Студопедия — БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ 7 страница






существа и все сущее исходит из Него. Тот, кто понял эту истину,

посвящает себя преданному служению Господу. Такой чистый и обладающий

полным знанием преданный Господа привязан к Нему всем сердцем, и, когда

такие преданные собираются вместе, они не занимаются ничем другим, кроме

прославления трансцендентных деяний Господа. Те, кто не достиг уровня

совершенства чистых преданных, а именно те, кто познал только проявления

Господа в виде Брахмана или Параматмы, не способны понять смысл действий

совершенных преданных. Господь Сам помогает чистым преданным, вкладывая

необходимое знание в их сердца. Проявляя особую благосклонность к Своим

преданным, Он рассеивает всю тьму невежества. Философы-эмпирики и йоги

не могут себе этого представить, так как в большей или меньшей степени

полагаются на собственные способности и усилия. Как сказано в

«Катха-упанишад» (1.2.23), Господа может познать только тот, кто

заслужил Его милость, и никто другой. Господь дарует эту особую милость

только Своим чистым преданным. Итак, в этой мантре «Шри Ишопанишад» речь

идет о милости Господа, которую не способно проявить брахмаджьоти.

 

МАНТРА СЕМНАДЦАТАЯ

вайур анилам амртам

атхедам бхасмантам шарирам

ом крато смара кртам смара

крато смара кртам смара

 

вайух — жизненный воздух; анилам — стихия воздуха; амртам —

неразрушимый; атха — теперь; идам — это; бхасмантам — после того

как сгорит дотла; шарирам — тело; ом — о Господь; крато — о

наслаждающийся всеми жертвами; смара — пожалуйста, вспомни; кртам

— все, что я сделал; смара — вспомни; крато — о высший

наслаждающийся всеми жертвоприношениями; смара — вспомни же; кртам

— все, что я сделал для Тебя; смара — пожалуйста, вспомни. ПЕРЕВОД

Пусть это бренное тело сгорит дотла, пусть дыхание жизни сольется

с воздушной стихией. Теперь, мой Господь, пожалуйста, вспомни все

мои жертвы и, поскольку все в конечном счете предназначено для

Твоего наслаждения, вспомни, пожалуйста, все, что я сделал для

Тебя.

 

КОММЕНТАРИЙ

Бренное материальное тело есть ни что иное, как внешняя оболочка души. В

«Бхагавад-гите» (2.20) ясно сказано, что после смерти материального тела

живое существо не уничтожается и не утрачивает индивидуальности. Живое

существо при всех обстоятельствах сохраняет свою индивидуальность и

форму. На самом деле формы лишена материальная оболочка, потому что она

приобретает свои очертания в соответствии с формой неуничтожимой

личности. Вопреки мнению людей со скудным запасом знаний, в своем

изначальном состоянии все живые существа обладают формой. Эта мантра

подтверждает, что живое существо продолжает существовать и после

уничтожения материального тела.

В материальном мире материальная природа с удивительным мастерством

создает различные виды тел для живых существ, соответствующие их

склонностям к чувственным наслаждениям. Тому, кто хочет питаться

испражнениями, природа дает материальное тело, которое идеально

приспособлено для поедания испражнений, — тело свиньи. Тот, кто хочет

питаться плотью и кровью других живых существ, может получить тело

тигра, наделенное необходимыми для этого клыками и когтями. Человек,

однако, не создан для того, чтобы питаться мясом или испражнениями. Даже

самым примитивным из людей не приходит в голову есть экскременты. Зубы

человека хорошо приспособлены для пережевывания фруктов и овощей, но

людям даны также два клыка, позволяющие тем из них, кто находится на

низкой стадии развития, употреблять в пищу мясо.

Но, как бы то ни было, материальные тела и животных, и людей чужды

живому существу. Они меняются в зависимости от того, какое чувственное

удовольствие оно желает получать. В процессе эволюции живое существо

меняет одно тело за другим. Когда весь мир был покрыт водой, живые

существа получали тела, приспособленные для жизни в воде. Затем они

перешли в растительную форму жизни. Из растения живое существо

превращается в червя, из червя — в птицу, из птицы — в животное, а из

животного — в человека. Человек, обладающий совершенным духовным

знанием, находится на самой высокой ступени эволюционной лестницы, а

вершина развития духовного сознания описана в данной мантре: человек

должен оставить материальное тело, которому суждено обратиться в пепел,

и позволить дыханию жизни слиться с вечной воздушной стихией. Живое

существо действует в своем теле благодаря циркуляции в нем различных

потоков воздуха, которые называют прана-ваю. Йоги главным образом учатся

управлять воздушными потоками в своем теле. Таким образом душа

поднимается с уровня одного круга, по которому циркулирует жизненный

воздух, на другой, до тех пор пока не достигает брахма-рандхры, самого

высокого воздушного цикла. Достигнув его, совершенный йог обретает

способность по своему желанию перенестись на любую планету вселенной.

При этом он должен покинуть одно материальное тело и войти в другое.

Однако высшее совершенство обретает то живое существо, которое способно

раз и навсегда расстаться с материальным телом, о чем говорится в этой

мантре. Такая душа входит в духовную атмосферу, где получает тело

совершенно иного типа — духовное, не подверженное изменениям и

неподвластное смерти.

В материальном мире материальная природа заставляет живое существо

менять тело из-за его стремления к разным видам чувственных наслаждений.

Различные виды жизни, начиная от микробов и кончая существами,

обладающими совершенными материальными телами, такими, как Брахма и

полубоги, олицетворяют такого рода желания живого существа. Все живые

существа имеют материальные тела различной формы, и разумный человек

видит их единство не в разнообразии тел, а в духовной природе живых

существ. И в теле свиньи, и в теле полубога находятся одинаковые

духовные искры, являющиеся неотъемлемыми частицами Верховного Господа.

Живое существо получает различные тела в зависимости от своих

благочестивых или греховных поступков. Человеческое тело находится на

очень высокой ступени развития и обладает полностью развитым сознанием.

Согласно «Бхагавад-гите» (7.19), самый совершенный из людей после многих

и многих жизней, посвященных познанию истины, предается Господу. Процесс

познания истины достигает кульминации только тогда, когда познающий

вручает себя Верховному Господу, Васудеве. Иначе даже тот, кто постиг

свою духовную природу, вынужден будет снова пасть в материальную

атмосферу и оставаться в ней до тех пор, пока не осознает, что живые

существа являются неотъемлемыми частицами целого и никогда не смогут

сами стать целым. Более того, эта участь ожидает даже тех, кто слился с

брахмаджьоти.

Как мы уже знаем из предыдущих мантр, брахмаджьоти, исходящее из

трансцендентного тела Господа, состоит из духовных искр. У духовных

искр, наделенных развитым индивидуальным самосознанием, иногда возникает

желание удовлетворять свои чувства, и потому они попадают в материальный

мир, где, подчиняясь диктату своих чувств, становятся мнимыми господами.

Желание господствовать — это материальная болезнь живого существа,

поскольку, околдованное материальными наслаждениями, оно вынуждено

переселяться в этом мире из одного тела в другое. Слияние с брахмаджьоти

тоже не свидетельствует о зрелости знаний живого существа. Только

полностью предавшись Господу и развив в себе склонность к духовному

служению, можно достичь высшего совершенства.

В этой мантре живое существо молит дать ему возможность, покинув

материальное тело и расставшись с материальным жизненным воздухом, войти

в духовное царство Бога. Преданный молит Господа вспомнить все, что он

сделал, и все жертвы, которые он принес, пока его материальное тело не

обратилось в пепел. Он возносит эту молитву в момент смерти, памятуя обо

всех своих прошлых деяниях и сознавая свою конечную цель. Тот, кто

находится под властью материальной природы, в последний момент

вспоминает все гнусные поступки, совершенные им за время существования

его материального тела, поэтому после смерти он получает другое

материальное тело. «Бхагавад-гита» (8.6) подтверждает эту истину:

йам йам вапи смаран бхавам

тйаджатй анте калеварам

там там эваити каунтейа

сада тад-бхава-бхавитах

«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни вспомнил человек,

расставаясь с телом, этого состояния он и достигнет». Таким образом в

момент смерти ум живого существа переносит его вместе с его

наклонностями в следующую жизнь.

В отличие от примитивных животных, чей ум неразвит, умирающий человек

может помнить поступки, совершенные им при жизни, которые проплывают в

его памяти, подобно снам. Поэтому его ум даже в этот момент сохраняет

материальные желания, лишая его возможности получить духовное тело и

войти в духовное царство. Однако преданные, служа Господу, развивают в

себе любовь к Нему. И даже если преданный не вспомнит в момент смерти о

своем служении Богу, Господь не забудет о нем. Эту молитву возносят,

чтобы напомнить Господу о жертвах, принесенных преданным, но и без

такого напоминания Господь не забывает о служении Своего чистого

преданного.

В «Бхагавад-гите» (9.30–34) Господь описал близкие отношения, которые

связывают Его с преданными: «Даже если человек совершает самые дурные

поступки, но занят чистым преданным служением, его следует считать

праведником, ибо он на верном пути. Очень быстро он исправляется и

обретает умиротворение. О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой

преданный никогда не погибнет. О сын Притхи, те, кто принял Мое

покровительство, смогут достичь высшей цели, даже если они низкого

происхождения — женщины, вайшьи [торговцы] или шудры [рабочие].

Насколько же выше них стоят добродетельные брахманы, преданные и святые

цари! Поэтому, попав в преходящий, полный страданий мир, посвяти себя

преданному служению Мне. Всегда размышляй обо Мне, стань Моим преданным,

выражай Мне почтение, падая ниц предо Мной, и поклоняйся Мне. Так,

полностью погрузившись в Меня, ты, несомненно, придешь ко Мне».

Шрила Бхактивинода Тхакур так объясняет эти стихи «Гиты»: «Нужно

понимать, что преданный Кришны идет по истинному пути святых, даже если

он может показаться человеком небезупречного характера (су-дурачара).

Следует правильно понять смысл слова су-дурачара. Обусловленная душа

вынуждена выполнять две функции: она должна поддерживать свое физическое

существование и одновременно идти по пути самоосознания. Социальное

положение, умственное развитие, гигиена, аскетизм, питание и самозащита

— все это относится к поддержанию физического существования. Что же

касается долга самоосознания, то человек выполняет его, занимаясь

преданным служением Господу, что, в свою очередь, тоже связано с

деятельностью. Эти две функции необходимо выполнять одновременно, так

как обусловленная душа не может полностью перестать заботиться о теле.

Однако доля энергии, которую мы тратим на деятельность, связанную с

поддержанием тела, уменьшается пропорционально увеличению доли энергии,

расходуемой на преданное служение. Пока человек не достиг определенного

уровня преданного служения, остается возможность случайного проявления

мирских качеств, но следует отметить, что это не может продолжаться

слишком долго, так как по милости Господа он очень быстро избавится от

подобных недостатков. Поэтому путь преданного служения — единственно

верный путь. Если кто-то находится на верном пути, даже случайное

проявление мирских качеств не затормозит его продвижения к

самоосознанию».

Имперсоналисты лишены этих преимуществ преданного служения, так как

привязаны к аспекту Господа брахмаджьоти. Как говорилось в предыдущих

мантрах, имперсоналисты не могут выйти за пределы брахмаджьоти, потому

что не верят в то, что Бог — личность. Их больше интересует казуистика и

умозрительные философские построения, поэтому, как утверждается в

двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» (стих 5), их труд бесплоден.

Возможности, о которых говорится в данной мантре, можно легко обрести,

установив постоянный контакт с личностным аспектом Абсолютной Истины.

Преданное служение Господу, по существу, состоит из девяти видов

трансцендентной деятельности: 1) слушания повествований о Господе; 2)

прославления Господа; 3) памятования о Господе; 4) служения лотосным

стопам Господа; 5) поклонения Господу; 6) вознесения молитв Господу; 7)

служения Господу; 8) дружеского общения с Господом; 9) полного

самоотречения во имя Господа. Эти девять процессов преданного служения

все вместе или каждый в отдельности помогают преданному все время

находиться в контакте с Господом, поэтому в конце жизни преданному

нетрудно помнить о Господе. Применение только одного из этих методов

позволило достичь высшего совершенства многим великим преданным Господа:

1) герой «Шримад-Бхагаватам» Махараджа Парикшит достиг желанной цели,

слушая повествования о Господе; 2) Шукадева Госвами, рассказчик

«Шримад-Бхагаватам», достиг совершенства, прославляя Господа; 3) Акрура

достиг желаемого результата, вознося Господу молитвы; 4) Прахлада

Махараджа достиг желаемого результата, памятуя о Господе; 5) Притху

Махараджа достиг совершенства, поклоняясь Господу; 6) богиня процветания

Лакшми достигла совершенства, служа лотосным стопам Господа; 7) Хануман

достиг желаемой цели, непосредственно служа Господу; 8) Арджуна достиг

желаемого результата, дружа с Господом; 9) Бали Махараджа достиг

желаемой цели, пожертвовав Господу все, что имел.

Фактически, объяснение смысла этой мантры, как и всех других мантр

ведических гимнов, в сжатом виде приводится в «Веданта-сутре», а более

подробно они объясняются в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» —

зрелый плод древа ведической мудрости. В «Шримад-Бхагаватам» эта мантра

объяснена в самом начале беседы между Махараджей Парикшитом и Шукадевой

Госвами. Слушание объяснений науки о Господе и повторение услышанного

являются главными принципами преданного служения Богу, поэтому Махараджа

Парикшит выслушал весь «Бхагаватам», рассказанный Шукадевой Госвами.

Махараджа Парикшит задавал вопросы Шукадеве, поскольку тот был наиболее

выдающимся духовным учителем среди всех великих йогов и

трансценденталистов того времени.

Самый важный вопрос, заданный Махараджей Парикшитом, касался того, в чем

заключается долг человека, стоящего на пороге смерти. Шукадева Госвами

ответил:

тасмад бхарата сарватма

бхагаван ишваро харих

шротавйах киртитавйаш ча

смартавйаш чеччхатабхайам

«Каждый, кто хочет избавиться от всех страданий, должен стремиться все

время слушать повествования о Верховном Господе, помнить о Нем и

прославлять Его, повелителя всего сущего, устраняющего все трудности,

Сверхдушу всех живых существ» (Бхаг., 2.1.5).

Так называемые цивилизованные люди ночью заняты сном или сексом, а днем

стараются заработать как можно больше денег на содержание своего

семейства или ходят по магазинам. У людей не остается времени на то,

чтобы говорить о Верховном Господе или задавать вопросы о Нем. Сейчас

люди всеми способами пытаются отрицать существование Бога, в первую

очередь объявляя Его безличным, иначе говоря, лишенным способности к

чувственному восприятию. Однако в ведических произведениях, будь то

Упанишады, «Веданта-сутра», «Бхагавад-гита» или «Шримад-Бхагаватам»,

сказано, что Господь обладает способностью чувствовать и является

повелителем всех живых существ. Его славные деяния тождественны Ему

Самому. Поэтому не стоит тратить свое драгоценное время на то, чтобы

слушать или говорить о бессмысленной деятельности политиков и «великих

мира сего». Вместо этого нужно организовать свою жизнь таким образом,

чтобы каждая наша секунда была посвящена служению Богу. И «Шри

Ишопанишад» побуждает нас к такой благочестивой деятельности.

Что всплывет в памяти человека в момент смерти, когда все функции

организма будут нарушены, если он не занимался преданным служением? Как

он сможет молить всемогущего Господа вспомнить его жертвы? Жертва

подразумевает добровольный отказ от удовлетворения своих чувств.

Необходимо научиться этому искусству, занимая свои чувства преданным

служением Господу в течение всей жизни. И тогда в момент смерти мы

сможем воспользоваться плодами своего труда.

 

МАНТРА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

 

агне найа супатха райе асман

вишвани дева вайунани видван

йуйодхй асмадж джухуранам эно

бхуйиштхам те нама-уктим видхема

 

агне — о мой Господь, всесильный, как огонь; найа — веди; супатха

— праведным путем; райе — чтобы достичь Тебя; асман — нас; вишвани

— все; дева — о мой Господь; вайунани — действия; видван —

знающий; йуйодхи — милостиво устрани; асмат — с нашего; джухуранам

— все препятствия с пути; энах — все пороки; бхуйиштхам —

бесчисленные; те — Тебе; намах-уктим — слова, выражающие почтение;

видхема — я приношу. ПЕРЕВОД

О мой Господь, всесильный, как огонь, о всемогущий, я снова и

снова склоняюсь перед Тобой, припадая к Твоим лотосным стопам. О

мой Господь, веди меня верным путем, чтобы я смог достичь Тебя, и,

поскольку Ты знаешь все, что я совершил в прошлом, избавь меня от

всех последствий моих грехов, чтобы ничто не мешало моему

продвижению вперед.

 

КОММЕНТАРИЙ

Когда преданный во всем полагается на Господа и молит Его о беспричинной

милости, он может беспрепятственно продвигаться по пути, ведущему к

совершенному самоосознанию. В этой молитве, обращенной к Господу, Его

сравнивают с огнем, потому что Он способен сжечь дотла все что угодно, в

том числе и все грехи предавшейся Ему души. Как говорилось в предыдущих

мантрах, Личность Бога является истинным, или высшим, аспектом Абсолюта,

а Его безличное проявление, брахмаджьоти, — это ослепительное сияние,

скрывающее лицо Господа. Кармическая деятельность, то есть путь

самоосознания карма-канда, — низшая форма самоосознания. Как только

человек, идущий этим путем, отклоняется, пусть даже очень незначительно,

от регулирующих принципов Вед, его деятельность превращается в викарму,

то есть обращается против того, кто ее совершает. Введенное в

заблуждение живое существо совершает такие действия только ради

удовлетворения своих чувств, и таким образом они становятся препятствием

на пути самоосознания.

Самоосознания можно достичь только в человеческой форме жизни.

Существует 8 400 000 видов жизни, из которых только человек, воспитанный

в традициях брахманической культуры, имеет шанс познать Трансцендентное.

Брахманическая культура воспитывает в человеке такие качества, как

честность, владение своими чувствами, терпение, простоту, дает ему

полное знание и непоколебимую веру в Бога. Брахманическое воспитание не

сводится к тому, чтобы привить человеку гордость своим высоким

происхождением. У сына брахмана есть шанс стать брахманом, так же как у

сына высокопоставленного чиновника есть шанс добиться высокого положения

в обществе. Но преимущества, которые получает человек, родившийся в

семье брахмана, еще не делают его брахманом. Чтобы стать им, он должен

обрести качества брахмана. Если сын брахмана гордится своим

происхождением и забывает о том, что должен развивать в себе качества

истинного брахмана, он деградирует, сходя с пути самоосознания, и, таким

образом, не справляется с миссией, возложенной на него как на человека.

В «Бхагавад-гите» (6.41–42) Господь заверяет нас, что йога-бхраштам,

душам, сошедшим с пути самоосознания, в следующей жизни представляется

шанс исправиться благодаря рождению в семье благочестивых брахманов или

богатых торговцев. Человек, рождающийся в таких семьях, имеет больше

возможностей для самоосознания. Но если человек попадает под влияние

иллюзии и неправильно использует эти преимущества, то он утрачивает

благоприятные возможности, которые предоставляет ему человеческая форма

жизни, дарованная Всемогущим Господом.

Регулирующие принципы таковы, что каждый, кто следует им, поднимается с

уровня кармической деятельности на уровень трансцендентного знания.

После многих и многих жизней, посвященных изучению трансцендентной

мудрости, человек достигает совершенства и предается Господу. Таков

обычный путь. Но тот, кто предается сразу, начав преданное служение

Господу, как рекомендуется в этой мантре, перескакивает через начальные

ступени развития. Как сказано в «Бхагавад-гите» (18.66), Господь тотчас

берет такую предавшуюся Ему душу под Свое покровительство и освобождает

ее от всех последствий ее грехов. Деятельность в рамках карма-канды

сопряжена с многочисленными греховными поступками, на пути философского

развития (гьяна-канды) количество таких действий сокращается. Но в

преданном служении Господу, на пути бхакти, последствия грехов

практически сведены к нулю. Тот, кто является преданным Господа,

обретает все качества Самого Господа, не говоря уже о качествах

брахмана. Качества опытного брахмана, который имеет право совершать

жертвоприношения, сами собой развиваются в преданном, даже если он не

рожден в семье брахмана. Таково всемогущество Господа. Он может низвести

человека, рожденного в семье брахмана, до уровня собакоеда,

принадлежащего к самым низшим слоям общества, и возвысить презренного

собакоеда, если он занимается преданным служением, до уровня

квалифицированного брахмана и даже еще более высокого уровня.

Всесильный Господь находится в сердце каждого, поэтому Он может вывести

Своего искреннего преданного на истинный путь. Господь дает такие

наставления только Своим преданным, даже если они сами хотят чего-то

другого. Что касается остальных, то Господь позволяет им действовать на

свой страх и риск, но Своему преданному Господь не позволяет совершать

ошибок. В «Шримад-Бхагаватам» (11.5.42) сказано:

сва-пада-мулам бхаджатах прийасйа

тйактанйа-бхавасйа харих парешах

викарма йач чотпатитам катханчид

дхуноти сарвам хрди саннивиштах

«Господь так добр к Своему преданному, нашедшему прибежище у Его

лотосных стоп, что, даже если тот иногда запутывается в сетях викармы

(деятельности, противоречащей указаниям Вед), Господь, находящийся в

сердце преданного, сразу же исправляет его ошибку, ибо преданные очень

дороги Ему».

В этой мантре «Шри Ишопанишад» преданный молит Господа, чтобы Он очистил

его сердце. Человеку свойственно ошибаться. Обусловленная душа то и дело

совершает ошибки, и единственный способ уберечься от этих невольных

грехов — это предаться лотосным стопам Господа, чтобы Он Сам вел

обусловленную душу по жизни, помогая ей избежать всех ловушек,

расставленных на ее пути. Тех, кто безраздельно предается Ему, Господь

берет под Свое покровительство. Таким образом, просто предавшись Господу

и повинуясь Его указаниям, можно разрешить все свои проблемы. Искренний

преданный получает такие указания из двух источников: либо от святых,

духовного учителя и из священных писаний, либо от Самого Господа,

пребывающего в сердце каждого. Таким образом, преданный, постигший

ведическую мудрость, надежно защищен.

Ведическое знание трансцендентно, его невозможно получить теми

способами, которыми приобретают материальные знания. Ведические мантры

можно понять только по милости Господа и духовного учителя (йасйа деве

пара бхактир йатха деве татха гурау). Если человек нашел истинного

духовного учителя, это значит, что он обрел милость Господа. Господь

приходит к преданному в образе духовного учителя. Итак, преданным

руководят духовный учитель, ведические предписания и Сам Господь

изнутри, поэтому преданному не грозит падение в трясину материальной

иллюзии. Таким образом, преданный надежно защищен, и ему гарантировано

достижение высшего совершенства. Данная мантра только указывает на этот

процесс, а «Шримад-Бхагаватам» (1.2.17–20) описывает его более подробно:

«Слушание повествований о величии Господа и воспевание Его славы само по

себе является благочестивой деятельностью. Господь — благожелатель всех

живых существ, поэтому Он хочет, чтобы каждый слушал о Нем и прославлял

Его. Благодаря слушанию повествований о величии Господа и воспеванию Его

славы человек очищается от всего нежелательного, и его преданность

Господу становится непоколебимой. На этой стадии преданный развивает в

себе брахманические качества и полностью выходит из-под влияния низших

гун природы (страсти и невежества). Благодаря преданному служению он

обретает совершенное знание, и таким образом ему открывается путь,

ведущий к Господу, и понимание того, как идти по нему. И когда все его

сомнения рассеиваются, он становится чистым преданным Господа».

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к «Шри Ишопанишад», которая

содержит знание, приближающее человека к Кришне, Верховной Личности Бога.

 

 

БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ

 

 

 

 

ПОЛНОЕ ИЗДАНИЕ

с подлинными санскритскими текстами, русской транслитерацией, дословным и литературным переводами и подробными комментариями

 

Содержание:

 

Ученые о "Бхагавад-гите как она есть"

Предыстория "Бхагавад-гиты"

Предисловие к английскому изданию

Введение

Цепь ученической преемственности

 


 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

На поле битвы Курукшетра

 

В то время как армии противников строились в боевые порядки, Арджуна, могучий воин, смотрел на своих близких родственников, учителей и друзей, стоящих по разные стороны поля, готовых сражаться и пожертвовать своими жизнями. Переполненному печалью и сожалением Арджуне отказывают силы, ум его смущен и решимость сражаться покидает его.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

 

Обзор «Бхагавад-гиты»

 

Арджуна принимает Господа Кришну в качестве своего духовного учителя, и Кришна начинает наставлять его, объясняя основное различие между временным материальным телом и вечной душой. Господь описывает процесс переселения души, природу бескорыстного служения Всевышнему и признаки самореализованной личности.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

Карма-йога

 

Каждый должен заниматься какой-нибудь деятельностью в этом материальном мире. Однако деятельность может либо привязывать человека к этому миру, либо освобождать его. Действуя ради удовольствия Всевышнего, без эгоистических побуждений, человек может освободиться от действия закона кармы и достичь трансцендентального знания души и Всевышнего.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

 

Трансцендентальное знание

 

Трансцендентное знание — знание о душе, о Господе и об их взаимоотношениях — очищает и освобождает. Такое знание обретается в результате бескорыстного преданного служения Всевышнему (карма-йога). Господь излагает древнюю историю «Гиты», объясняет цель и значение Своих пришествий в материальный мир, а также говорит о необходимости обращения к гуру, самореализоваиному духовному учителю.

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

 

Карма-йога, деятельность в сознании Кришны

 

Внешне выполняя различные действия, однако, на самом деле отказываясь от их плодов, мудрый человек, очищенный огнем трансцендентального знания, достигает мира, отрешенности, терпения, духовного видения и блаженства.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

 

Дхьяна-йога

 

Аштанга-йога, метод механической медитации, контролирует ум и чувства и направляет все внимание на Параматму (Сверхдушу, форму Господа, пребывающую в сердце). Кульминация этого процесса есть самадхи, полное осознание Всевышнего.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия