Когда пять членов Панча-таттвы увидели, что любовь к Богу затопила весь мир и уничтожила в живых существах семя материального наслаждения, они преисполнились безграничной радости.
Чем сильнее дождь любви к Богу, проливаемый Панча-таттвой, тем мощнее наводнение, и постепенно оно затопит весь мир. В таком же духе Шрила Прабхупада воспитывал и своих учеников в Международном Обществе сознания Кришны. Он часто повторял эти слова Господа Чайтаньи, чтобы придать Его преданным сил. Члены Движения сознания Кришны должны быть уверены, что их чистая проповедь непременно увенчается успехом. У Прабхупады не было в этом никаких сомнений. Это подтверждалось словами шастр, словами Верховного Господа, да и личный опыт Прабхупады тоже служил тому подтверждением. А потому он писал: Наше Движение сознания Кришны было основано силами одного человека, и никто не обеспечивал нас материально, но теперь мы распоряжаемся тысячами долларов по всему миру, и Движение растет день ото дня. Так что о нехватке средств говорить не приходится. Если мы будем, невзирая на критику завистников, придерживаться наших принципов и следовать по стопам Панча-таттвы, наше Движение легко преодолеет все препятствия, чинимые так называемыми свами, санньяси, религиозными деятелями, философами и учеными, ибо оно духовно по своей сути и потому выше любых материальных соображений. Те, кто проповедует сознание Кришны, не должны бояться этих глупцов и невежд. Стихи Седьмой главы описывают, как сознание Кришны наводняет весь мир. А поток милости Господа Чайтаньи, разливаясь по всему миру, смывает все заявления о том, что европейцы и американцы не могут стать брахманами или санньяси. Ничто не сможет остановить это наводнение. Слова Кришнадаса Кавираджа умножили желание Прабхупады основать форпост своей организации на родине Господа Чайтаньи – там, откуда началось Его Движение санкиртаны. Панча-таттва явилась в Навадвипе, и, поднявшись оттуда, волна любви к Господу покатились дальше. Обычно после сезона дождей в Шридхаме Майяпуре начинается большое наводнение. Это символ того, что место рождения Господа Чайтаньи станет источником наводнения любви к Богу, которое затопит мир и поможет всем: старикам, молодым, женщинам и детям. Движение сознания Кришны, начатое Шри Чайтаньей Махапрабху, столь могущественно, что способно затопить целый мир и заинтересовать все классы общества темой любви к Богу. В Седьмой главе Ади-лилы Прабхупада нашел и множество других доказательств истинности своего Движения, основанного на принципах, изложенных в учении и явленных в деятельности Господа Чайтаньи. Кришнадаса Кавираджа говорит, что принятие Господом Чайтаньей санньясы было некоей уловкой, целью которой было освобождение отдельных слоев общества, которые, в противном случае, не выражали бы Ему почтения. В комментарии Прабхупада объясняет, что он тоже искал возможности поделиться благами сознания Кришны с как можно более широкими кругами общества – и потому, к примеру, принимал в Движение сознания Кришны женщин. «Поэтому очень важно, — писал он, — чтобы проповедник строго следовал правилам и ограничениям шастр, но при этом искал новые способы проповедовать в полную силу и освобождать падшие души». * * * Июня 1973 года Из Майяпура Прабхупада отправился в Калькутту. В письме Тамала-Кришне Госвами он писал: …Шьямасундар просит меня приехать в Лондон, чтобы встретиться с очень влиятельными людьми в новом поместье, которое подарил нам Джордж… Но прежде чем вернуться в Европу или Америку, я хочу окончательно уладить дела в Бомбее. Если вы найдете в Бомбее подходящее место, где я смогу остановиться на несколько дней, я приеду немедленно, и уже оттуда поеду в Лондон. Обдумывая свой маршрут, Прабхупада несколько дней провел в храме на Альберт-Роуд. Он принимал всех, кто к нему приходил, так что комната его часто была полна народу — перед ним, теснясь на белых простынях, сидели как местные бенгальцы, так и ученики. По вечерам он обычно отправлялся к кому-нибудь в гости, чтобы проповедовать сознание Кришны, даже если для этого по узким, запруженным людьми, улицам города нужно было проехать не один километр. Сестра Шрилы Прабхупады, Бхаватарини (которую преданные называли Пишимой), тоже заходила в калькуттский храм проведать своего любимого брата и, как обычно, для него готовила. Но однажды, поев приготовленных ею качаури, через несколько часов Прабхупада почувствовал резкую боль в животе. Он закрылся у себя в комнате и лег в постель. Его ученики не на шутку встревожились. Слуга Прабхупады, Шрутакирти, войдя к нему, обнаружил, что он корчится от боли. — Шрила Прабхупада, что с вами? — Живот, — простонал Прабхупада. — Этот качаури с кокосовой начинкой — не был как следует прожарен. Приступ продолжался всю ночь. Несколько преданных безостановочно массировали тело Прабхупады, особенно в области живота, однако каждый вздох его сопровождался стоном. Рядом стояла Пишима, но учеников Прабхупады пугало ее присутствие; они опасались, как бы она, невзирая на болезнь Прабхупады, не приготовила ему еще чего-нибудь. Прабхупада велел принести с алтаря и поставить возле его постели изображение Господа Нрисимхи, и некоторые преданные испугались, что Прабхупада может умереть. На следующее утро, видя, что болезнь не отступает, они послали за местным кавираджей (аюрведическим врачом). Старый кавираджа поставил диагноз: острая кровавая дизентерия. Он оставил лекарство, но оно не помогло. Тогда Прабхупада позвал Бхавананду и попросил приготовить для него пури с маленьким паталом (индийский овощ, похожий на небольшой кабачок) и солью. Бхавананда запротестовал: в таком состоянии для Прабхупады нет ничего хуже жареной пищи. Но Прабхупада ответил, что это — лекарство от кровавой дизентерии, которое в детстве давала ему мать. Потом он позвал сестру и попросил приготовить пури и патал ее. Через несколько часов после еды Прабхупада послал за Бхаванандой. Он чувствовал себя гораздо лучше. — Мать была права, — сказал он. От Шьямасундары пришла длинная телеграмма, в которой он расхваливал возможности для проповеди в Лондоне. Прямо в аэропорту Прабхупаду посадят в вертолет и доставят на главное место событий — самую большую Ратха-ятру из всех, что когда-либо устраивали в ИСККОН. Шествие пройдет по Пиккадилли к центру города и завершится в огромном павильоне на Трафальгарской площади. Миллионы англичан, со слов Шьямасундары, включая очень-очень важных особ, с нетерпением ждут встречи с Прабхупадой. Удалось даже договориться, что Прабхупада наставит в сознании Кришны наследного принца Чарльза, старшего сына королевы. Прабхупада понимал, что Шьямасундара кое-что приукрасил, но все равно загорелся желанием снова проповедовать в Англии. Джордж Харрисон подарил преданным большое поместье в сорока пяти минутах езды от Лондона, и в день Джанмаштами Прабхупада планировал установить там Божества Радхи и Кришны. Но даже сейчас, когда до Джанмаштами оставалось чуть больше месяца, вдохновленный приглашением Шьямасундары, Прабхупада захотел немедленно вылететь в Лондон, невзирая на то, что по-прежнему был ослаблен дизентерией. Прабхупада вызвал к себе тех секретарей Джи-би-си и санньяси, что были с ним в Калькутте, а когда ученики собрались, расположившись перед ним на полу, он, сидя в постели, спросил у них совета. Ученики единодушно заключили, что для отдыха и восстановления сил ему нужно поехать в края с мягким, благоприятным для здоровья климатом — в Лос-Анджелес или на Гавайи. Прабхупада согласился, что Гавайи — лучшее место с идеальным климатом, где его никто не побеспокоит. Но… — Я должен вернуться на Запад, — вдруг решительно заявил он, выпрямив спину, — и не на Гавайи, а в Лондон. И не отдыхать, а проповедовать! Нужно ковать железо, пока горячо. Так, кажется, говорят англичане. Только тогда железу можно придать требуемую форму. Люди Запада давно пресытились материальной жизнью. Поэтому мы хотим дать им духовное знание.
|