Когда Прабхупада стал просить у своих духовных братьев прощения, те запротестовали.
— Ты наш вечный вожак, — сказал один из них, — и ты вправе приказывать нам, вести и наказывать нас. — Простите мне все мои оскорбления, — повторял Прабхупада, — я слишком возгордился своим богатством. — Нет,— возразил Пури Махараджа, — тебе всегда была чужда гордыня. Ты начал проповедовать, и к тебе пришли богатство и успех. Но это было благословением Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Кришны. Не может быть и речи о том, что ты кого-то оскорбил или обидел. Когда Шрила Прабхупада назвал себя маха-патитой, великим грешником, Пури Махараджа запротестовал: — Ты спас миллионы людей во всем мире, поэтому об оскорблениях не может быть и речи. Тебя надо называть маха-патита-паваной (великим спасителем грешников). В том, что Прабхупада просил у своих духовных братьев прощения, ученики его увидели проявление его смирения. Но были они и озадачены. Конечно, духовные братья Прабхупады были совершенно искренни, когда говорили, что Прабхупада никому не наносил обид, и все, что он делал, он делал только ради Кришны. Но Прабхупада тоже был искренен, когда просил у них прощения. То была чудесная жемчужина его смирения — он просил прощения у всех и каждого. Если бы Прабхупада показал эту жемчужину во время проповеди, то вряд ли смог бы распространить проникнутое состраданием учение Господа Кришны по всем городам и деревням мира. Но теперь настало время ее показать. В Лондоне и здесь, во Вриндаване, Прабхупада проявлял к своим ученикам особую любовь и привязанность и никому не делал выговоров, без которых не обойтись при воспитании. Это глубочайшее смирение было свидетельством того, что Прабхупада достиг вершины духовного развития. В своих книгах Шрила Прабхупада объяснял, что мадхьяма-адхикари, преданный второго класса, различает преданных, непреданных и демонов, тогда как маха-бхагавата, преданный первого класса, во всех, кроме себя, видит слуг Бога. Однако иногда у маха-бхагаваты из сострадания к падшим душам возникает желание спуститься со своего уровня и заняться проповедью сознания Кришны. Все ученики Прабхупады читали о качествах маха-бхагаваты в Священных Писаниях и теперь видели эти качества в Прабхупаде, который называл себя великим грешником и просил у всех прощения. Шриле Прабхупаде рассказали о начинании одного из его учеников, Локанатхи Свами, который с небольшой группой преданных разъезжал на воловьей упряжке по деревням Индии, проповедуя сознание Кришны. От самого Локанатхи Шрила Прабхупада узнал, что, путешествуя таким образом, они посетили многие тиртхи, в том числе Бадарикашрам и Бхим-Капур. Услышав это, Шрила Прабхупада воспрянул духом. Он тоже загорелся желанием проехать на повозке, запряженной волами, вокруг Вриндавана. Тамала-Кришна и Бхавананда, которые в то время служили Прабхупаде и были очень близки с ним, почувствовали, что не могут разделить его желание. Они считали, что его слабое тело не выдержит дороги. Но Шрила Прабхупада рассуждал так: «Смерть во время парикрамы — славная смерть», — и просил их устроить для него эту поездку. Мнения преданных разделились. Одни говорили, что, если Прабхупада хочет отправиться на парикраму, желание его нужно немедленно исполнить, ибо это приказ духовного учителя: раз он хочет, ему нельзя отказывать. Однако врач уверял, что тело Шрилы Прабхупады не перенесет тряски. Преданные, собравшиеся у постели Шрилы Прабхупады, никак не могли прийти к единому мнению, и он это видел. Однако Локанатха, желая исполнить его просьбу, нанял воловью упряжку и подготовил ее для парикрамы. Локанатха и Хамсадута предложили совершить парикраму либо в центр Вриндавана, либо к семи главным храмам, которые построили Госвами. Но затем они вспомнили, что завтра Говардхана-пуджа, и Прабхупада может отправиться к холму Говардхана. Однако Тамала-Кришна, Бхавананда и Бхакти-чару были непреклонны и не хотели даже слышать о парикраме. — Однодневный эксперимент, — просил Прабхупада, — всего один день. Неужели вы думаете, что я умру в одночасье?
|