Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 113 страница





— В положении вдовы, — засмеялся Прабхупада, и добавил:

— На самом деле, Кришна – муж всех.

Преданным, что находились с Прабхупадой, было очень трудно примириться с тем, что он настроился на скорый уход. Однажды во время киртана Упендра спросил, не хочет ли Прабхупада пить. Услышав отрицательный ответ, кто-то из преданных заплакал, поняв, что без еды и, уж тем более, без питья Прабхупада не задержится с ними надолго. Преданные старались покорно смириться с желанием своего духовного учителя и понимали, что он все больше склоняется к тому, чтобы оставить этот мир. Они приезжали, чтобы принять это, окружая его киртаном и ограждая от любых неудобств, связанных с их проблемами или запросами. Любое его желание становилось их желанием. Но мысль о его уходе была по-прежнему почти нестерпима.

Чувствуя свое бессилие, они искали утешения в философии. Рупануга сказал, что Прабхупада подобен послу иностранной державы, которого теперь отзывают назад. Джаядвайта сказал, что Прабхупада научил своих учеников тому, как нужно жить, а теперь учит их тому, как нужно умирать. Еще кто-то сказал, что в духовном мире Прабхупаду ждут друзья куда лучше. Разговаривая между собой, преданные все время подчеркивали, что сейчас самое важное — работать сообща, и обсуждали будущее ИСККОН. Однако легче им от этого не становилось.

Тем не менее, понемногу они свыклись с горькой неизбежностью. Все свидетельствовало о том, что Прабхупада окончательно решил уйти из жизни, и потому преданные чувствовали себя все более и более подавленными. В редкие светлые минуты на смену подавленности приходила торжественная грусть.

Шрила Прабхупада сказал, чтобы они попросили Нараяну Махараджу, ученика санньяса-гуру Прабхупады, рассказать им о том, как проводить обряд погребения вайшнава. Он указал также, где должна находиться его усыпальница-самадхи, и попросил, чтобы после его смерти во всех главных храмах Вриндавана устроили пир за счет ИСККОН.

Жизнь как будто текла своим чередом. Наступил октябрь, погода стояла чудесная. Мальчики из гурукулы по-прежнему ходили на занятия. В храме, как обычно, шли службы в честь Кришны-Баларамы. Только теперь перед храмом рабочие начали расчищать место для самадхи Прабхупады.

 

По прошествии нескольких дней, в течение которых Прабхупада ничего ни ел и не пил, Тамала-Кришна еще раз, на этот раз мягче, повторил свою попытку:

— Вы ничего не хотите сегодня попить?

— Позволь мне пить хари-нама амия виласу, — ответил Шрила Прабхупада.

— Джая Шрила Прабхупада! — воскликнул Хари-шаури. — Хари-нама — это сладчайший нектар.

— Ниврита-таршаир упагияманам бхаваушадхат, — процитировал Прабхупада. — Это бхаваушадха, хари-киртан.

Джаядвайта закончил стих:

— Бхаваушадхач чхотра-мано ‘бхирамат.

— Ах, — с одобрением произнес Прабхупада. — А чаранамрита — это диета. Диета и лекарство. Позвольте мне питаться этим.

Несмотря на свой пост, Шрила Прабхупада спросил, получают ли преданные прасад. В храм съехалось уже более ста преданных, и ожидалось, что прибудут еще.

— Что сейчас раздают? — спросил Прабхупада.

— Что раздают? — переспросил Тамала-Кришна. — Вы имеете в виду прасад? Вчера был экадаши, поэтому сегодня преданным раздавали овсянку с гуром и фруктовый салат из гуавы и бананов. Это то, что раздавали сегодня утром. А обед обычно очень плотный и очень хороший. Это лучший прасад из всего, что нам до сих пор доводилось пробовать в Индии. Повар, Айодхьяпати, превосходно готовит. Хотите знать, что он готовит на обед?

Прабхупада слегка кивнул.

— Он готовит алу-сабджи с соусом из дала, — рассказал Тамала Кришна, — каждый день делает бинди, очень хорошо приправленные, а также дал, роти, рис, яблочное чатни и дахи-райту.

Прабхупада спросил, кто помогает Айодхьяпати. Он не хотел, чтобы преданные нанимали поваров.

— Готовят только преданные, — сообщил Тамала-Кришна. — И готовят очень вкусно. И все — 125 преданных — садятся и принимают прасад вместе. Гости из гостиницы тоже едят вместе с нами. Все принимают прасад вместе.

— Всем нравится? — улыбнулся Прабхупада.

— Да, да! — хором подтвердили преданные, собравшиеся у его кровати.

— Это хорошо, — сказал Прабхупада.

— Вы идеальный отец, Шрила Прабхупада, — сказал один из преданных. — Вы всем нас обеспечили. Жильем, едой, всем. И вы научили нас духовному знанию.

Прабхупада снова издал низкое «Ммм», после чего сказал:

— Пойте. Все вместе, — и собравшиеся преданные с удовольствием начали киртан.

 

В комнате было темно. Единственным источником света был ночник у изголовья кровати Шрилы Прабхупады. Преданные тихонько пели, аккомпанируя себе лишь на одной паре крошечных каратал, чтобы не сбиться с ритма. Трипурари Свами растирал стопы Шрилы Прабхупады, Бхагатджи — его правую ногу, а Тамала-Кришна – левую руку. Вдруг дверь открылась, и в комнату вместе с двумя своими учениками вошел Нараяна Махараджа из Девананда-Сарасвати-Матха. Ученики Прабхупады тут же усадили его рядом с постелью, и Шрила Прабхупана заговорил, но так тихо, что Нараяне Махарадже пришлось близко наклониться к его губам. Видя, что сейчас начнется разговор, пятнадцать или двадцать преданных, сидевших в комнате, придвинулись поближе.

Шрила Прабхупада начал:

— Шрила Прабхупада (Бхактисиддханта Сарасвати) говорил, что мы должны проповедовать в Европе и Америке. Таково было его желание. Он хотел, чтобы все мы сотрудничали ради проповеди.

— Да, это так, — согласился Нараяна Махарадж.

— Я ни минуты не тратил зря, — продолжал Шрила Прабхупада. — Я пытался делать все, что от меня зависит, и в какой-то мере это принесло успех.

От сильных чувств голос Шрилы Прабхупады прерывался.

— Если трудиться сообща, — продолжал он, — то, как говорил Шри Чайтанья Махапрабху, притхивите … У санкиртаны огромные возможности. Моя жизнь подходит к концу. Я хочу, чтобы вы простили мне мои ошибки. Мои духовные братья… Когда проповедуешь, порой разгораются какие-то споры, возникает непонимание. Может быть, я совершил какие-то оскорбления. Пожалуйста, попроси их простить меня. Когда я уйду, соберитесь вместе и решите, как провести в память обо мне утсаву или праздник. Сколько мы должны? Что ты об этом думаешь?

 

— Какие бы наставления вы ни дали мне, — ответил Нараяна Махараджа, — я последую им с абсолютной искренностью. Я считаю вас своим гуру.

Нараяна Махараджа сказал, что все, что создано Шрилой Прабхупадой, необходимо защитить, и это – долг каждого. Он пообещал помогать, насколько это в его силах. Шрила Прабхупада спросил, где сейчас его духовные братья, имеющие храмы в Матхуре и Вриндаване, и Нараяна Махараджа ответил, что большинство из них в отъезде.

Что до просьбы Прабхупады о том, чтобы его духовные браться простили ему оскорбления, Нараяна Махарадж сказал:

— Все это мелочи. Если во время этой вашей всемирной проповеди и возникли какие-то мелкие недочеты и упущения, какое это имеет значение? Это нормально. Вы действовали на благо всего человечества. У вас не было личных интересов. Вы все делали во имя Бога.

 

Он посоветовал Шриле Прабхупаде не тревожиться. У него достойные ученики, которые позаботятся о Движении; поэтому сейчас Прабхупада должен «думать только о Господе».

Затем Нараяна Махараджа попросил одного из своих спутников, Шешашаи Брахмачари, спеть бхаджан «Шри-рупа-манджари-пада». Шешашайи Брахмачари сладко запел, и все погрузились в его пение. Шрила Прабхупада лежал не двигаясь. Затем Нараяна Махараджа сам спел один бхаджан, и закончил его припевом «Джая Гурудева! Джая Прабхупада!»

После небольшой паузы Нараяна Махараджа снова заговорил, на этот раз об учениках Шрилы Прабхупады.

— Скажите им, чтобы они никогда не действовали из эгоистических интересов, — попросил он. — Они должны привести вашу миссию к успеху.

Шрила Прабхупада медленно повернул голову и посмотрел на преданных, которые при этом его движении придвинулись еще ближе. Затем он медленно поднял руку, словно призывая их к вниманию, и произнес:

— Не ссорьтесь друг с другом. Я дал вам указания в книгах.

Сказав это, он опустил руку.

В комнату вошел духовный брат Прабхупады, Индупати. Заслышав его приветствие, Шрила Прабхупада повторил свою просьбу:

— Я хочу попросить у тебя прощения за все мои оскорбления. Я никого не хотел обижать, но во время проповеди приходится иногда говорить что-то такое, что может обидеть других. Простишь меня?

— Да, да, — сказал Индупати.

— Махараджа, вы не совершали никаких оскорблений! — воскликнул Нараяна Махараджа. — Мы никогда даже и не думали, что вы сделали что-то не так. Напротив, благословите нас. Мы нуждаемся в этом! Вы никогда не делали ничего плохого. А если кто-то считает ваши действия оскорбительными, он сам виноват.

Нараяна Махараджа нежно взял Шрилу Прабхупаду за правую руку и пощупал его пульс. Через минуту он сказал:

— Пульс в порядке. Вы в ясном сознании. Если по воле Господа вам суждено уйти, вы уйдете совершенным образом.

Пообещав снова вернуться, Нараяна Махарадж попросил разрешения удалиться и вместе с Индупати и своими брахмачари покинул комнату.

Ученики Шрилы Прабхупады молча отошли от кровати, не желая заводить никаких бесед, чтобы без необходимости не утомлять духовного учителя. Они были благодарны Нараяне Махарадже, но это было лишь еще одно последнее прощание. Не дав атмосфере отчаяния сгуститься, они снова повели мелодичный киртан.

 

Однажды, ранним октябрьским утром (тогда Шрила Прабхупада все еще продолжал отказываться от пищи и воды) Упендра обратился к учителю с невинной, но несколько дерзкой жалобой.

— Как вы можете отказываться пить? — спросил он.

— А что в этом плохого? — удивился Шрила Прабхупада. — Я не испытываю от этого никаких неудобств.

Упендра объяснил, что если Шрила Прабхупада не будет пить, то произойдет обезвоживание организма. Но Прабхупада ничего не ответил, и Упендра вышел из комнаты.

— Может, попьете воды? — попросил Абхирам.

Шрила Прабхупада подумал немного и сказал:

— Обсудите между собой и решите, чего вы от меня хотите.

Обсудить? Казалось, он говорит о чем-то большем, чем просто о питье воды.

— Обсудить возможность вашего выздоровления? — уточнил Абхирам.

— Я не хочу, — ответил Прабхупада.

— Вы не хотите выздоравливать, Шрила Прабхупада?

— Не хочу, — подтвердил тот, и Абхирам вышел в приемную секретаря, где сидели некоторые из членов Джи-би-си.

Он послушно доложил им о том, что только что сказал Шрила Прабхупада — Джи-Би-Си следует обсудить между собой возможность его выздоровления. Но эти слова Абхирама не были для преданных новостью. Они прекрасно знали, что Прабхупада уже не предпринимает никаких попыток бороться за жизнь. Они уже опустили руки. Шрила Прабхупада хотел уйти, «спокойно умереть». Ученики пытались вдохновить его пить, но он решительно настроился поститься до последнего часа. Согласны они или нет, это уже происходит. Поэтому слова Абхирама не повлекли за собой никаких дискуссий.

Днем Прабхупада позвал Тамала-Кришну, оторвав его от обеда. Тамала Кришна незамедлительно прибыл в комнату Прабхупады, и с ним туда вошли еще несколько членов Джи-би-си. Они приблизились к ложу Прабхупады, чтобы услышать, что он хочет сказать им.

— Если я захочу выжить, — начал он, — то, разумеется, мне нужно будет что-то сделать.

Он говорил медленно и с трудом.

— Невозможно выжить, не принимая никакой пищи. Но для меня борьба за жизнь сопряжена с такими тяготами… Поэтому я решил просто спокойно умереть.

Его голос стих. Пораженные услышанным, ученики молчали. Они сели, невидяще уставившись на Прабхупаду, лежавшего с закрытыми глазами. Иногда тот издавал звуки, вроде «ммм»… Только после нескольких минут, тянувшихся, казалось, очень долго, Тамала-Кришна собрался с духом, и спросил Прабхупаду, нужно ли продолжать петь.

К этому времени, закончив обед, в комнате уже собрались преданные и начали мелодичный киртан. Тамала-Кришна наклонился к Прабхупаде и заверил учителя, что его бывшей семье будет обеспечено регулярное денежное содержание. Прабхупада это одобрил.

— Не волнуйтесь, — сказал Тамала-Кришна. — Я прослежу, чтобы все они были довольны. Им не придется ни о чем сожалеть. Вы обеспечили всех, Шрила Прабхупада.

Через несколько минут Прабхупада перенес свое внимание на Хари-шаури, который тихо плакал у его изголовья. С некоторой суровостью в голосе Прабхупада спросил:

— Почему ты хочешь, чтобы я продолжал жить?

Хари-шаури не мог говорить. Он почувствовал, что, если он попросит Прабхупаду остаться, это будет оскорблением, поскольку тот уже решил уходить. Хари-шаури не мог сдержать своих чувств, но и говорить «Останьтесь и боритесь за жизнь» не хотел. Ни он, ни кто другой не хотели, чтобы Прабхупада уходил. Тамала-Кришна почему-то не уловил смысла последнего высказывания Прабхупады, обращенного к Хари-шаури, поэтому он наклонился к Прабхупаде и полувопросительно произнес:

— Они хотят, чтобы вы продолжали жить?

— Если я сам хочу умереть, — проговорил Шрила Прабхупада, — то это очень спокойная смерть. Пойте дальше.

Когда киртан возобновился, Тамала-Кришна попросил разрешения удалиться. Прабхупада спросил, почему он хочет уйти, и Тамала-Кришна ответил, что хотел бы кое-что обсудить.

— Обсудить, — произнес Шрила Прабхупада. — Они хотят, чтобы я остался, а я хочу спокойно умереть. Я не могу творить чудеса. Чтобы жить, необходимо поддерживать физическое тело. Но как оно может существовать без пищи? Это фанатизм.

— Все в руках Кришны, — сказал Тамала-Кришна.

Глаза Шрилы Прабхупады были закрыты, но тут он вдруг открыл их и сказал:

— Кришна хочет, чтобы я поступил, как захочу. Выбор за мной. Кришна предоставил мне полную свободу.

Некоторых преданных его слова потрясли. Они были поражены переменой, происшедшей в нем. Но Брахмананда заговорил как смирившийся ученик.

— Не имеет значения, будете ли вы жить или умрете, Прабхупада, — сказал он. — Вы всегда будете с Кришной, а мы всегда будем с вами, потому что мы будем следовать вашим наставлениям.

— Умру ли я или останусь в живых, — сказал Прабхупада, — я всегда буду слугой Кришны. Поэтому, раз Брахмананда заверил меня, что наше Движение в любом случае будет жить, тогда мне лучше спокойно умереть.

Преданных, склонившихся над Прабхупадой, ужаснули эти едва слышные слова. Спустя несколько минут тяжелого молчания киртан возобновился. Прабхупада, казалось, отдыхал.

Через несколько минут в приемной собрались все присутствующие во Вриндаване члены Джи-би-си и старшие санньяси. Брахмананда чувствовал себя последним негодяем из-за опрометчиво сказанной фразы. Преданные еще не оправились от последних слов Прабхупады: Кришна предоставил ему свободу поступать так, как он пожелает. Эти слова были подобны удару молнии. Этими словами — «Кришна оставил выбор за мной» — Прабхупада повернул мысли преданных в другом направлении. Абхирама напомнил им: Прабхупада хотел, чтобы они обсудили вопрос об его выздоровлении – вот они и начали эту дискуссию. Но внезапная перемена в настроении Прабхупады сбила их с толку.

Тогда заговорил Киртанананда Свами, самый старший ученик Прабхупады, и речь его была ясной и логичной.

— Если Кришна предоставил Шриле Прабхупаде свободу выбирать, значит, и нам Он предоставил эту свободу. Поэтому мы должны воспользоваться ею и попросить Шрилу Прабхупаду остаться.

Один за другим преданные стали высказываться за то, чтобы попросить Шрилу Прабхупаду остаться. Да, конечно, Движение сознания Кришны будет существовать и без его физического присутствия, но оно будет уже не тем.

— К тому же, Прабхупада не закончил перевод «Шримад-Бхагаватам», — вспомнил Брахмананда.

— Да, — подхватил другой преданный, — мы должны попросить Шрилу Прабхупаду остаться еще по меньшей мере лет на пять или десять!

— Пять или десять? Мы должны попросить его остаться на сотню лет!

— Но здесь не присутствуют все Джи-би-си, чтобы принять решение.

— Ну и что?! Разве будет кто-то из Джи-би-си против того, чтобы Прабхупада остался?

Они были единодушны. Они хотели, чтобы Прабхупада остался, и они должны были высказать свое желание ему. Настроение последних нескольких дней неожиданно поменялось. Отчаяние больше не терзало их; преисполнившись оптимизма и энтузиазма, они надеялись, что теперь Шрила Прабхупада останется с ними.

— Почему мы должны считать, что у него нет никакой надежды на выздоровление? — горячился Киртанананда. — Мог же Иисус возвращать мертвых к жизни, и даже мирские йоги на это способны. Поэтому нет сомнений, что Шрила Прабхупада тоже сможет, если захочет.

Далее решительно заговорил Брахмананда:

— Мы не понимали, что Прабхупада на самом деле нужен нам! Мы должны понимать это! Мы просто не имеем права терять Прабхупаду даже на секунду!

Около половины четвертого двадцать преданных вошли в комнату Шрилы Прабхупады и столпились вокруг его кровати. Шрила Прабхупада лежал недвижно, с закрытыми глазами, но знал, что они здесь. Как представитель группы, Киртанананда Свами наклонился над кроватью Шрилы Прабхупады, но губы его задрожали, глаза наполнились слезами и, не выдержав, он заплакал, уронив голову на кровать. Шрила Прабхупада протянул руку, но не мог найти Киртанананду.

— Кто? — произнес он.

— Киртанананда, — хором ответили преданные.

Шрила Прабхупада положил руку на голову Киртанананды и нежно погладил его.

— Ммм? Итак, что же вы хотите? — спросил он.

Никто не мог ничего сказать – все ждали Киртанананду. Брахмананда гладил его по спине, пытаясь успокоить, а Тамала-Кришна вдохновлял собраться с духом и сказать что-нибудь. Наконец, после долгой эмоциональной паузы Киртанананда поднял голову. Он посмотрел на Шрилу Прабхупаду и взмолился:

— Если Кришна дал вам выбор, то не уходите! Вы нужны нам!

— Это ваше единодушное мнение? — спросил Шрила Прабхупада. — Вы обсудили?

Он поднял руку и описал ею в воздухе круг, словно указывая на собравшихся преданных.

Затем эмоционально и с воодушевлением заговорил Брахмананда Свами:

— Мы собирались вместе, Шрила Прабхупада. Мы хотим, чтобы вы остались, чтобы руководили этим Движением и закончили «Шримад-Бхагаватам». Мы говорили о том, что вам нужно остаться еще по меньшей мере лет на десять. Вы сделали только половину работы!

Шрила Прабхупада слушал очень внимательно, не делая ни единого движения, но при словах «половину работы» нахмурился и сказал:

— Нет.

Через какое-то время он произнес задумчивое «хмм». Глаза его были по-прежнему закрыты, и казалось, что он советуется с Кришной. Несколько раз он произнес «хмм». Все замерли в нерешительности, не решаясь сказать, подумать или сделать что-либо, кроме как неотрывно смотреть на Шрилу Прабхупаду. Затем, не открывая глаз, Прабхупада зевнул, обнажив свои золотые зубы.

— Ладно, — сказал он.

Наверное, никто прежде не делал выбора между жизнью и смертью столь небрежно! В ту минуту преданные вдруг осознали, что Шрила Прабхупада абсолютно независим и может сам решать, оставаться ему или уходить, а сами они настолько утратили веру, что считали его уход неизбежным, и думали, что отложить его не способен никто – даже он сам. Но сейчас он явил им свою удивительную неземную природу простым зевком — «Ладно», — как будто выбор между жизнью и смертью был для него чем-то пустяковым. Харикеша издал короткий смешок. Он смеялся так только тогда, когда Шрила Прабхупада делал что-то и впрямь сверхъестественное, необъяснимое и неподражаемое.

— Джая Прабхупада! — воскликнул он.

Прабхупада в очередной раз доказал свое непостижимое положение. Преданные нервно и неуверенно рассмеялись. Не зная, смеяться им или плакать, они снова замолчали, ожидая от Прабхупады дальнейших действий.

— Что же, дайте мне попить, — сказал он, и преданные ответили на это дружным:

— Джая Прабхупада!

Он останется. Он сам сказал это. Все почувствовали огромное облегчение.

— Слава Шриле Прабхупаде!

— Это настоящая любовь, — ответил Прабхупада.

Атмосфера изменилась. Изменился сам Шрила Прабхупада. Слуги подняли его, и на глазах у всех он выпил целый стакан виноградного сока. Теперь, вместо того, чтобы уменьшать свои силы (что он делал последние несколько дней), он вновь возвращался к жизни. Он снова лег.

— Большое спасибо, — сказал он. — Харе Кришна.

— Харе Кришна, — ответили ему преданные.

Именно этого и хотел Прабхупада. Он пробудил в них эмоции и усилил их привязанность к себе, ввергнув своих учеников в состояние духовного горя. Теперь они хотя бы приблизительно, хотя бы чуть-чуть понимали, какую боль испытывали гопи от разлуки с Кришной. Шрила Прабхупада позволил ученикам испытать высочайшие чувства преданности и показал им, что на самом деле их жизни были в его руках.

После продолжительной паузы он попросил:

— Клубника, вы привезли ее?

— Да, Шрила Прабхупада, — отозвался Тамала-Кришна, — замечательная клубника.

— Я поем немного клубники, — сказал он.

— Шрила Прабхупада, — сказал Тамала-Кришна, — в Бомбее вы дали Кришне слово, что придете к Нему в Его новый большой храм, и так и не сдержали своего обещания.

Прабхупада весело и широко улыбнулся.

— Вы назначили день открытия бомбейского храма, — сказал Брахмананда. — Первое января. Поэтому мы хотели бы пригласить вас туда, Шрила Прабхупада. Это ваш храм. Вы попросили Кришну прийти туда. Когда мы все сдались, вы продолжали сражаться.

— Да, это была славная битва, — сказал Прабхупада, улыбаясь. — Построить большой храм после такого жаркого дела — это огромный успех.

— Не думаю, что Кришна придет в этот храм, — подхватил Тамала-Кришна, — если вы сами, Шрила Прабхупада, не откроете Ему двери.

Прабхупада по-прежнему улыбался.

— Хорошо, — сказал он. — Но пение прекращать не нужно. Все должно идти своим чередом.

Обращаясь к Киртанананде, Прабхупада спросил:

— Когда будет готов дворец Киртанананды?

— В начале весны, — ответил тот, — как только немного потеплеет. У вас будет возможность немного восстановить силы, потом поехать в Бомбей на открытие храма, а уж потом вы можете открыть и ваш дворец. У нас около семидесяти пяти писем от преданных Нового Вриндавана, и все они умоляют вас приехать. Они говорят, что жизнь их оборвется, если вы не приедете.

— Дайте мне немного отдохнуть, — попросил Прабхупада, — а потом я поем клубники.

Позже в тот же день он говорил уже громче и, помимо прочего, цитировал стихи, в том числе стих из «Ишопанишад» о том, что тот, кто признает Верховную Личность Бога, может прожить сотни лет. Он сел и выпил немного овощного бульона. Потом он полчаса проговорил с Гирираджей, обсуждая с ним банковские вопросы и постоянно его переспрашивая, чтобы убедиться, что тот усвоил; не меньше разговаривал он и с Рамешварой Свами – здесь речь шла о проповеди сознания Кришны в Иране.

 

Новость о том, что Прабхупада решил жить, быстро разнеслась по всему миру. Преданные повеселели и чувствовали глубокую благодарность своему духовному учителю. Сильнее всего это ощущалось во Вриндаване, где атмосфера печали была перед тем особенно тяжела. С еще большим вдохновением они стали говорить о проповеди. Было понятно: всеми своими поступками Шрила Прабхупада наставлял учеников. Прежде преданные говорили, что Шрила Прабхупада учит их умирать, но сейчас они поняли, что он учит их жить — питаясь любовью. Он делал это, усиливая их любовь к нему.

Некоторые из преданных чувствовали, что наставление, которое давал им сейчас Шрила Прабхупада, было самым важным его наставлением — главной движущей силой во всех его действиях. В основе сознания Кришны лежит не что иное, как любовь. Шрила Прабхупада писал в своих книгах: према пум-артхо махан: «Любовь к Кришне — это высшая цель жизни». Преданный может вернуться в духовный мир только развив чистую, беспримесную любовь к Кришне. Некоторые преданные говорили, что Прабхупада оставался в материальном мире только ради того, чтобы любовь учеников стала еще сильнее и чище; чтобы дать им возможность оказывать ему сокровенное служение во Вриндаване. Другие же считали действия Шрилы Прабхупады слишком серьезными, чтобы понять их, а посему просто принимали их как ачинтью, нечто непостижимое. Но и те, кто сам был свидетелем происходящего, и те, кто знал об этом понаслышке, понимали одно — словами «это настоящая любовь» Шрила Прабхупада ответил на зов любви своих учеников.

 

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ

Последний урок

 

Несмотря на свое обещание пожить еще немного, Шрила Прабхупада говорил, что жизнь его все-таки в руках Кришны — все в Его руках! То, что у него была свобода выбора, вовсе не означало, что он абсолютно независим. Напротив, при всех обстоятельствах чистый преданный добровольно вверяет себя Кришне. В настроении гопи – величайших преданных – Господь Чайтанья Махапрабху молился: «Ты можешь грубо обнять меня или разбить мое сердце, не показываясь передо мной – что бы Ты ни делал, Ты всегда остаешься моим Господом».

Поскольку отношения между Господом и Его чистыми преданными всегда необычайно личностны, как Господь, так и Его преданные свободно выражают свои желания и волю. В Своей детской лиле Кришна иногда разбивает горшок с маслом в доме Своей матери Яшоды, а иногда позволяет ей схватить и связать Себя веревками. В любом случае, воля Господа и воля преданного находятся в вечной гармонии, хотя порой это выражается в форме любовной ссоры. Так и сейчас, даже пообещав своим преданным остаться и бросить вызов смерти, Шрила Прабхупада по-прежнему зависел от желания Кришны.

Шрила Прабхупада уже выразил свою покорность воле Кришны, в молитве, которую ученики его должны были возносить Господу: «Мой дорогой Господь Кришна, если Тебе угодно, пожалуйста, исцели Шрилу Прабхупаду». И хотя таким образом он подсказывал своим последователям, о чем можно просить Кришну, словами «если Тебе будет угодно» он напоминал им, что в конечном счете все зависит от Кришны, и просил их подчиниться Его воле. В 1967 году, в аналогичном случае, он дал своим ученикам другую молитву: «Мой учитель еще не завершил свой труд». Позже он говорил, что Кришна ответил на эту молитву, исполнив желание преданных. Сам Шрила Прабхупада отвечал на молитвы преданных, и Кришна оставил выбор за ним. Но как преданная душа, Шрила Прабхупада ждал дальнейшего развития событий, всегда оставаясь чутким к воле Кришны. Он выразил это в словах, обращенных к Киртанананде, когда тот пригласил его в Новый Вриндаван посмотреть на построенный для него дворец: «Посмотрим, в каком дворце я окажусь».

В любовных отношениях между Верховным Господом и Его чистым преданным порой возникают конфликты, и точно такой же конфликт возник сейчас между Шрилой Прабхупадой и его учениками. До того как преданные, окружив его постель, обратились к нему с отчаянной мольбой, Шрила Прабхупада видел свой долг в том, чтобы научить их искусству умирать. Это было частью его миссии, он должен был показать совершенный пример того, как преданный должен проходить через последнее в своей жизни испытание. Но сейчас ученики молили его отложить этот урок и остаться с ними на поле проповеди еще хоть сколько-нибудь. И Прабхупада согласился, доказав, что, если захочет, то может остаться жить. Однако рано или поздно ему все равно придется вернуться к прерванному уроку и на собственном примере показать, как преданному следует встречать смерть.

Отличительной чертой Прабхупады было то, что хотя в любых ситуациях он вел себя как обычный человек, при этом он всегда оставался отрешенным и трансцендентным ко всему, что творилось вокруг. На него как на чистого преданного Господа не распространялось действие закона кармы — закона воздаяния за благочестивые и греховные поступки. Не карма была причиной его рождения, и не карма будет причиной его смерти. Как говорил Шрила Рупа Госвами, «тот, чье тело, ум и речь целиком отданы преданному служению Господу Кришне, является освобожденной душой, даже если находится в материальном мире». Люди часто неправильно понимают смысл поступков чистого преданного в материальном мире, подобно тому, как, глядя на луну и плывущие мимо нее облака, человек думает, что движется сама луна. Поэтому шастры снова и снова подчеркивают, что ни в коем случае нельзя смотреть на гуру как на обыкновенного человека, подвластного закону кармы.

Однако Шрила Прабхупада, который всегда оставался трансцендентным к этому миру, показал обусловленным душам, что они тоже смогут достичь освобождения, если будут постоянно думать о Кришне и служить Ему. Тогда в момент смерти они вернутся к Кришне в Его вечную духовную обитель. Все уроки Прабхупады очень наглядны и доступны. Например, книги его — это не просто красиво изложенная философия, но руководство к действию, полное личного, глубоко прожитого опыта. Слова Шрилы Прабхупады никогда не расходились с делами, сам он всегда жил так, как учил жить других. Даже ведя семейную жизнь, он ни на минуту не забывал о проповеди и все свободное время посвящал изданию и распространению журнала «Обратно к Богу». В нищете и безвестности, он снова и снова пытался начать духовное движение и, по милости Кришны и духовного учителя, добился успеха. Играя роль простого смертного, он делом доказывал свою готовность совершать любые подвиги и идти на любой риск. На собственном примере он показал, чтo значит вести духовную жизнь, и примеру его может последовать каждый. В преклонном возрасте, один, он отправился на чужбину и пел в нью-йоркском парке мантру «Харе Кришна», стараясь привлечь молодых американцев. Поэтому каждый должен последовать его примеру и служить Кришне, невзирая ни на какие препятствия.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия