Антагонизм между капиталом, с одной стороны, и рабочей силой, с другой, возник вследствие того, что пренебрегли властью морали в отношениях человека к человеку.
«В сущности, отношения капитала и труда есть вопрос отношения человека к человеку, а любой вопрос отношения человека к человеку имеет нравственную природу и, как таковой, должен подлежать нравственному закону и регулироваться только им».
2. От чего зависит экономическое положение любой страны? – св.Н. Сербский отмечает три фактора: «от дождя, от здоровья и от согласия и единодушия людей» Т.е., по сути эти три фактора: природно-климатические условия, демографические характеристики населения и морально-психологические качества людей, от которых зависит согласованность их действий.
«Если засуха погубит урожай, эпидемии унесут жизни людей, а мор – скот и если к тому же между людьми не будет мира и согласия, то к чему тогда горы теорий на темы хозяйствования? Для чего тогда все хозяйственные законы и регулирующие хозяйственную жизнь уложения? Но дождь и здоровье дарует Бог в соответствии с верой, почитанием, послушанием и милосердием народа».
* Влияние на демографический кризис, прежде всего, духовно- нравственных факторов доказал современный российский ученый академик РАН И.А.Гундаров. На основе комплексного исследования с применением математического моделирования он определил, что только на 16% увеличение смертности населения России за период реформ 90-х связана с влиянием социально-экономических факторов, остальные 84% составляет влияние духовно-нравственных факторов. Тоже можно сказать и о рождаемости. Может не нужно вовсе заботиться о хозяйственной жизни? На этот вопрос св.Н.Сербский отвечает следующим образом: «Я не отрицаю забот о хозяйстве при том условии, что превыше всего стоит забота о соблюдении нравственного закона Бога, о суверенности и важности этого закона. Иначе весь опыт людей в сфере хозяйствования и товарообмена, но без соблюдения нравственных норм можно уподобить искусно выстроенному кораблю, не имеющему компаса. Подобно тому, как корабль без компаса непременно заблудится в океане, так и человеческое общество, пусть даже самым искусным образом организованное, непременно будет плутать по океану жизни, если не будет руководствоваться нравственным законом Бога.» (с.67) * Значение для экономики мотивации духовно-идейного содержания (по результатам исследований, проведенных в России за 1946-2000 гг. в т.ч С. Сулакшиным и В. Багдасаряном) § Коэффициент корреляции идейно-духовного развития и роста ВВП составил + 0,59. § Коэффициент корреляции фактора ценности труда в обществе сознания и роста ВВП составил +0,69 § Суммарные материальные факторы и рост ВВП находится в состоянии антикорреляции (-0,7) * Н.П. Гиляров-Платонов (1824-1888). формулирует основополагающие нравственные принципы экономики и хозяйственной деятельности, которые вытекают из христианского учения: 1) труд-это обязанность, а не средство поучения выгоды лишь для себя; 2)основа общественных и межличностных отношений – всеотдающая любовь (люби ближнего как самого себя); 3) человеку нужно владея своей свободой и сохраняя свою инициативу направлять всю свою энергию и силы, данные Богом на благо других людей. НО понимая, что люди далеки от святости, и будучи глубоким экономистом, он видит Задание политэкономии в описании общего направления развития и связи наиболее существенных экономических отношений, основанных на личном интересе, а назначение политической экономии в том, чтобы показать общие меры, при помощи которых государство может предотвращать постоянные и неминуемые, при господстве личного интереса, нарушения прав человека. Задача экономики и права создать условия делающие нарушение моральных принципов в экономике невыгодным, и, напротив, выгодным, этичное, социально-ответственное поведение. А, поскольку рамки формального права ограничены, необходимо воспитывать в обществе этику бизнеса, хозяйствования (аспект общественных институтов) и индивидуальную этику. Понимание важности морали в экономике в действии Внедрение в образование программ по «Этике бизнеса» на разработку подобных программ крупный бизнесмен и бывший посол США в Нидерландах Дж. Шед выделил Гарвардскому университету 20 млн. долларов. Он считал, что кандидатов с искаженными моральными устоями необходимо отсеивать уже на стадии приема в Вузы.
|