра, чтобы отгонять комаров. В храме началось вечернее арати, и до маленького балкона доносились звуки киртана. Один за другим собравшиеся ученики начали растирать тело Прабхупады. Шрутакирти и Сатстварупа массировали ему ноги, а Тамала-Кришна — голову. Еще один преданный обмахивал его веером. Прабхупада лежал на спине, умиротворенно закрыв глаза. — Все вы вайшнавы, — произнес он. — Будьте милостивы ко мне.
Шрила Прабхупада открыто выражал свое желание слышать только хорошие новости. Это вдохновляло его не останавливаться. Он не хотел слушать ничего другого. Днем секретарь читал ему письма, и Прабхупада позволил присутствовать при этом и другим преданным. Однажды, когда они вошли к нему в комнату, он сказал: — Если в этом мире есть хотя бы один вайшнав, он может освободить весь мир. — Вы и есть тот самый один вайшнав, Шрила Прабхупада, — сказал Сатсварупа. — Вы станьте вайшнавами, — ответил он. — Каждый из вас. Почему нет? — Мы можем попытаться, — сказал Гуру-крипа Свами. — Да, пытайтесь, — сказал Шрила Прабхупада. — Но следуйте. Не подражайте. — Сегодня у нас есть письмо о распространении книг, — прервал их Тамала-Кришна, — отчет за месяц. — Это поистине хорошие новости, — сказал Прабхупада и очень внимательно стал слушать, как Тамала-Кришна зачитывает сводку Би-би-ти. Это радовало и увлекало его. Слушая о достижениях своих учеников, время от времени он покачивал головой и улыбался. Затем он выслушал длинное письмо Гханашьямы о его триумфальном распространении книг в Восточной Европе, а письмо от Туласи-даса, который развивал фермерскую общину сознания Кришны в Южной Африке, он прокомментировал: — Когда я слушаю это письмо, грудь моя раздувается от гордости за то, что у меня есть такие ученики, и они выполняют такую работу. В другом письме преданный написал молитву, в которой говорил, что все его духовные браться молятся за Прабхупаду, и выражал надежду, что Кришна ответит на их молитвы. — Непременно, — сказал Прабхупада. — Я и живу-то только вашими молитвами. Последние шесть месяцев я ничего не ел, поэтому я, должно быть, и живу лишь за счет ваших молитв. Узнав из письма из Южной Африки, что преданные молятся за него, он сказал: — Думаю, мне придется остаться. Кришна очень добр. Он бхакта-ватсала. Столько преданных молятся, их ожидания не могут не оправдаться. Думаю, именно в этом причина моего вдохновения отправиться в путь. В таком состоянии обычно готовятся к смерти, но я собираюсь в путешествие. Не думаю, что это просто чувства. Кришна действительно присутствует в Движении сознания Кришны. Куда бы я ни поехал, посещая наши храмы, Вриндаван не покидает меня. Панчадравида Свами написал, что готов обменять свою молодость на старость Шрилы Прабхупады. — Мы одного возраста, — сказал Прабхупада. — Тело не имеет ничего общего с атмой. В мире Вайкунтхи мы одного возраста. Жизнь там всегда нова, мальчики всегда остаются молодыми — нава-яувана. Внешняя одежда не влияет на душу. Продолжая отвечать на письмо Панчадравиды, Прабхупада продиктовал: — Пусть Кришна дарует тебе долгую жизнь. Проповедуй сознание Кришны. Ты наша надежда на будущее. Преданные, которые не видели Прабхупаду вот уже несколько месяцев, теперь могли, как в старые добрые времена, сидеть с ним и слушать, как он отвечает на письма, как учит их одерживать победу в сознании Кришны. Слушая его речь, они успокаивались. Но когда они покидали его комнату, он тихо произнес: — Это мои последние дни.
Однажды, получив особенно захватывающий отчет со Шри Ланки, от Хамсадуты Свами, Тамала-Кришна решил рано утром принести его Шриле Прабхупаде. Прабхупада только что принял омовение и сидел на балкончике, готовясь в девять тридцать получить в храме даршан. На нем были две гирлянды: одна из туласи, от Кришна-Баларамы, а другая – из свежих цветов. Он облокотился на мягкий валик и слушал. В своем письме Хамсадута сообщал о диспуте, произошедшем между ними и известным в Коломбо атеистом, д-ром Ковуром. Тамала-Кришна начал читать письмо, но Прабхупада сразу же захотел услышать ответ д-ра Ковура. Тогда Тамала-Кришна достал вложенную в письмо газетную вырезку и зачитал: «Дас и Свами спросили, могут ли ученые создать из пластикового яйца курицу. Не знаю, известно ли им, но ученые создали около десяти элементов, таких как фермий, плутоний, эйнштейний…» — Негодяй, — прервал Прабхупада. — Ты только сотрясаешь воздух. Где курица, мошенник? Курица даже лучше ученого. Она каждую неделю откладывает яйцо, а ты просто мелешь, и мелешь, и мелешь чепуху, только и всего. Какой от тебя толк? Мы считаем, что никакого. Даже курица важнее тебя. Тамала-Кришна продолжал: «Мы создали более десяти элементов, которые даже Бог…» — Да кому нужно ваше создание? — снова перебил Прабхупада. — Яйца откладываются и без него! — Нет, он говорит, — Тамала-Кришна продолжил читать, — что «даже Бог не мог создать их, потому что Ему неизвестна технология их создания». — Плевать Бог хотел на твою болтовню, — ответил Прабхупада. — Не нуждается Он в твоем творении. Он и без твоего творения может сделать все. Достанется же тебе от Бога по зубам за то, что городишь несуразицу! Так ему и скажите. — Я уверен, Хамсадута это уже сказал, — ответил Тамала-Кришна. — Скоро мы прочитаем его ответ. Так или иначе, этот ученый продолжает: «Известно ли этим двум людям об успехе ученого со Шри Ланки, д-ра…» Прабхупада: Кому какое дело до этого ученого? «Лауреата Нобелевской премии за синтез аминокислот…» — Лауреат Нобелевской премии, — саркастически усмехнулся Шрила Прабхупада. — Еще один мошенник получил Нобелевскую премию. Получил от другого мошенника. Сури-сакши матта. В винной лавке свидетель — пьяница. Если в винной лавке произойдет инцидент, и владелец магазина приведет нескольких свидетелей, то какой от них толк? — все они пьяны. Как только поймут, что ты пьян, выставят за дверь. Прабхупада прерывал чтение письма почти на каждом предложении. Уже много недель преданные не видели его в таком возбуждении. Когда Тамала-Кришна прочитал ответ Хамсадуты, Прабхупада остался доволен, увидев, что ученик его прибегает практически к тем же аргументам, что и он сам. — Он выдвигает очень сильные доводы, — сказал Прабхупада. — Это проповедь!
Шрила Прабхупада пребывал в нерешительности по поводу своей поездки на Запад. Тому было две причины: формальности с паспортом и американским видом на жительство, а также неуверенность, вызванная предсказаниями астролога. Разумеется, основной причиной было здоровье, но порой он, казалось, был готов махнуть на все рукой и приказать своим слугам везти его в Лондон. Он уже послал Абхираму в Калькутту, чтобы тот решил проблемы с его документами. Срок его вида на жительство в США истек, а для продления ему требовалось лично явиться в делийское консульство. Паспорт и временная виза Прабхупады должны были быть готовы через четыре-пять дней. Один из аюрведических врачей, иногда навещавших Прабхупаду, сказал ему, что он должен подождать еще с неделю, но для того не было ничего мучительнее, чем постоянно откладывать путешествие, на которое ему с таким трудом приходилось собирать свою волю. Узнав, что консул США настаивает на собеседовании — что казалось практически неосуществимым — он не мог найти себе покоя. Пролежав несколько часов, он, наконец, позвал Тамала-Кришну и сказал: — Я хочу поехать. Сможете меня понести? Как, я не знаю, но постарайтесь, доставьте меня. Я не вижу резона оставаться здесь. Психологически я в полной готовности. Не бойтесь. Я не боюсь. Умру я здесь в храме или там — все это Вайкунтха. Тамала-Кришна попросил Шрилу Прабхупаду сначала обсудить это с несколькими из присутствующих членов Джи-би-си, но когда днем преданные собрались в комнате Прабхупады, тот сказал: — Обсуждать тут нечего. Я всё решил. Немедленно собирайтесь в дорогу. Но на этом трудности не закончились. Врач попросил Прабхупаду подождать еще неделю, да и сам Прабхупада не хотел покидать Индию без вида на жительство в США. Он послал Бхавананду в Калькутту, чтобы тот попытался получить нужные документы. Все эти нерешенные проблемы не давали Прабхупаде сделать выбор — отправляться в Англию или подождать. — Я планирую остаться в Америке, — сказал он. — Я не вернусь, пока не закончу «Бхагаватам». И кроме того, я хочу там все организовать. Американские ребята такие замечательные. Если я укреплю фундамент, Движение выдержит испытание временем. Отправляемся. Врач так и будет говорить, что нужно подождать четыре дня, пока не подействует лекарство, а затем еще немного подождать... Таков их метод.
Наконец, Абхирама сообщил из Калькутты, что паспорт Шрилы Прабхупады готов, и американское консульство в Калькутте поможет ему получить вид на жительство в США. Тамала-Кришна побежал наверх, чтобы сообщить об этом духовному учителю: — Хорошие новости! Шрила Прабхупада лежал в постели, но, услышав это известие, медленно захлопал в ладоши и сказал: — Принеси мне хорошую весть, и ты продлишь мне жизнь! Мыслями он был уже в Лондоне. — Там такие красивые Божества! — сказал он. — Радха-Лондон-ишвара — невинный мальчик, вот кто Он такой. Тамала-Кришна напомнил Шриле Прабхупада, как они заполучили эти Божества. — Да, — сказал Прабхупада, — никто не ожидал. Я было отчаялся, но Кришна сказал: «Вот Я. Забери Меня». Шрила Прабхупада вспомнил Бхактиведанта-Мэнор: — Там под окнами моей комнаты такая чудесная лужайка! Я думаю, грядут хорошие времена. Мадхудвиша вернулся, и Гаурасундара вернулся — блудный сын. Это благоприятные знаки. Голос Прабхупады, поначалу тихий и слабый, постепенно набирал силу. — От ошибок никто не застрахован, — сказал он, имея в виду падение некоторых своих учеников. — Но их можно исправить, а в будущем быть очень внимательным, чтобы их не повторить. Кришна никогда не забывает того, кто оказал Ему пусть даже небольшое служение. — Вы тоже никогда не забываете, Прабхупада, — сказал Тамала-Кришна. — Как я могу забыть? Вы помогли мне исполнить миссию Господа Чайтаньи и моего Гуру Махараджа! Я все время прошу Кришну наделить вас силой. Я незначителен. Я ничего не могу. Но я молюсь Кришне о том, чтобы Он даровал вам силу. Прабхупада вспомнил о том, чтo он думал, когда установливал Божества в Австралии: «Как эти млеччхи и яваны будут обращаться с Божеством?» Но, приехав в следующий раз, он увидел, как хорошо его ученики Им поклонялись. — Старайтесь делать все хорошо, — сказал он, — и Кришна вам поможет. Во всех своих делах я опираюсь на этот принцип. Я просто пытаюсь в меру своих способностей выполнять все, чему научил меня мой Гуру Махараджа. Шрила Прабхупада, уносимый волнами духовных эмоций, продолжал говорить, увлекая за собой своих любящих учеников. — Когда я отправляюсь в Америку, — сказал он, — особенно в Лос-Анджелес и Нью-Йорк, то чувствую себя как дома. Вспомнив Нью-Йорк, он погрузился в воспоминания о своих первых днях в Америке. — Я был словно уличный мальчишка, — рассказывал он. — Я гулял то тут, то там, рассматривая достопримечательности. Это был Нью-Йорк. Однажды утром я увидел, что все стены стали белыми. «Почему они побелели? Кто побелил их?» — подумал я. Я спустился по лестнице и увидел, что все завалено снегом. Я спустился с зонтиком и пошел под снегопадом покупать пакет молока. Тогда я жил на чердаке. Там все время было темно. Но меня это не волновало. Трудности меня не волновали. Я хотел лишь проповедовать. Иногда люди трогали меня, например, бродяги на Бауэри, но никто не был настроен враждебно. Все относились по-дружески. Даже бродяги. Когда я пытался пройти в свое здание, бездомные, которые лежали у меня на пути, вставали и пропускали меня. Я не видел разницы между друзьями и врагами. Прабхупада рассказал, в каком шоке был один из его друзей, когда услышал, что он переезжает в Бауэри. «О, Свамиджи, — сказал он, — вы переехали на Бауэри? Это жуткое место!» — Я прошел через много опасностей, — продолжал Прабхупада, — однако я никогда не думал: «Здесь опасно». Где бы я ни находился, я считал это место своим домом. Шрила Прабхупада вспоминал случайные подробности о своих первых усилиях в проповеди на Второй авеню, 26. — Я трудился изо всех сил, — сказал он. — Читал лекции в семь утра и в семь вечера. Я готовил прасад и угощал всякого, кто ко мне приходил. Помнишь, Сатсварупа? Ты приносил манго и другие фрукты. Ты каждый день приходил. Те дни прошли. Теперь я счастлив, вспоминая их. Помните того парня, Стрьядхишу? Он съедал столько чапати… Ему всегда было мало. Каждый раз, когда он просил добавки, я давал ему сразу по четыре штуки. Киртанананда, Ачьютананда. Семьдесят пять человек приходили на воскресный пир! Прабхупада вспомнил первый храм в Сан-Франциско, первый храм в Лос-Анджелесе, поездку в Сиэтл, вспомнил, как он понуждал Гаурасундару отправиться на Гавайи, как получил письмо с Гавайев от Говинда-даси, которая писала, что идет сезон манго, и как Прабхупада приехал туда, и «это был сезон крыс, и всю ночь они бегали по стропилам»… — Сознание Кришны — это новая жизнь, — сказал Шрила Прабхупада. — В этом нет сомнения. Он вернулся к предстоящему путешествию и сказал, что мог бы спать на трех стоящих в ряду сиденьях самолета. Но он предупредил преданных смотреть в оба, чтобы по приезде в Америку его не похитили. Раньше он считал, что Кришна, возможно, препятствует его поездке в Америку, чтобы оберечь его от нападок демонов, но теперь он поедет в любом случае. Прабхупада готов был покинуть Индию, но проволочки и беспокойства продолжались. Из Калькутты вернулся Балаванта, но Прабхупада вовсе не обрадовался ему и строго спросил, почему тот вернулся без Абхирамы? Балаванта сказал, что просто хотел побыть со Шрилой Прабхупадой и подумал, что Абхирама и без него справится с последними формальностями в получении вида на жительство. Прабхупада отругал Балаванту, сказав, что служить гуру куда лучше, чем просто быть с ним. Затем Тамала-Кришна поехал в Дели за билетами. Двумя днями позже узнав, что, возможно, Тамала-Кришна и другие американцы смогут покинуть Индию лишь через несколько дней, Шрила Прабхупада сказал, что готов выехать немедленно, не дожидаясь их, взяв слугой одного лишь Шрутакирти. Потом Прабхупада узнал о забастовке в лондонском аэропорту, а затем, в ночь накануне запланированного отъезда, его состояние снова ухудшилось. Многие преданные убеждали его не ехать. Но, как это ни удивительно, из Дели привезли его паспорт и билеты, и в полночь 28 августа, после шестимесячного пребывания во Вриндаване, Шрила Прабхупада и его группа на нескольких машинах выехали из главных ворот Кришна-Баларам-мандира по направлению к Дели. Когда они отъезжали, к Прабхупаде подошел его вриндаванский друг, Бисан Чандра Сетх, и принялся громко протестовать: — А если, случись что, ты оставишь тело за пределами Вриндавана? Что в этом хорошего? Прабхупада сказал г-ну Сетху, что ученики очень любят его, и потому он не может так легко отказать им в их просьбе. Но если путешествие это станет слишком трудным, он тут же вернется. Он сказал, что просто полагается на Кришну. В дороге Прабхупада лежал на матрасе на заднем сиденье своей машины. Через два часа езды по дорогам, сильно пострадавшим от наводнения, они прибыли в аэропорт Дели. Шрила Прабхупада ждал в машине. Стояло теплое раннее утро, и преданные приоткрыли двери. Бхавананда Госвами, которого только что выпустили из тюрьмы в Бенгалии, приехал как раз вовремя, чтобы успеть повидать Шрилу Прабхупаду. Он подошел к машине и приложился головой к его стопам. — Как ты? — спросил Прабхупада. Бхавананда сообщил, что в Майяпуре все налаживается. Все местные жители, включая садху, на стороне ИСККОН и против напавших на храм разбойников. Перед регистрацией Шрилу Прабхупаду перенесли в зал ожидания. Его и его группу провожали около десяти преданных. В группе Прабхупады было четыре человека: Тамала-Кришна, Упендра и Прадьюмна со своей женой Арундхати. Шрила Прабхупада сел прямо на диванчик в зале, молча перебирая в своем мешочке четки. Его руки и босые ноги, обутые в сандалии, немного опухли. Он осмотрелся и едва заметно кивнул каждому ученику в знак признания. Преданные чувствовали, что Шрила Прабхупада не хочет ни о чем говорить. Они испытывали восторг и полное удовлетворение просто от того, что они – с ним рядом. Он уже все сказал им в своих книгах и отдал им всего себя без остатка. Поэтому они пели и с любовью смотрели на него до самого последнего момента, когда он въехал на каталке в салон самолета. ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ Великий воин Кришны
Всё время продолжительного перелета Шрила Прабхупада был серьезен и молчалив. Во Вриндаване слуги еще могли как-то облегчить его тяжелое положение, но сейчас они были беспомощны. Их окружали сигаретный дым, громкая болтовня и пьяный смех. Тамала-Кришна, при всем своем желании, не знал, что сделать для Шрилы Прабхупады, о чем его спросить. Шрила Прабхупада не любил, когда его спрашивали о самочувствии. Слуги Прабхупады понимали, что не способны до конца понять мысли своего духовного учителя, да и Писания не советуют пытаться постичь мысли Вайшнава. Но они знали, что служение их — всячески помогать духовному учителю: обеспечивать тишину, омывать и одевать его, носить в храм на даршан Кришны-Баларамы. Однако сейчас они были лишены возможности делать все это. Теперь, более чем когда-либо, Шрила Прабхупада находился в руках Кришны. За несколько месяцев до этого, в Бхуванешваре, он сказал, что, несмотря на все свое желание, ученики не в силах избавить его от беспокойств, причиняемых старостью. Он привел пример: даже когда он доберется до своих роскошных апартаментов в поместье Бхактиведанты, это не значит, что там ему не придется терпеть неудобства. Однако Тамала-Кришна, будучи очень опытным и чутким к желаниям Прабхупады слугой, несколько раз подходил к своему духовному учителю и заговаривал с ним. — Шрила Прабхупада, — говорил он, — когда вы приедете в Лондон, преданные будут очень рады вам. — Да, — отвечал Шрила Прабхупада, — хорошо, что мы едем... Однако большую часть времени Шрила Прабхупада молчал и размышлял о Кришне и о том, как нести миру любовь к Кришне. Полет оказался на редкость изнурительным. В Риме рейс задержали на четыре часа, и Шриле Прабхупаде пришлось все это время ждать в зале аэропорта. Когда же, наконец, они подлетели к Лондону, первый пилот сообщил, что посадка невозможна из-за забастовки, поэтому самолет еще несколько часов кружил над городом. Наконец, спустя двадцать часов после вылета из Дели, самолет приземлился в аэропорту Хитроу. Сотрудники таможенной и иммиграционной служб, а также наземная команда авиакомпании «Бритиш Эйруэйз» позволили Шриле Прабхупаде, сидящему в кресле-каталке, быстро пройти все формальности. Вскоре его уже окружала толпа восторженных учеников, и, сев в белый «роллс-ройс», он направился в Бхактиведанта-Мэнор. Какой контраст — после мирной и духовной атмосферы Вриндавана оказаться в Лондоне с его аэропортом и ведущими в город переполненными магистралями! Но Шриле Прабхупаде не в новинку было внезапно покидать Индию, с ее климатом и духовной культурой, и лететь на Запад. Уже несколько лет он почти регулярно перемещался с Востока на Запад, с севера на юг, из одной страны в другую; он оказывался то среди снегов, то в тропиках, то в городах, то в джунглях; среди людей с белой кожей, людей с темной или желтой кожей. Он не был индуистским деревенским гуру, которого могут привести в изумление сотни несущихся по шоссе автомобилей, дымящие заводские трубы, небоскребы и люди-мясоеды, бешено гонящиеся за богатством и успехом. Шрила Прабхупада не переживал никакого «культурного шока».
|