Когда влияние гуны благости становится преобладающим, все врате тела озаряет свет знания.
КОММЕНТАРИЙ: У материального тела девять врат: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус. Когда все они освещены признаками благости, значит живое существо находится в гуне благости. В гуне благости зрение, слух и осязание воспринимают вещи такими как они есть. Человек в гуне благости становится чистым внутри и снаружи. Все врата его тела проявляют признаки счасть, что является характерной особенностью гуны благости.
лобхах праврттир арамбхахкарманам ашамах спрха раджасй этани джайантевивриддхе бхаратаршабха лобхах-жадность; праврттих-деятельность; арамбхах-стремление; карманам-в деятельности; ашамах-неподдающиеся контролю; спрха-желание; раджаси-гуны страсти; этани-все эти; джайанте-развиваются; вивриддхе-когда возрастает; бхарата-ршабха-о лучший из потомков Бхараты.
Когда возрастает влияние гуны страсти, о предводитель Бхаратов, человек обнаруживает признаки сильной привязанности, стремление к деятельности ради ее плодов, чрезмерную активность, а также неуемное вожделение и жадность.
КОММЕНТАРИЙ: Человек в гуне страсти никогда не удовлетворен достигнутым положением, но стремится подняться еще выше. Если ему понадобится дом, он обязательно захочет построить настоящий дворец /роскошный особняк/, как будто собирается жить в нем вечно. В нем также развивается сильное желание чувственных удовольствий. В этом смысле он поистине не знает пресыщения. Он хочет всегда оставаться со своей семьей в своем доме, чтобы и дальше удовлетворять свои чувства. Его желаниям и устремлениям нет конца. Таковы отличительные признаки гуны страсти.
апракашо 'праврттиш чапрамадо моха эва ча тамасй этани джайантевивриддхе куру-нандана апракашах-тьма; аправрттих-бездействие; ча-и; прамадах-безумие; мохах-иллюзия; эва-непременно; ча-также; тамаси-в гуне невежества; этани-эти; джайанте-появляются; вивриддхе-когда возникают; куру-нандана-о сын Куру.
|